Методическая разработка открытого урока по истории в 5 классе на тему: «Ассирийская держава»
Задачи:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение работать по плану для достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических и географических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия, военные завоевания Ассирийской державы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы работы: Коллективная, работа в парах.
Образовательная среда урока:
Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая «История Древнего мира». Просвещение, 2014; карта Древний Восток.
Ход урока:
I. Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Это не должно вас отвлекать, а наоборот мобилизовать на работу.
II. Актуализация знаний.
Игра «Чистая доска». (На доске в разном порядке написаны отгадки).
- Посмотрите на доску. Она совсем не чистая, а наоборот заполнена разными словами. Это ответы на вопросы, которые я сейчас вам задам. Если вы даёте ответ на вопрос, то это слово будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы доска оказалась чистой»
1. Евреи после странствий и скитаний
Искали плодородную долину,
Ведь Моисей, согласно всем преданьям,
Ведет их в область, названную …(Палестиной)
2. У этой крепости решалась их судьба,
Все это было правда, а не сон,
В едином крике завершилась та борьба,
Название этой крепости…(Иерихон)
3. Есть город главный в каждом государстве,
Его столицей называют.
И таким для всех евреев Израильского царства,
Стал город, называемый….(Иерусалим)
4.В его правленье на холме построен храм,
В честь бога Яхве появился он,
Народ был благодарен мастерам,
Правителя же имя …(Соломон)
5.Как разрешил Соломон спор двух женщин?
- Ребята, мы продолжаем наше путешествие по странам Древнего Мира…
III. Постановка цели и задач урока.
( Звучит музыка, появляется посланец)
Посланец: Царь Верхнего и Нижнего Египта фараон Нехо 2 отправил меня к вам с посланием. (читает послание)
Я посланец царя Верхнего и Нижнего Египта фараона Псаметиха 2
Юные сыновья и дочери вельмож, писцов и ремесленников!
Пусть поля ваши дают обильные урожаи! Пусть головы ваши наполняются знаниями. Да живет ваш царь вечно-вековечно и справедливо правит страной! Я, царь Верхнего и Нижнего Египта наслышан, что есть такое государство – Ассирия, столицу которого называют логовом львов и городом крови. Орудия ассирийцев сделаны из какого-то прочного металла. Помогите узнать, где находится эта страна? Чем занимаются ее свободные люди? Правда ли, что они бесстрашные воины, а их цари – владыки вселенной? Задумал я великое дело и нуждаюсь в вашей помощи. Разузнайте все, что можно, и сообщите мне.
Царь Верхнего и Нижнего Египта фараон Псаметих-2
- Ребята, о чем нас просит фараон?
(Ответы детей)
- Давайте сформулируем тему нашего урока…(Слайд) ( Тема записывается в тетради.)
Цели (слайд)
- Таким образом, главным вопросом нашего урока будет «Почему Ассирия смогла построить великую державу, но не смогла ее сохранить?»
-Держава, Великая Держава. Ребята, как вы понимаете это слово «держава».
(Ответы учеников)
Держава- большое и сильное государство. (слайд). (Запись в тетради)
-Итак, Ассирия –великая держава.
- Можно ли нашу страну Россию назвать великой державой? (Ответы учащихся). (Слайд)
-Как зовут нашего президента?
- Ребята, я предлагаю изучить данную тему по такому плану: (Слайд)
(План на доске)
1.Освоение железа.
2.Ассирийское войско.
3.Завоевания ассирийских царей.
4.Библиотека глиняных книг.
-Пункты нашего плана будут считаться учебными элементами темы урока. Прежде чем их рассмотреть, давайте познакомимся с самим государством Ассирия, с его географическим положением.
Дома вы должны были подготовить сообщение о географическом положении Ассирии.
1. Первичное усвоение новых знаний.
2. Географическое положение Ассирии. (Слайд) (сообщения учеников)
- Итак, в верхнем течении Тигра была расположена Ассирия. (работа по карте) (Слайд)
И первым учебным элементом нашего плана является «Освоение металла». (Запись на доске УЭ-1) (Слайд)
3. Работа с документом
- У вас на столах лежат документы, с которыми мы будем работать в течение урока. Возьмите документ №1 и внимательно его прочитайте.
- Ребята, как повлияло появление железа на жизнь общества?
4. Создание проблемной ситуации
- Почему ремесленники стали использовать железо, а не медь? ( Медная руда встречалась в природе редко и была дорогая)
- Известно, что вавилонский царь Хаммурапи использовал бронзу. Почему ассирийцы стали использовать железо, а не бронзу? Каковы недостатки бронзы? (Значительную часть территории Ассирии составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Железо намного тверже чем бронза)
(Запись на доске: Металл- железо
Преимущество- твердый, дешевый, богатые залежи железной руды.
Использование- изготовление орудий труда и оружия).
Вывод: Таким образом, появление железной руды способствовало развитию экономики страны. В первом тысячелетии до нашей эры железным оружием оснащаются большие армии, а именно Ассирийское войско.
- Следующий учебный элемент «Ассирийское войско» (Слайд)
(Запись на доске УЭ-2)
- Откройте учебник на странице 86 и сейчас мы прочитаем 2 пункт нашего параграфа.
- Чем было вооружено ассирийское войско? (железными мечами, боевыми топорами, круглыми щитами, обитыми металлическими бляхами, остроконечными шлемами, панцирями и тугими луками)
- Почему армия ассирийцев была маневренной, быстро передвигающейся? ( ассирийцы широко использовали конницу)(Слайд)
-Какие новые технические средства они использовали во время боя? (Они использовали таран, и при форсировании реки воины надували специальные кожаные мешки, на которых перебирались вплавь)
(Работа на доске)
Вооружение |
Технические средства. Новый вид войск. |
Копья, луки |
Конница |
Мечи, |
Таран |
Боевые топоры, круглые щиты |
Кожаные мешки |
Вывод: Таким образом, армия оснащается оружием из железа, вводятся новые роды войск и виды оружия.
- Итак, сильная армия позволила ассирийцам расширить свои границы. И третьим учебным элементом является «Завоевания ассирийских царей»
(Запись на доске УЭ-3 )
«Завоевания ассирийских царей» (Слайд)
- Сейчас вы поработаете с документом №2 «Завоевания ассирийских царей».
(Работа с документом)
-С какой целью ассирийские цари совершали военные походы в соседние страны? ( С целью обогащения)
-Что забирали с собой ассирийские воины в качестве добычи? ( Воинов, оружие, коней, домашний скот)
- Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? (Захватнический, грабительский, несправедливый?
- Цари какой известной вам страны также активно вели военные походы? ( Фараоны Египта)
-Почему столицу Ассирии, город Ниневию, называли логовищем львов и городом крови? Жестоко расправлялись с врагами)
(Запись на доске: 1.Цари : отличались жестокостью
2. Завоеванные государства (Вавилон, часть Палестины, горное государство Урарту, Финикию)
3. Составление схемы. (Завоевание ассирийских царей) (Слайд)
Вавилон Финикия Урарту
Ассирия
Часть Палестины Египет
Вывод: Завоевания ассирийских царей привели к образованию военной державы, охватывающей огромные территории.
- Итак мы проследили с вами процесс становления Ассирийской державы.
- Когда умер Ашшурбанапал, Ассирия оказалась ввергнута в гражданскую войну. Один из сыновей Ашшурбанапала с помощью некоего полководца захватил власть, но на деле оказался его ставленником. Полководец вскоре совершил государственный переворот и стал царем Ассирии. Но вскоре был свергнут другим сыном Ашшурбанапала. Тем временем против ассирийского царства восстали вавилонцы, с которыми заключили военный союз мидийцы. В 612 году до нашей эры Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец Ашшурбанапала сгорел, согласно преданию, последний ассирийский царь , чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Великая ассирийская держава погибла.
Запись на доске УЭ- 4
- Не зря бытует поговорка «Кто с мечом придет, от меча и погибнет». (Слайд)
Вывод: сумели завоевать, но не сумели управлять.
-Ассирийская держава распалась в 612 году до нашей эры.
- Ребята, как мы узнаём об истории той или иной страны? (Ответы учащихся)
- Вот мы и подошли к последнему учебному элементу УЭ – 5. Библиотека глиняных книг. (Слайд)
- Дома вы должны были подготовить информацию о библиотеке глиняных книг(сообщения учащихся) (Слайд)
Вывод: Ашшурбанапалом собрана большая библиотека.
Ассирия- государство с развитой экономикой, культурой, имеющее большое влияния на соседние государства.
V. Первичная проверка понимания.
- А теперь давайте попробуем всё, что мы выяснили в ходе работы соединить в единое целое и дать ответ фараону Нехо2. (Слайд-выводы)
1. Использование железной руды способствовало развитию экономики страны.
2. Оснащение армии оружием из железа, вводятся новые роды войск и виды оружия.
3. Завоевания ассирийских царей привели к образованию военной державы, охватывающей огромные территории.
4. Сумели завоевать, но не сумели управлять.
5. Государство с развитой экономикой, культурой, имеющее большое влияния на соседние государства.
- Ребята, как вы думаете, ответили ли мы фараону на его послание?
VI. Закрепление.
- Благодаря чему ассирийцы смогли создать сильную державу? (Они научились обрабатывать железо, изготовлять из железа грозное оружие, создали сильную армию, широко начали применять конницу, жестоко подавляли восстания)
А теперь попробуйте чётко обосновать ответ на вопрос «Почему Ассирийская держава смогла построить великую державу, но не смогла ее сохранить?» (Силу Ассирии подточили восстания народов покоренных территорий и гражданские войны)
2.Составление синквейна.
-Что такое синквейн? (Стихотворение с пятью строками).
Составьте и запишите синквейн по нашей теме урока.
1 строка- существительное (тема урока)
2 строка- два прилагательных
3 строка- три глагола
4 строка- цитата по уроку
5 строка- синоним
Ассирия
Могущественная Жестокая
Завоевывала угнетала порабощала
Кто с мечом придет, от меча и погибнет
Город крови
VII. Домашнее задание: (Слайд)
Информация о домашнем задании.
1 уровень: Параграф 18, вопросы 1-4
2 уровень: Подготовить презентацию об Ассирии.
VIII. Саморефлексия.
- На ваших столах лежат смайлики. Если вам все было понятно, покажите веселый смайлик, если, что-то вы не поняли- то грустный смайлик.
Оценивание своей работы на уроке. (Смайлики)
IX. Оценки.
Ребята, вы все работали отлично, всем спасибо, до свидания! (Слайд)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.