Анализ песни Л.Книппера «Полюшко-Поле»
Оценка 4.9

Анализ песни Л.Книппера «Полюшко-Поле»

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
музыка
3 кл—7 кл
25.03.2021
Анализ песни Л.Книппера «Полюшко-Поле»
«Полюшко-Поле» Льва Книппера – одна из первых советских массовых песен, которую многие считали народной (как и песни других авторов:«Три танкиста», «Катюша», «Ой цветет калина»).Она относится к жанру так называемых «оборонных песен», воплотивших настроения последних мирных лет накануне Второй мировой войны. Характер строгого, лапидарного песнопения вселял уверенность у одних и страх у врагов нашей страны. 1.Форма произведения – песенная одночастная форма. Период повторного типа представляет собой построение из двух предложений 8+10 тактов, которым предшествует двухтактное аккордовое вступление. 2.Анализ мелодического рисунка – волнообразная мелодическая линия построена на «опевании» сначала звуков субдоминантового и тонического трезвучия она появляются на звуке VI ступени(как бы повествовательно), затем нисходящего поступенного движения в пределах гармонического оборота VII (минорная) - I (одноименный мажор).Терцовые попевки в пределах малой сексты напоминают интонации старинных русских напевов. Двухголосные аранжировки и, тем более, хоровые дополняют образ традиционной народной песни: терцовые, октавные созвучия, подголосочная полифония. 3.Гармоническое строение песни с ее плагальным оборотом, начинающем 1и 2 предложения, использование мажоро – минорного сопоставления тонического трезвучия также стилистически напоминает народные песни. Автор использует только трезвучия, что характерно для музыки русского православия. 3.Размер 4/4. В данном случае аккорды, «стучащие» в аккомпанементе на каждой четверти, имеют яркое изобразительное значение, они помогают представить себе проходящего мимо слушателей кавалеристского отряда. 4. Динамическое развитее в исполнении этой песни, является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. Тихо, издалека рождается песня, приближается, достигая кульминации. И, затем, постепенно стихая, исчезает за горизонтом
Полюшко.docx

                     Анализ песни Л.Книппера «Полюшко-Поле»

https://studopedia.net/13_75486_obshchaya-kompozitsiya-i-muzikalno---virazitelnie-sredstva.html

https://i.ytimg.com/vi/PO40zyazWHY/maxresdefault.jpg

  Для тех, кто впервые услышал фамилию автора песни, скорее всего, она автоматически свяжется с именами Ольги Леонардовны Книппер – Чеховой, знаменитой актрисы МХАТ и жены А.П.Чехова. Знатоки русской эмиграции вспомнят сестру Льва Книппера, актрису и разведчицу Ольгу Чехову. Среди знаменитых родственников был и оперный певец, Николай Ардов. Но слава создателя песни «Полюшко-Поле» долгое время была буквально планетарной.  В 1933году после первого исполнения песни, сразу же полюбившейся публике, она попала в репертуар Леонида Утесова, ее разучивали военные музыканты. Триумфальный успех случился во время выступления Краснознаменного ансамбля красноармейской песни под управлением А. В. Александрова в Париже в 1937 году. Зал гремел нескончаемыми аплодисментами, многие плакали. Вскоре выдающийся американский дирижер Л. Стоковский назвал «лучшей песней XX века». 

В 1944 году песню исполнял легендарный оркестр ВВС США под управлением Гленна Миллера в джазовой версии под названием Russian Patrol («Русский патруль») как дружеское приветствие советским войскам во время встреч союзников США и СССР. Тогда же она звучала в репертуаре Лос-Анджелесского симфонического оркестра в Голливуде.

В 1945 году шесть тысяч участников Международного конгресса молодежи в концертном зале «Альберт-холл» в Лондоне встали под песню «Полюшко-поле» и 20-минутными аплодисментами задержали открытие форума.

Советскую песню адаптировали эстрадные и джазовые оркестры Бенни Гудмана (1962), Поля Мориа (1965).

 Люди старшего поколения помнят, как пел ее американский певец Поль Робсон, обладатель незабываемого баса.

Версий знаменитой мелодии существует великое множество, одна из них-Blackmore's Night - Gone With The Wind. Ричи Блэкмор - известный британский музыкант, один из основателей хард-рок группы Deep Purple, а также основатель группы Rainbow. В 1997 он со своей супругой Кэндис Найт организовал фолк-рок проект Blackmore’s Night, в котором не раз обращались к русским и советским музыкальным произведениям.

Интересно, что Кэндис в одном из интервью говорила, что чувствует генетическую связь с Россией (её предками были евреи-эмигранты из Российской империи), а Ричи шутил, что в одной из прошлых жизней был русским бандитом.

Блэкмор - один из самых значительных и влиятельных гитаристов XX века, включён во многие списки «лучших гитаристов всех времён».

Композитор, рассказывая об истории создания песни, вспоминал: «Меня усадили за расстроенное пианино «услаждать слух». И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня вместе с текстом «Полюшко-поле». Позже Лев Константинович рассказывал, что именно в те дни у композитора зародилась мысль написать к 15-летию комсомола симфоническую «Поэму о бойце-комсомольце» и посвятить ее подвигу одного из героев первых лет революции. Четыре симфонических марша – четыре части будущей симфонии должна была объединить сквозная тема. Роль такой сквозной темы и возлагалась на песню.

Лев Книппер попросил поэта Виктора Гусева написать стихи на музыку. Покоренный и вдохновленный волшебной мелодией, он написал для нее сразу около пятнадцати куплетов, в практике чаще исполняются 5-6.

https://i.ytimg.com/vi/jkj29G2XdAY/maxresdefault.jpg

«Полюшко-Поле» Книппера Л. К. – одна из первых советских массовых песен, которую многие считали народной (как  и песни других авторов:«Три танкиста», «Катюша», «Ой цветет калина»).Она относится к жанру так называемых «оборонных песен», воплотивших настроения последних мирных лет накануне Второй мировой войны. Характер строгого, лапидарного песнопения вселял уверенность у одних и страх у врагов нашей страны.

1.Форма произведения – песенная одночастная форма. Период повторного типа представляет собой построение из двух предложений 8+10 тактов, которым предшествует двухтактное аккордовое вступление.

2.Анализ мелодического рисунка – волнообразная мелодическая линия построена на «опевании» сначала звуков субдоминантового и тонического трезвучия она появляются на звуке VI ступени(как бы повествовательно), затем нисходящего поступенного движения в пределах гармонического оборота VII (минорная)  - I (одноименный мажор).Терцовые попевки в пределах малой сексты напоминают интонации старинных русских напевов. Двухголосные аранжировки и,  тем более, хоровые дополняют образ традиционной народной песни: терцовые, октавные созвучия, подголосочная полифония.

3.Гармоническое строение песни с ее плагальным оборотом, начинающем  1и 2 предложения, использование мажоро – минорного сопоставления тонического трезвучия также стилистически напоминает народные песни. Автор использует только трезвучия, что характерно для музыки русского православия.

3.Размер 4/4. В данном случае аккорды, «стучащие» в аккомпанементе на каждой четверти, имеют яркое изобразительное значение,  они помогают представить себе проходящего мимо слушателей кавалеристского отряда.

4. Динамическое развитее в исполнении этой песни, является одним из важнейших средств музыкальной выразительности. Тихо, издалека рождается песня, приближается, достигая кульминации. И, затем, постепенно стихая, исчезает за горизонтом


Полюшко, поле,
Полюшко, широко поле,
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои.
Девушки плачут,
Девушкам сегодня грустно.
Милый надолго уехал,
Эх, да милый в армию уехал.

Девушки, гляньте,
Гляньте на дорогу нашу,
Вьется дальняя дорога,
Эх, да развеселая дорога.

Едем мы, едем,
Едем - а кругом колхозы,
Наши, девушки, колхозы.
Эх, да молодые наши села.
Только мы видим,
Видим мы седую тучу,
Вражья злоба из-за леса,
Эх, да вражья злоба, словно туча.

Девушки, гляньте,
Мы врага принять готовы,
Наши кони быстроноги,
Эх, да наши танки быстроходны.

В небе за тучей
Грозные следят пилоты.
Быстро плавают подлодки.
Эх, да корабли стоят в дозоре.
Пусть же в колхозе
Дружная кипит работа,
Мы - дозорные сегодня,
Эх, да мы сегодня часовые.

Девушки, гляньте,
Девушки, утрите слезы.
Пусть сильнее грянет песня,
Эх, да наша песня боевая ! 

Полюшко, поле,
Полюшко, зелено поле !
Едут по полю герои,
Эх, да Красной Армии герои!


 

       Приложение                                                     Пример двухголосного исполнения

https://konspekta.net/studopedianet/baza13/1772883110891.files/image026.jpgПолюшко поле


 

Скачано с www.znanio.ru

Анализ песни Л.Книппера «Полюшко-Поле» https://studopedia

Анализ песни Л.Книппера «Полюшко-Поле» https://studopedia

Интересно, что Кэндис в одном из интервью говорила, что чувствует генетическую связь с

Интересно, что Кэндис в одном из интервью говорила, что чувствует генетическую связь с

Автор использует только трезвучия, что характерно для музыки русского православия

Автор использует только трезвучия, что характерно для музыки русского православия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2021