Методическая разработка серии уроков по творчеству А.С.Пушкина "Его творения прекрасны"
Оценка 4.8

Методическая разработка серии уроков по творчеству А.С.Пушкина "Его творения прекрасны"

Оценка 4.8
docx
09.02.2020
Методическая разработка серии уроков по творчеству А.С.Пушкина "Его творения прекрасны"
Методическая разработка серии уроков по творчеству А.С.Пушкина Его творения прекрасны .docx

Тема: «Его творения прекрасны». Путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Тип урока: урок 1 обобщение изученного с элементами игровой деятельности;

                     урок 2 обобщение изученного с элементами театрализации.

Цель урока: обобщить знания о сказках А.С.Пушкина, показать значимость сказки.

Задачи: закрепить знание о сказках писателя, способствовать развитию читательского интереса через элементы театрализации, памяти, внимания, мышления, развивать артистические и творческие способности; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; умения сравнивать, обобщать, анализировать; умение слушать товарища, высказывать свое мнение.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить знания о сказках А.С.Пушкина; развивать образное мышление, речь, память; прививать интерес к предмету.

Личностные: положительное отношение к учению, готовность преодолевать трудности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать коллективно и в группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; слушать и понимать речь других;  учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Познавательные: уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы группы.

Оборудование: оценочные листы в форме макета дуба, баллы желуди, конверты с заданием №1-5, разноцветные жетоны, мешок, зеркало, рыбка, петушок, бочка, выставка книг А.С.Пушкина, ); компьютер, презентация; карточки с заданиями викторины, баллы рыбки.

Применяемые технологии: элементы групповой, игровой, здоровьесберегающей, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, используемые методы словесные, наглядные, практические, поисково-деятельностный, проблемно-мотивационный.

Сценарий  урока 1

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Организационный этап

 

- Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока.

Приветствуют учителя и одноклассников.

Мотивирование к учебной деятельности. Постановка темы и цели урока

 

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока:

- Слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: (Слайд)

«Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок».

- В каких произведениях мы встречаем это выражение?

- А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (Слайд)

- Кто из вас догадался, какая тема урока? (Слайд)  Какая цель нашего урока? 

- Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели нашего урока.

- Ребята! Сегодня у нас с вами обобщающий урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина». Я вам желаю удачи на уроке!

Слушают, сморят мультфильм, настраиваются на урок.

Рассуждения детей.

При необходимости задают вопросы.

Принимают и сохраняют учебную за­дачу.

Актуализация знаний

 

- Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. (Слайд) Этого поэта любит и знает весь мир, им восхищаются, его таланту удивляются и покланяются многие люди. Он великий, гениальный и непревзойдённый. В 2019 году мы отмечаем 220-летие со дня рождения великого гения. Считается, что именно Пушкин стал основоположником современного русского языка, на котором мы разговариваем в 21 веке. В 2011 году президент Путин подписал указ об утверждении нового государственного праздника – Дня русского языка. А лучшей даты, чем день рождения Пушкина для этого и придумать сложно.

- Когда родился А.С.Пушкин (Слайд) Как иначе называют этот день?

- За свою недолгую жизнь А.С.Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Их хочется читать снова и снова.

- А как вы думаете, почему?

- Кто же рассказывал сказки маленькому Саше?

- Чем интересны эти произведения детям 21 века?

- Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных ска­зок, он создавал собственные литературные сказки. Им было написано несколько сказок. Назовите их.

«Все сказки в гости к нам» (Слайд)

ü - Для чего нужны сказки? Чему учат сказки А. С. Пушкина?

ü - Что скрывается за вымыслом в сказках А. С. Пушкина?

ü - Какая главная отличительная черта сказок Пушкина?

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы проведем литературную викторину, посвященную сказкам А.С.Пушкина.

- Более двухсот лет имя Пушкина живет с нами. Пушкинское время продолжается. Оно не пройдёт, пока есть русская душа, пока живёт русский народ, которому великий поэт посвятил свои творения. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Мы с уверенностью  можем сказать, что его творения прекрасны.

- А сейчас, проверим, насколько хорошо вы знаете творчество поэта.

- Пушкин любил, изучал народное творчество. Ведь сказки, пословицы и поговорки содержат народную мудрость. Из каких произведений эти отрывки? (Слайд)

Разминка

1. ….. не гонялся бы ты поп за дешевизной

2. Но жена не рукавица с белой ручки не стряхнёшь и за пояс не заткнешь.

3.Вот тебе невежа наука: не садись не в свои сани.

- Где мы  встречаем эти крылатые выражения? Где и в  какой ситуации можем их применить?

 

Слушают монолог учителя.

 

 

 

 

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают.

 

 

 

Перечисляют названия сказок, сравнивают с эталоном на слайде, отвечают на вопросы.

 

 

 

Слушают монолог учителя.

 

 

 

Включаются в деловой ритм ра­боты.

Строят высказывания в устной форме.

Высказывают предположения.

Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний в новой ситуации

 

Разделимся на три команды (деление происходит по разноцветным жетонам), посовещайтесь, выберите капитана и решите, как будет называться ваша команда.

Конкурс 1. «Так всё начиналось». (Слайд)

У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу? За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился.

И царица у окна

Села ждать его одна.

Рефлексия. На доске для каждой команды висят оценочные листы в форме дуба, на который дети будут прикреплять баллы-золотые орешки. Молодцы, отлично справились с заданием!

Конкурс 2«Свет мой, зеркальце, скажи…»

А сейчас попробуем вспомнить героев сказок А.С.Пушкина. Представьте, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно.

Задание  вы найдете в конверте с номером 1.

-По словесному портрету нам ответьте: кто же это и дайте полное название сказки? За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.

Все красавцы молодые,

Великаны удалые.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

 

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась - и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

 

Рефлексия. Молодцы, отлично справились с заданием!

Конкурс 3«Да понадеялся он на русский авось…»

Угадайте по описанию, и покажи героя без слов  - пантомимой. Вспомните название этой сказки. Задание  вы найдете в конверте с номером 2. Команда получает 1 балл, если она узнала героя по описанию и показала его, еще 1 балл добавляется в копилку если соперники узнали героя, которого показывала команда.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица.

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как во сне,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся.

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги,

Она бьёт их; за чупрун таскает.

Рефлексия. Молодцы, отлично справились с заданием!

Конкурс 4. «Мы объехали весь свет»

Отгадайте сказку по волшебному предмету из мешка, процитировав фрагмент произведения. Если названа сказка - 1 балл, процитирован фрагмент произведения -2 балла.

Зеркальце 

Рыбка 

Петушок 

Бочка

Рефлексия. Молодцы, отлично справились с заданием!

Конкурс 5. Конкурс "Собери сказку"

Если капитаном названа сказка - 1 балл, восстановлен фрагмент произведения – еще 1 балл.

Для капитанов (у доски)

Перед вами иллюстрации к сказкам Пушкина, восстановите последовательность сказки, исключив лишние иллюстрации,  назовите сказку.

Для команд. Задание  вы найдете в конверте с номером 3. Перед вами отрывки из сказок Пушкина, но сохранились лишь последние слова в строчках. Восстановите текст и угадайте сказку.

1.            Поп, лоб, базару, товару.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

 

2.            Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

3.            Старухой, моря, землянке, года.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Рефлексия. Молодцы, отлично справились с заданием!

Конкурс 6. «Сказочные объявления»

За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Задание  вы найдете в конверте с номером 4. В конверте по два объявления для работы выбираете только одно. (Резерв. Если по времени учащиеся укладываются, то проводится работа и со вторым объявлением)

Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу: запрягать лошадь, топить печь, нянчить детей. Мой адрес...

На работу в лесопункт требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные... Мой адрес...

 Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес: ... Обращаться к ....

Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеются: лавки, крытые ковром, печь с лежанкой изразцовой, под святыми стол дубовый. Мой адрес: ...

Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:

соболя, черно-бурые лисицы,

чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам.

Пальмира ждет Вас по адресу: …

 

Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит Вас всегда и везде...» Адрес: .. .

 

Рефлексия. Молодцы, отлично справились с заданием!

Конкурс 7 «Собери центон»

Центон-произведение,  составленное из отрывков и строк, собранных из различных произведений одного и того же автора.

- Что означает слово «центон»?  Где можем узнать, из какого источника?

Слово «центон» произошло от латинского названия покрывала, сшитого из разноцветных кусков. Из каких сказок эти центоны? За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу (если названы обе сказки – 2 балла). Задание  вы найдете в конверте с номером 5.

Час обеда приближался

Топот по двору раздался

Входят семь богатырей.

Семь румяных усачей.

Все красавцы удалые

Великаны молодые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор.

 

Раз он в море закинул невод,-

Пришёл невод с травой морскою

В третий раз закинул он невод,

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, -золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи , что за меня

Есть не будешь ты три дня.

Царь Дадон к шатру спешит...

Что за страшная картина!

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов.

 

Рефлексия. Молодцы, отлично справились с заданием!

 

Включаются в работу.

 

 

Читают за­дания на слайде, обсуждают в командах и по очереди отвечают.

 

Прикрепляют орешки.

 

 

Слушают задание, читают описание, проявляют познава­тельную инициативу в учебном сотрудниче­стве; стро­ят рассуж­дение.

 

 

 

 

Прикрепляют орешки.

 

Слушают задание, читают описание, проявляют творческие способности и показывают героя сказки.

 

 

Прикрепляют орешки.

Капитаны вынимают предмет из мешка. Вся команда участвует в дискуссии, выбирают отрывок из произведения, назначают чтеца.

Прикрепляют орешки.

 

 

Капитаны команд выбирают иллюстрации и собирают сказку у доски, а команда восстанавливает отрывок из этой же сказки.

 

Классифи­цируют, анализируют.

 

Прикрепляют орешки.

 

 

 

Анализируют текст сказочных объявлений, называют произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепляют орешки.

 

 

 

Классифи­цируют, систематизируют,

анализируют, называют сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепляют орешки.

Рефлексия учебной деятельности

 

Подведение итогов викторины. Награждение команд грамотами (1, 2, 3место).

Высокий уровень знания сказок доказывает нам, что творения А.С. Пушкина прекрасны и неподвластны времени.

Домашнее задание

 

Инсценировать  небольшой отрывок из любой сказки на выбор.

 

Подведение итога урока

 

А.С.Пушкин – наш любимый писатель. Читая его произведения, мы становимся богаче душой, щедрее, счастливее. В его сказках добро побеждает, торжествует, а плохое, злое – наказывается. Казалось бы, его творения – дела давно минувших дней, но и в наше время произведения Пушкина радуют любителей литературы своим великолепным слогом.

- А живет ли сейчас творчество А.С.Пушкина? 

- Пушкин – великий творец, его творения живы до сих пор, они получили свое продолжение в творчестве мастеров разных видов искусств: музыке, живописи, архитектуре, фильмах, мультфильмах и театрализованных постановках.

Таким образом, А.С.Пушкин внес в свои сказки мудрость, которую люди собирали и хранили веками. О Пушкине можно говорить долго, восхищаться его произведениями, переживать вместе с его героями. Он всегда в нашей душе и в нашем сердце. Имя Писателя никогда не забудется. (Слайд) Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина! Его творения прекрасны!!!

 

Слушают учителя,

участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

 

 

Сценарий  урока 2

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Организационный этап

 

- Дорогие ребята, улыбнитесь друг другу и мне. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока.

Приветствуют учителя и одноклассников.

Мотивирование к учебной деятельности. Постановка темы и цели урока

 

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа отрывка из мультфильма «Пластилиновая ворона»:    

Одну простую сказку,

А может, и не сказку,

А может, не простую

Хотим мы рассказать.

Её мы помним с детства,

А может, и не с детства,

А может, и не помним,

Но будем вспоминать……

(Слайд) ……и инсценировать.

- Слышали вы эту песню? Из какого она мультфильма? О чем она? А что значит инсценировать?

(Слайд) Портрет А.С.Пушкина. Кто изображен на портрете?

- Кто из вас догадался, какая тема урока? (Слайд) Какая цель нашего урока? 

- Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели нашего урока.

- Я вам желаю удачи на уроке!

-  На прошлом уроке на вопрос «Живет ли сейчас творчество А.С.Пушкина?» вы ответили, что  его творения живы до сих пор и получили свое продолжение в театрализованных постановках (инсценировках). Сегодня на уроке мы будем инсценировать  небольшие отрывки из его сказок.

Слушают, настраиваются на урок.

Рассуждения детей.

При необходимости задают вопросы.

Принимают и сохраняют учебную за­дачу.

 

 

Актуализация знаний

 

- Вспомним биографию  А.С. Пушкина. Ответьте на мои вопросы.

Когда родился А.С..Пушкин? В каком городе?  К какому роду принадлежала семья Пушкиных?  Чем больше всего интересовались в этой семье? Где учился А.С.Пушкин?

Сколько лет было А.С. Пушкину, когда его отдали учиться в  лицей? Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

Чему учат сказки А.С.Пушкина? Как вы думайте, сказка нас может чему-то научить? Обсудите этот вопрос вместе с товарищем.

Слушают учителя,

участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, обсуждают.

 

Обобщение знаний.

 

Работа в паре.

- Чему ещё нас могут научить сказки, мы узнаем из отрывка статьи Кирпичёвой, которая называется «Сказки А. С. Пушкина в воспитании младших школьников». Читайте очень внимательно. Текст статьи на листе.

Правила работы в паре(Слайд)

-   О. А. Кирпичёва

Сказки А. С. Пушкина в воспитании младших школьников

   Большими возможностями в плане воспитания младших школьников обладают сказки. Знакомство с ними происходит с самого раннего детства и продолжается в течение всей жизни.

Именно начиная со сказки, ребенок знакомится с литературным миром. В сказках отражаются отношения, такие же, как у людей.

   В сказках говорится, что, как  и в жизни, нам могут встречаться трудности. Сказки учат нас не бояться трудностей, а храбро с ними справляться. Положительные герои сказок становятся образцом для подражания. Они добры, находчивы, трудолюбивы.

   Огромное влияние на воспитание младших школьников оказывают сказки А. С. Пушкина, преимущество которых заключается в том, что: знакомят с народным творчеством, историей и традициями народа, так как в сказках А. С. Пушкина за вымыслом скрывается реальная жизнь людей: «…Три девицы под окном. Пряли поздно вечерком»; «Кабы я была царица, - Говорит одна девица…»; учат трудолюбию, доброте, смелости, а так же учат отрицательно относиться к жестокому отношению и жадности: «Отпустил он рыбку золотую. И сказал ей ласковое слово: «Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе»…»

    Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло. Каждая его сказка несет в себе какой-либо урок: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»

- За правильный ответ на вопрос пара получает золотую рыбку. Ответ на мой вопрос можно выделить в статье карандашом.

Вопросы:

ü - Что отражается в сказках?  Что скрывается за вымыслом в сказках А. С. Пушкина? Чему учат сказки А. С. Пушкина?  Подумайте, что значит выражение: «Сказка ложь, да  в ней намёк! Добрым молодцам урок!» 

Молодцы, хорошо поработали! Рефлексия. Составление «Экрана успешности»

Работают в паре, читают, анализируют, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставляют на «Экран успешности»

рыбку с количеством баллов.

Проверка домашнего задания. Инсценирование.

 

Дома каждая команда подготовили инсценировки отрывков из сказки, а вот какой сказки вам сначала нужно угадать.

Команда 1. Загадка.

Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создает,

“Во саду ли, в огороде...”-

Звонко песенку поет?

Инсценировка отрывков из сказки Пушкина  «Сказка о царе Салтане…» (Слайд)

Команда 2. Загадка.

Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.

Инсценировка отрывков из сказки Пушкина  «Сказка о золотом петушке» (Слайд)

Команда 3. Загадка.

Сети в море ты закинь,

Раза три, а не один,

Может, ты меня поймаешь,

А кого скажи, коль знаешь?

Инсценировка отрывков из сказки Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке» (Слайд)

Молодцы, отлично справились с заданием.

- Как вы думаете, почему и для чего нам важен такой вид работы над произведением?

- Что скрывается за вымыслом этих сказок? Чему они нас научили? Где нам это может пригодиться?

Загадывают загадки, отвечают, работа в команде (инсценируют).

Систематизация знаний.

 

- Сколько сказок написал А.С. Пушкин? Вспомните их название. Какую сказку мы не читали?

- Где мы можем найти текст этой сказки? К кому обратится, кто нам поможет?

Участвуют в диалоге, систематизируют.

Рефлексия учебной деятельности

 

Вспомните тему урока. Достигли поставленных целей?

- Отличное знания сказок доказывает нам, что мы их любим и читаем, а это значит творения А.С. Пушкина прекрасны и живут в наших сердцах.

Анализируют, отвечают на вопросы.

Домашнее задание

 

Выучить отрывок из любой сказки на выбор или самостоятельно прочитать сказку о медведихе. Эта сказка не дописана Пушкиным. Предлагаю вам подумать о том, какое может быть продолжение этой сказки. Не забудьте, ведь сказки творят чудеса и добро побеждает зло.

 

Подведение итога урока

 

А.С.Пушкин – наш любимый сказочник. В его сказках добро побеждает, зло. Читая эти произведения, мы становимся отзывчивее и добрее, а это ли не чудо!!! «Его творения прекрасны» они живут и вдохновляют нас на творчество. (Слайд)        

Идею этой сказки,

А может, и не сказки,

Поймет не только взрослый,

Но даже карапуз:

Читайте сказки Пушкина,
Смотрите сказки Пушкина,


Но только не забудьте
Наматывать на ус!

Слушают учителя,

участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

 

 


 

Тема: «Его творения прекрасны»

Тема: «Его творения прекрасны»

Приветствуют учителя и одноклассников

Приветствуют учителя и одноклассников

Все сказки в гости к нам» (Слайд) ü -

Все сказки в гости к нам» (Слайд) ü -

Рефлексия. На доске для каждой команды висят оценочные листы в форме дуба, на который дети будут прикреплять баллы-золотые орешки

Рефлексия. На доске для каждой команды висят оценочные листы в форме дуба, на который дети будут прикреплять баллы-золотые орешки

Рыбка Петушок Бочка

Рыбка Петушок Бочка

Тем, кто интересуется жилплощадью!

Тем, кто интересуется жилплощадью!

Высокий уровень знания сказок доказывает нам, что творения

Высокий уровень знания сказок доказывает нам, что творения

Одну простую сказку, А может, и не сказку,

Одну простую сказку, А может, и не сказку,

Знакомство с ними происходит с самого раннего детства и продолжается в течение всей жизни

Знакомство с ними происходит с самого раннего детства и продолжается в течение всей жизни

Команда 1. Загадка. Что за зверь в хрустальном доме

Команда 1. Загадка. Что за зверь в хрустальном доме
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.02.2020