cтатья

  • Научные работы
  • Педсоветы
  • docx
  • 16.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Опыт работы в данной школе убедил меня в необходимости применения проектного подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями. Моих учениц привлекает новизна и необычность задания. Моя задача - учитывать индивидуальные способности ребенка, его интересы, помочь выбрать объект проектирования не только по душе, но и по силам.
Иконка файла материала Проектный подход на уроках швейного дела.docx
Проектный подход на уроках швейного дела Использование метода проектов при трудовом обучении было предложено и  широко, кстати, используется в общеобразовательных школах при изучении  курса «Технология», но опыт работы в данном учреждении убедил меня в  целесообразности применения проектного подхода в обучении детей с  особыми образовательными потребностями. Использование на уроках  трудового обучения метода проектов позволяет активизировать  познавательно­практическую деятельность учащихся, сформировать у них  умение ориентироваться в информационном пространстве, проводить  системный анализ и синтез собранного материала, самостоятельно принимать  решения, а также он способствует развитию творческих способностей детей. Метод творческих проектов ­ это система обучения, при которой учащиеся  приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно  усложняющихся практических заданий. Учащегося привлекает, прежде всего,  новизна и необычность задания, а значит, формируется повышенный интерес к нему, стремление выполнить качественно и красиво, тем более что есть право  самостоятельного выбора решения задания и приветствуется оригинальность  исполнения. В процессе выполнения проекта постоянно создаются ситуации,  требующие немедленного решения, что ведет к формированию умения делать  выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного  решения, инициативы. На первом этапе выполнения проекта используется проблемно­поисковый  метод обучения. Перед учащимися ставится задача выбора изделия, выбор и  анализ материалов, инструментов, определение требований, предъявляемых к  изделию, что зачастую оказывается совсем не просто. В связи с этим возникла  необходимость открыть на базе швейной мастерской «Бюро швейных услуг»,  что позволило на начальной стадии внедрения метода проектов в учебный  процесс решить ряд проблем. Отпала необходимость выбора объекта  проектирования и материалов для его изготовления (заказчик сам предлагает  изделие и предъявляет основные требования к нему), работа с клиентами  способствует социальной адаптации детей, развивает коммуникабельность. В  дальнейшем этот опыт помогает учащимся при самостоятельном решении  проектируемых задач. На данном этапе органично вплетается личностно­ориентированный подход.  Это, прежде всего, учет индивидуальных способностей ученика, его  темперамента и характера отношения к учебе, одноклассникам и т.д. В этом  смысле метод проектов очень актуален, потому что большинство проектоввыполняются индивидуально, что очень важно при работе с умственно  отсталыми детьми при прослеживании и оценке знаний и умений каждого в  зависимости от личных способностей. При этом задача учителя, учитывая индивидуальные способности ребенка, его интересы, тактично помочь выбрать объект проектирования не только по  душе, но и по силам. Главное ­ найти в каждом проекте свою «изюминку»,  выполнить изделие по ­ настоящему нужное, социально значимое. При данной  работе учитель постепенно переходит от руководства деятельностью  учащихся к консультированию, наблюдению и контролю, это дает хорошую  подготовку детей к самостоятельной жизни, к умению творить, создавать  необходимые изделия без посторонней помощи. Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных  связей с математикой, черчением, рисованием. Интеграция прослеживается  практически на всех этапах выполнения проекта, начиная с выбора модели,  зарисовки эскиза, выбора цветовой гаммы изделия, построения чертежа,  расчета расхода ткани и т.д. В ходе такой работы учащиеся чертят, рисуют,  фантазируют, логически размышляют, опытно усваивая целый ряд знаний.  Каждое новое задание сопровождается зарисовкой эскиза будущего объекта.  На данном этапе формируются умения правильно передавать с помощью  карандаша пропорции изделия. Работа карандашами, красками дает учащимся графические навыки, помогает лучше усвоить конструктивное строение  изделия, соотношение размеров деталей, цветовое сочетание. Таким образом,  у детей не только повышается уровень знаний по предмету «Швейное дело»,  но и растет познавательный интерес, творческая активность, развивается  логика, креативное мышление. В старших классах ученикам предоставляется большая самостоятельность в  процессе выполнения проектных работ. Развитие здесь идет от  индивидуальной работы к работе в группе, построенной на основе  взаимодействия. Проектный подход изначально ориентирован на  самостоятельную работу школьников ­ индивидуальную, групповую или  коллективную. Одно из ключевых направлений метода проектов ­ это изучение  промышленного производства швейных изделий. Каждый проект  предоставляет возможность изучать технологии и профессии, связанные с  промышленным производством проектируемых изделий. В данном контексте  рекомендуется организовывать экскурсии на производство (швейное ателье),  где учащиеся могут наглядно проследить за этапом изготовления изделий:  познакомиться со специальным швейным оборудованием в цехах, с  применением автоматизации и механизации в изготовлении одежды, срабочими профессиями и процессами создания новых моделей, начиная с  художника­модельера. Важную роль сыграет в данном случае беседа детей с  мастерами производства о своей работе, замыслах, о технологических  приемах, о новых тканях и способах отделки изделий. После встречи  учащиеся делятся впечатлениями и стараются отразить полученные знания в  своих проектах. Такая информация на доступном для детей уровне должна  присутствовать в каждом из проектов, это способствует, прежде всего,  улучшению профориентационной работы при профессиональной подготовке  учащихся. Опыт показал целесообразность применения метода проектов при сдаче  квалификационных экзаменов по швейному делу в 9 классе. Так два моих  выпуска (2006г. и 2009г.) сдавали экзамены именно в форме творческого  проекта. Также он может стать заключительным, закрепительно­обобщающим  этапом при изучении темы, в конце четверти, года, когда по программе  предусмотрено практическое повторение или подготовка к экзаменам, где  идет реализация цели по закреплению полученных знаний и навыков в  процессе практической работы (учащиеся выполняют изделия по заказам  школы или по собственному желанию). Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на  удовлетворение потребностей людей. Поэтому в процессе выполнения  проекта учащимся необходимо изучить потребности в конкретных изделиях,  анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым  должен соответствовать разрабатываемый объект. Только после этого  начинается непосредственная работа над объектом. Постепенно учащиеся  должны научиться самостоятельно, формулировать те критерии, которым  должно соответствовать изделие. Учащиеся предлагают различные идеи, которые мы вместе оцениваем, чтобы  выбрать наиболее удачные. Часто в процессе проработки изделия возникает  необходимость освоить новые знания и умения (например: традиционные виды рукоделия и декоративно­прикладного искусства). Так, например, по заказу  детского сада об изготовлении комплекта для детей «Юный парикмахер»  возникла необходимость в изучении спецодежды парикмахера, что  способствовало созданию предпосылок для знакомства с профессиями  бытового обслуживания. Для младших школьников используется простейшая формулировка проектной задачи с перечнем нескольких критериев для ее рассмотрения, т.е. я  предлагаю вид изделия, материалы, необходимые для его изготовления и  некоторые требования к объекту проектирования. В лучшем случае  целесообразно предоставить ребенку образец изделия в уменьшенноммасштабе или в натуральную величину, который дает точное представление о  форме, объёме и размерах изделия. Такие образцы могут служить наглядным  материалом для показа конструктивного соединения деталей, выполнения  различных видов швов, оформления. Первые изделия, которые дети разрабатывают в рамках проекта, должны быть связаны со знакомой для них ситуацией ­ семья или дом. Так дети с большим  удовольствием выбирают в качестве проектируемого объекта детские вещи  для своих младших членов семьи, кухонные принадлежности (прихватки,  фартуки) и т.п. Темы проектов усложняются от класса к классу. Возрастает и  отводимое на проектирование учебное время. В тематике проектов,  выполняемых учениками, должны отражаться не только содержание  программного материала, но и индивидуальные интересы детей. Так изделия  могут выполняться как для личного пользования, так и на продажу. На  данном этапе прослеживается связь с окружающим миром, если изделия  выполняются для дальнейшей реализации, есть смысл изучения  востребованности изделия; требований, предъявленных к данному изделию и,  естественно, расчета примерных затрат и возможной прибыли. Это  способствует экономическому воспитанию детей, что немаловажно для детей, живущих в интернате или в сиротской группе. Творческий проект оформляется в виде пояснительной записки к изделию. На каждом этапе работы выявляются и оцениваются определенные знания и  умения учащихся. В пояснительной записке в краткой форме излагаются  содержания проектного задания и результаты проделанной работы. Каждый проект обсуждается, защищается в коллективе учащихся и получает  оценку. Но оценка за выполнение проекта не должна быть приурочена только  к его завершению. Она осуществляется на протяжении всего процесса  проектирования, когда учащиеся принимают решения, какое изделие  проектировать, выбирают критерии для него, сравнивают первоначальные  идеи, прорабатывают детали, способ выполнения и т.д. При выставлении оценок я, прежде всего, придерживаюсь принципа  управления успехом, т.е. в процессе контроля знаний и умений необходимо  оценивать степень продвижения ученика. Оценка должна стимулировать  учащегося, укреплять его веру в свои силы, он должен понимать ее  справедливость, поэтому необходим соответствующий комментарий. Но при  этом надо учить их быть самокритичными, уметь критиковать и воспринимать критику. И они должны испытывать удовольствие от создания хорошо  разработанных изделий, отвечающих реальным потребностям и улучшающим  качество жизни людей.Однако было бы непростительной ошибкой противопоставлять метод  проектов традиционным методам обучения. Он должен органично сочетаться  с другими методами и формами организации трудовой деятельности,  выступая в качестве интегрирующего начала.

Посмотрите также