«Дифференциация парных звуков и букв Ш-Ж».
Оценка 4.8

«Дифференциация парных звуков и букв Ш-Ж».

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
дефектология
9 кл
27.06.2024
«Дифференциация парных звуков и букв Ш-Ж».
Дифференциация парных звуков и букв Ш-Ж..docx

Конспект коррекционно-развивающего занятия (логопедического) на тему: «Дифференциация парных звуков и букв Ш-Ж».

Цель:

научить детей дифференцировать парные звуки и буквы Ш-Ж на слух, в слогах, словах, словосочетаниях и предложении.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  закреплять понятия, характеризующие звуки: глухой – звонкий согласный, всегда твердый согласный.

Коррекционное – развивающие: закреплять умения различать звуки Ш - Ж на слух, в слогах, словах, словосочетаниях и предложении. Уточнять характеристику звуков. Развивать умение соотносить звуки Ш – Ж с буквами Ж и Ш. Обогащать словарный запас. Развивать, оперативную и слуховую память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:  создать положительное психоэмоциональное настроение. Развивать умение планировать и контролировать свои действия.

Оборудование: предметные картинки, в словах которых есть звуки Ш и Ж; наглядный материал к игре «Четвертый лишний»; карточки с буквами Ш и Ж; карточки «Корректурная проба», презентация.

 

Ход урока

 I. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Встаньте ровно, подтянитесь и конечно улыбнитесь.

 - У нас сегодня много гостей. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и нашим гостям. Присаживайтесь.

 - Сделаем глубокий вдох через нос и вдохнем в себя доброту и красоту. А через рот выдохнем все обиды и злобу.

- Начнем занятие.  Слушаем внимательно, Произносим старательно, Говорим спокойно, внятно, Чтобы всем было понятно.

- Ребята! - Скажите мне, какое сегодня число? - Какой сегодня день недели? - А какое сейчас время года?  Какое чудесное солнышко посмотрите. Давайте поиграем с ним и под его лучиками выполним массаж  лица.

Солнышко с неба посылает лучики (гладим пальчиками лоб от середины к вискам виска)

Смело разгоняет тучи (надавливаем пальчиками по контуру уха)

Лучики нежно согревают щёчки (надуть щёки и покатать массажёр)

Солнышко на носик ставит точки (поставить пальчик на носик)

Золотят веснушки деток, очень нравиться им это (улыбнуться)

Пальчиковая гимнастика.

- Разомнём наши пальчики

«Весна»

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошёл, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)

1. Дифференциация изолированных звуков [ш]-[ж].

- Послушайте сказку и догадайтесь, какие звуки мы будем сравнивать на занятии?

В одном самом обыкновенном городе, на самой обыкновенной улице жил воздушный шарик, только не обыкновенный, а говорящий. Однажды ранним утром Шарик вылетел из дома и отправился на прогулку в ближайший сквер. Солнышко ласково освещало кроны деревьев, а тёплый ветерок слегка покачивал их. Шарику так захотелось покататься на верхушке дерева, что он не смог удержаться. Зацепившись за веточку, Шарик стал, раскачиваться всё сильнее и сильнее, всё выше и выше! Ему было так весело! Но тут ветер стих и Шарик понял, что он не сможет вернуться домой, потому что его ниточка запуталась в ветках дерева. Шарик испугался и стал звать на помощь: «Ш- Ш- Ш!» Но его никто не услышал. Почему? (звук шарика - глухой, голосовые складки не работают, голоса нет!).

В это время недалеко от дерева, на котором сидел Шарик, пролетал по своим делам важный и добрый Жук. У него было прекрасное настроение, и он пел на лету свою любимую песенку: «Ж - Ж - Ж!» Голос у него был звонкий, его песенка слышалась повсюду. Почему? (звук жука - звонкий, голосовые складки вибрируют, голос есть!). Жук поднимался всё выше и выше и, наконец, услышал зов Шарика и увидел, что тот попал в беду. Жук помог Шарику освободиться, и они стали друзьями.

- Кто догадался, какие же звуки мы будем сравнивать?

- Давайте охарактеризуем эти звуки (можно с опорой на таблицу) и определим, чем они похожи и чем отличаются.

- Звук [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.

- Звук [ж] согласный, твёрдый, звонкий, парный.

- В чём их сходство? (Они оба согласные, твёрдые).

- В чём различие? (Звук [ш] глухой, а звук [ж] звонкий).

- В какой букве живёт звук [ш]?

- В какой букве живёт звук [ж]?

- Назовите тему нашего занятия.

- Звуки [ш] и [ж] и буквы Ш и Ж.

2. Дифференциация звуков [ш]-[ж] в слогах, словах.

а) Игра  с мячом.

Шарик и Жук расшалились и стали менять звук [ш] на [ж], или [ж] на [ш] в слогах и словах. Давайте к ним присоединимся и тоже также пошалим!

ша - (жа), жу – (шу), шо – (жо), жи - (ши),  ше-(же)

шар - (жар), жест – (шест), шарит – (жарит), жаль – (шаль), жить – (шить)

б) Игра «Кто внимательный?»

- Шарик и Жук прилетели на волшебную лужайку, на которой веселились и танцевали разные животные. Если вы услышите в их названиях звук [ж], делайте рукой такое движение, как будто звоните в колокольчик, а если услышите звук [ш], закрывайте уши руками, как будто надеваете наушники.

Кошка, собака, жираф, лиса, жеребёнок, шимпанзе, медвежонок, лошадь, волк,  ежи,  кашалот, тигр,  морж, тушканчик.

3. Дифференциация букв [ш]-[ж].

а) Шарик и Жук предлагают выполнить следующие задания по  карточке:

1) все буквы в клетках обвести по точкам: ж- синим карандашом, а ш- голубым;

2) прочитать буквы  по таблице. Читая букву ж- хлопать, а читая букву  ш- сжимать кулачки.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/04/s_5e39407ae4cef/1341606_12.jpeg

б) Вставьте пропущенные буквы. (Работа в паре)

- Когда Шарик и Жук прилетели на волшебную полянку, там в самом разгаре шёл праздник в честь Мартышкиного Дня Рождения! Только Мартышке было грустно. Она составила меню, но шаловливый ветер перепутал там все слова и сдул буквы ш и ж.

Помогите Мартышке восстановить меню. Для этого:

Вставь в слова пропущенные буквы ш или ж.

Соедини по смыслу слова первого и второго столбика.

Пы . ные
Возду . ные
. ёлтые
. околадное
Ви . нёвое

. еле
гру . и
пиро . ные
моро . еное
плю . ки

 

д) Попробуй повтори!

- Но вот настало время возвращаться домой. Провожая Шарика и Жука, Мартышка дала им по свёрточку, приговаривая:

Хорош пирожок, внутри творожок,
Ты скушай на ужин его, мой дружок!

- Так что же было в свёрточках?

- Повторите скороговорку, научитесь чётко её проговаривать в обычном темпе.

- Откройте тетрадь, запишите из скороговорки одно слово с буквой ш и одно с буквой ж. Подчеркните букву ж- синим карандашом, а ш- голубым.

III. Итог занятия. 

- Какие звуки ты сравнивал на занятии?

- В чём их сходство?

- В чём различие?

- Чем тебе понравилось занятие?

Рефлексия.

Ребенок вычеркивает буквы Ж и Ш в таблице. Из оставшихся букв должно получиться слово. Подсказка, чтобы сложить слово: первая буква в этом слове — М, а последняя — Ц.

 

Ж

Ц

Ш

Ж

Л

Д

Ж

М

Ш

Ж

Ш

Ш

Ж

Ш

О

Ж

О

Ш

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка
Логопед расставляет стулья, их должно быть на один меньше, чем детей.
Дети делятся на две команды: «собаки Жучки» и «кошки Жучки» - дети – «собаки» садятся на стулья. На слова ведущего: «Машки» - дети «кошки» садятся на стулья. Тот, кому не хватило стульчика, становится ведущим.
Перед началом игры логопед рассказывает детям о правилах безопасности.

Сейчас вы отправитесь в магазин за покупками. Вот вам корзинки, отберите картинки в подходящую корзинку: шишка, чашка, ложка, груша, ракушка, ножик, лыжи, книжка

г). Игра «Собери картинки».

Собери картинки в названиях которых есть звук [ш] и [ж], определи место звука в слове; сосчитай количество слогов, соединить с соответствующей цифрой; соединить слово «мой» («моя», «мои») с подходящей картинкой.

д). Запишите слоги.

Послушайте слоги и запишите их двумя цветами. Над буквой «ж» синей ручкой рисуйте колокольчик, а над буквой «ш» - наушники!

ша - жа - ша, жу - шу - шу, ши - жи - жи - ши, жу - жу - шу - жу, ше - же - ше - ше (Слайд 32 - проверка)

Дифференциация звуков [ш] - [ж] в словах. (Слайд 21)

б). Анализ и синтез слов. Игра «Звук и его место»

Определение места звука в слове.

- Послушайте слова, определите на каком месте по счёту находится звук [ш] или [ж]. Запишите на свободной строке транскрипции найденных звуков, а цифрой обозначьте его место в слове. Над транскрипциями звуков нарисуйте колокольчик или наушники.

19. Ответьте на вопросы одним словом. Ответы запишите. Подчеркните буквы ж, ш. Трудные слова пишите по слогам.

 

Кто жужжит?

Чем дышит рыба?

Что вешают на елку?

Кто боится кошки?

Кого боится мышка?

Кто квакает в болоте?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект коррекционно-развивающего занятия (логопедического) на тему: «Дифференциация парных звуков и букв

Конспект коррекционно-развивающего занятия (логопедического) на тему: «Дифференциация парных звуков и букв

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Кошка, собака, жираф, лиса, жеребёнок, шимпанзе, медвежонок, лошадь, волк, ежи, кашалот, тигр, морж, тушканчик

Кошка, собака, жираф, лиса, жеребёнок, шимпанзе, медвежонок, лошадь, волк, ежи, кашалот, тигр, морж, тушканчик

III. Итог занятия. - Какие звуки ты сравнивал на занятии? -

III. Итог занятия. - Какие звуки ты сравнивал на занятии? -

Физкультминутка Логопед расставляет стулья, их должно быть на один меньше, чем детей

Физкультминутка Логопед расставляет стулья, их должно быть на один меньше, чем детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2024