План курса по внеурочной деятельности "Музыкальная гостиная"

  • Разработки курсов
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно – воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Цель моего курса – в увлекательной форме раскрыть сущность и специфику музыкального искусства и его тесные связи с жизнью и другими видами искусства: литературой, театром, танцем и кино. В течении года учащиеся знакомятся с яркими представителями композиторских школ, стилей, эпох. Также всесторонне проявляют свои музыкальные способности и артистические возможности.разработка курса по доп. образованию "Музыкальная гостиная" для 5-7-х классов
Иконка файла материала Музыкальная гостиная.docx
Содержание курса «Музыкальная гостиная» Пояснительная записка.              В наше время проблема эстетического воспитания и музыкального образования играет очень важную   роль.   Познание   прекрасного,   переживание   радости   от   встречи   с   ним   –   это   мостик, соединяющий нравственную чистоту и мораль, этику и эстетику, это путь к сердцу ребенка.  Задачи   данного   курса   –   развивать   эстетические   чувства,   кругозор,   музыкальный   вкус,   умение анализировать самостоятельно музыкальные произведения. Помогать познанию мира, формирование мировоззрения,   воспитание   нравственности,   любви   и   уважения   к   музыкальному   искусству. Обогащение учащихся знанием истории музыкального искусства – это развитие духовной культуры.  Цель курса – в увлекательной форме раскрыть школьникам сущность и специфику музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, познакомить с основными выразительными средствами,   формами.   Историей   возникновения   и   развития   музыкальных   инструментов.   Яркими представителями композиторских школ, стилей, эпох. Раскрыть важность музыкального искусства и его   тесные   связи   с   жизнью   и   другими   видами   искусства:   литературой,   театром,   танцем,   кино. Основным видом занятий факультатива являются беседы, лекции, занятия – концерты. Основной источник художественных впечатлений на занятиях – музыки.  Содержание программы  1 раздел – «Тайны музыкального королевства». Музыка   в   жизни   людей.   Музыка   в   семье   других   искусств.   Искусство   «слушать»   и   «слышать». Специфика музыкального искусства. Содержание музыкальных произведений, музыкальный образ. От чего зависит степень доступности музыкального произведения. Преемственности и традиции в музыке.   Выразительные средства музыки. Важнейшие элементы музыкальной речи. Интонация, мелодия – «душа музыки». Время в музыке и музыкальный ритм. Лад, Гармония. Народные лады. Мордовская народная музыка – своеобразие и специфика. Темп, динамика, регистр. Тембр. Тембры музыкальных инструментов.  2 раздел – «Биография музыкальных инструментов» Когда   возникли   и   как   развивались   музыкальные   инструменты.   «Семейства»   музыкальных инструментов.   Струнная   группа   (смычковые),   состав,   характеристика.   Знаменитые   скрипичные мастера:   Амати,   Гварнери,   Страдивари.   Загадки   жизненного   и   творческого   пути   знаменитого скрипача   Николо   Паганини.   Деревянно–духовая   группа   инструментов,   состав,   характеристика. Медно­духовая группа, состав, характеристика. Группа ударных.   Что такое симфонический оркестр? Духовой оркестр. Струнно­щипковые инструменты, состав, характеристика.   Народные   инструменты.   Оркестр   русских   народных   инструментов.   Орган, возникновение, разновидности. Орган в творчестве И.С. Баха. Арфа, клавесин, фортепиано, рояль. Знаменитые виртуозы – исполнители Ш. Шопен – душа фортепиано, Ф. Лист. Современные электро– музыкальные инструменты и их возможности.  3 раздел – «Жанры в музыке» Вокальный жанр. Пение и речь. Народная песня, ее творцы и собиратели. Одноголосие и многолосие, тембры певческих голосов. Что такое романс, вокальный цикл, баллада, кантата? Авторская песня, творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Розенбаума. Инструментальный жанр. Сюита, соната, симфония. Что такое «программа» в музыке? Музыкально­театральный жанр. Возникновение оперы, ее составные элементы – арии, речитативы, ансамбли, хоры. Инструментальная музыка в опере. Музыка и танец. Древнейшие истоки искусства танца. Танец – как выражение характера народа. Откуда родом полька, мазурка, краковяк, вальс. И. Штраус – король вальсов. Музыка в кино.   Зачем   она   нужна   в   фильме.   Основные   принципы   ее   включения.   Музыка   «в   кадре»   и   «за кадром». Музыка как характеристика героев.  4 раздел – «Сочиняем музыкальную сказку».  Составление либретто сказки в 2­х действиях. Распределение ролей, репетиция. Показ сказки.Планируемые результаты. По завершению курса учащиеся должны уметь. 1. 2. 3. 4. Эмоционально ­ образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Узнавать на слух изученные произведения. Участвовать в коллективной и индивидуальной исполнительской и театральной деятельности. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 5. Размышлять   о   музыке   и   ее   анализа,   выражения   собственной   позиции   относительной прослушанной музыки.   Результатом обучения, по данному курсу является урок – концерт, на котором учащиеся приготовят творческие задания по произведениям.  Календарно – тематическое планирование по курсу «Музыкальная гостиная» Тема занятия Кол­во часов Дата По плану Факт. 1 модуль – 9 часов.  1 раздел – «Тайны музыкального королевства».   музыкальных Музыка в жизни людей. Музыка в семье других искусств. Искусство «слушать» и «слышать». Специфика музыкального искусства. Содержание музыкальный образ. От чего зависит степень доступности музыкального произведения. Преемственности традиции в музыке. Важнейшие   элементы   музыкальной   речи. Интонация, мелодия – «душа музыки». Время   в   музыке   и   музыкальный   ритм.   Лад, Гармония. Народные лады. произведений,   2 модуль – 8 часов   динамика, Темп, музыкальных инструментов.   регистр.   Тембр.   Тембры 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 раздел – «Биография музыкальных инструментов»       (смычковые), инструментов. состав,   музыкальных группа Когда   возникли   и   как   развивались   музыкальные инструменты.   «Семейства» Струнная   характеристика. Знаменитые скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари.   Загадки   жизненного   и   творческого пути знаменитого скрипача Николо Паганини. Деревянно–духовая   группа   инструментов,   состав, характеристика. Медно­духовая группа, состав, характеристика. 1 1 1 1 1 03.09. 10.09. 17.09. 24.09. 01.10. 08.10. 15.10. 22.10. 29.10. 12.11. 19.11. 26.11. 03.12. 10.12. № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15Группа ударных. Что такое симфонический оркестр? 3 модуль – 6 часов оркестр.     Струнно­щипковые   Оркестр   русских Духовой инструменты, состав, характеристика. Народные   инструменты. народных инструментов. Орган,   возникновение,   разновидности.   Орган   в творчестве И.С. Баха. Арфа,   клавесин,   фортепиано,   рояль.   Знаменитые виртуозы   –   исполнители   Ш.   Шопен   –   душа фортепиано, Ф. Лист. Современные электро музыкальные инструменты и их возможности. 3 раздел – «Жанры в музыке» Вокальный жанр. Пение и речь. Народная песня, ее творцы и собиратели. Одноголосие,  многоголосие, тембры певческих голосов. 4 модуль – 6 часов.  жанр.   соната,   творчество   В.Высоцкого, Что   такое   романс,   вокальный   цикл,   баллада, кантата? Авторская   песня, Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Розенбаума. Инструментальный   Сюита, симфония. Что такое «программа» в музыке? Музыкально   –   театральный   жанр.   Возникновение оперы, ее составные элементы. Инструментальная музыка в опере.  Музыка   и   танец.   Древнейшие   истоки   искусства танца. Танец  –  как выражение  характера  народа. Откуда родом полька, мазурка, краковяк, вальс. И. Штраус – король вальсов Музыка в кино. Зачем она нужна в фильме. Музыка «в кадре» и «за кадром».  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5 модуль – 6 часов 4 раздел – «Сочиняем музыкальную сказку» Составление либретто сказки в 2­х действиях.  Распределение ролей, репетиция Выступление перед учащимися школы.  2 2 2 16 17 18 19 20 21 22 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 17.12. 24.12. 14.01. 21.01. 28.01. 04.02. 11.02. 18.02. 04.03. 11.03. 18.03. 25.03. 01.04. 08.04. 22.04. 29.04. 06.05. 13.05. 20.05. 27.05.