Предмет: Русский язык
Тема: Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.
Ход урокa
Организационный этап.
Слайд 1. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, давайте настроимся на плодотворную работу и покажем, что мы знаем и умеем. Сегодня мы будем исследователями и наблюдателями. Вас ожидает новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Встаньте, пожалуйста! Давайте друг друга поддержим!
Я твой друг – поворачиваемся к соседу по парте лицом
Я твой друг — поворачиваемся к соседу с другой стороны лицом
Все мы вместе - дружный класс (беремся за руки)
Вздохните глубоко и с выдохом присаживайтесь. Удачи!
I. Мотивационный этап
Слайд 2-3. Ребята, на экране представлены ребусы, предлагаю их разгадать.
Слайд 4. Корень, семья
Какую функцию выполняет мягкий знак (для чего нужен?) в этих словах? (Мягкий знак служит для смягчения согласных и выполняет разделительную функцию, он разделяет согласный звук от гласного, не давая им сливаться.)
Какой частью речи являются эти слова?
Как вы это определили?
Прочтите теперь другие слова:
плащ роскошь хвощ ночь
Значения каких слов вам непонятны?
Словарик незнакомых слов:
Возможные затруднения:
1. Роскошь - богатство, великолепие. *Жить в роскоши. В давние времена в России сахар и чай были предметом роскоши.
2. Хвощ – многолетнее травянистое растение. НРК
К какой части речи относятся эти слова?
А род можете определить?
Проблема:почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет?
Давайте попробуем сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце слова)
Тема сегодняшнего урока звучит так «Различение существительных мужского и женского рода с шипящей на конце слова».
Задачи на урок:
· Будем учиться писать существительные с шипящей на конце слова.
· Узнаем, для чего нужен мягкий знак после шипящих на конце существительных.
II. Актуализация знаний.
Для этого вспомним материал, который нам будет нужен для освоения новой темы.
Прием «Толстые вопросы»
Итак, гости сегодняшнего урока мягкий знак «ь» и имя существительное с шипящей на конце.
На какие вопросы отвечает имя существительное?
Как определить род имен существительных? (пользуемся словами помощниками) (Имена существительные уже рождаются словами мужского, женского или среднего рода. Это постоянный признак)
Назовите шипящие звуки.
Как определить число имен существительных? (сущ. в ед. ч. обозначают 1 предмет, сущ. во мн. ч. – 2 и более).
Поисково-исследовательский этап.
Прием «Мини-исследование»
Ребята, прочтите слова.
Значения всех слов вам понятны? Как вы думаете, обитают ли стрижи в Челябинской области?
Справка: Стрижей всего 58 видов, из них на территории Челябинской области обитает только один – черный стриж. Обычный гнездящийся вид, обитающий в городах и в лесах, где присутствуют дуплистые деревья. Прилетают стрижи одними из последних, ведь это насекомоядные птицы.
Чем похожи эти слова (что общего)? (это имена существительные. Они заканчиваются на шипящий звук, в ед. ч.)
Вывод: Мы с вами определили, что эти слова имена существительные в начальной форме, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.
А теперь сравните слова обоих столбиков, определите, чем отличаются слова первого и второго?
Работа в парах:
Карточка 1
??? |
???? |
Шалаш |
Ночь |
Малыш |
Дочь |
Врач |
Помощь |
Стриж |
Тишь |
Подсказка: Определите род существительных.
Вывод: На конце имен существительных женского рода в ед. числе после шипящих ПИШЕТСЯ мягкий знак.
На конце имен существительных мужского рода в ед. ч. после шипящих мягкий знак НЕ ПИШЕТСЯ.
Давайте проверим, правильно ли мы вывели правило! Откройте стр .81 учебника. Читаем правило.
Ребята, мы с вами сегодня вспомнили, для чего используется мягкий знак в словах:
1.Используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука.
2. Выполняет разделительную функцию.
А какую работу он выполняет в существительных с шипящими?
Давайте рассмотрим слово ПОМОЩЬ ?
На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесём это слово. Что заметили? (Слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (Наверное, нет). Но почему тогда он там пишется? Ваши предположения?
Вывод: Он сообщает - это имя существительное женского рода.
Физкультминутка
Пришло время отдохнуть. Встаньте все, пожалуйста.
Я называю слово, если оно ж.р., то вы себя обнимаете двумя руками, если слово м. р. – ставите руки на пояс.
Слова: ёж, дочь, печь, мышь, кирпич, шалаш.)
III. Первичное усвоение новых знаний (типовые задания).
Работа с учебником.
Открываем тетради, записываем число «Пятнадцатое ноября», «Классная работа»
с. 80, упр. 100 (выполняем часть упр.- 5 слов)
Вывод. Ь сообщает, что это имя существительное женского рода.
Работа в парах:
Ребята, у вас на партах лежат карточки с алгоритмом определения, когда надо писать ь , а когда не надо!!
Алгоритм
1)Сначала определю часть речи, ведь нам может встретиться другая часть речи.
2)Если слышу на конце шипящий звук, то определяю род имени существительного.
3) Если слово женского рода – Ь пишется, мужского рода – Ь не пишется.
Кто желает зачитать алгоритм действий?
Работа в тетради. с. 80, упр. 101 (в тетрадях, на доске)
Ребята, работаем по алгоритму (Представлен на слайде)
Послушайте внимательно, как надо работать с алгоритмом.
(один выходит к доске и записывает задание)
Скажите, у каких существительных после шипящих на конце пишется мягкий знак «ь», а каких не пишется? (отвечают 2 ученика)
Умнички, вы очень быстро справились с заданием!
IV. Применение знаний в новой ситуации.
Работа в группах.
Ребята, предлагаю разделиться на группы и выполнить задание. У вас разные задания. На выполнение дается 2 минуты. Стараемся работать дружно. Определитесь, кто из группы будет зачитывать выполненное задание.
1 группа. Игра «Замени выражение одним словом»
Узнай слово по лексическому значению. Запиши его.
1.Человек, играющий на скрипке – …
2. Без него не откроешь замок - …
3. Крупное северное морское животное. - …
2 группа. «Вспомни сказку»
Вспомните сказки А. Пушкина и допишите существительные с шипящими на конце.
1.Ты,…, мой спаситель, мой могучий избавитель.
2.И жених сыскался ей, … Елисей.
3.Сказка - … , да в ней намёк!
(«Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о Золотом петушке»)
3 группа. Игра «Допиши словечко»
Подберите подходящие по смыслу имена сущ. С шипящими на конце.
1.Оказать скорую …
2.Сварила вкусный …
3.У воина острый…
Вы замечательно справились, потому что были внимательными и дружными. Ребята, но с какой трудностью вы столкнулись?
( не умеем применить правило: требуется практика и отработка алгоритма действий). На следующем уроке мы вернемся к этим заданиям, и вы сами исправите свои орфографические ошибки.
А мы продолжим.
VI. Рефлексивно-оценочный этап.
Прием «Тонкие вопросы»
Давайте вернёмся к проблеме урока: У каких существительных после шипящих пишется мягкий знак, а у каких нет?
О какой новой роли мягкого знака вы узнали сегодня на уроке?
(Мягкий знак на конце существительных после шипящих указывает, что они женского рода)
Прием ««Продолжи предложение».
Урок у нас получился насыщенный и думаю, что плодотворный!!!
Итак, Подведем итоги.
Начните с фразы.
Сегодня на уроке я:
Продолжите предложение:
«Сегодня я узнал…
«Я повторил…
«Я запомнил…
Слайд 15. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.
Мне сегодня понравилось с вами работать!
Разгадайте загадку:
Умные, активные, дружелюбные. Кто это? (Это вы, ребята.)
Информация о домашнем задании, инструкция по необходимости.
Учебник, стр. 81, упр. 102.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.