«Продуктивное использование игровых логопедических технологий в урочной и внеурочной деятельности»
Оценка 4.9

«Продуктивное использование игровых логопедических технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Оценка 4.9
Документация +4
docx
дефектология +2
28.12.2023
«Продуктивное использование игровых логопедических технологий в урочной и внеурочной деятельности»
«Продуктивное использование игровых логопедических технологий в урочной и внеурочной деятельности» - материал, который призван помочь как начинающим учителям, так и педагогам со стажем лучше разобраться в данной теме и успешно использовать игровые технологии в работе с детьми.
Продуктивное использование игровых технологий.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивное использование                    игровых логопедических технологий                      в урочной и внеурочной деятельности     

 

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед: Сеткина Г.В.                                                                             

 

МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подход к работе по устранению речевых нарушений у детей с ОВЗ.

              В последние годы в школу приходит все больше детей с низким уровнем речевого развития. Анализ устной речи первоклассников, показывает, что только у 30 % учащихся накоплен достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой. У многих начинающих обучение школьников наблюдается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, недостаточно сформированный грамматический строй, бедный и недифференцированный словарный запас, неумение составить связное высказывание. Они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям и испытывают трудности в освоении грамоты.

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: учителя, учителя-логопеда, психолога. Подход к работе по устранению речевых нарушений должен быть комплексным.         

            Такие дети требуют к себе особого внимания учителя начальных классов и нуждаются в помощи учителя – логопеда. К сожалению, учитель-логопед не имеет возможности оказать помощь каждому ученику. В этих условиях он может использовать в своей работе технологию консультативного сопровождения. Технология применяется для организации тесного сотрудничества с учителем начальных классов. От этого сотрудничества во многом зависит, смогут ли учащиеся  с речевым недоразвитием преодолеть трудности в обучении.

            Провожая ребенка в первый класс, родители надеются, что он будет учиться охотно и успешно. Если же надежды не оправдываются, то причины неудач они начинают искать прежде всего в школе, системе обучения, предвзятом или безразличном отношении учителя. Но чаще всего причиной школьных проблем ребенка является его недостаточное речевое развитие. Подобные проявления в дошкольный период обычно не настораживают родителей, потому что ребенок, по    их мнению, достаточно свободно пользуется языком. Однако в школе к языку ставят высокие требования, и ребенок с недостаточным речевым развитием попадает в сложное положение.

            Возникают трудности в процессе овладения навыками чтения и письма, появляются стойкие специфические ошибки (пропуски или замена букв и слогов, недописывание либо недочитывание слов, перестановка частей слова и др.) Если в самом начале обучения не помочь ребенку преодолеть эти трудности, со временем они усиливаются и, чтобы их решить, необходимо затрачивать много времени и усилий логопедов, родителей и учителей.

Особенно все эти проблемы усугубляются у детей с ОВЗ. Им необходимо со стороны всех специалистов общеобразовательной школы уделить максимальное внимание и осуществить индивидуальный подход, учитывая особенности их здоровья. Работа над устранением речевых недостатков должна проводиться не стихийно, а планово, постепенно и последовательно.

Проведение учителями начальных классов логопедических мероприятий в своей работе дает двойную пользу: не только устраняет недостатки произношения и речи у учащихся, но и способствует совершенствованию методики обучения, правильному формированию речи и мышления учащихся. Кроме того, положительно влияет на настроение детей с ОВЗ с определенными речевыми нарушениями, лишает их неуверенности в себе, разочарования, а также значительно поднимает авторитет учителя перед детьми и их родителями.

Игровые логопедические технологии как одно из наиболее продуктивных средств обучения и воспитания детей с ОВЗ.

I.                  Игры, способствующие формированию и развитию фонематического слуха и восприятия для уроков русского языка.

Предлагаю учителям начальных классов использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности следующие дидактические игры, способствующие формированию и развитию фонетико-фонематического восприятия.

1. «Рыбалка».

Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры. Дается установка: «поймать слова со звуком [л]» (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: один и более человек.

2. «Телевизор».

Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФНР. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры. На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: месяц — спрятанное слово.

Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

Количество играющих: один и более человек.

3. «Рассели животных».

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш. Представлены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

Количество играющих 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

 

4. «Цепочка слов».

Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

Количество играющих: один человек и более.

5. «Собери цветок».

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Количество играющих: 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

6. «Незнайка с кармашком».

Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, совершенствовать звуко-буквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры.

В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме.

Количество играющих: один и более человек.

7. «Найди ошибку».

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры. Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

Количество играющих: 1- 4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

8. «Собери букет».

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков [р] — [л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры. Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями.

Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую — со звуком [р]». (Розовая — [р], голубая — [л].) Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на две команды).

II.               Игры, способствующие развитию речевого дыхания.

Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Формировать навык владения дыханием и голосом я предлагаю с помощью следующих упражнений:

1."Футбол".

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/27/s_59a1e9f3a8a37/678437_2.pngСкатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

2."Ветряная мельница".

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/27/s_59a1e9f3a8a37/678437_3.pngРебенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

3."Снегопад".

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/27/s_59a1e9f3a8a37/678437_4.pngСделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

4."Листопад".

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/27/s_59a1e9f3a8a37/678437_5.pngВырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

5.    "Бабочка".

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/27/s_59a1e9f3a8a37/678437_6.pngВырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

 

6.   "Кораблик".

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/27/s_59a1e9f3a8a37/678437_7.pngДуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

7.     "Одуванчик".

Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

8.       "Шторм в стакане".

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/27/s_59a1e9f3a8a37/678437_8.pngПредложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

9."Задуйте свечу".

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/27/s_59a1e9f3a8a37/678437_9.pngСделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Мы говорим на выдохе, любое нарушение этого правила приводит к искажению звучащей речи, поэтому работа над речевым дыханием очень важна.

III.       Упражнения для развития мышц речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.

1."Лягушка". Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

2."Слон". Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

3.        "Лягушка-слон". Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

4."Лопаточка". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. В таком положении удерживает язык 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: «пя-пя-пя».

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

5."Иголочка". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

6."Лопаточка-иголочка". Чередование положений языка: широкий-узкий.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у детей, особенно у ребенка с ОВЗ. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”). Подбодрить:“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”.

IV.    Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).

1."Ладонь – кулак". Руки положить на стол:

а) ладони прижаты к столу;
б) одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);
в) разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).

Хочешь? Тоже делай так:
То ладонь, то кулак.

2."Колечко".

Большой палец правой руки поочередно соединяются в кольцо с каждым пальцем. Затем то же левой рукой. Затем одновременно обеими руками.

Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Ванюшке.

Вывод.

В заключение можно сделать вывод: своевременное выявление детей с речевыми нарушениями в начальных классах и правильно организованная работа с ними в тесном содружестве учителя,учителя-логопеда и родителей имеют огромное значение в условиях общеобразовательной школы. Для решения проблем в усвоении чтения и письма, необходимо взять на вооружение современные игровые логопедические технологии. Для работы с детьми с ОВЗ данный подход дает возможность повысить успеваемость по чтению и русскому языку, не перегружая ребенка и поддерживая в коллективе ситуацию успеха для каждого ученика.


 

Продуктивное использование игровых логопедических технологий в урочной и внеурочной деятельности учитель-логопед:

Продуктивное использование игровых логопедических технологий в урочной и внеурочной деятельности учитель-логопед:

Подход к работе по устранению речевых нарушений у детей с

Подход к работе по устранению речевых нарушений у детей с

Игровые логопедические технологии как одно из наиболее продуктивных средств обучения и воспитания детей с

Игровые логопедические технологии как одно из наиболее продуктивных средств обучения и воспитания детей с

Цепочка слов ». Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов

Цепочка слов ». Цель: развивать фонетико-фонематическое восприятие, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов

Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться

Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться

Кораблик". Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик

Кораблик". Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик

Лопаточка". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке

Лопаточка". Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023