«Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР»
Оценка 5

«Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР»

Оценка 5
Документация +2
docx
дефектология +2
27.12.2023
«Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР»
«Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР» - материал будет полезен как начинающим логопедам, так и педагогам со стажем.
Использование проектной деятельности.docx

 

 

 

 

 

 

 

 «Использование проектной деятельности                                     

в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР»

 

 

 

учитель-логопед: Сеткина Г.В.                                                                             

 

МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             В ФГОС образования указывается на необходимость проведения совместной деятельности педагогов и детей в процессе обучения и воспитания. Метод проектов позволяет учитывать современные требования к образованию. Что же такое «проект»? На самом деле данный метод не является новым, он разработан в начале XX столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 — 1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться «на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями. Основоположником метода проектов стал американский педагог У.Х. Кильпатрик. По его мнению, проект предполагает «энергичную, от всего сердца деятельность». Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Проект — «бросок вперёд» /латинский/. Проект — последовательность взаимосвязанных событий — действий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого результата.                                                                                                                                                                    Основные характеристики проектной деятельности: Проект — разовое явление. Проект ограничен чёткими временными рамками. Проект даёт определённый результат. Проект предполагает изменения. Проект неповторим.                                                                                                                                                                                              В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:                                                                                                                                         - исследовательско — творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;                                                                                                                                    - ролево — игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);                                                                                                                             - информационно — практика – ориентированные:   дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);                                                                                                                                          - творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).                                                                                                                                                                       Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. педагог ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.                                                                                          По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий — 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (на учебный год).                                                                                             Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие основные этапы:                                                                                                                                                                                      1.​ Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.                                                                                                                                            2.​ Разработка проекта — план деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); с какими предметами научиться работать для достижения цели.                                                                                      3.​ Выполнение проекта — практическая часть.                                                                                                                  4.​ Подведение итогов.                                                                                                                                                    Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими ОНР, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. У детей отмечается нарушение всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью). Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности). Опыт работы по использованию проектной деятельности в коррекционном процессе предоставляет широкие возможности логопедам в решении задач познавательно-речевого развития дошкольников и младших школьников с ОНР. Данный метод позволяет развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения, так как стимулируется познавательная и речевая активность детей. Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен в системе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи III – IV уровня. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные на практике знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации.   

 Например, Тема проекта: «Моя семья».                                                                                                                                         Актуальность: Зачастую дети с ОНР с трудом усваивают новые знания. Правильно выстроенная мотивация проектной деятельности, практическая направленность, совместная труд со взрослыми, заинтересованность, интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут более прочными и востребованными. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев — основное содержание выбранной проектной деятельности. Чувство любви к Родине зарождается в семье.                               Дидактическая цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.                                                                                                         Методические задачи: дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие». дать понятие о семье (семейных традициях и реликвиях, правах и обязанностях членов семьи), продолжать развивать познавательные способности детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, повышение психолого-педагогической культуры родителей путём их просвещения.                                                                                       Основопологающие вопросы проекта: Что такое семья? Что вы знаете о своей семье?                                  Область сопровождения: патриотическое воспитание; нравственное и эмоционально-личностное развитие; поисково-исследовательская деятельность; изобразительная деятельность; развитие речи; игровая деятельность.                                                                                                                                                                  Возрастная группа: Дети 7-10  лет с ОНР.                                                                                                              Оформление результатов проекта: создание семейных альбомов «Моя семья», альбома «Герб моей семьи»,  интегрированный вечер развлечений «В музее семьи», сочинение «Моя семья».                                                                                                   Краткая аннотация проекта: диагностика (опрос) детей по данной теме; экскурсия детей и родителей в музей, посещение экспозиции «По обычаю дедову»; беседы, чтение книг, просмотр мультфильмов; рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин; занятия логопеда; интегрированные занятия; экскурсия в детскую библиотеку; конкурс чтецов; спортивный праздник; игровая деятельность детей; творческая и поисково-исследовательская деятельность детей (сбор и оформление информации); детско-родительская гостиная; презентация проекта.                                                                                          ​ Длительность проекта: октябрь  – декабрь; долгосрочный.                                                                            Техническое обеспечение: фотоаппарат; видеокамера; компьютер, принтер; ​ телевизор, магнитофон, энциклопедии, книги, журналы, иллюстрации.                                                                                                            Предполагаемые итоги реализации проекта: укрепление детско-родительских отношений; применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье; повышение познавательной активности детей, сплочение детского коллектива.

Основные направления логопедической работы в рамках проектной деятельности:                                          1. Словарная работа                                                                                                                                                                2. Грамматический строй речи                                                                                                                                                 3. Связная речь                                                                                                                                                                       Виды работ по обогащению словарного запаса:                                                                                                                     - экскурсии в музей;                                                                                                                                                              - занятия в библиотеке;                                                                                                                                                             - логопедические занятия;                                                                                                                                                        - занятия воспитателя;                                                                                                                                                                     - интегрированные занятия;                                                                                                                                                       - игровая деятельность;                                                                                                                                                                      - изодеятельность;                                                                                                                                                                   - выполнения домашних заданий;                                                                                                                                                         - заучивание стихов, загадок, пословиц, пальчиковых игр, физминуток.                                                                  Работа осуществлялась:                                                                                                                                                   - на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях учителем-логопедом;                                             - воспитателем по заданию учителя-логопеда;                                                                                                                         - родителями при выполнении домашних задании;                                                                                                                                  -в игровой деятельности.                                                                                                                                                            Виды работ:                                                                                                                                                                     -пересказ текстов;                                                                                                                                                                                     -составление рассказа по картинкам;                                                                                                                                        -составление рассказов по серии картинок;                                                                                                                               -составление описательных рассказов по схемам.                                                                                                                         Заучивание стихотворений о маме, семье. Оформление стихотворений в альбом. Оставление рассказа о своей семье. Мир, в котором мы живём   Классификации (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания). Географические представления. Составление плана-схемы «Мой дом», изготовление макета «Мой район», работа с картой «Мой город». Коллажи «Домашние любимцы», составление семейных альбомов: «Комнатные растения», «Что растёт у нас на даче». Права и обязанности в семье (беседа, игра). Составление родословной «Моё родовое древо», альбомов «Традиции нашей семьи», «Калейдоскоп дней рождений» (знаки Зодиака детей группы), выпуск семейной газеты «День варенья» (ко дню рождения ребёнка), фотогазеты «Летопись группы». Интегрированное занятие «Музей семьи». Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Детский сад», «Мебельный салон» и т д.  Игры-драматизации по произведениям: «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.Настольно-печатная игра «Моя квартира». Дидактические игры на расширение области правовых знаний, адаптации детей в социальном мире: «Кто кому приходится», «Я не должен…», «я могу…», «Мои права и обязанности в семье». Здоровье и физическое развитие Спортивные праздники Рекомендации по составлению режима дня для каждой семьи, семейных комплексов утренней гимнастики, закаливающих процедур. Спортивные совместные праздники: «Мама, папа, я — вместе дружная семья». Родительский клуб: семинар-практикум «Пойдём в школу здоровыми». Проведение интегрированного занятия по здоровьесберегающим технологиям. Конструктивно-продуктивная деятельность: конструирование «Дом моей мечты», «Дачный домик», домашнее задание — составление сюжетов из мозаики на семейную тематику.                                      Рисование : «Моя семья», « Автопортрет», «Мы на отдыхе», «Мой дом», «Моя любимая игрушка», «Мой самый счастливый день». Выпуск семейных газет, изготовление коллажей, приглашений, подарков и сувениров для членов семьи. Рисование иллюстраций к сказкам. Выставка «Семейное хобби». Художественно-эстетическое развитие Театр, музеи, музыка, художественное творчество.   Совместное посещение семьями театра, цирка, музеев. Проведение экскурсий с детьми в музеи, на выставки. Проведение совместных семейных праздников, развлечений. Разучивание песен детских композиторов на семейную тематику. Досуг «Праздник семьи». Праздник ко Дню защиты детей. Анализ результатов взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы, способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских отношений. При правильной организации проектной деятельности вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов ОУ создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Таким образом, использование проектного метода в системе коррекционной работы с детьми с ОНР способствует успешному формированию личностной готовности детей к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.


 

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми с

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми с

В ФГОС образования указывается на необходимость проведения совместной деятельности педагогов и детей в процессе обучения и воспитания

В ФГОС образования указывается на необходимость проведения совместной деятельности педагогов и детей в процессе обучения и воспитания

Выполнение проекта — практическая часть

Выполнение проекта — практическая часть

Возрастная группа: Дети 7-10 лет с

Возрастная группа: Дети 7-10 лет с

Заучивание стихотворений о маме, семье

Заучивание стихотворений о маме, семье
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2023