МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 65 ГОРОДА ТЮМЕНИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по КРАЕВЕДЕНИЮ
в школьной библиотеке
«И ПАМЯТНИК СО
МНОЮ ГОВОРИТ…»
Автор программы
Фадеева Ольга Вениаминовна,
педагог-библиотекарь
Тюмень, 2020
Рабочая программа по курсу краеведение
«И памятник со мною говорит…»
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности краеведение «И памятник со мною говорит..» в 1 – 11 классах разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Программа составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» под редакцией В.А. Горского, и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Рабочая программа по краеведению «И памятник со мною говорит…» представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Краеведение» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1-11 классов является нормативным правовым актом по введению Федеральных государственных стандартов. Нормативно-правовая основа формирования программы внеурочной деятельности для обучающихся разработана на основании:
Нормативно-правовых документов Федерального уровня:
o Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ, от 26.07.2019 №232-ФЗ);
o Типовое планирование об общеобразовательном учреждении;
o СанПин 2.42.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
o Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (от 25.06.2002 № 73 – ФЗ (ред. От 21.02.2019).
Нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации:
o Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897
«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
o Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
В связи с внедрением ФГОС второго поколения краеведение приобретает всё большее значение во внеурочной деятельности обучающихся. Возрождение лучших духовных традиций общества, воспитание нравственного, здорового поколения невозможно без воспитания такого чувства, как патриотизм, любовь и уважение к «Малой родине». Ребенок не может осознать себя гражданином России, не осознав себя жителем конкретного региона, в конкретном случае – Тюменской области с её историческими и природными особенностями.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Данная программа рассчитана на изучение истории родного края через памятники истории и культуры.
В соответствии с Законом об охране и использовании памятников «…памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа…».
Знакомство с памятниками прослеживается через:
o памятники выдающимся личностям;
o памятники-посвящения;
o значимые исторические события и их герои;
o мемориалы захоронений;
o мемориалы воинской славы;
o памятники архитектуры (в т.ч. религиозная архитектура);
o необычные объекты.
В основу программы взяты памятники монументального искусства – мемориальные комплексы, отдельные памятники, монументы, бюсты, обелиски, стелы, мемориальные доски; архитектурные сооружения.
Изучение памятников родного края не случаен. Памятники – это источник информации. Памятники истории и культуры обладают свойством хранить и передавать информацию.
Основная функция памятников как историко-культурных объектов – сохранять и транслировать память о событиях, персоналиях, явлениях прошлого.
Организация работы с объектами городского пространства, позволяет создать условия для того, чтобы учащиеся по-новому начали относиться к историко-культурным объектам, понимая их ценность и значимость.
Сегодня научная литература позволяет рассматривать памятники в двух аспектах: как культурный объект, т.е. произведение искусства, и как важный элемент исторического наследия народа, страны.
Как социальный объект, памятник несет в себе несколько функций. Можно выделить несколько:
1. Функцию трансляции часто называют информационной. Памятники – это не что иное, как социальная память человечества о различных периодах своей непростой истории, о выдающихся личностях, о значимых событиях.
2. Идеологическая функция. Историко-культурное наследие всегда было одним из важнейших инструментов формирования общественного сознания и совершенствования духовной составляющей человеческого бытия.
3. Воспитательная функция. Под воспитательной функцией нужно понимать использование обществом возможности историко-культурного наследия влиять на формирование мировоззрения личности.
4. Познавательная функция памятников заключается в использовании их с целью извлечения новой информации о событиях и явлениях далекого прошлого.
5. Образовательная функция заключается в том, что в процессе обучения используются объекты культурного наследия.
6. Эстетическая функция. Учащиеся приобщаются к прекрасному через знакомство со скульптурой как видом искусства.
В памятниках искусства увековечены исторические события и выдающиеся люди прошлого, образы родной природы, лики городов и сел, неузнаваемо изменившихся в последующие времена. В них сохраняется память народа, память сердца о бессмертии великих идей, ради которых отданы миллионы человеческих жизней.
Программа разработана для занятий с обучающимися 1-11 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям, как патриотизм, чувства гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к человеку. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем – географическим положением, природными особенностями, памятниками природы, историко-культурными и национальными памятниками.
Цель программы:
Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма и любви к своей малой родине через изучение памятников истории и культуры родного края.
Задачи программы:
Образовательные
o формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
o приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
o изучение и освоение методов и способов поисковой, научной и проектной деятельности; с методикой анализа памятника;
o закрепление этих знаний на практике.
Воспитательные
o формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
o воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
o умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Развивающие
o развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.;
o формирование потребности в самопознании, саморазвитии;
o развитие кругозора учащихся;
o сформировать устойчивый интерес к изучению истории своей страны, своей семьи, народной культуры, традиций и обычаев страны и «малой» родины;
o сформировать интерес к творчеству и поддерживать его в течение всего срока обучения.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
o научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
o доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
o наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
o деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
o активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
o принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
o
Формы занятий:
o по количеству учеников – индивидуальные, групповые, парные, коллективные, фронтальные;
o по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и учеников – беседы, лекции, практикумы, викторины, игры, творческие мастерские, урок информационной культуры, защита проектов, праздники, выставки, конкурсы, экскурсии.
o
Формы, приёмы работы:
o тестовые задания; тестирование;
o само- и взаимоконтроль;
o индивидуальный опрос;
o фронтальная беседа;
o использование текста учебника, справочников и т.д.;
o схемы, рисунки, таблицы;
o беседа;
o творческие работы;
o рефлексивная деятельность;
o изучение документов;
o работа со словарем, со справочником.
Методы работы:
o методы словесного обучения;
o методы наглядного обучения;
o методы практического обучения;
o методы исследования.
Место курса в учебном плане
Курс «Краеведение. Край наш Тюменский» рассчитан для обучающихся 1 – 11 классов.
Курс рассчитан на один учебный год.
Ожидаемые результаты освоения программы
Реализация данной программы предполагает:
в области познавательных УУД:
o осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, краеведческой литературы;
o умение проводить сравнение исторических событий, фактов;
o построение рассуждений в форме простых суждений об объекте, его истории;
o систематизацию краеведческих знаний;
в области регулятивных УУД:
o принятие и понимание поставленной задачи;
o планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
o оценивание правильности выполнения действий в соответствии с требованиями данной задачи;
в области личностных УУД:
o проявление интереса к историческому прошлому своей семьи и малой родины;
o уважительное и бережное отношение к родной природе, к памятникам архитектуры и культуры;
o проявление активной жизненной позиции, интереса к познанию, стремления к самовыражению и самореализации, осознания значимости труда;
в области коммуникативных УУД:
o формирование честности, уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдения правил культуры, организованности, пунктуальности и требовательности к себе;
o использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
o формулирование собственного мнения и позиции, ориентирование на позицию партнера в общении и взаимодействии;
o умение задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Наименование мероприятия |
Форма работы |
Класс |
Интегрированный урок (предмет) |
И памятник со мною говорит… |
||||
1 |
Памятник А.И. Текутьеву «Меценат и благотворитель А.И. Текутьев» |
Вечер-портрет |
6 |
Изобразительное искусство |
«Кино и А.И. Текутьев» |
Арт-встреча |
11 |
МХК |
|
2 |
Памятные знаки жертвам политических репрессий г. Тюмени. «Беспощадная правда времени» |
Вечер Памяти |
10 |
История |
3 |
Памятник инженеру Никитину (г. Ишим). «Николай Никитин – отец Останкинской телебашни» |
Виртуальное путешествие |
11 |
История МХК |
4 |
Памятник ликвидаторам радиационных аварий и катастроф. «Чернобыль – трагедия ХХ века» |
Вечер Памяти |
9 – 11 |
Химия Биология История |
5 |
«Парки и скверы Тюмени» |
Виртуальное путешествие |
5 – 9 |
|
6 |
Памятник Григорию Распутину |
Исторические раскопки |
9 – 11 |
История |
Военные памятники Тюмени |
||||
1 |
Памятник учащимся школ г. Тюмени, не вернувшимся с войны «Прощание». «Навек остались молодыми…» |
Вечер Памяти |
5 |
История |
2 |
Памятник труженикам тыла. «Военная Тюмень глазами детей» |
Вечер Памяти |
6 |
История |
3 |
Памятник Николаю Кузнецову. «Человек из ЛЕГЕНДЫ» |
Вечер-портрет |
7 |
История |
4 |
Памятник железнодорожникам фронта и тыла. «Тюмень в годы Великой Отечественной войны» |
Электронная викторина |
8 – 9 |
История |
5 |
Военные памятники Тюмени. «Уголки Тюмени, связанные с войной» |
Виртуальное путешествие |
1 – 4 |
Окружающий мир |
Имя в истории нашего края |
||||
1 |
Тобольск – родина Д.И. Менделеева |
Устный журнал |
8 |
Химия |
2 |
«Искусство и Д.И. Менделеев» |
Арт-встреча |
11 |
МХК |
3 |
«Купец, меценат, просветитель…» Николай Чукмалдин |
Вечер-портрет |
9 |
История |
4 |
«Культурная деятельность Саввы Мамонтова (15.10.1841 – 06.04.1918) |
Устный журнал |
6 |
Изобразительное искусство |
5 |
«А голос так дивно звучал» Юрий Гуляев |
Литературно-музыкальная композиция |
7 |
Музыка |
6 |
Памятный знак Ермаку Тимофеевичу. «Ермак – покоритель Сибири» |
Презентация |
4 |
Окружающий мир |
Памятники архитектуры |
||||
1 |
Деревянное зодчество XIXвека |
Презентация |
5 |
Изобразительное искусство |
2 |
Храмы земли Тюменской (Свято-Троицкий мужской монастырь, Благовещенский собор, Знаменский собор, Крестовоздвиженская церковь и др.) |
Презентация Видео-путешествие |
7 |
Изобразительное искусство |
3 |
Памятник старому зданию Драмтеатра. «Тюменский Драматический театр: прошлое и настоящее» |
Устный журнал+ Викторина о театре |
8 |
Изобразительное искусство |
4 |
Кинотеатры Тюмени. |
Устный журнал |
8 |
Изобразительное искусство |
5 |
Наследие архитектора Константина Чакина |
Арт-встреча |
11 |
МХК |
6 |
Стиль классицизма в архитектуре города |
Арт-встреча |
11 |
МХК |
7 |
Археологический музей-заповедник на озере Андреевском |
Виртуальное путешествие |
10 |
МХК |
8 |
Тюмень в картинах художников |
Выставка репродукций |
1 – 11 |
Изобразительное искусство МХК |
Необычные памятники |
||||
1 |
«Сквер сибирских кошек» «Путешествие в Страну Кошек» |
Презентация |
1 – 4 |
Литературное чтение |
2 |
Памятник бездомной собаке. «Собака – друг человека» |
Викторина о собаках |
1 – 4 |
Окружающий мир |
Проектная деятельность учащихся
1 |
Памятник «Основание Тюмени». Освоение Тюмени |
6 – 7 |
История |
2 |
Памятный знак Ермаку Тимофеевичу. «Присоединение Сибирского ханства. Ермак Тимофеевич» |
7 |
История |
3 |
Народы, населяющие Тюменскую область |
7 |
История |
4 |
Тюмень купеческая |
9 |
История |
5 |
Жизнь и быт горожан Тюмени XIXвека. Досуг |
9 |
История |
6 |
Памятник «Глобус». Тема: Природные ресурсы – первоисточник благосостояния Тюменской области |
9 |
География |
7 |
Традиции и обычаи моего края |
8 |
География |
8 |
Военные памятники Тюмени. «С чего начинается Родина» «В Сибири не было войны, но мы огнём её задеты…» «Тыл – половина Победы» |
3 – 4
5 – 8 9 – 11 |
Окружающий мир История География |
9 |
Виртуальная экскурсия по знаменательным местам Тюмени |
1 – 11 |
|
Литература:
1. Дубовская Е. Незабытая Тюмень. Альбом фотографических видов города и увлекательных историй XIX – XXвеков /Е. Дубовская. – Тюмень, 2014. – 260 с.: ил.
2. Заварихин С.П. Архитектура Тюмени /С.П. Заварихин, Б.А. Жученко. – Тюмень: Радуга-Т, 2004. – 296 с.: ил.
3. Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея. 2003. Вып. 17 /под ред. В.П. Петровой. – Тюмень, 2004. – 380 с.
4. Иваненко А.С. Новые прогулки по Тюмени: путеводитель /А.С. Иваненко. – Тюмень, 2008. – 335 с.: ил.
5. Иваненко А.С. Прогулки по Тюмени /А.С. Иваненко. – Тюмень: Слово, 2000. – 368 с.: ил.
6. Иваненко А.С. Четыре века Тюмени. Очерки живой истории старинного сибирского города /А.И. Иваненко. – Тюмень: Радуга-Т, 2004. –368 с.
7. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области: научный каталог /Е.М. Козлова-Афанасьева. – Тюмень: Искусство, 2008. – 488 с.: ил.
8. https: //znanio.ru
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.