Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский технологический колледж питания»
Методические рекомендации на тему «Как подготовить и провести круглый стол»
Составитель : Зиновьева Е.Н.
Новосибирск , 2022
План методразработки
1. Роль «круглого стола» в учебно-воспитательном процессе
2. Задачи «круглого стола»
3. Роль ведущего «круглого стола»
4. Организация подготовки «круглого стола»
5. Оформление кабинета
6. Организация проведения
7. Подготовка обсуждаемой темы
8. Обсуждение темы
9. Заключение
1 Роль «круглого стола» в учебно-воспитательном процессе.
В свете требований реформирования образования, предполагается широкая творческая инициатива урочной и внеурочной работы. Наряду с лекциями, лабораторно-практическими занятиями, рекомендуется применять и многие другие формы учебно-воспитательной работы .одной из таких форм является «круглый стол» , где на базе ранее полученных знаний , предварительного изучения необходимого материала (первоисточников, учебной литературы, периодики, материалов СМИ ), собственного жизненного опыта , студенты, под руководством преподавателя, обсуждают важные темы. Это форма работы привлекает внимание преподавателей и студентов тем, что у студентов повышается интерес к изучаемой теме, к пониманию жизненно важных вопросов, желание более углубленно изучить, понять заинтересовавшие их вопросы, может быть даже найти ответы по важным проблемам.
«круглый стол» является формой коллективной познавательной деятельности .Во время его проведения студенты свободно пользуются первоисточниками, материалами из литературных произведений(стихи поэтов), периодической печати, личного жизненного опыта, высказывания великих философов, писателей.
2. Задачи «круглого стола»
Организация «круглого стола» помогает решать следующие учебно-воспитательные задачи :
1. Привлечение внимания молодежи к решению жизненно важных проблем
2. Формирование правильного понимания данной проблемы
3. Выработка соей собственной позиции по данной проблеме
4. Выработка активной жизненной позиции
5. Развитие приемов самостоятельной работы по подготовке сообщений - выступлений
6. Развитие способностей студентов ориентироваться в жизненных ситуациях
7. Развитие умений студентов :самостоятельно логически мыслить, анализировать, обобщать материал, выделять главное ; навыков устной речи
8. Применений полученных знаний на практике , в своей собственной повседневной жизни
3. Роль и задачи ведущего «круглого стола»
Роль ведущего «круглого стола» огромна, во многом решающая. Ведущий влияет на выбор темы, именно под его руководством, студенты составляют план, разрабатывают вопросы обсуждения темы, ведущий помогает студентам найти необходимую литературу, отобрать необходимый материал. Ведущий организует подготовку кабинета к проведению «круглого стола»: подбор музыкальных произведений, подготовку текстов, высказываний классиков, пословиц, поговорок, оформление стендов с выставкой книг по теме. Он должен хорошо разбираться в данном вопросе, обладать эрудицией, методическими приемами и средствами; уметь правильно организовать дискуссию; вовремя ставить «острые вопросы», не допускать академических формальных выступлений студентов, чтобы выступления были заинтересованными , живыми, шли от сердца, были честными и прямыми.
Ведущий должен создавать обстановку задушевного , дружеского разговора, когда каждый хотел бы высказать свою точку зрения не стесняясь, чтобы обсуждение приносило реальную практическую пользу; чтобы каждый студент серьезно задумался над важными жизненными вопросами.
4. Организация подготовки «круглого стола»
Подготовка «круглого стола» начинается с выбора темы. Тема выбирается преподавателем совместно со студентами. Преподаватель и студенты в ходе свободного обсуждения выбирают тему . На выбор темы влияют следующие факторы :
1. Интерес к данной теме, который определяется тем, что эта проблема является жизненно важной для молодежи
2. Сложность, неоднозначность решения данной проблемы
3. Доступность, понятность этой темы студентам
4. Эта проблема имеет практическое применение в повседневной жизни студентов
После выбора темы , создается организационная группа для подготовки «круглого стола» В оргкомитет входят самые активные, инициативные, коммуникабельные, серьёзные , ответственные студенты .Задача такой группы: организация подготовки и проведения «круглого стола». Данная инициативная группа, совместно со студентами и преподавателем определяет время, место и вопросы обсуждения темы .
Организационная группа осуществляет техническую и организационную подготовку «круглого стола».
В колледж мною проводились «круглые столы» – «Слагаемые семейного счастья», и «Жизнь прожить – не поле перейти»
Эти темы выбраны не случайно: они соответствуют интересам студентов. Беседы проводились в группах 3 курса, студенты уже достаточно взрослые, стоят на пороге семейной жизни, на пороге самостоятельного жизненного пути.
Студенты находятся в периоде полового и социального созревания, им самим предстоит решать многие проблемы, поэтому обсуждение этих проблем поможет избежать ошибок, выбрать правильный жизненный путь, поможет получить ответы на волнующие вопросы .
5.Оформление кабинета
Оформление кабинета включает в себя следующие моменты:
1. Кабинет заранее приводится в порядок: моется пол, парты
2. Накануне мероприятия рабочие столы расставляются в виде буквы «О»
3. Стол украшается цветами
4. Оформляется уголок, выставка книг по данной теме, для чего берется стенд и книги из библиотеки колледжа
5. Заранее студенты собирают пословицы, поговорки, крылатые фразы, высказывания великих людей поданной теме. Текст набирают на компьютере на отдельных листах, и ими оформляют стены кабинета
6. При подготовке «круглого стола» «Слагаемые семейного счастья», кабинет был украшен надувными шарами с «валентинками»
7. Готовятся музыкальные произведения, соответствующие теме, микрофон, Выбирается ответственный за применение технических средств – он должен четко знать когда, как применить нужную музыкальную запись
8. Осуществляется подбор стихов, соответствующих теме.
При проведении «круглого стола» «Слагаемые семейного счастья» для оформления применялись такие высказывания великих людей:
1. Жениться – не значит наполовину уменьшить свои права и в двое увеличить свои обязанности ( Шопенгауер)
2. Семейная жизнь может дать больше счастья, если она связана со взаимной любовью (Крупская)
3. Счастье – как здоровье : когда его не замечаешь, значит оно есть ( Тургенев)
Всего использовалось двадцать экземпляров
При проведении «круглого стола» на тему « Жизнь прожить – не поле перейти» использовались такие пословицы :
1. Жизнь дана на добрые дела
2. Всяк человек своего счастья кузнец
3. Доброе братство милее богатства
4. Жизнь без цели – человек без головы
5. В радости знай меру, а в беде веру не теряй
Всего использовалось двадцать пять экземпляров
6. Организация и проведение «круглого стола»
Инициативная группа вместе с преподавателем , вырабатывает план обсуждаемой темы .
Например, «круглый стол» на тему : «Слагаемые семейного счастья» проводится по плану :
1. Что такое семья? Зачем она нужна человеку ?
2. Как складывается семья. Предпосылки семейного счастья.
3. Проблемы молодой семьи
4. Как сохранить семейное счастье ?
5. Нормы семейных отношений
6. Принципы , заповеди семейной жизни
7. Слагаемые семейного счастья
8. Заключение
В этой части «круглого стола» ведущий вместе со студентами подводит итоги обсуждения; делают выводы по обсуждаемым вопросам , вырабатываются единые принципы , подходы в решению этой проблемы .Ведущий оценивает активность выступающих, качество подготовки , глубину раскрытия вопросов; указываются недостатки при подготовки и обсуждении темы .
Тема «Жизнь прожить – не поле перейти» рассматривалась по плану :
1. Как бы вы хотели прожить свою жизнь ?
2. Что для вас важнее: «Кем быть?» или «каким быть?»
3. Современно ли суждение «выбиться в люди»?
4. Что значит «найти свое место в жизни»?
5. Дружба , товарищество, солидарность, сопричастность – актуальны ли в наши дни ?
6. Что такое «душевная щедрость»?
7. Как вы воспринимаете «новых русских»?
8. Что значит «жить красиво»?
9. Что такое быть «на уровне» ? А вы , ваша семья «на уровне»?
После выбора темы , вопросов обсуждения этой темы, инициативная группа знакомит с этим всех студентов, для этого делается распечатка плана и выдается каждому студенту . Затем на интерактивной доске в красивом оформлении представляется план, вопросы обсуждаемой темы .
В ходе подготовки «круглого стола» обсуждается вопрос оформления кабинета.
7. Подготовка обсуждения темы
Получив план обсуждения темы , студенты начинают готовиться .подготовка включает в себя:
1 Сбор материала из книг, журналов, статей, интернет источников, из художественной литературы, из жизненного опыта.
2. Материал обрабатывается: выбирается главное, интересное, систематизируется по вопросам, т.е. происходит первоначальное усвоение материала – это делается под руководством преподавателя .
3. Затем студенты работают над письменной подготовкой материала : готовят сообщения, набирают текст того, что они хотели бы сказать , о чем сообщить в ходе обсуждения. Кроме того, студенты находят стихи, читают их в ходе обсуждения ; находят репродукции известных картин , соответствующих обсуждаемой теме (например, картина «Неравный брак») .
8. Обсуждение темы
Перед обсуждением темы для эмоционального настроения аудитории звучит музыкальное произведение , соответствующее по духу обсуждаемой теме. Например, при обсуждении темы «Слагаемые семейного счастья» звучит песня в исполнении Ларисы Долиной «Погода в доме».
Обсуждение начинается с вступительного слова преподавателя. Преподаватель акцентирует внимание студентов на вопросы темы, особо отмечая актуальность выбранной темы .
На базе собранного материала, предварительного изучения, на основе использования собственного опыта студента, под руководством преподавателя обсуждаются вопросы темы. В обсуждении участвуют все студенты, они заранее получили индивидуальные и групповые задания по обозначенным вопросам .
Студенты свободно обсуждают проблемы, высказывают свою точку зрения, в доказательство которой приводят тексты документов, произведений, высказывания философов, писателей и т. д
Происходит живое, заинтересованное обсуждение , даже столкновение разных мнений, жизненных позиций. Для того, чтобы обсуждение происходило живо, заинтересованно, преподаватель готовит «острые вопросы», создает спорные требующие размышления ситуации. Применяется и метод «деловых игр», решение конкретных жизненных ситуаций. Обсуждение обязательно заканчивается общим выводом по обсуждаемой теме. С учетом мнений в состоявшейся дискуссии участники «круглого стола» под руководством преподавателя вырабатывают некоторые единые важные идеи, общее мнение по данному вопросу.
Проведение «круглого стола» заканчивается заключительным словом ведущего –преподавателя, который делает вывод по результатам обсуждения, дает оценку работы студентов :их подготовленности, активности при обсуждении темы, отмечает недостатки в ходе проведения мероприятия .
«Круглый стол» заканчивается музыкальным произведением созвучным теме.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский технологический колледж питания»
Сценарий открытого мероприятия «Круглый стол»
Тема :
«Жизнь прожить – не поле перейти»
Составитель : Зиновьева Е.Н.
Новосибирск, 2022
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Новосибирской области
«Новосибирский технологический колледж питания»
Методическая разработка открытого мероприятия - круглого стола на тему:
«Слагаемые семейного счастья»
Составитель : Зиновьева Е.Н.
Новосибирск, 2022
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.