Методическая разработка "Развитие познавательных способностей детей на уроках хора"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Развитие познавательных способностей детей на уроках хора"

Оценка 4.9
docx
музыка
12.04.2020
Методическая разработка "Развитие познавательных способностей детей на уроках хора"
Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны.
Романова О. А. Метод.разработка Развитие познавательных способностей.docx

Методическая разработка

«Развитие познавательных способностей детей

на уроках хора»

Романова Ольга Аркадьевна

педагог дополнительного образования

МБУДО «Детская школа искусств «Гармония»

г. Новосибирск

          Хоровое пение – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К. Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».

          Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как С. Гладкая, Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксина, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других. Вокально-хоровое воспитание младших школьников имеет важное значение для формирования музыкальной культуры ребенка в целом. Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающийся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать и применять на практике.

          На протяжении многих веков хоровое пение присутствовало во всех учебных заведениях нашего государства, начиная с церковно-приходских школ и заканчивая современными школами, детскими садами, домами творчества и хоровыми студиями. Многие педагоги и музыканты искали новые пути и методики в обучении детей хоровому пению. В ряду известных отечественных музыкантов-педагогов ХХ столетия по праву стоит имя композитора, просветителя, ученого Дмитрия Борисовича Кабалевского, посвятившего большую часть своей творческой жизни делу музыкального образования и воспитания детей и юношества.

          Цель музыкального воспитания школьников была определена Д. Б. Кабалевским следующим образом: «…ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».

          Большое значение Д. Б. Кабалевский уделял хоровому воспитанию. «Каждый класс – это хор», - утверждал он. Хор – это единый целостный музыкальный организм, это дружный, сплоченный коллектив. Хор играет огромную роль в жизни школы и отдельного класса. Без хора не проходят школьные праздники, новогодние елки, родительские собрания и классные мероприятия.

          При правильно организованной работе хорового коллектива создаются условия для выработки и проявления у детей определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, внимания и усидчивости. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.

          Хоровое воспитание имеет 3 основные задачи:

·        воспитательная - формирование духовной культуры;

·        образовательная – знание музыкальной литературы;

·        развивающая – обучение приемам пения.

Особое внимание на уроках хора уделяется развитию голосового

аппарата, это распевки, дыхательная гимнастика, упражнения для развития дикции и артикуляции, ритмические скороговорки.

          Одним их необходимых условий формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, который должен отвечать следующим требованиям:

·        носить воспитательный характер;

·        быть высокохудожественным;

·        соответствовать возрасту и пониманию детей;

·        соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;

·        быть разнообразным по характеру и содержанию;

·        носить познавательный характер.

Развитие познавательных способностей детей является не менее

важной задачей хорового воспитания наряду с развитием вокально-хоровых навыков.

          Познавательные способности – это индивидуально-психологические особенности личности (то есть качества, которыми один человек отличается от другого), являющиеся успешным условием выполнения учебной познавательной деятельности. Профессор Л. А. Венгер исследовал основные закономерности развития познавательных способностей ребенка:

·        сенсорные;

·        интеллектуальные;

·        творческие.

         Актуальность данного исследования заключается в том, что уровень познавательных способностей влияет на успешность изучения младшими школьниками по всем учебным предметам.

          На уроках хора дети узнают много нового – открывают для себя новые города и страны, природные явления, знакомятся с культурой разных народов, переживают незнакомые чувства и эмоции и поэтому задача педагога – превратить каждый урок в новое открытие для ребенка, удивить его чем-то новым. В этом помогает и разнообразный музыкальный материал, и новые приемы проведения уроков.

          Таким образом, развитие познавательных способностей формирует музыкальный вкус, помогает развитию художественного воображения и музыкального мышления ребенка, развивает творческие способности детей.

Литература:

1.     Тихомирова Л. Ф., «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, «Академия развития», 1996.

2.     Апраксина О. А., «Музыкальное воспитание в школе». Вып.12.-М., 1977.

3.     Венгрус Л. А., «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.: Музыка, 2000.

4.     Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах»./«Музыкальное воспитание в школе».-Вып.14-М., 1989.

5.     «Детский голос»./Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970.

6.     Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М., «Методика музыкального воспитания в школе». М.: Просвещение, 1989.

7.     Емельянов В. В., «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации для учителей музыки». Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991.

8.     Орлова Т. М., Бекина С. Н., «Учите детей петь». М.: Просвещение, 1986.

9.     Романовский, «Принципы работы над строем в хоре»./«Работа в хоре». М.: Профиздат, 1960.

10.Тевлина В. К., «Вокально-хоровая работа»./«Музыкальное воспитание в школе». Вып.15.-М., 1982.


 

Методическая разработка «Развитие познавательных способностей детей на уроках хора»

Методическая разработка «Развитие познавательных способностей детей на уроках хора»

Многие педагоги и музыканты искали новые пути и методики в обучении детей хоровому пению

Многие педагоги и музыканты искали новые пути и методики в обучении детей хоровому пению

Одним их необходимых условий формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, который должен отвечать следующим требованиям: · носить воспитательный характер; · быть высокохудожественным; · соответствовать…

Одним их необходимых условий формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, который должен отвечать следующим требованиям: · носить воспитательный характер; · быть высокохудожественным; · соответствовать…

Литература: 1. Тихомирова

Литература: 1. Тихомирова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020