Методическая разработка урока
по русскому языку
проведенного 20.12.2022 во 2 классе
на тему:
«Гласные а-я после твердых и мягких согласных»
Учитель высшей квалификационной категории
Капустина С.В.
Тема: Гласные а-я после твердых и мягких согласных.
Цель: формировать умение различать твердые и мягкие согласные.
Задачи:
- учить писать слова с буквами а-я, учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными а-я в слогах, словах;
- коррекция зрительного восприятия, фонематического слуха;
- развивать мелкую и общую моторику;
- обогащать и уточнять словарный запас;
- воспитывать мотивацию к учебе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийное оборудование, учебные принадлежности, карточки с заданиями
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
- А теперь, сядет тот, кто назовет все гласные
звуки в своем имени (садятся по очереди)
- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.
II. Введение в тему
- Ребята, я неслучайно попросила назвать вас гласные. Сегодня на занятии мы будем о некоторых из них говорить. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, отгадав имя этого веселого человечка — клоуна, который пришел к вам в гости
- В его имени есть две парные гласные, но они убежали: Т__ п __ .
- Назовите пары гласных, которые вы знаете.
- Отгадайте, какие это гласные и как зовут человечка?
- Правильно это гласные я и а, а имя клоуна Тяпа.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Героями нашего урока вместе с клоуном будут гласные а-я. Оказывается это волшебные буквы, они умеют творить чудеса - превращать согласные то в твердые, то в мягкие. Ну а раз речь идет о чудесах Тяпа хочет вас пригласить в место, где живут волшебство и чудеса.
- Отгадайте его загадку:
Все глядят на середину.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали...
И слоны там выступали.
А котята-акробаты,
Через голову - кувырк,
Ну, конечно, это – (Цирк)
(слайд 1)
- Правильно, сегодня мы отправляемся в цирк и конечно будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами а-я.
IV. Изучение нового.
1. А теперь
посмотрите на картинку, доскажите словечко.
- Вот
цирковая сцена, называется она -… слайд 2
Дети: Арена
- Какой она формы?
- Цирковая арена имеет круглую форму, чтобы зрителям было удобнее смотреть за выступлениями артистов и животных. У вас на столах тоже кружки. Они разного цвета. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).
2. Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.
Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, сильный, он - …
Дети: Жонглер.
- Жонглеры – артисты, которые ловко подбрасывают и ловят несколько предметов, например шары, кольца, булавы.
- Давайте мы тоже побудем жонглерами. Подбрасывать и перекидывать мы будем мяч и заодно потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух. “Игра с мячом” - услышав слог с твердым согласным, нужно назвать слог с мягким, аналогично к мягкому варианту подобрать твердый (с перекидыванием мяча).
да-дя, ня-на, са-ся , ля-ла, пря-пра, дра-дря, свя-сва
3. Упражнения для пальцев рук с орехом
- Этот шарик не простой
Он – орешек, вот какой!
Будем с шариком играть
Нашим ручкам помогать
Раз, два, три, четыре, пять
Будем крепко мы сжимать.
4. Чистописание.
- Записать буквы а, я.
5. Работа в тетрадях.
- Как называют в цирке человека, который дрессирует животных? (дрессировщик). Правильно, а если он укрощает хищных животных , то это укротитель .
- Давайте и мы с вами попробуем быть укротителями. Будем укрощать слоги. Прочитайте слоги на карточках на доске. Нужно расставить слоги чётко на свои места парами – подобрать к каждому слогу с твердой согласной слог с мягкой согласной и записать их (1 ученик работает у доски).
- Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
- Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?
6. Игра «Фокусники»
- Отгадайте ещё одну загадку от клоуна:
В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!
То там, то здесь,
То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!
Смотри, пропали!
Где ж их взять?!
И очень даже странно,
Что достаю я их опять...
Из твоего кармана!
- Как называется эта цирковая профессия? (Фокусник)
- Давайте тоже поработаем фокусниками.
- На доске две половинки шаров со слогами ра-ря, а у меня на столе коробка с другими половинками и слогами. Собрав слово мы соберем и шар. Крепим половинки шаров из коробки слева от половинок шаров на доске. (В коробке: ги, иг, но, ды, за, бу). Составленные слова записываем в тетрадь.
Физкультминутка
- доскажите словечко:
Ловко
ленточкой владеет,
Делать ласточку умеет.
Вам покажет номер гладко
Цирковая …...(акробатка.)
- Давайте и мы с вами подвигаемся как акробаты:
Головами покиваем
Щечки быстро растираем.
По ним легонько постучим
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём (потянулись вверх и опустили руки)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем.
Колено локтем достаем раз, два, раз, два (перекрестные шаги)
И работать мы начнём…
7. Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.
Я у всех на виду
Смело, без заминки
По канату пройду,
Словно по тропинке!
- Правильно канатоходец. Это сложное слово образовано от двух простых слов: канат, ходить . Кто нам расскажет что такое канат ?
Канат - это очень толстая веревка.
- Нам с вами тоже сейчас понадобятся веревки, чтобы провести канатную дорожку, которой мы соединим слова и предложения (работа на карточках)
Наш ребёнок очень… рад
Он в руках бумажки … ряд
Ваня был сегодня … мал
Что попал в первый … мял
- Два предложения спишите в тетрадь.
V. Закрепление
- Найди и исправь ошибки (слайд)
Лошядь, мата, зямок, весня, тетрядь, гляз, мач.
VI. Итог
1. - Что понравилось?
- С какими гласными работали на уроке?
- Похлопайте в ладоши у кого хорошее настроение после урока.
2. Д/з
2. Найдите одинаковые буквы. (Слайд 1)
https://www.google.ru/search?q=упражнения+на+коррекцию+зрительного+восприятия
II.Актуализация знаний.
1.Игра «Найди лишнее». (Слайд 2)
– Посмотрите на доску.
– Какая буква лишняя: а, м, у, и, о, ю? Почему? ( а, у, и,о, ю – гласные, м – согласный). и, е, ё, у, ю, я ( а – обозначает твердость согласного, и, е, ё, ю, я – обозначают мягкость согласных звуков)
2.Рассмотрите все буквы на карточке. Найдите слова. Прочитайте их.
|
Проверка выполнения задания.
3.Упражнения для пальцев рук «Моем ручки»
4.Чистописание.
Выписать буквы у, ю.
III Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке вы научитесь определять твердые и мягкие согласные перед гласными у, ю.
IV.Работа по теме урока.
1.Упр. 1, стр. 76
-чтение слогов, нахождение твердых и мягких согласных.
Игра «Превращения». Записать слоги Лу-лю,… Подчеркнуть твердые и мягкие согласные. И/р Списать 3столбика слогов.
2. Объяснение значения слов. Слайд 3
круг-крюк
клумба-клюква
лук – люк
3. Составить и записать предложения. Слайд 4.
На грядке растет …. Рабочие открыли….
(люк, лук.)
V Физминутка для глаз «Поймай зайчика» (с использованием фонарика).
VI. Работа по учебнику.
1.Упр.2, стр. 76. Выбрать нужную гласную.
2.Физминутка . ОРУ
3.Упр. 3, стр. 77. Вставить буквы у, ю. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные.
4.Упражнение в образовании слов. Какой слог нужно вставить. Слайд 5.
https://www.google.ru/search?q=раскраски+домашние+птицы
…сь …- ри-ца ин-…к пе-….х
ку дю гу ту
Как можно обобщить эту группу слов?
VII. Графический диктант
Катюша кормит кур. Ю --- У.
Куры клюют зёрна. У ЮЮ ---.
VIII. Домашнее задание. Упр. 4, стр. 77. Индивидуальное задание для II уровня – списать два предложения.
IX. Рефлексия.
- Что понравилось?
- С какими гласными работали на уроке?
- Похлопайте в ладоши у кого хорошее настроение после урока.
Учитель начальных классов Сидельникова Татьяна Борисовна
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.