Тема урока: «Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам».
Цель урока:
совершить путешествие по местам, связанным с именем А.С.Пушкина;
систематизировать знания при изучении биографии и творчества А.С.Пушкина;
продолжать развивать монологическую речь обучающихся ;
подготовить обучающихся для дальнейшего знакомства и изучения жизни и творчества А.С.Пушкина ;
воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, к культурному наследию своего народа, к русской поэзии.
Оборудование урока: «портрет А.С.Пушкина» художник В.А.Тропинин; Айвазовский И.К. «Прощание А.С.Пушкина с морем».1887.(Картина исполнена совместно с И.Е.Репиным); картина «А.С.Пушкин в Петербурге» худ. Б.В.Щербаков.1949; Н.Н.Ге. «Пушкин и Пущин в Михайловском» 1875; книга К.Г.Паустовский «Михайловские рощи»; фото «Кабинет А.С.Пушкина при лунном свете в Болдине».
✏“… у каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца”.
А. Т. Твардовский
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя. (Портрет А.С. Пушкина) .
Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.
✏"Пушкин - вот истинно русская душа, вот где вершины поэзии".
"Постичь Пушкина - это уже нужно иметь талант. Думаю, что только сейчас мы начинаем осознавать стиль его словесной походки".
С. Есенин
Сегодня на уроке нам предстоит совершить виртуальное путешествие по Пушкинским местам. Мы побываем в разных уголках нашей страны и в ближнем Зарубежье.
II. Виртуальная экскурсия по Пушкинским местам.
Презентация «Детство поэта. Москва».
(Картина «А.С.Пушкин в Петербурге» художник Б.В.Щербаков 1949г.)
Далее мы отправимся с вами в Петербург.
2.Лицейский период (1813 – май 1817).
Первый период творчества – время поэтического самоопределения Пушкина, время выбора пути.
Презентация «Царскосельский лицей. Петербург»
Петербургский период ( июнь 1817 – начало мая 1820)
3.Период южной ссылки (май 1820 – июль 1824)
Поворотный этап в жизни и творчестве Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта – изгнанника. Презентация «Южная ссылка. Кишинёв» (подготовили Миронов В., Фазлиев О., Шевченко Б.)
(Картина И.К.Айвазовский, И.Е.Репин «Пушкин у моря»).
4.Период южной ссылки. Одесса. (июль 1823г.)
В июле 1823г. Пушкина перевели в Одессу в распоряжение графа М.С.Воронцова. Пребывание в Одессе, европейском городе, напомнившем поэту Петербург, было до предела заполнено светской жизнью и напряжённой творческой работой.
Презентация «Южная ссылка. Одесса.
Сведения об истории города и различные трактовки известной легенды о любви хана Гирея ориентированы на расширение кругозора обучающихся.
6.Ссылка в Михайловское (август 1824 – сентябрь 1826).
В эти годы Пушкин по-прежнему изгнанник, хотя его статус существенно изменился. Михайловское – это настоящая, ничем не закамуфлированная ссылка.
Презентация «Михайловская ссылка
(Картина Н.Н.Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском»).
Книга К.Г.Паустовского «Михайловские рощи» читать со слов «Михайловское…Отсюда начинается земля Александра Сергеевича…» до слов «…Только гудение пчёл нарушало безмолвие».
Со слов «…В пушкинском заповеднике три огромных парка…» до слов «…гнездятся хриплые галки».
7.Творчество конца 20-ых годов. (сентябрь 1826 – начало сентября 1830).
Хронологические рамки этого периода определены двумя важными Событиями в жизни Пушкина. Первое – разговор с Николаем I в Москве 8 сентября 1826г., переменивший его судьбу. Пушкин был возвращён из ссылки, ему разрешили жить в Москве, а в 1827г. и в Петербурге. В ответ на откровенное признание поэта в том, что если бы он 14 декабря 1825г. оказался в Петербурге, то непременно вместе с друзьями вышел бы на Сенатскую площадь, Николай I простил его и даже пообещал быть цензором пушкинских произведений. Второе событие – приезд в родовое имение Болдино для устройства имущественных дел накануне женитьбы на Н.Н. Гончаровой.
Презентация «Болдинская осень»
Болдинская осень (1830г.) Короткий, но самый плодотворный период в творчестве Пушкина.
(Фото «Кабинет А.С.Пушкина при лунном свете в с. Болдино»).
8. Весной 1833г. он начал собирать материалы о Пугачёвском бунте. В сентябре 1833г., покинув архивы, Пушкин поехал на Урал и в Поволжье, где встретился с очевидцами народной войны, сохранившими память о Пугачёве.
Презентация «Путешествие А.С.Пушкина в Оренбургский край» (подготовили Бурак Ж., Трофимова В., Сокорев Н.)
9. Заключительное слово учителя.
Пушкин - великий русский поэт. Его имя значимо во всем мире. Наше знакомство с Пушкиным начинается еще в раннем возрасте,
его имя сопровождает нас в течение всей жизни.
29 января (10 февраля) 1837г. в 2 часа 45 минут дня Пушкин скончался. 3 февраля ночью гроб с телом Пушкина был вывезен из Петербурга в Святые горы Псковской губернии, 6 февраля поэта похоронили в Святогорском монастыре.
(Фото «Святогорский монастырь», книга «Набережная Мойки №12»).
III. Заключительная часть урока (рефлексия).
Сегодня на уроке мы с вами совершили виртуальную экскурсию по Пушкинским местам.
- Что вам понравилось и запомнилось от увиденного и услышанного?
- Что произвело на вас впечатление?
IV. Задание на дом.
Подготовить выразительное чтение стихотворения А.С.Пушкина ( на выбор)
Пушкин - великий русский поэт. Его имя значимо во всем мире. Наше знакомство с Пушкиным начинается еще в раннем возрасте,
его имя сопровождает нас в течение всей жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.