Методическая разработка "Правописание безударных проверяемых гласных"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Правописание безударных проверяемых гласных"

Оценка 4.6
pptx
24.12.2022
Методическая разработка "Правописание безударных проверяемых  гласных"
Презентация.pptx

Урок русского языка 10 класс (базовый уровень)

Урок русского языка 10 класс (базовый уровень)

Урок русского языка
10 класс
(базовый уровень)


Цели урока: 1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова

Цели урока: 1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова

Цели урока:

1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова.
2. Конкретизация способов применения правила.
3. Подготовка обучающихся к ЕГЭ (Задание 9).
4. Формирование у каждого ученика навыков самообучения и самоконтроля.
5. Развитие речи обучающихся.
6. Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.

Разминка. Работа в группе. Прочитайте текст

Разминка. Работа в группе. Прочитайте текст

Разминка. Работа в группе.

Прочитайте текст.
Обозначьте проблему, которую поднимает автор.
Определите отношение автора к данной проблеме.
Выскажите свое отношение к отмеченной теме.

Выпишите из текста сова с пропущенными орфограммами (работа в парах): 1

Выпишите из текста сова с пропущенными орфограммами (работа в парах): 1

Выпишите из текста сова с пропущенными орфограммами (работа в парах):

1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Выделите морфему, в которой
обозначена орфограмма.
3. Объясните принцип написания
данного слова.
4. Определите тему нашего урока.

Тема урока «Правописание гласных в корне слова»

Тема урока «Правописание гласных в корне слова»

Тема урока

«Правописание гласных в корне слова»

Цель урока: Повторить правописание безударных гласных в корне слова

Цель урока: Повторить правописание безударных гласных в корне слова

Цель урока:

Повторить правописание безударных гласных в корне слова.




Планируемые результаты: знать правило правописания безударных гласных в корне слова; видеть структуру слова, его морфемный состав, находить корень; определять тип пропущенных в корнях безударных гласных…

Планируемые результаты: знать правило правописания безударных гласных в корне слова; видеть структуру слова, его морфемный состав, находить корень; определять тип пропущенных в корнях безударных гласных…

Планируемые результаты:

знать правило правописания безударных гласных в корне слова;
видеть структуру слова, его морфемный состав, находить корень;
определять тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся);
использовать правила правописания корней с безударными гласными;
выполнять задание 9 в формате ЕГЭ.

Критерии оценивания Критерий Шкала

Критерии оценивания Критерий Шкала

Критерии оценивания

Критерий

Шкала

Знаю правило правописания безударных гласных в корне слова

0,5/1 балл (-а)

Вижу структуру слова, его морфемный состав, находить корень

1 балл

Определяю тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся)

1 балл

Использую правила правописания корней с безударными гласными

Выполняю задание 9 в формате ЕГЭ

3 задания – 3 балла
4 задания – 4 балла
5-6 заданий – 5 баллов
Итого 9 балов – «5»

Безударные гласные в корне Корни с чередованием

Безударные гласные в корне Корни с чередованием

Безударные гласные в корне

Корни с чередованием

Проверяемые ударением

Не проверяемые ударением

Обращаемся к карточке на вашем столе к заданию №1

Обращаемся к карточке на вашем столе к заданию №1

Обращаемся к карточке на вашем столе
к заданию №1.
Перед вами слова с безударной гласной в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Ваша задача распределить их в два столбика; к словам, с проверяемой гласной, подобрать проверочные слова.

В…стибюль, перед..вать, уд..вляться, акк…мп…немент, об…яние, по..вляться, возр…жать, уг..щать, ув..дать, пан…рама, упр..стить, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, зак..лять, к…мб…незон, экстрав…гантный.

Задание №1. САМОПРОВЕРКА: Вестибюль

Задание №1. САМОПРОВЕРКА: Вестибюль

Задание №1. САМОПРОВЕРКА:

Вестибюль Передавать (передАть)
аккомпанемент удивляться (дИво)
обаяние появляться (Явь)
возражать угощать (гОсть)
панорама увядать (вЯнуть)
периферия упростить (прОще)
увертюра закалять (закАлка)
эксперимент
экстравагантный

Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне?

Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне?

Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне?





Что делать со словами, где гласную в корне проверить нельзя?


Подбираем однокоренное слово или меняем форму слова, чтобы гласная стала ударной

Запомнить, в случае необходимости обратиться к орфографическому словарю

Ст..рожил (местности) – ст..рожил (сад)

Ст..рожил (местности) – ст..рожил (сад)

Ст..рожил (местности) – ст..рожил (сад)
Разр..дить (всходы) – разр..дить (ружье)
Св..ла (гнездо) – св..ла (ребенка)
Ч..стота (пульса) – ч..стота  (в квартире)

На доске появляется слайд.
Как определить гласную в этих парах слов? Как называются такие слов?

Проводится устная работа со словами

Это омофоны. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в корне, нужно определить лексической значение слова!

Слайд на доске. Корни с чередованием

Слайд на доске. Корни с чередованием

Слайд на доске. Корни с чередованием.

Написание гласной зависит от ударения

Написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем

Написание гласной зависит от буквы, следующей за гласной

Написание гласной зависит от значения слова

Самая сложная часть правила, в которой в корнях происходит чередование гласных. Корней с чередованием достаточно много, и они делятся на несколько групп.

Написание гласных зависит от ударения

Написание гласных зависит от ударения

Написание гласных зависит от ударения

Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем

Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной

Написание гласных зависит от значения слова

Определите, для какой орфограммы представлена таблица, используя материал заполните ее

Написание гласных зависит от ударения

Написание гласных зависит от ударения

Написание гласных зависит от ударения

Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем

Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной

Написание гласных зависит от значения слова

-гор-/-гар-
-клон-/-клан-
-твор-/-твар-
В безударном положении пишется О

е/и
бер/бир
дер/дир
мер-мир
жег-жига
пер-пир
тер-тир
чет-чит
блест-блист
стел-стил
Если за корнем есть суффикс А, то в корне И

Раст-ращ-рос
Перед СТ и Щ пишу А, перед С - О
Исключения:
Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль

Мак-мок
-мак- - «погрузить в жидкость»
-мок- - «пропускать жидкость, мокнуть»
Макать хлеб в молоко, вымокнуть под дождем

-зор-/-зар-
В безударном положении пишется А

Представитель группы презентует свой материал, остальные ученики заполняют пустые места в таблице. Общими усилиями получается вот такая таблица:

О пишется в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных словах

О пишется в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных словах

-плов-/-плав-
О пишется в двух словах: пловец, пловчиха, в остальных словах А

-им-//-а- (-я-)
-ин-//-а- (-я-)
Если за корнем есть суффикс А, то в корне И

Скак-скоч
Перед К пишу А, перед Ч - О
Исключения: скачок, скачу

Равн-ровн
-равн- - «равный, одинаковый»
-ровн- - «ровный, прямой, гладкий»

Сравнение, сровнять
Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень.

Исключения:
Пригарь, выгарки, утварь, заревать

о/а
кос-каса
лож – лага
Если за корнем есть суффикс А, то в корне А

Памятка выполнения задания 9 (формат

Памятка выполнения задания 9 (формат

Памятка выполнения задания 9 (формат ЕГЭ)

Выдели в слове корень.
Определи тип пропущенных в корнях безударных гласных.
Найди корни с чередующимися гласными.
Выдели среди оставшихся слова с проверяемыми гласными.
Слова с непроверяемыми гласными необходимо запомннить.

Критерии оценивания Критерий Шкала

Критерии оценивания Критерий Шкала

Критерии оценивания

Критерий

Шкала

Знаю правило правописания безударных гласных в корне слова

0,5/1 балл (-а)

Вижу структуру слова, его морфемный состав, находить корень

1 балл

Определяю тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся)

1 балл

Использую правила правописания корней с безударными гласными

Выполняю задание 9 в формате ЕГЭ

3 задания – 3 балла
4 задания – 4 балла
5-6 заданий – 5 баллов
Итого 9 балов – «5»

Домашнее задание ?????????????????????

Домашнее задание ?????????????????????

Домашнее задание

?????????????????????

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2022