Методическая разработка
«Развитие познавательных способностей детей
на уроках хора»
Романова Ольга Аркадьевна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Детская школа искусств «Гармония»
г. Новосибирск
Хоровое пение – наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. К. Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».
Проблема хорового воспитания исследовалась в трудах ведущих музыкальных педагогов, таких как С. Гладкая, Н. Тевлина, Н. Черноиваненко, Л. Дмитриева, О. Апраксина, Л. Безбородова, Г. Стулова и многих других. Вокально-хоровое воспитание младших школьников имеет важное значение для формирования музыкальной культуры ребенка в целом. Кроме того, методики хорового воспитания вокалистов младшей школы постоянно обновляются, каждый педагог, занимающийся данной проблемой, привносит в процесс обучения что-то свое, обновляет уже существующие методики, обобщает предыдущий опыт своих коллег. Поэтому необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать и применять на практике.
На протяжении многих веков хоровое пение присутствовало во всех учебных заведениях нашего государства, начиная с церковно-приходских школ и заканчивая современными школами, детскими садами, домами творчества и хоровыми студиями. Многие педагоги и музыканты искали новые пути и методики в обучении детей хоровому пению. В ряду известных отечественных музыкантов-педагогов ХХ столетия по праву стоит имя композитора, просветителя, ученого Дмитрия Борисовича Кабалевского, посвятившего большую часть своей творческой жизни делу музыкального образования и воспитания детей и юношества.
Цель музыкального воспитания школьников была определена Д. Б. Кабалевским следующим образом: «…ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры».
Большое значение Д. Б. Кабалевский уделял хоровому воспитанию. «Каждый класс – это хор», - утверждал он. Хор – это единый целостный музыкальный организм, это дружный, сплоченный коллектив. Хор играет огромную роль в жизни школы и отдельного класса. Без хора не проходят школьные праздники, новогодние елки, родительские собрания и классные мероприятия.
При правильно организованной работе хорового коллектива создаются условия для выработки и проявления у детей определенных норм поведения, общения с товарищами, уважения к труду учителя, дисциплины, воли, чувства ответственности и целеустремленности, внимания и усидчивости. Все эти и многие другие качества развиваются именно в коллективных занятиях. Осознание детьми значимости их совместной деятельности способствует интенсивному развитию всех способностей и качеств личности учащихся.
Хоровое воспитание имеет 3 основные задачи:
· воспитательная - формирование духовной культуры;
· образовательная – знание музыкальной литературы;
· развивающая – обучение приемам пения.
Особое внимание на уроках хора уделяется развитию голосового
аппарата, это распевки, дыхательная гимнастика, упражнения для развития дикции и артикуляции, ритмические скороговорки.
Одним их необходимых условий формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, который должен отвечать следующим требованиям:
· носить воспитательный характер;
· быть высокохудожественным;
· соответствовать возрасту и пониманию детей;
· соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива;
· быть разнообразным по характеру и содержанию;
· носить познавательный характер.
Развитие познавательных способностей детей является не менее
важной задачей хорового воспитания наряду с развитием вокально-хоровых навыков.
Познавательные способности – это индивидуально-психологические особенности личности (то есть качества, которыми один человек отличается от другого), являющиеся успешным условием выполнения учебной познавательной деятельности. Профессор Л. А. Венгер исследовал основные закономерности развития познавательных способностей ребенка:
· сенсорные;
· интеллектуальные;
· творческие.
Актуальность данного исследования заключается в том, что уровень познавательных способностей влияет на успешность изучения младшими школьниками по всем учебным предметам.
На уроках хора дети узнают много нового – открывают для себя новые города и страны, природные явления, знакомятся с культурой разных народов, переживают незнакомые чувства и эмоции и поэтому задача педагога – превратить каждый урок в новое открытие для ребенка, удивить его чем-то новым. В этом помогает и разнообразный музыкальный материал, и новые приемы проведения уроков.
Таким образом, развитие познавательных способностей формирует музыкальный вкус, помогает развитию художественного воображения и музыкального мышления ребенка, развивает творческие способности детей.
Литература:
1. Тихомирова Л. Ф., «Развитие познавательных способностей детей». Ярославль, «Академия развития», 1996.
2. Апраксина О. А., «Музыкальное воспитание в школе». Вып.12.-М., 1977.
3. Венгрус Л. А., «Начальное интенсивное хоровое пение». С-П.: Музыка, 2000.
4. Гладкая С. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах»./«Музыкальное воспитание в школе».-Вып.14-М., 1989.
5. «Детский голос»./Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970.
6. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М., «Методика музыкального воспитания в школе». М.: Просвещение, 1989.
7. Емельянов В. В., «Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: методические рекомендации для учителей музыки». Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1991.
8. Орлова Т. М., Бекина С. Н., «Учите детей петь». М.: Просвещение, 1986.
9. Романовский, «Принципы работы над строем в хоре»./«Работа в хоре». М.: Профиздат, 1960.
10.Тевлина В. К., «Вокально-хоровая работа»./«Музыкальное воспитание в школе». Вып.15.-М., 1982.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.