Цели урока:
1. Систематизация знаний по правописанию безударной гласной в корне слова.
2. Конкретизация способов применения правила.
3. Подготовка обучающихся к ЕГЭ (Задание 9).
4. Формирование у каждого ученика навыков самообучения и самоконтроля.
5. Развитие речи обучающихся.
6. Воспитание ценностного отношения к способу получения знаний.
Выпишите из текста сова с пропущенными орфограммами (работа в парах):
1. Вставьте пропущенные буквы.
2. Выделите морфему, в которой
обозначена орфограмма.
3. Объясните принцип написания
данного слова.
4. Определите тему нашего урока.
Планируемые результаты:
знать правило правописания безударных гласных в корне слова;
видеть структуру слова, его морфемный состав, находить корень;
определять тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся);
использовать правила правописания корней с безударными гласными;
выполнять задание 9 в формате ЕГЭ.
Критерии оценивания
Критерий | Шкала |
Знаю правило правописания безударных гласных в корне слова | 0,5/1 балл (-а) |
Вижу структуру слова, его морфемный состав, находить корень | 1 балл |
Определяю тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся) | 1 балл |
Использую правила правописания корней с безударными гласными | |
Выполняю задание 9 в формате ЕГЭ | 3 задания – 3 балла |
Обращаемся к карточке на вашем столе
к заданию №1.
Перед вами слова с безударной гласной в корне, проверяемые и не проверяемые ударением. Ваша задача распределить их в два столбика; к словам, с проверяемой гласной, подобрать проверочные слова.
В…стибюль, перед..вать, уд..вляться, акк…мп…немент, об…яние, по..вляться, возр…жать, уг..щать, ув..дать, пан…рама, упр..стить, п…риферия, ув…ртюра, эксп…римент, зак..лять, к…мб…незон, экстрав…гантный.
Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне?
Что делать со словами, где гласную в корне проверить нельзя?
Подбираем однокоренное слово или меняем форму слова, чтобы гласная стала ударной |
Запомнить, в случае необходимости обратиться к орфографическому словарю |
Ст..рожил (местности) – ст..рожил (сад)
Разр..дить (всходы) – разр..дить (ружье)
Св..ла (гнездо) – св..ла (ребенка)
Ч..стота (пульса) – ч..стота (в квартире)
На доске появляется слайд.
Как определить гласную в этих парах слов? Как называются такие слов?
Проводится устная работа со словами
Это омофоны. Чтобы не ошибиться в выборе гласной в корне, нужно определить лексической значение слова! |
Слайд на доске. Корни с чередованием.
Написание гласной зависит от ударения | Написание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем | Написание гласной зависит от буквы, следующей за гласной | Написание гласной зависит от значения слова |
Самая сложная часть правила, в которой в корнях происходит чередование гласных. Корней с чередованием достаточно много, и они делятся на несколько групп.
Написание гласных зависит от ударения | Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем | Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной | Написание гласных зависит от значения слова |
Определите, для какой орфограммы представлена таблица, используя материал заполните ее
Написание гласных зависит от ударения | Написание гласных зависит от суффикса, следующего за корнем | Написание гласных зависит от буквы, следующей за гласной | Написание гласных зависит от значения слова |
-гор-/-гар- | е/и | Раст-ращ-рос | Мак-мок |
-зор-/-зар- |
Представитель группы презентует свой материал, остальные ученики заполняют пустые места в таблице. Общими усилиями получается вот такая таблица:
-плов-/-плав- | -им-//-а- (-я-) | Скак-скоч | Равн-ровн |
Исключения: | о/а |
Критерии оценивания
Критерий | Шкала |
Знаю правило правописания безударных гласных в корне слова | 0,5/1 балл (-а) |
Вижу структуру слова, его морфемный состав, находить корень | 1 балл |
Определяю тип пропущенных в корнях безударных гласных (проверяемых ударением, непроверяемых ударением, чередующиеся) | 1 балл |
Использую правила правописания корней с безударными гласными | |
Выполняю задание 9 в формате ЕГЭ | 3 задания – 3 балла |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.