Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»
Оценка 4.8

Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»

Оценка 4.8
docx
23.11.2023
Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»
urok.docx

Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»

 

 

Задачи:

Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.

Метапредметные: умение работать по плану для достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для регуляции своей деятельности.

Предметные: формирование умений применения исторических и географических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия, военные завоевания Ассирийской державы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы работы: Коллективная, работа в парах.

 

Образовательная среда урока:

Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира». Просвещение, 2014; карта Древний Восток.        

 

Ход урока:

I.      Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня  на нашем уроке присутствуют гости. Это не должно вас отвлекать, а наоборот мобилизовать на работу.

II.  Актуализация знаний.

Игра «Чистая доска». (На доске в разном порядке написаны отгадки). 

- Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными словами. Это ответы на вопросы, которые я сейчас вам задам. Если вы даёте ответ на вопрос, то это слово будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы доска оказалась чистой»

 

1.     Евреи после странствий и скитаний

Искали плодородную долину,

Ведь Моисей, согласно всем преданьям,

Ведет их в область, названную …(Палестиной)

 

2. У этой крепости решалась их судьба,

Все это было правда, а не сон,

В едином крике завершилась та борьба,

Название этой крепости…(Иерихон)

 

3.     Есть город главный в каждом государстве,

Его столицей называют.

И таким для всех евреев  Израильского царства,

Стал город, называемый….(Иерусалим)

 

      4.В его правленье на холме построен храм,

В честь бога Яхве появился он,

Народ был благодарен мастерам,

Правителя же имя …(Соломон)

 

     5.Как разрешил Соломон спор двух женщин?

     

 

- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по странам Древнего Мира…

III.           Постановка цели и задач урока.

( Звучит музыка, появляется посланец)

Посланец: Царь Верхнего и Нижнего Египта фараон Нехо 2 отправил меня к вам с посланием. (читает послание)

Я посланец царя Верхнего и Нижнего Египта фараона Псаметиха 2

     Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!

Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной! Я, царь Верхнего и Нижнего Египта наслышан, что есть такое государство – Ассирия, столицу которого называют логовом львов и городом крови. Орудия ассирийцев сделаны из какого-то прочного металла.  Помогите узнать, где находится эта страна? Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они бесстрашные воины, а их цари – владыки вселенной? Задумал я великое дело и нуждаюсь в вашей помощи. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.

Царь Верхнего и Нижнего Египта фараон Псаметих-2

 

- Ребята, о чем нас просит фараон?

(Ответы детей)

- Давайте сформулируем тему нашего урока…(Слайд) ( Тема записывается в тетради.)

Цели (слайд)

- Таким образом, главным вопросом нашего урока будет «Почему Ассирия смогла построить великую державу, но не смогла ее сохранить?»

-Держава, Великая Держава. Ребята, как вы понимаете это слово «держава».

 (Ответы учеников)

    Держава- большое и сильное государство. (слайд). (Запись в тетради)

-Итак, Ассирия –великая держава.

- Можно ли нашу страну Россию назвать  великой державой? (Ответы учащихся). (Слайд)

-Как зовут нашего президента?

     

    - Ребята, я предлагаю изучить данную тему по такому плану: (Слайд)

(План на доске)

            1.Освоение железа.

2.Ассирийское войско.

3.Завоевания ассирийских царей.

4.Библиотека глиняных книг.

-Пункты нашего плана будут считаться учебными элементами темы урока.  Прежде чем их рассмотреть, давайте познакомимся с самим государством Ассирия, с его географическим положением.

Дома вы должны были подготовить сообщение о географическом положении Ассирии.

 

1.    Первичное усвоение новых знаний.

2.    Географическое положение Ассирии. (Слайд) (сообщения учеников)

- Итак, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. (работа по карте) (Слайд)

И первым учебным элементом нашего плана является «Освоение металла». (Запись на доске УЭ-1) (Слайд)

                 3. Работа с документом

- У вас на столах лежат документы, с которыми мы будем работать в течение урока. Возьмите документ №1 и внимательно его  прочитайте.

- Ребята, как повлияло появление железа на жизнь общества?

         4. Создание проблемной ситуации

-  Почему ремесленники стали использовать железо, а не медь? ( Медная руда встречалась в природе редко и была дорогая)

- Известно, что вавилонский царь Хаммурапи использовал бронзу. Почему ассирийцы стали использовать железо, а не бронзу?  Каковы недостатки бронзы? (Значительную часть территории Ассирии составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Железо намного тверже чем бронза)

(Запись на доске: Металл- железо

Преимущество- твердый, дешевый, богатые залежи железной руды.

Использование- изготовление орудий труда и оружия).

 

Вывод: Таким образом, появление железной руды способствовало развитию экономики страны. В первом тысячелетии до нашей эры железным оружием оснащаются  большие армии, а именно Ассирийское войско.

- Следующий учебный элемент «Ассирийское войско» (Слайд)

(Запись на доске УЭ-2)

- Откройте учебник на странице 86 и сейчас мы прочитаем 2 пункт нашего параграфа.

- Чем было вооружено ассирийское войско? (железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми металлическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками)

- Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся? ( ассирийцы широко использовали конницу)(Слайд)

-Какие новые технические средства они использовали во время боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых перебирались вплавь)

 (Работа на доске)

 

Вооружение

Технические средства.

Новый вид войск.

Копья, луки

Конница

Мечи,

Таран

Боевые топоры, круглые щиты

Кожаные мешки

 

 

Вывод: Таким образом, армия оснащается оружием из железа, вводятся новые роды войск и виды оружия.

- Итак, сильная армия позволила ассирийцам расширить свои границы. И третьим  учебным элементом является «Завоевания ассирийских царей»

 

(Запись на доске УЭ-3 )

«Завоевания ассирийских царей» (Слайд)

- Сейчас вы поработаете с документом №2 «Завоевания ассирийских царей».

(Работа с документом)

-С какой целью ассирийские цари совершали военные походы в соседние страны? (  С целью обогащения)

-Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? ( Воинов, оружие, коней, домашний скот)

- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый?

- Цари какой известной вам страны также активно вели военные походы? ( Фараоны Египта)

-Почему столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови?  Жестоко расправлялись с врагами)

(Запись на доске: 1.Цари : отличались жестокостью

2. Завоеванные государства (Вавилон, часть Палестины, горное государство Урарту, Финикию)

3. Составление схемы. (Завоевание ассирийских царей) (Слайд)

 

 

Вавилон                          Финикия                                Урарту

 

 

Ассирия

 

 

Часть Палестины                                                                    Египет

 

Вывод: Завоевания ассирийских царей привели к образованию военной державы, охватывающей огромные территории.

 

- Итак мы проследили с вами процесс становления Ассирийской державы.

 

- Когда умер Ашшурбанапал, Ассирия оказалась ввергнута в гражданскую войну. Один из сыновей Ашшурбанапала с помощью некоего полководца захватил власть, но на деле оказался его ставленником. Полководец вскоре совершил государственный переворот и стал царем Ассирии. Но вскоре был свергнут другим сыном Ашшурбанапала.  Тем временем против ассирийского царства восстали вавилонцы, с которыми заключили военный союз мидийцы. В 612 году до нашей эры Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена.  Дворец Ашшурбанапала сгорел, согласно преданию, последний ассирийский царь , чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Великая ассирийская держава погибла.

Запись на доске УЭ- 4

-  Не зря бытует  поговорка  «Кто с мечом придет, от меча и погибнет». (Слайд)

 

Вывод: сумели завоевать, но не сумели управлять.

 

-Ассирийская держава распалась в 612 году до нашей эры.

-  Ребята, как мы узнаём об истории той или иной страны? (Ответы учащихся)

 

- Вот мы и подошли к  последнему учебному  элементу УЭ – 5. Библиотека глиняных книг. (Слайд)

- Дома вы должны были подготовить информацию о библиотеке глиняных книг(сообщения учащихся)  (Слайд)

Вывод: Ашшурбанапалом собрана большая библиотека.

Ассирия- государство с развитой экономикой, культурой, имеющее большое влияния на соседние государства.

 

   V. Первичная проверка понимания.

- А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы  соединить в единое целое и дать ответ фараону Нехо2.  (Слайд-выводы)

1.     Использование железной руды способствовало развитию экономики страны.

2.     Оснащение армии оружием из железа, вводятся новые роды войск и виды оружия.

3.     Завоевания ассирийских царей привели к образованию военной державы, охватывающей огромные территории.

4.     Сумели завоевать, но не сумели управлять.

5.     Государство с развитой экономикой, культурой, имеющее большое влияния на соседние государства.

- Ребята, как вы думаете, ответили ли мы фараону на его послание?

 

VI.            Закрепление.

- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восстания)

А теперь попробуйте чётко обосновать ответ на вопрос «Почему Ассирийская держава смогла построить великую державу, но не смогла ее сохранить?»  (Силу Ассирии подточили восстания народов покоренных территорий и гражданские войны)

 

2.Составление синквейна.

-Что такое синквейн? (Стихотворение с пятью строками).

Составьте и запишите синквейн по нашей теме урока.

1 строка- существительное  (тема урока)

2 строка- два прилагательных

3 строка- три глагола

4 строка- цитата по уроку

5 строка- синоним

Ассирия

Могущественная      Жестокая

Завоевывала    угнетала   порабощала

Кто с мечом придет, от меча и погибнет

Город крови

 

 

VII.        Домашнее задание: (Слайд)

Информация о домашнем задании.

 1 уровень: Параграф 18, вопросы 1-4

2 уровень: Подготовить презентацию об Ассирии.

 

VIII.    Саморефлексия.

- На ваших столах лежат смайлики. Если вам все было понятно, покажите веселый смайлик, если, что-то вы не поняли- то грустный смайлик.

Оценивание своей работы на уроке. (Смайлики)

 

 

IX.            Оценки.

 

Ребята, вы все  работали отлично, всем спасибо, до свидания! (Слайд)

 


Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»

Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»

Все это было правда, а не сон,

Все это было правда, а не сон,

Держава, Великая Держава. Ребята, как вы понимаете это слово «держава»

Держава, Великая Держава. Ребята, как вы понимаете это слово «держава»

Вывод: Таким образом, появление железной руды способствовало развитию экономики страны

Вывод: Таким образом, появление железной руды способствовало развитию экономики страны

Завоеванные государства (Вавилон, часть

Завоеванные государства (Вавилон, часть

V . Первичная проверка понимания

V . Первичная проверка понимания

VI. Саморефлексия

VI. Саморефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.11.2023