«Современные подходы к реализации взаимосвязи и преемственности между начальным общим и основным общим уровнями образования в условиях работы логопедического пункта общеобразовательной школы»
учитель-логопед: Сеткина Г.В.
МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск
В современном обществе наблюдается глобальный рост числа детей с речевыми патологиями. Правильная речь ребенка – залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, с недостатками звукопроизношения, с несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза - являются детьми с нарушениями чтения и письма – дислексиками и дисграфиками.
Все мы знаем, что речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в школе. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком на всех уровнях общего образования, что является приоритетом для его социализации в обществе.
Для этого в нашей школе создан логопедический пункт, о системе работы которого я хотела бы рассказать подробнее.
Цель работы логопедического пункта: оказание помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ.
Основными задачами логопедического пункта являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) учащихся.
Порядок оказания логопедической помощи.
- Логопедическая диагностика осуществляется в начале и в конце учебного года, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.
- Логопедическая помощь учащимся (проведение диагностики и зачисление в логопедический пункт) осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) учащихся.
- В логопедический пункт зачисляются учащиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ. В случае, когда количество учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, превышает количество свободных мест в логопункте, они ставятся в очередь.
- Зачисление учащихся в логопедический пункт производится в течение всего учебного года, по мере освобождения мест. Отчисление учащихся производится в течение всего учебного года, по мере устранения у них дефектов речи. Зачисление и отчисление детей осуществляется на основании Приказа директора МБОУ СОШ № 16.
- Предельная наполняемость логопедического пункта - не более 25 человек.
- Предельная наполняемость логопедического пункта из учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ТПМПК - не более 12 человек.
- Коррекция устной или письменной речи учащихся в логопедическом пункте проводится в форме: групповых или подгрупповых, или индивидуальных занятий.
- Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
групповое занятие - 35 - 40 мин, индивидуальное - 20 - 40 мин;
- Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:в среднем, от 1 до 3 раз в неделю, в зависимости от тяжести речевого нарушения.
- Занятия в логопедическом пункте во время школьных каникул не проводятся. В течение года, во время каникул, учитель-логопед проводит консультационно-методическую работу.
- В конце учебного года проводится контрольное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся 1-3 классов с целью предварительного комплектования групп с нарушением письма и чтения на новый учебный год.
Проведение такой полномасштабной коррекционной работы дает возможность не допустить перехода речевых нарушений, осложняющих учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие уровни обучения.
Но важно и учителям в средних классах продолжать коррекционную работу, включая ее элементы в физкультминутки. Такие паузы, направленные на предупреждение утомляемости, смену деятельности и оздоровление учащихся, предлагаю назвать «Нам для шутки -полминутки». Это можно сделать «изюминкой» нашей школы, её традицией.
Сюда можно включить: - артикуляционную гимнастику в стихотворной форме; - упражнения по развитию общей моторики для развития внимания и памяти; - пальчиковую гимнастику в стихотворной форме; - проговаривание чистоговорок или скороговорок.
Чтобы не быть голословной, проведу для вас мастер-класс:
1. Артикуляционная
гимнастика - сказка «Жили - были дедушка и бабушка»
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ, (надуваем
щёки)
А С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ. (втягиваем щёки)
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ, (губы в широкой улыбке)
СКОРЕЙ ЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ. (губы тянутся вперёд)
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ, (снова широкая улыбка)
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ. (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ, (движения широким языком)
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ. (движения языком за нижними зубами)
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ, (поочерёдное надувание щёк)
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ. (одновременное надувание обеих щёк)
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ, (широкий язык лежит на нижней губе)
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО, (подуть на широкий язык)
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ ИПРИКУСИМ. (жуём язык, потом прикусываем)
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ, ВКУСНЫМ. (облизатьверхнюю губу языком)
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮНАЛИЛИ, (широкий язык загибаем кверху чашечкой)
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ. (подуть с «чашечки» вверх)
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕОБИЖЕН, («чашечка» двигается вперёд-назад)
ВКУСНЫЙ БЫЛЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ. (язык облизывает губы по кругу)
2. Упражнения по развитию общей моторики для развития внимания и памяти
- «КУЛАК – ЛАДОНЬ»;
- «МАМИН И ПАПИН ПОМОЩНИК».
Итак, логопед – это не только «специалист по звукам». Кто же это? На этот вопрос лучше ответит следующее стихотворение:
Возможно, у ребенка есть проблемы с речью,
Тогда могу вам дать практический
совет: Решение
вопроса
обеспечит
Лишь только настоящий ЛОГОПЕД.
Он учит речи: чистой, плавной, внятной.
Он знает красноречия секрет:
Как говорить и ясно, и понятно, -
Квалифицированный мастер – ЛОГОПЕД.
Он учит речевой
коммуникации
Грамматика и лексика его предмет.
Дыханию, фонации, артикуляции -
Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.
Он разъяснит, нацелит, обоснует, Расскажет и покажет тет-а-тет, Запишет, уточнит, рекомендует Внимательный, тактичный ЛОГОПЕД.
Работает он тонко, терпеливо, Слагая результат из маленьких побед, Работает умело, эффективно Интеллигентный, деликатный ЛОГОПЕД.
Теперь знакомы вы с профессией прекрасной, Вам лишь осталось постучаться в кабинет (В больнице, школе или детском саде) С табличкой скромной «ЛОГОПЕД».
В заключении хочу сказать: преемственность и взаимосвязь всех уровней образования и своевременное развитие правильной, грамотной речи ребенка - даст развитую, уверенную в себе личность с дальнейшей успешной адаптацией в обществе.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.