«Использование инновационных логопедических технологий в различных видах учебной деятельности»
Оценка 5

«Использование инновационных логопедических технологий в различных видах учебной деятельности»

Оценка 5
Документация +6
docx
Междисциплинарный 3
28.12.2023
«Использование инновационных логопедических технологий в различных видах учебной деятельности»
«Использование инновационных логопедических технологий в различных видах учебной деятельности» - методическая разработка, материал, который поможет педагогам узнать инновационные логопедические технологии для их успешного применения в работе с детьми.
Инновационные лог. технологии.docx

 

 

 

 

 

 

 

«Использование инновационных

 

логопедических технологий в различных

 

видах учебной деятельности»

 

 

 

 

 

 

учитель-логопед: Сеткина Г.В.                                                                             

 

МБОУ СОШ № 16 г.-к. Кисловодск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается. Появляются новые формы и инновационные технологии. Логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Современная логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, и поэтому она использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.  Их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых логопедических технологий, привнося в них новые инновационные формы и способы взаимодействия педагога и ребенка. Эти инновационные технологии служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и нарушенных психических функций.

К таким новым инновационным технологиям относятся:

1.             Нейропсихологические (психогимнастика);

2.             Кинезиотерапия  (логоритмика);

3.             Су-Джок терапия;

4.             Дидактический синквейн;

5.             Мнемотехника;

6.             Информационно-компьютерные технологии.

Поговорим о них подробнее. Раскроем суть каждой из этих технологий.

1.    Психогимнастика.                                                                                                                                               Так как большинству детей с речевыми проблемами свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально–волевой сферы, двигательное беспокойство, неловкость, моторная дискоординация, следовательно, развивающую и коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе психических функций к более сложным, каким  является речь. А так как ребенок познает мир через движения и эмоции, преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.   Регулярные проведение таких упражнений позволит:

Ø   Выработать правильное речевое дыхание;

Ø   Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

Ø   Улучшить фонематический слух;

Ø   Формировать умение изменять модуляцию голоса;

Ø   Улучшить ритмико-интонационную сторону речи.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия, во время динамичных пауз или как отдельное занятие. Дети могут сидеть за столом или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с логопедом. Движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Упражнения должны быть эмоционально насыщенны, носить игровой характер. Предлагаемые движения могут содержать воображаемый образ, перевоплощение. Перед началом упражнения логопед подходит к каждому ребенку, дотрагивается рукой до него рукой или «блестящей указкой» (волшебной палочкой).

2.    Кинезиотерапия.

«Кинезиология» – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения. Развитие межполушарного взаимодействия (использование кинезиологических упражнений). Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Единство мозга складывается из согласованной деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Благодаря межполушарным взаимодействиям, осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений.

Для мозга ребенка любое движение отзывается образованием каскада нейронных связей между полушариями, отделами мозга. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую).

Она предполагает несколько направлений:                                                                   

Ø  Направление «ручная терапия».                                                                                            Включает в себя массаж пальцев и ладоней. Сначала  обучить детей приемам самомассажа рук. Массаж можно выполнять с помощью предметов и без них, используя природные элементы (камушки, шишки, орехи), дидактические материалы (пластиковые шарики, бусины, массажные мячи, шестигранные карандаши), декоративные игрушки (деревянные ложки, матрешки), музыкальные игрушки (маракасы, дудочки).

Ø  Направление «пальчиковый игротренинг».                                                                                      Это систематические упражнения для пальцев рук, средство повышения работоспособности головного мозга и средство активации речевых зон. Играть можно с помощью разнообразных материалов: от семян растений, пуха, ракушек, проволоки, цветных шерстяных ниток, бус, мозаик до пальчикового театра БИ-БА-БО.                     («Семена растений», «Мозаика», «Театр Би-Ба-Бо»).

Ø  Направление «терапия движением».                                                                                                       Это прежде всего логоритмика. В основу занятий положен метод фонетической ритмики – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетается с произнесением специального речевого материала. В логоритмику включаю элементы, имеющие оздоровительную направленность: артикуляционные движения перед зеркалом, простейшие приемы массажа, пальчиковые игры, дыхательные упражнения, пропевание звуков, слов, коротких стишков. Речевой материал, использующийся на занятиях, доступен в лексическом отношении. Для обучения речи использую иллюстративный материал, загадки. («Пропевание звуков», «Трубочки», «Пластмассовые бутылочки»).

 

 

3.    СУ-ДЖОК терапия.

Это массаж специальными шариками СУ-ДЖОК, которыми можно воздействовать на пальцы, кисти, ладони ребенка, прокатывая его. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, в результате этого улучшается мелкая моторика. («Шарик Су-Джок», «Массажное кольцо»).

Одновременно с массажем, развивающим мелкую моторику, можно осуществлять автоматизацию поставленного звука. При работе с определенным звуком во время массажа проговаривается соответствующий этому звуку текст. Можно использовать Су-Джок шарик в совершенствовании лексико-грамматических категорий. Я использую в работе такие упражнения: «Один ­– много», «Назови ласково» и «Скажи наоборот». Например, качу Су-Джок шарик по столу, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительное во множественном числе.

4.   Дидактический синквейн.

(«Синквейн» — «пять строк», в переводе с французского.)Синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:                                                 -   Первая строка включает одно слово – предмет, отражающий главную идею.                                      -   Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет.                                                       -   Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы.                      -   Четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме.                -   Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. (может быть одно слово).

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно: иметь достаточный словарный запас, владеть анализом, обобщением, понятиями: слово-предмет, (живой-неживой), слово-признак, уметь подбирать синонимы, научиться правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложения, правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Синквейн можно составлять на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Можно использовать такие варианты работы: составление краткого рассказа по готовому синквейну, синквейн по прослушанному рассказу. Лучше всего использовать синквейнна занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

 

5.  Мнемотехника.                                                                                                                             Применение техники, облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Процесс запоминания делится на 4 этапа:                                                                                                 -   копирование элементов информации в зрительный образ;                                                                              -   сам процесс запоминания;                                                                                                                                -   запоминание последовательности информации;                                                                                                           -   закрепление информации в памяти.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заменители, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание.

Опора на визуальный образ очень важна, так как при воспроизведении текста, если этот образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации – наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения (например, в чистоговорках, стихах).  Для детей достаточно схематичного изображения отдельных частей – все эти наблюдения в практике коррекционной работы с детьми подсказали необходимость выбора системы мнемотехники, позволяющей ускорять процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Основой мнемодорожек служат известные чистоговорки и стихи.

6.    Информационно-компьютерные технологии в логопедии.

Одним из новых современных средств работы с детьми является компьютер. Вопросом создания и применения компьютерной технологии в коррекции речи при различных видах стертой дизартрии и ОНР у детей, занимается Л. Р.Лизунова. Ею разработана компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей «Игры для тигры». Автор указывает, что системное логопедическое воздействие на детей с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ОУ.

В компьютерной технологии «Игры для Тигры» представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий, упражнения по развитию глагольной лексики, упражнения по работе над прилагательными и словами антонимами.

В процессе применения подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях, закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, в словаре закрепляются слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируется навык работы на компьютере. Применение компьютеризированных заданий стимулирует правильное произношение автоматизируемого звука в слове, поддерживает желание ребенка быть активным участником коррекционного процесса.

Информационно-компьютерные технологии лучше всего использовать на этапе повторения и закрепления учебного материала. Использование данных технологий предусматривает не только обучение детей основам информатики, а создание новых, научно обоснованных доступных средств развития, преобразование предметно- развивающей среды ребенка, расширение возможностей познания окружающего мира.


 

Использование инновационных логопедических технологий в различных видах учебной деятельности» учитель-логопед:

Использование инновационных логопедических технологий в различных видах учебной деятельности» учитель-логопед:

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается

Логопедия, как и все современное образование не стоит на месте, она стремительно развивается

Кинезиотерапия. «Кинезиология» – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения

Кинезиотерапия. «Кинезиология» – наука о развитии головного мозга через определенные двигательные упражнения

СУ-ДЖОК терапия. Это массаж специальными шариками

СУ-ДЖОК терапия. Это массаж специальными шариками

Процесс запоминания делится на 4 этапа: - копирование элементов информации в зрительный образ; - сам процесс запоминания; - запоминание последовательности информации; - закрепление информации в…

Процесс запоминания делится на 4 этапа: - копирование элементов информации в зрительный образ; - сам процесс запоминания; - запоминание последовательности информации; - закрепление информации в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023