Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"
Оценка 4.7

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Оценка 4.7
Библиография +7
pdf
история +1
7 кл—11 кл
08.02.2022
Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"
Рабочая тетрадь по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи Костромской области состоит из 4 разделов: растим патриота и гражданина, мой край родной, связь поколений, начальная военная подготовка. Эти разделы сформированы на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы патриотического воспитания «Юнармеец», разработанной на базе МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» Островского района Костромской области. Цель образовательного процесса – формирование всесторонне развитой компетентной личности, имеющей чёткие жизненные ориентиры, способной решить проблемы на основе приобретенного в процессе обучения опыта. Темы материала, представленного в рабочей тетради, разнообразен и носит многофункциональный характер, что даёт возможность использовать рабочую тетрадь как для индивидуального, так и коллективного, и даже дистанционного обучения.
Методическая разработка Рабочая тетрадь Репьёва О.В..pdf

Введение

Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма.

 

Актуальность

Нами была разработана программа образования детей и подростков, цель которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь   себе   и   окружающим. Программа патриотического воспитания «Юнармеец» ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России. А воспитание гражданина Отечества является общей целью образовательной системы России, которая нашла отражение в Законе «Об образовании в Российской Федерации».

В период формирования у подростков мировоззрения, интеллектуального и физического развития, его профессионального самоопределения, мы должны подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, в том числе и военной. При этом важно не только передать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, а сформировать у них чувство ответственности за своё будущее, будущее своей малой родины и будущее страны в целом.

При планировании занятий по патриотическому воспитанию, педагог может испытывать определённые сложности. Используя на занятиях не только словесные методы обучения и методы практического освоения материала, а в дополнение к этому – рабочую тетрадь, гораздо легче выстроить план занятия. К тому же занятия по рабочим тетрадям очень удобно использовать во время дистанционного обучения.

 

 

 

Структура рабочей тетради

Рабочая тетрадь по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи Костромской области состоит из 4 разделов: растим патриота и гражданина, мой край родной, связь поколений, начальная военная подготовка. Эти разделы сформированы на основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы патриотического воспитания «Юнармеец», разработанной на базе МБУ ДО ДЮЦ «Импульс» Островского района Костромской области.

Цель образовательного процесса – формирование всесторонне развитой компетентной личности, имеющей чёткие жизненные ориентиры, способной решить проблемы на основе приобретенного в процессе обучения опыта.

Темы материала, представленного в рабочей тетради, разнообразен и носит многофункциональный характер, что даёт возможность использовать рабочую тетрадь как для индивидуального, так и коллективного, и даже дистанционного обучения.

Методические рекомендации по разделам рабочей тетради

Главная цель занятий по гражданско-патриотическому воспитанию - помочь обучающимся ощутить “малую родину” как часть нашей Родины, научить рассматривать историю развития края как неотъемлемую часть развития истории всей нашей страны.

Расположение дидактических материалов в «Рабочей тетради по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодёжи Костромской области» продумано в соответствии со структурой современного урока. Разнообразные задания формируют интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. В рабочей тетради представлены задания для самостоятельного получения знаний обучающимися, организация парной или групповой работы позволяет каждому обучающемуся развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.

Чёткая и корректная постановка вопросов к заданиям не вызывают у обучающихся трудностей. Преподаватель в этом случае выступает как консультант, координатор познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу.

 


Права и свободы граждан

Обязанности граждан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впервые понятие «права человека» упоминаются во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789г., но до этого были: английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689), американский Билль о правах (1791).

После Второй мировой войны начал развиваться институт прав человека и гражданина. 10 декабря 1948 г. была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека». В 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

 

Рассмотрим наши с вами права и свободы:

Право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию (право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, право на свободу мысли, совести, свободу передвижения и т.д.) является главным в каталоге прав человека.

Права человека невозможно купить, заработать или унаследовать. Человек имеет их от рождения - это естественные права человека.

Права человека являются одинаковыми для всех людей, независимо от расы, пола, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения. Права человека всеобщие.

Права человека невозможно отобрать - никто не смеет лишить другого человека     этих     прав     при     любых     обстоятельствах.      Права человека неотъемлемы и неотчуждаемы.

Возможности человека, необходимые для его физического существования, для удовлетворения его физического существования, его биологических и материальных потребностей, проявления, развития и защиты нравственно- психологической индивидуальности человека - гражданские права (личные).

История установки колокола очень интересна. Колокол весом 296 пудов и 20 фунтов, а это почти пять тонн, везли по Волге. Оттуда надо было как-то переправлять к нам. Собрали двести человек и ждали, когда подморозит. Колокол водрузили на специальные сани и люди помчались бегом по Волге, чтобы не провалиться. Втащили в гору колокол, тогда им разрешили отдохнуть. Дали по стакану вина и куску пирога, и они продолжили движение до деревни Адищево. Там они остановились на обед и ночлежку. Рано утром снова тронулись в путь. В это время в Семеновском собрались все жители окрестных деревень на специальный молебен. Все хотели принять участие в поднятии колокола. Для поднятия был установлен специальный механизм, своего рода растяжки на три стороны. Начали поднимать. Где-то зацепилось. Колокол встал. Чтобы отвлечь народ, священнослужители стали тянуть время. Обратились к собравшимся: «Кто нагрешил? Кайтесь». Такой выход из непредвиденных ситуаций был заранее обговорен. Три больших мужика вышли из толпы и признались, что нагрешили. Пока перечисляли в чем и что, мол, каются, механизм снова заработал, колокол был успешно поднят.

 

 

 

 

 

 

 

Главной улицей прошлого и нынешнего времени в поселке является улица Советская. Между симпатичными двухэтажными зданиями разбиты скверы, где находятся стела в память воинов-островчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, бюст А.Н. Островского, оборудованы площадки для отдыха и игр. Улица является исторической частью поселка и осталась неизменна после последнего сильного пожара, а село горело три раза: до 1825, в 1825 и 1913 годах.

В 1913 года в Семеновском-Лапотном случился огромный пожар. 8летний мальчик хотел покурить, но испугался, что его увидит проходящая рядом женщина, бросил папироску, она попала на сено. Май тогда был засушливый. Природная климатическая особенность нашего села такова, что с конца апреля и весь май дуют сильные ветра. За полчаса огнем был охвачен весь центр. Жители метались около пожара, спасали детей, скотину, пытаясь сохранить хоть что-то. Началась паника. В шоке умерла женщина, пропали

Тема V: Государственный флаг России

Одним из главных символов российской государственности является флаг, представляющий собой полотно трех цветов: белого, синего и красного. В наши дни ни один государственный праздник не обходится без этого символа: им украшают жилые дома и госучреждения, флаг торжественно проносят на демонстрациях и разворачивают на

митингах. История этого символа так же неоднозначна и полна событий, как история самой России, и неспроста его цвета олицетворяют все самое важное для россиян.

Возникновение флага России в виде, приближенном к современному, связано с реформами Петра Первого. В допетровские времена стяги использовались в основном в боевых походах и представляли собой расшитые золотом и серебром полотна, с изображенными на них церковными символами, картинами из Священного писания, длинными титулами государя или вельмож, командующих войском.

В эпоху правления царя Алексея Михайловича (вторая половина XVII века), увеличилось количество знамен с нецерковными сюжетами, например гербом. Важной точкой отсчета в истории возникновения трехполосного флага стала постройка в 1667 г. под руководством голландца Д. Бутлера корабля под названием «Орел». Это судно было предназначено для охраны персидских купцов во время их торговых экспедиций по Каспию и Волге. В ходе строительства Бутлером было заявлено о необходимости тканей для корабельных знамен тех расцветок, которые укажет царь. При этом Бутлер отметил в своем прошении, что принято использовать те цвета, которые считаются государственными.

 

 

 

 

 

Просьба голландца была удовлетворена: ему прислали в нужном количестве «червчатые, белые, лазоревые» киндяк и тафту (ткани, популярные в старой Руси). Эти флаги, как и само судно, просуществовали недолго, их сожгли в Астрахани разинские казаки, но знание о них сохранилось и привело к дальнейшему использованию этих цветов уже Петром Первым.

Говоря об эпохе Петра и его реформах, нельзя не упомянуть о его увлечении мореплаванием, кораблестроением и военным делом вообще. И поскольку в прошлом флаги и знамена были, в первую очередь, военным и мореплавательским атрибутом, они быстро попали в поле зрения Петра.

В первые годы царь использовал знамена своего отца, или создавал новые, похожие на старые. Но стремление ко всему западному сказалось и на создании стягов. Когда Петр, будучи в Архангельске, впервые оказался у моря, он заметил флаги заграничных кораблей, стоявших в то время в порту. Немецкие, голландские, английские знамена отличались от тех, что были в использовании на Руси: они были яркими и не содержали никаких изображений и титулов.

В дальнейшие приезды царя к морю он плавал под трехцветным флагом привычных для

нас цветов, при этом на синем поле был изображен герб. Этот флаг сохранился, он находится в Центральном военно-морском музее и является самым старым из сохранившихся российских триколоров.

В 1858 г. Александр II осуществил реформу в обращении с государственными символами с целью упрочения монархии. Среди прочих преобразований Царь- Освободитель установил, что все знамена, флаги и другие атрибуты, необходимые на торжествах, должны быть изготовлены в государственных цветах, которые расположены в определенном порядке: сверху черная полоса, посередине - желтая (золотистая), а снизу - белая

(или серебристая).

 

В тоже время не было прекращено использование и бело-голубого Андреевского стяга, и привычного для нас триколора на торговых судах. Свое мнение по этому вопросу выразил В. И. Даль, который считал, что слишком большое разнообразие приводит к путанице, и граждане не понимают, какое из знамен поднимать, каким украшать здания в праздники. Такое мнение было не только у Даля, общество было озадачено отсутствием общего народного флага.

 

 

Эту проблему в 1883 г. решил император Александр III, издавший распоряжение, чтобы во время праздников использовали именно бело-сине- красный флаг. Но несмотря на это, от черного, желтого и белого цветов на тот момент отказались еще не полностью.

Окончательно разрешил этот вопрос молодой император Николай II в 1896 г, во время подготовки к своей коронации. Для объединения народа в сложный для России период было решено объявить единым флагом для всех поводов бело-сине-красное трехполосное полотно. Почему император отдал предпочтение этому флагу? Потому что его цвета были приближены к быту простого народа, а для интеллигенции они были связаны с великими достижениями Петра. Этот флаг был противопоставлен все чаще используемым красным знаменам с политическими лозунгами и обширно применялся во всех сферах жизни.

После переворота 1917 года на долгое время трехцветный стяг был забыт. Новые власти объявили государственным красное знамя - символ свободы и коммунистической борьбы.

Это   было   узаконено   в   первой   Конституции РСФСР в 1918 г. Триколор после свержения монархии был символом Белой армии, а также использовался «Русской освободительной армией» генерала Власова, воевавшей против советских войск в годы ВОВ.

Завершение советской эпохи в 1991 году ознаменовало     возвращение        трехполосного флага. 22 августа 1991 г. триколор (белый, лазоревый     и       алый цвет) был     объявлен

Национальным флагом РФ. В свою очередь в Президентских указах 1993-1994 годов это

знамя призвали считать государственным символом, причем цвета были обозначены другими наименованиями: белый, синий и красный.

Проверь себя:

На флаге СССР было изображение:

1)      красной пятиконечной звезды;

2)      красной пятиконечной звезды, серпа и молота; 3) серпа и молота;

4) двуглавого орла.

       Какой флаг при Петре 1 стал флагом военного флота?                                          

 

Тема VI: Флаг Костромы и Островского района

 

 

Флаг Костромы был утверждён 28 ноября 2002 года.

 

Флаг города включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 1491.

Флаг города Костромы представляет собой прямоугольное полотнище, его высота относится к ширине как 2 к 3 (2/3). Прямоугольник полотнища разделён на четыре горизонтальные полосы в последовательности (сверху вниз): голубая, золотистая, белая, синяя. Каждая полоса флага относится к его высоте как: голубая - 1/2, золотистая - 1/8, белая - 1/8, синяя - 1/4. Последовательность расположения цветных горизонтальных полос флага символизирует панораму старинного русского волжского города, при этом: голубой - небо, золотистый - купола храмов, белый - архитектуру города, синий - река Волга. Цвета флага являются и основными цветами герба города Костромы, в котором голубой - небо, золотистый - галера и лица гребцов, белый - паруса и одежда гребцов, пена (гребешки) волн, синий - река. В центре флага находится двухстороннее изображение основного элемента герба города Костромы - развернутой от древка золотистой галеры под штандартом с двуглавым орлом: в галере - десять гребцов в белых одеждах. Флаг Островского района разработан на основе герба Островского района, представляет собой       прямоугольное    зелёное       полотнище с отношением ширины к длине 2:3, несущее вдоль древка синею полосу в 1/4 длины полотнища и воспроизводящее в центре зелёной части фигуру из

герба района - стоящей девы - Снегурочки; высота изображения составляет 1/2 ширины полотнища.

                      Центр    Островского    района    -    одно    из    древнейших    поселений

Костромской области, впервые упоминается в XIII веке как село Семёновское, затем Семёновское-Лапотное (эпитет Лапотное село получило за обширную торговлю лаптями - основной обувью крестьян) переименовано

 



Союз Правых Сил в знак протеста против возвращения советского гимна предложил шуточно-сатирический текст:

От моря до моря раскинулась вольно Страна деловых и активных людей! В свободной России народы довольны, Живя под крылом либеральных идей!

Славься, ты общество наше открытое, Для инвестиций широкий проход!

Рынка валютного быстроразвитие

Нас к торжеству глобализма ведет!

По данным опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2000 года, гимн на музыку Александрова одобряло 27% опрошенных (на музыку Глинки - 24 %). В ноябре того же года, по опросам РОМИР, уже 49,9% опрошенных одобряло гимн на музыку Александрова, вместе с тем число сторонников гимна на музыку Глинки снизилось до 15,5%. Остальные респонденты называли в качестве подходящего гимна музыку песни «Широка страна моя родная» (15%), марша «Прощание славянки» (5%), «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» (4%), «Боже, царя храни!» (3%), марша Преображенского полка (1%) или другие варианты, в том числе «Интернационал», музыку Баха или Вагнера.

В ходе обсуждения закона некоторое количество жителей России выступили против него. Основным аргументом критики гимна было его сходство с гимном СССР, принятым при Сталине. Григорий Явлинский:

Мы выражаем категорический протест против принятия сталинского гимна, на котором лежит несмываемое пятно крови десятков миллионов граждан нашей страны.

Владимир Шехов обращался в Конституционный Суд РФ с жалобой о признании гимна противоречащим Конституции РФ, причём основанием для подачи иска было утверждение о недопустимости упоминания Бога в тексте гимна.

Статья 21 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Вместе с тем лица, исповедующие атеистические взгляды, неминуемо унижаются включением в

Государственный   гимн   Российской   Федерации   представлений   о   Боге,


курсы трактористов. Окончив их, Бушилов работал в Семёновской машинно- тракторной станции Ивановской области. В августе 1942 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Окончил танковую школу. С марта 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в Курской битве. К декабрю 1943 года гвардии старшина Михаил Бушилов был механиком-водителем танка «Т-34» 67-го   гвардейского танкового  полка  19-й  гвардейской  механизированной бригады 8-го гвардейского механизированного корпуса 1-й гвардейской танковой армии 1- го Украинского фронта. Отличился во время освобождения Украинской ССР.

Экипаж танка «Т-34» под командованием гвардии лейтенанта Петра

Гриболева,  где был механиком-водителем Бушилов,  неоднократно действовал в передовых отрядах в ходе наступления на Правобережной

Украине. Во время отражения контратаки 30 вражеских танков Бушилов, умело маневрируя, за несколько минут боя сменил пять огневых позиций.

Остальной экипаж в это время уничтожил 2 танка и сумел задержать атакующих до подхода основных подразделений. В конце декабря 1943 года полк, в который входил и танк Гриболева, был введён в прорыв на

Бердичевском направлении. У одного из населённых пунктов на пути полка передовой отряд был встречен массированным огнём миномётов. Бушилов сумел прорваться в село и совместно с экипажем уничтожить батарею и расчёты. Танк был подожжён, но  поля боя экипаж не покинул, успешно завершив боевую задачу. 28 декабря 1944 года в бою за город Казатин

Винницкой области танк Гриболева первым в полку ворвался в город и уничтожил 4 танка, 5 САУ «Фердинанд», 3 тяжёлых орудия, 250 автомашин,

около 150 вражеских солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» гвардии старшина Михаил Бушилов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 2074. 23 февраля 1944 года награды Бушилову и Гриболеву были вручены на торжественном построении командующим армией Михаилом Катуковым.

После окончания войны Бушилов продолжил службу в Советской Армии. В 1946 году он окончил Ульяновское танковое училище, в 1964 году курсы «Выстрел». В 1967 году в звании подполковника был уволен в запас.

Проживал в Одессе, работал в местном областном военном комиссариате. Умер 16 мая 1974 года.

Был также награждён орденами Отечественной войны 2-й степени и Славы 3-й степени, а также рядом медалей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Воробьев Александр Дмитриевич красноармеец.

Звание Героя Советского Союза присвоено 23 октября 1943 года.

 

Александр Воробьёв родился 11 сентября 1921 года в деревне Чернятино (ныне Островский район Костромской области) в крестьянской семье. Окончил семь классов школы. В апреле 1941 года Воробьёв был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны, был стрелком 11-й мотострелковой бригады 10-го танкового корпуса 40-й армии Воронежского фронта. Отличился во время битвы за Днепр.

22 сентября 1943 года Воробьёв одним из первых в своей группе разведчиков переправился на западный берег Днепра. В районе хутора Монастырёк (ныне в черте посёлка Ржищев) Киевской области Украинской ССР он принял участие в уничтожении вражеского штаба, взятии в плен немецкого офицера и трёх солдат, а также захвате вражеских документов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» красноармеец Александр Воробьёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 2799.

В 1946 году в звании старшины Воробьёв был демобилизован. Проживал в городе Бровары Киевской области, работал начальником цеха деревообрабатывающего комбината. Умер 26 декабря 1995 года.

                      Был      также      награждён      орденами      Октябрьской        Революции,

Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а также рядом медалей.

 

Гуров Николай Никанорович гвардии старший сержант. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июня 1945 года.

 

Николай Гуров родился 9 декабря 1922 года в деревне Зверниха (ныне Островский район Костромской области) в крестьянской семье. Окончил девять классов школы, после чего работал на бумажной фабрике в посёлке Александровское Семёновского района Ивановской области. В октябре 1941 года Гуров был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. Принимал участие в боях на Волховском, Сталинградском, Воронежском и 1- м Украинском фронтах. К апрелю 1945 года гвардии старший сержант Николай Гуров был помощником командира взвода автоматчиков разведроты 22-й гвардейской мотострелковой бригады 6-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта. Отличился во время Берлинской операции.

16 апреля 1945 года Гуров во главе разведгруппы переправился через реку Нейсе в районе населённого пункта Гросс-Бадемейзель к юго-востоку от Форста. Группа обнаружила вражеские огневые точки и узлы обороны, а затем передали эти данные командованию. В дальнейшем Гуров одним из первых ворвался в город Фетшау. Также отличился во время форсирования канала Тельтов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за «мужество и героизм, проявленные в Берлинской операции» гвардии старший сержант Николай Гуров был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 7854.

Всего же за время войны группа Гурова уничтожила 80 автомашин, 18 бронетранспортёров, около 350 вражеских солдат и офицеров, захватила 98 «языков», 13 из которых офицеры, в том числе четыре полковника и один генерал. В ноябре 1946 года в звании старшины Гуров был демобилизован. Проживал в Ленинграде, работал сначала на бумажной фабрике имени

Володарского, затем в одной из строительных организаций. Умер 25 мая 1997 года. Похоронен на кладбище посёлка Ковалёво Ленинградской области.

Был также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, рядом медалей.

 

Куликов Федор Федорович капитан. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 июня 1945 года.

 

Фёдор Куликов родился 15 сентября 1914 года в селе Игодово (ныне Островский район Костромской области). После окончания Костромского педагогического техникума работал учителем, затем директором школы. В ноябре 1939 года Куликов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С ноября 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. В 1943 году он окончил курсы переподготовки политсостава. В январе 1945 года был ранен.

К апрелю 1945 года капитан Фёдор Куликов командовал батальоном

407-го стрелкового полка 108-й стрелковой дивизии 65-й армии 2-го Белорусского фронта. Отличился во время форсирования Одера. В ночь с 18 на 19 апреля батальон Куликова переправился через Ост-Одер и захватил остров на реке, а следующей ночью переправился через Вест-Одер и захватил плацдарм на его западном берегу, после чего сутки удерживал его, отразив четыре немецких контратаки, уничтожив 154 солдат и офицеров, взяв ещё 24 в плен, захватив 12 пулемётов, 54 автомата, 1 танк.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за «форсирование Одера, за захват и удержание плацдарма на его западном берегу, за проявленные при этом отвагу и героизм» капитан Фёдор Куликов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 7503.

 

 

Тема II: Афганистан

Афганская    война… Героическая и трагическая не только из-за обелисков, она длилась в два раза дольше,       чем    Великая Отечественная          война. Никем       и       никому       не объявленная, она требует глубокого осмысления. Самая противоречивая и вызывающая немало споров не только со стороны российского правительства, но и со стороны мирового сообщества.

Афганская война – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советских войск. Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов, которые поддерживались НАТО, и в первую очередь США, которые активно вооружали врагов афганского режима.

Сама война, длившаяся с 1979 по 1989 год, в историографии определяется присутствием на территории Афганистана ограниченного контингента Вооруженных сил СССР. Но началом всего конфликта надо считать 1973 год, когда в Афганистане был свергнут король Захир-шах. Власть перешла к режиму Мухаммеда Дауда, а в 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, и новой властью стала Народно- демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан. Афганистан начал строить социализм, но все строительство шло в крайне нестабильной внутренней обстановке.

Сразу после прихода к власти правительство столкнулось с начавшимися вооруженными мятежами, организуемыми исламистами. Справиться с создавшейся ситуацией афганское руководство не смогло и обратилось за помощью к Москве. Вопрос о помощи Афганистану был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Леонид Брежнев и другие члены Политбюро выступили против вооруженного вмешательства. Но со временем ситуация у границ СССР ухудшалась, и мнение кардинально изменилось. 12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. Формально причиной стали неоднократные просьбы руководства Афганистана, а фактически эти действия должны были предотвратить угрозы иностранного военного вмешательства.

Всю войну можно разделить на несколько этапов:

1-    й этап: декабрь 1979 – февраль 1980 года. Введение в Афганистан 40-й советской армии генерала Бориса Громова, размещение по гарнизонам, организация охраны стратегических объектов и мест дислокации.

2-    й этап: март 1980 – апрель 1985 года. Проведение активных широкомасштабных боевых действий. Реорганизация и укрепление вооруженных сил ДРА.

3-    й этап: май 1985 – декабрь 1986 года. Сокращение активных боевых действий и переход к поддержке действий афганских правительственных войск. Помощь оказывалась авиацией и саперными подразделениями. Организация противодействия доставке оружия и боеприпасов из-за рубежа. Были выведены на Родину шесть полков.

4-    й этап: январь 1987 – февраль 1989 года. Помощь афганскому руководству в проведении политики национального примирения. Продолжение поддержки боевых действий, проводимых правительственными войсками. Подготовка к выводу советских войск.

В апреле 1988 года в Швейцарии между Афганистаном и Пакистаном было подписано соглашение об урегулировании ситуации вокруг ДРА. Советский Союз обязался вывести свои войска в течение девяти месяцев, а США и Пакистан должны были перестать поддерживать моджахедов. В апреле 1988 года, в соответствии с договором, советские войска были полностью выведены из Афганистана.

На сегодняшний момент известно, что потери Советской армии составили 14 тысяч 427 человек, КГБ – 576 человек, МВД – 28 человек (погибшими и пропавшими без вести). Раненых и контуженных за время боевых действий было 53 тысячи человек. Точные данные о погибших в войне афганцев неизвестны. По разным источникам, эти потери могли составить от 1 до 2 миллионов человек. От 850 тысяч до полутора миллионов человек стали беженцами и осели в основном в Пакистане и Иране. Среди наших земляков тоже много тех, кто прошёл ужасы той войны.

 

Тема III: Чеченская война

Война в Чечне – черная страница в истории России….

В историю России вписано немало войн. Большинство из них было освободительными, некоторые начинались на нашей территории, а заканчивались далеко за ее пределами.

Одна из таких печальных страниц российской истории – чеченская война. Это не было противостоянием двух разных народов. На этой войне не было абсолютно правых. И самое удивительное, что эту войну до сих пор нельзя считать завершенной.

Еще в 1990 году был создан Общенациональный конгресс чеченского народа. Эту организацию возглавил Джохар Дудаев, бывший генерал-майор авиации в Советской Армии. Конгресс поставил своей основной целью – выход из состава СССР, в дальнейшем предполагалось создание Чеченской республики, независимой от какого-либо государства.

Летом 1991 года в Чечне сложилась ситуация двоевластия, поскольку действовало и руководство самой Чечено-Ингушской АССР, и руководство так называемой Чеченской Республики Ичкерия, провозглашенной Дудаевым.

Долго существовать такое положение вещей не могло, и тот же Джохар со своими сторонниками в сентябре захватили республиканский телецентр, Верховный Совет и Дом радио. Это было началом революции. Ситуация складывалась чрезвычайно зыбкая, а развитию ее способствовал официальный развал страны, осуществленный Ельциным. После новости о том, что Советского Союза больше не существует, сторонники Дудаева объявили, что Чечня выходит из состава России.

Власть захватили сепаратисты – под их воздействием 27 октября в республике прошли парламентские и президентские выборы, в результате чего власть оказалась полностью в руках экс-генерала Дудаева. А через несколько дней, 7 ноября, Борис Ельцин поставил подпись под указом, где говорилось о том, что в Чечено-Ингушской республике вводится чрезвычайное положение. По сути, этот документ стал одной из причин начала кровопролитных чеченских войн.

Историки, литераторы и кинематографисты до сих пор пытаются оценить масштаб ужасов чеченской войны. Никто не отрицает, что она нанесла огромный ущерб не только самой республике, но и всей России. Однако стоит учитывать, что по своему характеру две кампании довольно сильно различались.

В эпоху Ельцина, когда была развязана первая чеченская кампания 1994-1996 годов, российские войска не могли действовать достаточно слаженно и свободно. Руководство страны решало свои задачи, более того, по некоторым сведениям, на этой войне многие наживались – шли поставки вооружения на территорию республики из РФ, а боевики нередко зарабатывали тем, что требовали большие выкупы за заложников.

В то же время основной задачей Второй чеченский войны 1999-2009 годов было подавление бандформирований и наведение конституционного порядка. Понятно, что если цели обоих кампаний были разными, то и ход действий существенно различался.

Декабрь 1999 года – еще одна из болезненных и страшных страниц войны. Аргунское ущелье иначе его называли «Волчьи Ворота» – одно из крупных по протяженности Кавказских ущелий. Здесь десантными и пограничными войсками была проведена спецоперация «Аргун», целью которой было отвоевать у войск Хаттаба участок российско-грузинской границы, в также лишить боевиков пути поставок оружия со стороны Панкисского ущелью. Операция была завершена в феврале 2000 года.

Многие помнят и подвиг 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка Псковской дивизии ВДВ. Эти бойцы стали настоящими героями чеченской войны. Они выдержали на 776-й высоте страшный бой, когда им, в количестве всего 90 человек, удалось сдерживать свыше 2000 боевиков в течение суток. Большая часть десантников погибла, а сами боевики потеряли почти четверть своего состава.

Режим контртеррористической операции, введенный Ельциным 23 сентября 1999 года, был отменен президентом Дмитрием Медведевым в 2009 году. Таким образом, кампания официально была завершена, поскольку она называлась не войной, а КТО. Однако можно ли считать, что ветераны чеченской войны могут спать спокойно, если на Северном Кавказе до сих пор происходят бои местного значения и время от времени осуществляются террористические акты?

 

 

 

 

 

Ширина строя - расстояние между флангами.

Строевая подготовка является основой боевой подготовки военнослужащих. Она укрепляет волю военнослужащих, тренирует выправку, выносливость, способствует соблюдению порядка и укреплению дисциплины, совершенствует умение четко и   быстро   выполнять команды, развивает внимательность, исполнительность, подготавливает военнослужащих к четким и слаженным действиям в бою.

Строевая подготовка включает:

одиночное строевое обучение без оружия и с оружием; строевое слаживание отделений (расчетов, экипажей), взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов) и полков при действиях в пешем порядке и на машинах; строевые смотры подразделений и частей. Строевое обучение проводится на плановых занятиях и совершенствуется при всех построениях и передвижениях, на всех других занятиях и в повседневной жизни.

Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплочённости военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и общей культуры.

Все военнослужащие обязаны при встрече или обгоне приветствовать друг друга.

Подчинённые и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать:

Могилу Неизвестного Солдата; братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества; Государственный флаг Российской Федерации, Боевое знамя воинской части, а также Военно- морской флаг с прибытием на военный корабль и при убытии с него; похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ряд - строй в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу.

Ряд - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на дистанции одного шага.

Ряд - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на определённой дистанции.

13. Колонной называется:

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии, на установленных интервалах.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены один возле другого на одной линии.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Колонна - два военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу на определённой дистанции.

14. Развёрнутым строем является:

Развернутый строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги.

Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй - строй, в котором подразделения построены в колонну или подразделения построены один за другим на дистанциях, установленных Уставом или командиром.

Развернутый строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего).

 

Управление в машине осуществляется командами и приказами, которые подаются командиром голосом, сигналами и личным примером.

Управление в машине осуществляется голосом в виде приказов и команд.

20. Чтобы принять положение строевой стойки необходимо:

Стоять свободно, ослабив правую или левую ногу но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

Стоять прямо, без напряжения.

Стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Стоять прямо, без напряжения, плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка.

Стоять прямо, без напряжения, ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра.

21. Положение “ВОЛЬНО”:

Стать свободно, но не сходить с места.

Стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

Ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать.

Ослабить в колене правую или левую ногу, не ослаблять внимания и не разговаривать.

 

Тема II: Военная форма. Воинские звания и знаки различия

Каждому военнослужащему в соответствии с положением о прохождении военной службы – присваивается воинское звание. Воинское звание присваивается персонально (лично) в соответствии со служебным положением, военной или специальной подготовкой, выслугой лет.

Для офицеров, имеющих медицинскую или юридическую специальности, к воинским званиям добавляются слова «медицинской службы», «юстиции» соответственно.

Для высшего офицерского состава авиации (летного, инженерного, имеющего инженерно-авиационную подготовку) к воинским званиям добавляется слово «авиации».

К воинским званиям граждан, пребывающих в запасе, добавляются слова «запаса», а находящихся в отставке слова «в отставке».

На погонах, в углах воротников верхней одежды или на лацканах имеются эмблемы видов Вооруженных Сил, родов войск (служб). Есть еще нарукавные знаки различия по принадлежности к Вооруженным Силам (кроме ВМФ), которые носят на внешней стороне левого рукава на шинелях, куртках, бушлатах, тужурках, жакетах, кителях. Нарукавные знаки по принадлежности к центральному аппарату Министерства обороны, видам Вооруженных Сил носят на внешней стороне правого рукава.

Военная форма одежды, которую носят в настоящее время военнослужащие Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации в мае 1994 г. Кроме того, приказом министра обороны РФ установлены Правила ношения военной формы одежды для военнослужащих. Эти правила распространяются на военнослужащих, проходящих службу в Вооруженных Силах, воспитанников Суворовских военных, Нахимовских военно-морских и военно-музыкальных училищ, кадетских и морских кадетских корпусов, а также граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды.

 

 

 

 

 

Тема III: Автомат Калашникова

“Я создавал оружие для защиты отеческих границ. Это не моя вина, что иногда оружие используется там, где не должно использоваться. Это вина политиков”.

М.Т. Калашников

 

 

Михаил Тимофеевич Калашников, всемирно известный конструктор стрелкового оружия, создатель автомата Калашникова, родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайского края. В семье он был семнадцатым ребенком. В 1930 г. отца признали кулаком и всю семью сослали в Томскую область.

Михаил Калашников с юных лет увлекался техникой, изучал принципы работы разных механизмов. В школе интересовался физикой, геометрией, литературой. После окончания 9 класса, Михаил работал в родном селе, а после в Казахстане на станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги.

В 1938 г. Михаила Калашникова призвали на службу в армию, где он прошел курс механика-водителя танка. После начала Великой Отечественной войны он участвовал в боях как командир танка Т-34, но был тяжело ранен под Брянском и отправлен в госпиталь.

В больничной палате М. Т. Калашникова не покидала мысль о создании нового пистолета-пулемета. Свой шестимесячный отпуск по состоянию здоровья он посвятил работе над проектом нового пистолета- пулемета и вскоре изготовил первый образец. И хотя его первые образы и не были приняты на вооружение, М. Т. Калашников получил ценный опыт, постоянно работал над усовершенствованием своих образцов. В результате, в конкурсе 1947 г. автомат Калашникова победил и был принят на вооружение Советской армии. За разработку АК-47 конструктору была присуждена Сталинская премия первой степени.

В 1948 г. Калашникова командировали на завод Ижевска для серийного выпуска АК-47. Впоследствии на базе этой конструкции Калашниковым были разработаны десятки опытных образцов автоматического стрелкового оружия. АК-47 принес М. Т. Калашникову всемирное признание.

М. Т. Калашников умер 23 декабря 2013 г. в г. Ижевске. За 94 года своей жизни он опубликовал шесть книг, являлся членом крупных научных

 

 

После оказания первой помощи пострадавшего немедленно отправить в медицинский пункт.

 

Переломы

Переломы могут быть закрытые и открытые. Во всех случаях требуется обеспечение покоя в месте перелома с помощью неподвижных повязок с шинами. Применяются специальные шины и шины из подручных средств: саперная лопата, доска, палки, фанера и т. п.

При закрытом переломе необходимо:

при переломе фаланг пальцев шину из узкой щепки, обернутой ватой или бинтом, наложить на тыльную или ладонную поверхность пальца так, чтобы она шла по всей длине и дальше до лучезапястного сустава; шину прибинтовать бинтом;

при переломе кисти шину шириной с ладонь наложить на кисть и предплечье от основания пальцев до локтевого сустава, затем прибинтовать ее; при переломе предплечья наложить шину от кончиков пальцев до локтевого сустава включительно, руку согнуть в локте и подвесить на косынку, ремень, отрезок бинта;

при переломе плеча руку согнуть в локте и наложить две шины: одну на наружную, другую на внутреннюю поверхность плеча, руку подвесить на ремень или обрезок бинта;

при переломах бедра одну шину длиной от подмышек до пятки наложить снаружи, другую от паха до пятки по внутренней поверхности бедра и голени;

при переломах голени две шины длиной от середины бедра до пятки наложить на наружную и внутреннюю поверхности ноги;

при переломе ключицы прибинтовать руку, согнутую в локтевом суставе, к туловищу; при переломе ребер туго забинтовать грудь в положении выдоха; при переломе таза и позвоночника пострадавшего уложить на спину, положив под спину доски, слегка согнуть ноги в коленях, подложить под колени шинель, плащ-палатку, туго забинтовать таз.

Шины накладываются поверх обмундирования.

указывал в сторону левого плеча пострадавшего, а другой – в сторону правого плеча

2.       Основания ладоней обеих рук, которые накладываются одна на другую, должны располагаться на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец одной руки указывал в сторону подбородка пострадавшего, а другой – в сторону живота

3.       Давление руками на грудину выполняют основанием ладони только одной руки, расположенной на грудной клетке на два пальца выше мечевидного отростка. Направление большого пальца не имеет значения.

21.Перелом это

Выберите один ответ:

1.  трещины, сколы, раздробление костей

2.  разрушение мягких тканей костей

3.  трещины, сколы, переломы ороговевших частей тела

22.Первая медицинская помощь при вывихе конечности?

Выберите один ответ:

1.  Зафиксировать конечность, не вправляя вывих, приложить пузырь (грелку) с горячей водой, организовать транспортировку в больницу или травмпункт

2.  Осуществить иммобилизацию конечности, дать доступные обезболивающие средства, приложить к поврежденному суставу пузырь с холодной водой или льдом, организовать транспортировку в больницу или травмпункт

3.  Дать обезболивающее средство, вправить вывих и зафиксировать конечность

23.Каковы признаки кровотечения из крупной артерии и первая помощь при ее ранении?

Выберите один ответ:

1.       Одежда пропитывается кровью только в месте ранения (цвет крови не имеет значения), кровь вытекает из раны пассивно. Накладывается кровоостанавливающий жгут ниже места ранения не менее чем на 3-5 см.

2.       Одежда быстро пропитывается кровью, кровь темного цвета вытекает из раны пассивно. Накладывается давящая повязка на место ранения.

Кора березы и сосны на северной стороне темнее, чем на южной, а стволы деревьев, камни, выступы скал гуще покрыты мхом и лишайниками.

В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек.

На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры - нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север (нумерация кварталов лесных массивов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг).

Определение направлений на стороны горизонта по постройкам К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад. Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу.

Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.

Двери еврейских синагог и мусульманских мечетей обращены примерно на север, их противоположные стороны направлены: мечетей - на Мекку в Аравии, лежащую на меридиане Воронежа, а синагог - на Иерусалим в Палестине, лежащий на меридиане Днепропетровска.

Кумирни, пагоды, буддийские монастыри фасадами обращены на юг.

Выход из юрт обычно делают на юг.

В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет жухлый цвет.

Определение своего местоположения относительно

окружающих местных предметов

Определение своего местоположения производится при помощи карты и местных предметов, резко бросающихся в глаза (резко выделяющихся на местности).

При определении своего местоположения нужно в точке стояния ориентировать карту , то есть повернуть ее так, чтобы ее стороны были направлены соответственно сторонам света (север, восток, юг, запад), а изображенные на ней местные предметы совпадали с направлением на соответствующие предметы на местности.

На любой карте вверху всегда север, внизу - юг, справа – восток, а слева - запад. Чтобы повернуть карту соответственно сторонам света, нужно наложить компас диаметром север-юг на западную (восточную) рамку карты или на вертикальную линию километровой сетки карты, причем буквой «С» сориентировать в направлении северной рамки. Затем, освободив стрелку компаса, вращать карту вместе с компасом до тех пор, пока северный конец стрелки не установится против буквы «С».

Ориентация карты по местным предметам.

Зная положение местных предметов по отношению к странам света, уже легко определить свое местоположение на местности и отметить эту точку на карте.

Чтобы найти на карте предмет, видимый на местности, нужно:

стать лицом к указанному предмету; ориентировать карту;

найти на карте точку своего стояния;

мысленно провести линию от точки стояния к указанному предмету на местности; по направлению этой линии искать на карте условный знак этого предмета

Чтобы найти на местности предмет, обозначенный на карте, нужно: ориентировать карту и найти на ней точку своего стояния;

приложить на карте линейку к точке стояния и к условному знаку предмета; не сбивая ориентировки карты и не сдвигая линейки, искать на воображаемом продолжении линии соответствующий предмет на местности. При этом необходимо учитывать расстояние до него, предварительно определенное по карте.

 

Карта ориентируется по компасу на местности бедной ориентирами: в лесу, в пустынно-степных районах, а также, если военнослужащий даже приближенно не знает точку своего стояния.

Выбор и использование ориентиров

Уверенное ориентирование на местности во многом зависит от правильного выбора ориентиров. Так, для выдерживания направления движения днем выбирают ориентиры, которые могут быть легко опознаны еще при подходе к ним,

например, постройки башенного типа, отдельные деревья, т. е. точечные ориентиры. Однако ночью такие ориентиры слабо различаются издали, поэтому при ограниченной видимости используются в основном линейные и площадные ориентиры. Таким образом, при выборе ориентиров необходимо всегда учитывать условия, в которых подразделение будет действовать на местности.

В боевой обстановке наряду с определением своего местоположения и направления движения ориентиры используются для целеуказания, управления подразделением и огнем в бою. Они назначаются старшим начальником. В необходимых случаях командиры подразделений выбирают дополнительные ориентиры. В качестве ориентиров в этом случае выбираются наиболее устойчивые местные предметы и формы рельефа, например, высоты, насыпи, развилки дорог и т. п., которые могут сохраниться на поле боя.

Ориентиры выбираются по возможности равномерно по фронту и глубине, чтобы обеспечить быстрое и точное указание местоположения цели. Выбранные ориентиры нумеруются справа налево и по рубежам от себя в сторону противника.

Каждому ориентиру для удобства запоминания кроме номера дается условное наименование, соответствующее его внешним отличительным признакам, например: высота плоская, желтый обрыв, дом с красной крышей. Номера и наименования ориентиров, назначенных старшим начальником, не изменяются.

 

 

 

 

 

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Введение Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания

Введение Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания

К тому же занятия по рабочим тетрадям очень удобно использовать во время дистанционного обучения

К тому же занятия по рабочим тетрадям очень удобно использовать во время дистанционного обучения

Чёткая и корректная постановка вопросов к заданиям не вызывают у обучающихся трудностей

Чёткая и корректная постановка вопросов к заданиям не вызывают у обучающихся трудностей

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Права и свободы граждан

Права и свободы граждан

материальных потребностей, проявления, развития и защиты нравственно- психологической индивидуальности человека - гражданские права (личные).

материальных потребностей, проявления, развития и защиты нравственно- психологической индивидуальности человека - гражданские права (личные).

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

История установки колокола очень интересна

История установки колокола очень интересна

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Тема V: Государственный флаг

Тема V: Государственный флаг

Руси). Эти флаги, как и само судно, просуществовали недолго, их сожгли в

Руси). Эти флаги, как и само судно, просуществовали недолго, их сожгли в

Даля, общество было озадачено отсутствием общего народного флага

Даля, общество было озадачено отсутствием общего народного флага

Какой флаг при Петре 1 стал флагом военного флота?

Какой флаг при Петре 1 стал флагом военного флота?

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Тема VI: Флаг Костромы и Островского района

Тема VI: Флаг Костромы и Островского района

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Союз Правых Сил в знак протеста против возвращения советского гимна предложил шуточно-сатирический текст:

Союз Правых Сил в знак протеста против возвращения советского гимна предложил шуточно-сатирический текст:

Государственный гимн

Государственный гимн

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"

Методическая разработка: Рабочая тетрадь "Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи Костромской области"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022