методическая разработка по русскому языку во 2 классе на тему: "Гласные а-я после твердых и мягких согласных"

  • docx
  • 25.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект а-я.docx

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока

по русскому языку

проведенного 20.12.2022 во 2 классе

на тему:

«Гласные а-я после твердых и мягких согласных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  высшей квалификационной категории

Капустина С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Гласные а-я после твердых и мягких согласных.

Цель: формировать умение различать твердые и мягкие согласные.

Задачи:

- учить писать слова с  буквами а-я, учить дифференцировать твердые и мягкие согласные перед гласными а-я в слогах, словах;

- коррекция зрительного восприятия, фонематического слуха;

- развивать мелкую и общую моторику;

- обогащать и уточнять словарный запас;

- воспитывать мотивацию к учебе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебные принадлежности, карточки с заданиями

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
-
А теперь, сядет тот, кто назовет  все  гласные  звуки в своем имени (садятся по очереди)

- Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение.

II. Введение в тему

- Ребята, я  неслучайно попросила назвать вас гласные.  Сегодня на занятии мы будем о некоторых из них говорить. Узнать с какой парой гласных букв мы будем работать, вы сможете, отгадав имя этого веселого человечка — клоуна, который пришел к вам в гости

- В его имени есть  две парные гласные, но они убежали: Т__ п __ .  

- Назовите пары  гласных,  которые вы знаете.

- Отгадайте, какие это гласные и как  зовут человечка?

- Правильно  это гласные  я и  а,  а имя клоуна  Тяпа.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Героями нашего урока  вместе с клоуном  будут гласные а-я. Оказывается это волшебные буквы, они умеют творить чудеса - превращать согласные то в твердые, то в мягкие. Ну а раз речь идет о чудесах Тяпа хочет вас пригласить  в место, где живут  волшебство и чудеса.      

- Отгадайте  его загадку:


Все глядят на середину.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.                                      
Там собачки танцевали...
И слоны там выступали.
А котята-акробаты,
Через голову - кувырк,
Ну, конечно, это –   (Цирк)

  (слайд 1)


- Правильно, сегодня мы отправляемся в цирк  и конечно будем учиться различать на слух твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами а-я.

IV. Изучение нового.

1. А теперь посмотрите на картинку, доскажите словечко.
- Вот цирковая сцена, называется она -… слайд 2

Дети: Арена

- Какой она формы?

- Цирковая арена имеет круглую форму, чтобы зрителям было удобнее смотреть за выступлениями артистов и животных. У вас на столах тоже кружки. Они разного цвета. Если я произнесу слог или слово с мягким согласным, поднимите зеленый круг; если с твердым согласным – поднимите синий круг (у уч-ся на партах два круга: зеленый и синий).

2. Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.

Удивляются вокруг:
Как ему хватает рук?
Всем известный гастролер,
Ловкий, сильный, он - …
Дети: Жонглер. 

- Жонглеры – артисты, которые ловко подбрасывают и ловят несколько предметов, например шары, кольца, булавы.

-  Давайте мы тоже побудем жонглерами. Подбрасывать и перекидывать мы будем мяч и заодно  потренируемся различать твердые и мягкие согласные на слух. “Игра с мячом” -  услышав слог с твердым согласным,  нужно назвать слог с мягким, аналогично к мягкому варианту подобрать твердый (с перекидыванием мяча).

да-дя, ня-на, са-ся , ля-ла, пря-пра, дра-дря, свя-сва

3. Упражнения для пальцев рук с орехом

- Этот шарик не простой

  Он – орешек, вот какой!

  Будем с шариком играть

  Нашим ручкам помогать

  Раз, два, три, четыре, пять

  Будем крепко мы сжимать.

4. Чистописание.

- Записать буквы а, я.

5. Работа в тетрадях.

- Как называют в цирке человека, который дрессирует животных? (дрессировщик). Правильно, а если он укрощает  хищных животных ,  то это укротитель .

 - Давайте и  мы с вами попробуем быть укротителями.  Будем укрощать слоги. Прочитайте слоги на карточках на доске.  Нужно расставить слоги чётко на свои места парами – подобрать к каждому слогу с твердой согласной слог с мягкой согласной и записать их (1 ученик работает у доски).

- Какая гласная буква является показателем твердости согласного?
- Какая гласная буква является показателем мягкости согласного?

6. Игра «Фокусники»

- Отгадайте  ещё одну загадку от клоуна:


В моих руках любой предмет
Как будто заколдован.
Вот шарик есть, а вот уж нет!
Вот появился снова!

То там, то здесь,

То нет, то есть!
И вот уж шариков не счесть!

Смотри, пропали!
Где ж их взять?!

И очень даже странно,

Что достаю я их опять...

Из твоего кармана!


- Как называется эта цирковая профессия? (Фокусник)

- Давайте тоже поработаем фокусниками.

- На доске две половинки шаров со слогами ра-ря, а у меня на столе коробка с другими половинками и слогами. Собрав слово мы соберем и шар. Крепим половинки шаров из коробки слева от половинок шаров на доске. (В коробке: ги, иг, но, ды, за, бу). Составленные слова записываем в тетрадь.

Физкультминутка

- доскажите словечко:

Ловко ленточкой владеет, 
Делать ласточку умеет.
Вам покажет номер гладко
Цирковая …...(акробатка.)
- Давайте и мы с вами подвигаемся как акробаты:

Головами покиваем
Щечки быстро растираем.    

По ним легонько постучим
И немножко помолчим.

Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём 
(потянулись вверх и опустили руки)

Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем.
Колено локтем достаем раз, два, раз, два 
(перекрестные шаги)
И работать мы начнём…

7. Тяпа хочет загадать вам еще одну цирковую загадку.

Я у всех на виду
Смело, без заминки
По канату пройду,
Словно по тропинке!

- Правильно  канатоходец. Это сложное слово образовано  от двух  простых слов: канат, ходить . Кто нам расскажет что такое канат ?

Канат - это очень толстая веревка.

- Нам с вами тоже сейчас понадобятся веревки, чтобы провести канатную дорожку, которой мы соединим слова и предложения (работа на карточках)

Наш ребёнок очень…                 рад

Он в руках бумажки …              ряд

Ваня был сегодня …                   мал

Что попал в первый …               мял

- Два предложения спишите в тетрадь.

V. Закрепление

- Найди и исправь ошибки (слайд)

Лошядь, мата, зямок, весня, тетрядь, гляз, мач.

VI. Итог

1. - Что понравилось?

- С какими гласными работали на уроке?

- Похлопайте в ладоши у кого хорошее настроение после урока.

2. Д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Найдите одинаковые буквы. (Слайд 1)

http://festival.1september.ru/articles/522633/img5.jpghttps://www.google.ru/search?q=упражнения+на+коррекцию+зрительного+восприятия

II.Актуализация знаний.

1.Игра  «Найди лишнее».  (Слайд 2)

– Посмотрите на доску.

– Какая буква лишняя: а, м, у, и, о, ю? Почему? ( а, у, и,о, ю – гласные, м – согласный). и, е, ё,  у, ю, я ( а – обозначает твердость согласного, и, е, ё, ю, я – обозначают мягкость согласных звуков)

2.Рассмотрите все буквы на карточке. Найдите слова. Прочитайте их.

пллжвдкёклювэапюлокнеукшжключчвакузггфовадловыролкцкругуцгагдругваегнш

 

 
 

 

 


Проверка выполнения задания.

3.Упражнения для пальцев рук «Моем ручки»

4.Чистописание.

Выписать буквы у, ю.

III Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке вы научитесь определять твердые и мягкие согласные перед гласными у, ю.

IV.Работа по теме урока.

1.Упр. 1, стр. 76

-чтение слогов, нахождение твердых и мягких согласных.

Игра «Превращения». Записать слоги Лу-лю,… Подчеркнуть твердые и мягкие согласные. И/р Списать 3столбика слогов.

2. Объяснение значения слов. Слайд 3

круг-крюк

клумба-клюква

лук – люк

3. Составить и записать предложения. Слайд 4.

На грядке растет …. Рабочие открыли….

                      (люк, лук.)

V Физминутка для глаз «Поймай зайчика» (с использованием фонарика).

VI. Работа по учебнику.

1.Упр.2, стр. 76. Выбрать нужную гласную.

2.Физминутка . ОРУ

3.Упр. 3, стр. 77. Вставить буквы у, ю. Подчеркнуть твердые и мягкие согласные.

4.Упражнение в образовании слов. Какой слог нужно вставить. Слайд 5.

http://festival.1september.ru/articles/584939/img1.gifhttps://www.google.ru/search?q=раскраски+домашние+птицы

…сь                …- ри-ца           ин-…к                     пе-….х

                 ку                  дю                       гу                     ту

Как можно обобщить эту группу слов?

VII. Графический диктант

 Катюша кормит кур.              Ю           ---            У.

Куры клюют зёрна.                    У            ЮЮ        ---.

VIII. Домашнее задание. Упр. 4, стр. 77. Индивидуальное задание для II уровня – списать два предложения.

IX. Рефлексия.

- Что понравилось?

- С какими гласными работали на уроке?

- Похлопайте в ладоши у кого хорошее настроение после урока.

 

Учитель начальных классов            Сидельникова Татьяна Борисовна