ФГБОУ ВО Мичуринский государственный аграрный университет
Центр – колледж прикладных квалификаций
Турнир эрудитов
Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе
Преподаватель Лазина Н.А.
Мичуринск - 2023
«Литература» и «Русский язык» – это базовые учебные дисциплины, которые способствуют формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. Им принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии личности, в формировании ее миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Изучение данных дисциплин помогает воспитать талантливого, интеллектуального, активного человека для нашего сегодня и завтра. Поэтому в учебных заведениях разного уровня необходимо повышать интерес студентов к изучению русского языка и литературы не только путем организации занятий с использованием новых технологий, но и с помощью применения различных форм внеклассных мероприятий. В этом случае следует отдать предпочтение элементам конкурса, так как их применение предполагает острый дух соперничества, что особо увлекает первокурсников.
Данная методическая разработка содержит материал, который предназначен для организации внеклассного мероприятия «Турнир эрудитов» среди студентов первого курса, изучающих общеобразовательные дисциплины. Работа способствует повторению материала по русскому языку и литературеи позволяет проверить степень его усвоения.
Организация и проведение подобных мероприятий актуально в условиях современности, так как способствует повышению грамотности будущих специалистов, расширению их кругозора, а также развитию интереса к русской литературе.
Мероприятие проводится в форме интеллектуального турнира с элементами литературно-музыкальной композиции. Использование элемента литературно-музыкальной композиции позволяет студентам задуматься о значимости изучаемых дисциплин, об их месте в жизни человека. Помогает развить навыки выразительного чтения произведений поэтов-классиков, проследить связь русского языка и литературы с другими видами искусства: музыкой, живописью, театром.
Элемент турнира способствует повышению интеллектуального уровня студентов, развитию их эвристических способностей и умению работать в команде. Студенты развивают логическое мышление, учатся сопоставлять, обобщать, анализировать, выдвигать и опровергать гипотезы, образно и убедительно высказывать собственные суждения.
Турнир состоит из четырех раундов. Первый раунд посвящен литературе и содержит вопросы, которые помогают студентам вспомнить произведения русских классиков, их главных героев. Во втором раунде «Живопись и литература» участники наблюдают связь этих двух видов искусства и вспоминают произведения известных русских художников, посвятивших свои картины героям книг и их авторам. Третий раунд турнира «Калейдоскоп вопросов» помогает студентам в большей степени проявить свои интеллектуальные способности, вспомнить материал из истории литературы, проанализировать происхождение некоторых русских слов. Четвертый раунд посвящен русскому языку. Команды имеют возможность продемонстрировать свои навыки по разным разделам дисциплины: лексика, морфология, синтаксис.
Проведение внеклассного мероприятия «Турнир эрудитов» способствует воспитанию чувстваколлективизма и сотрудничества, уважения к соперникам. Оно развивает интеллект, память и воображение.
Подготовку к внеклассному мероприятию «Турнир эрудитов» целесообразно начать за месяц до его проведения. Для участия были привлечены студенты первого курса разных специальностей.
Первоначально избирается инициативная группа для разработки сценария. В ходе подбора материала было принято решение разделить все мероприятие на две части. Первая часть будет представлять собой литературно – музыкальную композицию, а вторая – интеллектуальный турнир. Использование двух форм в рамках одного мероприятия значительно привлечет внимание студентов к его проведению.
Между членами инициативной группы обязанности были распределены таким образом, что часть группы должна была подобрать материал для литературно – музыкальной композиции, а вторая часть составить вопросы для интеллектуального турнира. Цель первой группы - отразить значимость изучения русского языка и литературы, показать красоту и богатство русского слова. Второй группе необходимо было продумать, из скольких туров будет состоять турнир, как будет отражена в вопросах для команд связь русского языка и литературы с другими видами искусства.
Для проведения мероприятия были выбраны ведущие. Студентами была проведена большая работа по подбору лирических произведений разных авторов, музыкальных композиций.
В ходе подготовки было принято решение разделить турнир на четыре блока: «Литература», «Живопись и литература», «Калейдоскоп вопросов» и «Русский язык». Из числа студентов были избраны группы, ответственные за подготовку презентации и музыкальное оформление. Особое внимание было уделено художественному оформлению кабинета.
Для участия в мероприятии были выбраны две команды, состоящие из пяти человек. Участникам был предложен перечень тем, которые необходимо повторить в ходе подготовки. Им также необходимо придумать название команде и девиз.
Целесообразно в начале и в заключение мероприятия включить выступление преподавателя. Ему необходимо сформулировать цели, настроить зрителей на просмотр, создать определенную эмоциональную обстановку и подвести итоги.
Тема: «Турнир эрудитов».
Цели: образовательная – способствовать закреплению, систематизации и углублению знаний студентов по русскому языку и литературе;
воспитательная – воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества; уважение к соперникам;
развивающая – развивать интеллект, внимание, память, воображение, логическое мышление, умение сопоставлять, обобщать, анализировать, образно и убедительно высказывать собственные суждения.
Форма проведения: интеллектуальный турнир с элементами литературно – музыкальной композиции.
Место проведения: учебный кабинет.
Время проведения: 45 мин.
Сфера: «Я и мой внутренний мир» (я творец самого себя).
Социальная роль: духовно – потребительская и творческая.
Оформление и оборудование: плакаты, отражающие изучение дисциплин «Русский язык» и «Литература», высказывания известных людей о русском языке, книжная выставка, мультимедийный проектор, фонограммы для музыкального сопровождения, гитара.
Структура мероприятия
|
№ п/п |
Этапы |
Метод проведения |
Время (мин) |
|
1.
|
Организационный момент
|
словесный |
2 мин. |
|
2.
|
Вступительное слово преподавателя |
словесный |
5 мин. |
|
3.
|
Основная часть
3.1 Литературно – музыкальная композиция: а) величие и значимость русского языка; б) романс на слова М. Цветаевой «Мне кажется, что вы больны не мной»; в) стихотворение А. Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку»; г) искусство и литература; д) единство слова и музыки; е) романс на слова С. Есенина «Белая береза».
3.2 Интеллектуальный турнир: а) раунд первый «Литература»: б) раунд второй «Известные об известных» (живопись и литература); в) раунд третий «Калейдоскоп вопросов»; г) раунд четвертый «Русский язык». |
словесный, демонстрационный
словесный, демонстрационный |
15 мин.
20 мин |
|
4.
|
Подведение итогов мероприятия: а) песня на слова В. Высоцкого «Я не люблю»; б) стихотворение «Осень»; в) выступление жюри. |
словесный, демонстрационный |
3 мин |
До начала проведения внеклассного мероприятия «Турнир эрудитов» в соответствии с заявленной темой оформляется аудитория. На стенах вывешиваются плакаты, посвященные русскому языку и литературе (портреты писателей и поэтов, иллюстрации к отрывкам из произведений, цитаты известных классиков о русском языке). Совместно с сотрудниками библиотеки подготавливается книжная выставка. Преподавателю рекомендуется проверить присутствие всех студентов, участвующих в мероприятии, исправность техники и наличие материала, необходимого для его проведения.
Внеклассное мероприятие «Турнир эрудитов» целесообразно начать с вступительного слова преподавателя, который сообщит о его целях и значимости.
Мероприятие состоит из двух этапов: литературно-музыкальная композиция и интеллектуальный турнир. Использование в рамках одного мероприятия двух форм проведения позволяет разнообразить материал, привлечь внимание студентов к изучению русского языка и литературы, продемонстрировать их знания.
Ведущим необходимо познакомить присутствующих со структурой мероприятия, представить жюри и команды, объяснить правила турнира.
Первый этап мероприятия - литературно-музыкальная композиция, которая включает в себя материал, содержащий информацию о значимости русского языка и литературы, об их тесной взаимосвязи с другими видами искусства. Здесь целесообразно использовать произведения авторов, относящихся к разным периодам литературы, с целью показать всю ее многогранность и красоту. Так как во все времена наблюдалась тесная взаимосвязь поэзии и музыки, в литературно – музыкальную композицию необходимо включить романсы, в основу которых вошли произведения русских классиков. Музыка и поэзия позволят настроить присутствующих на просмотр мероприятия и приблизить их к миру искусства.
Второй этап мероприятия – интеллектуальный турнир, основу которого составляют вопросы по русскому языку и литературе. Целесообразно включить вопросы из истории языка, раскрывающие связь изучаемых дисциплин с другими видами искусства, которые значительно расширят кругозор студентов, повысят их интеллектуальный уровень.
Каждое задание турнира сопровождается презентацией, которая создана в программе Power Point. Каждый слайд содержит вопрос, ответ на который даётся с помощью анимации. Задания имеют занимательный, познавательный характер, что способствует поддержанию устойчивого интереса студентов к изучаемым дисциплинам.
Турнир состоит из четырех раундов. Первый раунд посвящен литературе. Здесь студентам необходимо продемонстрировать знания основных фактов биографии разных писателей и поэтов, текстов литературных произведений, как прозаических, так и лирических.
Второй раунд турнира «Известные об известных» содержит вопросы, посвященные литературе и живописи.Здесь командам следует показать свою осведомленность в области живописи, уметь сопоставить картину художника и литературное произведение, к которому оно написано.
Третий раунд «Калейдоскоп вопросов» представлен заданиями, которые позволят проверить общую эрудицию студентов. Большая часть вопросов этого раунда связана с историей, которая имеет отношение как к русскому языку, так и к литературе.
Четвертый раунд мероприятия посвящен русскому языку. Командам необходимо продемонстрировать знания в области этимологии слов, в таких разделах языка как «Морфология», «Синтаксис», «Фонетика», «Лексикология», показать хорошую осведомленность в русских пословицах.
В конце турнира жюри необходимо подвести итоги. За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу. Если команда не может ответить на вопрос или даёт неверный ответ, то право ответа передаётся команде соперников. В итоге жюри суммирует баллы и объявляет команду – победителя.
Для финала мероприятия целесообразно использовать элемент литературно-музыкальной композиции. В исполнении студента под гитару звучит песня на слова Владимира Высоцкого «Я не люблю». Итог «Турнира эрудитов» подводится стихотворением «Осень», которое читает студентка в музыкальном сопровождении на фоне презентации.
Преподаватель: Уважаемые зрители! Приветствую вас на интеллектуальном турнире эрудитов. Сегодня студенты первого курса продемонстрируют нам свои знания по литературе и русскому языку. Первоначально выясним, какое же место в нашей жизни занимают русский язык и литература. Как они помогают нам образно высказывать свои суждения.
Ведущий 1: Мы живем в сложное противоречивое время, хотя рубеж веков никогда не был легким. Мы разговариваем на «языке компьютера» и часто не задумываемся о том, что употребляя в своей речи «молодежный сленг», иноязычные слова, засоряем наш великий язык, забываем, что русский язык – это достояние нашего народа, и мы обязаны его беречь. Русский язык действительно велик и всесилен, ему доступны любые возможности, и нет таких природных красот или человеческих эмоций, которые нельзя было бы точно, красочно и достоверно описать. Владение русским языком, в его истинном и историческом значении, развивает личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово, верное и правдивое – это настоящее сокровище, с помощью которого можно добиться любых успехов и высот.
Ведущий 2: С помощью слова можно стать не только поэтом или писателем, филологом или лингвистом, но и исключительно удачливым бизнесменом, умеющим проводить любые сложные переговоры для пользы общественного созидания и собственного процветания. Можно стать выдающимся дипломатом, работая на благо родного государства. Обладая красивым и правильным русским языком, можно стать счастливым и в личной жизни, найти свою любовь, изъясниться в своих искренних чувствах, признаться в своей страсти, не боясь быть неверно или превратно понятым.
Ведущий 1:Наслаждаясь классическими литературными произведениями знаменитых русских авторов, смакуя их великолепный слог и собственный, неповторимый стиль, мы каждый раз находим для себя ответы на многие вопросы и темы, трогающие до глубины души, поскольку мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка.
Звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной».
Чтец:
Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить.
Никогда не жалейте о том, что случилось. Иль о том, что случиться не может уже. Лишь бы озеро вашей души не мутилось Да надежды, как птицы, парили в душе.
Не жалейте своей доброты и участья.
Если даже за все вам — усмешка в ответ.
Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство... Не жалейте, что вам не досталось их бед.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Поздно начали вы или рано ушли.
Кто-то пусть гениально играет на флейте. Но ведь песни берет он из вашей души.
Никогда, никогда ни о чем не жалейте — Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви. Пусть другой гениально играет на флейте, Но еще гениальнее слушали вы.
Андрей Дементьев
Ведущий 2:Человек не может быть интересным, если он не читает. Соответственно, если бы не было литературы – мы бы все были серыми и убогими. Искусство и литература пробуждают в человеке прекрасное! Без них не было бы людей, красивых духом. Они дают отличный жизненный опыт. Почти каждые книга, произведение искусства рассказывают нам об определенной ситуации и путях выхода из нее. Мы запоминаем, как «надо» делать или «не надо», и на этой основе совершаем свои поступки, принимаем решения.
Ведущий1: Музыка. Что значит она в нашей жизни? Музыка – это целый мир необычных звуков и ярких красок. Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих музыкальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.
Звучит романс на стихи С. Есенина «Белая береза».
Ведущий 1: Сегодня мы проводим «Турнир эрудитов». Перед нами две команды: команда «Оптимисты» и команда «Девчата». Турнир состоит из четырех раундов. В каждом раунде командам будут заданы вопросы по русскому языку и литературе. Оценивать турнир будет жюри. Поприветствуем!
|
№
|
Раунд первый «Литература». 1.Назовите имя писателя. |
|
1.1 |
Родился 30 октября 1821 года, в семье врача Московской больницы для бедных. Окончил Инженерное училище в Петербурге. Был одним из лучших учеников. Углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций – отличительные черты его творчества. Н.А. Некрасов о нём сказал В.Г. Белинскому: «Новый Гоголь явился!» (Ф.М.Достоевский) |
|
1.2 |
Родился в 1860 году в Таганроге в купеческой семье, со строгими правилами воспитания. Закончил медицинский факультет Московского университета. За 26 лет творчества создал около 900 произведений, которые стали классикой мировой литературы. Его пьесы на протяжении ста лет ставятся во многих театрах мира. (А.П.Чехов) |
|
1.3 |
Любимыми авторами писателя с юных лет были Н.В.Гоголь и М.Е.СалтыковЩедрин. По окончании медицинского факультета Киевского университета получил звание "лекаря с отличием". Писал фельетоны, сатирические повести и романы, много сотрудничал с театром. (М.А.Булгаков) |
|
1.4 |
Выдающийся русский писатель, поэт, почётный академик Петербургской академии наук (1909), лауреат Нобелевской премии по литературе (1933). В феврале 1920 года эмигрирует во Францию, т.к. не принимает идеи революции. В эмиграции плодотворно занимается литературной деятельностью, написал лучшие произведения, которые стали новым словом в русской литературе в целом. Стал одной из главных фигур Русского Зарубежья. (И.А.Бунин) |
|
|
2.Узнайте произведение по его началу. |
|
2.1
|
1.Жили – были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. ( М.Е. Салтыков – Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») 2. У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щёку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. (А.П. Чехов «Лошадиная фамилия») |
|
2.2 |
1.Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас – Зачем? Угрюм и одинок, грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах. ( М.Ю. Лермонтов «Мцыри») 2.Когда император Александр Павлович окончил Венский совет, то он захотел по Европе проездиться и разных государственных чудес |
|
|
посмотреть.(Н.С. Лесков «Левша») |
|
|
3.По стихотворным строчкам назовите имя поэта. |
|
3.1 |
1.Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берет, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. (Марина Ивановна Цветаева) |
|
3.2 |
2.А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это дало торжество. Но только с условием - не ставьте его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в Царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я 300 часов И где для меня не открыли засов…(Анна Андреевна Ахматова) |
|
3.3 |
3.Я - Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети, И в сердце - первая любовь Жива - к единственной на свете. Тебя, Офелию мою, Увел далёко жизни холод, И гибну, принц, в родном краю Клинком отравленным заколот.(Александр Александрович Блок) |
|
3.4 |
4.Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад. По пруду лебедем красным Плавает тихо закат. Здравствуй, златое затишье, С тенью березы в воде, Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. Где-то за садом несмело, Там, где калина цветет Нежная девушка в белом |
|
|
Нежную песню поет. Стелется сизою дымкой С поля ночной холодок Глупое, милое счастье, Свежая розовость щек. (Сергей Александрович Есенин) |
|
|
4. Назовите имя литературного героя |
|
4.1 |
1.Кем восторгается поэт? “Красавец в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привёз учёности плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёрные до плеч”. (Владимир Ленский) А.С.Пушкин «Евгений Онегин» |
|
4.2 |
2. Какой герой "тридцать лет живет на службе"и "ни один купец, ни один подрядчик не смог его провести", который "мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать", который "трех губернаторов обманул». (Городничий) Н.В.Гоголь «Ревизор» |
|
4.3 |
3.Портрет какой герони романа дан в следующем отрывке: Это была крошечная сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками, с вострым носом и простоволосая. Безобразные, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка. (Алёна Ивановна) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» |
|
4.4. |
4.Портрет какого героя романа дан в следующем отрывке: ... с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели ... человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба ... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью... (Иешуа Га-Ноцри) М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» |
|
|
5. Узнай литературного героя по его реплике |
|
5.1 |
1.Какой герой утверждал, что слово «дверь» - прилагательное, объясняя «Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна». (Митрофан) Д.И.Фонвизин «Недоросль»
|
|
5.2 |
2. Кто из героев романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” «В книгах не видал вреда, он не читал их никогда и почитал пустой игрушкой»? (Отец Татьяны и Ольги – Дмитрий Ларин) |
|
5.3 |
3.— Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта… — …что такое наука — наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания; а наука вообще не существует вовсе. (Евгений Базаров) И.С.Тургенев «Отцы и дети» |
|
5.4 |
4.Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. (Кулигин) А.Н.Островский «Гроза» |
|
|
6. Узнай произведение по иллюстрации (прил. 1) |
|
6.1 |
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» |
|
6.2 |
И.А.Гончаров «Обломов» |
|
6.3 |
И.С.Тургенев «Отцы и дети» |
|
6.4 |
Л.Н.Толстой «Война и мир» |
Раунд второй «Известные – об известных» (Живопись и литература)
|
1 |
Увидев свой портрет, написанный известным художником того времени, Пушкин написал такие строчки: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Кто написал этот портрет? |
Орест Адамович Кипренский
|
|
2 |
Для какого полотна с «криминальным» сюжетом И.Е.Репину позировали художник Григорий Григорьевич Мясоедов и писатель Всеволод Михайлович Гаршин? |
«Иван Грозный убивает своего сына» |
|
3 |
Они написали картину на сюжет пушкинского стихотворения «К морю», назвав её «Прощай, свободная стихия!». Один из них написал море и скалу, другой - А.С. Пушкина. Назовите этих художников. |
И.К. Айвазовский и И.Е. Репин
|
|
4 |
Какой роман И.С. Тургенева вдохновил Василия Григорьевича Перова на создание картины «Старикиродители на могиле сына»? |
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» |
Раунд третий «Калейдоскоп вопросов»
В раунде представлены вопросы, проверяющие эрудицию учащихся.
|
1 |
Второе имя славянской богини любви и красоты – Слава (от ее имени произошло название славян). Назовите первое имя богини.
|
Именем Лада древние славяне называли не только богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где всё должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должны уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. |
|
2 |
На каком языке написана «Повесть временных лет»? |
На древнерусском языке. |
|
3 |
Назовите составителя «Толкового словаря живого великорусского языка», автора сказок с необычным именем - Казак Луганский. |
Владимир Иванович Даль |
|
4 |
На Руси ходила монетка достоинством в полкопейки. Её название упоминается во многих произведениях. Как она называлась? |
Денежка |
|
5 |
Как звали героиню «Слова о полку Игореве» Ярославну? |
Ефросинья |
|
6 |
Иностранцы называют русских, как правило, Иванами. Мы называем немцев Гансами. А как древние славяне называли варягов, которые не понимали ни слова порусски? |
Олухами (От Олафа)
|
|
7 |
Что в Киевской Руси называли писалами? |
Писала - деревянные или металлические стержни для письма по бересте. |
|
8 |
«Победой прославлено имя твое,Твой щит на вратах Цареграда», -услышал он от кудесника. Но славные победы князя помнятся плохо, зато история его гибели описана в нескольких литературных произведениях. Кто этот князь? |
Князь Олег |
|
9 |
Какого русского писателя Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачёва»? |
Радищева Александра Николаевича, автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву» |
|
10 |
Какому русскому поэту принадлежат эти |
А.С.Пушкину |
|
|
математические строки: «Мы почитаем всех нулями, а единицами себя»? |
|
|
11 |
К какому произведению эпиграфом была взята пословица: “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива ”? |
К комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» |
|
12 |
Назовите автора крылатых выражений: «Счастливые часов не наблюдают»,«И дым Отечества нам сладок и приятен»,«Свежо предание, да верится с трудом»,«Блажен, кто верует: тепло ему на свете»,«Служить бы рад, прислуживаться тошно». |
А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума»
|
|
13 |
К какому жанру относятся произведения В. В. Маяковского «Клоп», «Баня», «Мистерия-буфф»? |
Пьесы |
|
14 |
Кому посвящено стихотворение М.И. Цветаевой «Генералам Двенадцатого года»?
|
Александру Алексеевичу Тучкову, герою Отечественной войны 1812 года, погибшему на Бородинском поле. |
Раунд четвёртый «Русский язык»
|
1 |
Можно ли утверждать, что «врач» с точки зрения этимологии, - «тот, кто врёт»?
|
Да. В древнерусском языке глагол "врать" означал "говорить", "вести беседу". Врач - ведун -"тот, кто лечит заговорами". Придя к больному, ведун "врал" над ним какие-то волшебные словазаклинания. |
|
2 |
Образуйте множественное число слова «дно» |
Донья |
|
3 |
Что означает фразеологизм «Шиворот – навыворот»? |
Сделать что-то не так, как полагается. Сейчас это вроде бы вполне безобидное выражение. А когда-то оно связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина сажали задом наперед на лошадь в вывернутой наизнанку одежде и в таком |
|
|
|
виде, опозоренного, возили по городу под свист и насмешки уличной толпы. |
|
4 |
В русском языке есть уникальное слово «закоулок». В чём заключается его тайна? |
Слово с уникальной для русского языка приставкой ко- |
|
5 |
Известно, что выражение «Всё трын-трава» обозначает «Всё безразлично, ничто не волнует». Что представляет собой таинственная "трын-трава"? |
Сначала трын – трава называлась "тын-трава". Тын - это забор, т.е. "трава подзаборная", никому не нужный, всем безразличный сорняк. |
|
6 |
Каким членом предложения является слово “жить” в пословице “Жить - Родине служить”. |
Подлежащим |
|
7 |
У Лермонтова в «Песне о купце Калашникове» есть строки: И головушка бесталанная Во крови на плаху покатилася… Что означает слово «бесталанная»?
|
Слово «бесталанный» не означало раньше «бездарный, без каких-либо талантов». «Бесталанный» образовано от тюркского «талан», что означало «счастье». Получалось, что бесталанный – это человек без счастья, без удачи. У многих классиков слово употребляется именно в этом смысле. |
|
8 |
Определите вид придаточных предложений. Чем является слово «что»? 1.Татьяна Васильевна написала, что приедет в двадцатых числах июня.
2.Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые были под рукой.
3.Она не сводит глаз с дороги, что идет через рощу.
4.Я поместил в этой книге только то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе. |
1.Придаточное изъяснительное. Слово что является союзом, не является членом предложения. 2.Придаточное образа действия. Что - союз, не является членом предложения. 3.Придаточное определительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного слова, подлежащее. 4.Придаточное изъяснительное. Что – относительное местоимение, выполняет роль союзного |
|
|
|
слова, подлежащее. |
|
9 |
Замените устаревшие слова синонимами: выя, чело, ланиты, перст. |
Выя - шея, чело - лоб, ланиты - щёки, перст - палец. |
|
10 |
Белобрысый. По какой части тела определяют это? |
Бры – бровь. Белобрысый – белобровый. |
|
11 |
Расставьте правильно ударение в словах Облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.
|
Облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, квартал, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса. |
|
12 |
Тюль, шампунь, толь, мозоль, аэрозоль. Какое из этих существительных относится к женскому роду? |
Мозоль |
|
13 |
Назови пословицу по первому слову. 1.Слово (не воробей, вылетит - не поймаешь) 2.Язык (до Киева доведёт) 3. Готовь (сани летом, а телегу зимой) 4. Не дорог (подарок, дорого внимание) 5. Мал (золотник, да дорог) 6. Не имей (сто рублей, а имей сто друзей) |
|
|
14 |
В чём различие слов НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА? |
Невежа - грубый, невоспитанный человек. Невежда – малообразованный человек, неуч. |
|
15 |
Прочитайте текст, правильно склоняя числительные. Гражданка Мухина, найдя кошелёк с 1562 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 рублей, прибавив к найденным 1562 рублям около 29 500рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38 минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлечённые едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265 подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 рублях, потраченных на негодяев - гостей. А заодно не мешало бы задуматься о том, что приобретённое нечестным путём счастья не приносит!
с 1562 рублями (Т.п.)–с одной тысячей пятьюстами шестьюдесятью двумя рублями около 250 рублей (Р.п.)–около двухсот пятидесяти рублей свыше 340 рублей (Р.п.)–свыше трёхсот сорока рублей |
|
|
|
к1562 рублям (Д.п.) – к одной тысяче пятисот шестидесяти двум рублям около 29 500 рублей (Р.п.)–около двадцати девяти тысяч пятисот рублей 187 гостям (Д.п.) –ста восьмидесяти семи гостям На 38 минуте (какой?) –на тридцать восьмой минуте 265 операция (какая?) –двести шестьдесят пятая операция о 590 рублях (П.п.) –о пятистах девяноста рублях |
|
Изучение русского языка и литературы имеет большое значение для культурного и духовного развития человека. На примере многих известных литературных произведений мы учимся правильно смотреть на жизнь, понимать других людей и себя, осознавать и оценивать свои поступки.
Внеклассное мероприятие «Турнир эрудитов» имеет большое воспитательное значение. Оно не только помогает студентам закрепить свои знания по изучаемым дисциплинам, но и учит их понимать родной язык и книгу, учит делать наиболее верный выбор в жизни, тот, о котором нам не придется жалеть, тот, который сделает нас по-настоящему счастливыми. Неоднократно русские писатели поднимали в своих произведениях этические и психологические проблемы личности, проводя своих персонажей через тяжкие и несправедливые испытания, делая их сильнее и осмысленнее. Именно с них порой мы стараемся брать пример.
Главный урок изучения русского языка и литературы - это осознание самого себя, трезвая и объективная оценка событий, происходящих в жизни. Такой урок необходим не только для того, чтобы жить счастливо и гармонично, но и для того, чтобы создавать вокруг себя более прекрасный и справедливый мир.
Литература
1.Розенталь Д. Э. Русский язык для школьников старших классов / Д.Э. Розенталь. - М., Дрофа, 2005.- 368 с.
2. Служевская Т. Л. Уроки русской словесности / Т.Л. Служевская.- С.-П., 1994.184 с.
3.Долинина С.Я. Литературный турнир 6-11 кл./С.Я. Долинина.- М., «Флинта», 2001.-245 с.
4. Давыдова М.А. Игры, турниры, сценарии /М.А. Давыдова, И.А. Агапова.- М., Айрис Пресс:Рольф, 2000. -247 с.
Приложение 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.