Система уроков по ФГОС
Каждую тему в соответствии с ФГОС необходимо строить в системе:
1. Вводный урок (иногда может содержать целый урок, а иногда только часть урока)
· Этап демонстрации детьми владения старым способом;
· Этап самооценки;
· Этап постановки новой учебной задачи (создание ситуации интеллектуального конфликта; разрыв готовит учитель; одни учащиеся могут решить поставленную задачу, другие – нет)
2. Уроки решения поставленной задачи (обязательное условие этих уроков – самостоятельный поиск; учитель дает только источники, а ученики после совместного обсуждения допустимых вариантов и способов, изучения различных источников, фиксируют наиболее нужный способ.) Ученики могут действовать в группе, в паре, в общей группе; апробируют предложения в практических действиях, обсуждают и анализируют совместно предложенные способы.
3. Уроки конкретизации (тренировочные уроки). Отработка найденного способа действия. Ученики самостоятельно выполняют задания, контролируют свои действия и оценивают их.
4. Урок предварительного контроля. Ученики выполняют задания самостоятельно, сами оценивают собственную работу по общепринятым критериям (таблица нормативов ЭРЭЛ, ГТО и т.д.) Учитель оценивает работу учащихся после их самооценки и может поставить отметку в журнал (но только положительную, с согласия детей).
5. Уроки коррекции (коррекционная работа учащихся в малых группах). Работу организовывает учитель таким образом, чтобы руководитель каждой группы правильно выполнял задание. В результате формируются действия контроля и оценки учащихся.
6. Урок итогового контроля (выполнение задания, контролирует только учитель и выставляет отметки в журнал; у учащихся, у которых стоят уже отметки в журнале могут выбрать, чтобы им не ставили еще одну отметку.)
7. Рефлексивный урок (работа с картами «Мои достижения» в портфолио учащегося.) Происходит рефлексия собственных достижений, ученики сравнивают «Я – реальное» с «Я – предыдущим». Оценивание степени трудности, удовлетворенности своим результатом. Ученики самостоятельно отвечают на вопрос «Над чем еще можно поработать?» и т. д.
Пример темы «Гимнастика с элементами акробатики» 3 класс
1. Вводный урок – 1 час;
2. Уроки решения учебной задачи – 2 часа (перекаты и кувырок, преодоление полосы препятствий);
3. Уроки конкретизации – 6 часов;
4. Уроки предварительного контроля – 2 часа;
5. Уроки коррекции – 2 часа;
6. Уроки итогового контроля – 2 часа;
7. Рефлексивный урок – 1 час.
Прежде всего необходимо выделить основные понятия темы. Сколько основных понятий, столько и уроков решения учебной задачи, уроков предварительного и итогового контроля.
Планирование уроков
Чтобы не допускать ненужных повторений, проектироваться должны не отдельные уроки, а система уроков целиком всей темы.
Учитель определяет, что должны знать и уметь ученики после изучения темы, в отличие от цели, которую ставит не учитель на каждом уроке, а ученики. Учитель лишь создает ситуацию с выходом на учебную задачу. При проектировании учитель отвечает для себя на вопросы: «Что должно произойти с ребенком в ходе изучения этой темы?», «Какие УУД и компетенции вы формируете или развиваете?»
Следовательно, содержание урока планирует учитель, т.е., что должны знать и уметь дети. Например, на вводном уроке по «гимнастике», дети должны узнать Правила поведения и ТБ на уроках по гимнастике, на уроках «решения поставленной учебной задачи», дети учатся «выполнять акробатические элементы» и т.д.
Целью любого урока будет Формирование УУД (в начальных классах) или развитие компетенций (в среднем звене).
С 3 класса начинается формирование УУД (универсальных учебных действий). Это результат, к которому должны стремиться учащиеся на каждом конкретном уроке + предметная задача. Всего 4 действия, которые должны формироваться и развиваться учащимися в период обучения в школе. Все они относятся к метапредметным действиям, т.к. в независимости от предмета, учащиеся должны сформировать и развить в себе следующие универсальные учебные действия:
1. Личностное развитие.
Это развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию («Я вижу происходящие изменения в себе», «Я оцениваю себя», «Я знаю предмет», «Я владею способами самообучения», «Успешность моего обучения зависит от моей деятельности»). Достигается при помощи рефлексии и самооценки своих действий.
2. Познавательное развитие.
Это развитие способностей управлять своей мыслительной деятельностью (овладение методологией познания).
Механизмом формирования познавательного развития является – самостоятельный поиск, выделения необходимой информации, выполнение логических умственных операций: синтез, сравнение, классификация, выбор, обоснование своих действий и т.д.
Учитель должен создавать необходимые условия для познавательного развития: Организация ситуации для нахождения разных способов решения самостоятельного, творческого и поискового решения поставленной задачи (рассмотрение ошибочных и верных вариантов решения, «ситуации ловушек», разноуровневые или опережающие задания и т.д.).
3. Регулятивное развитие.
Это развитие умений целеполагать, планировать, прогнозировать, контролировать, оценивать, корректировать свои действия.
Должен включаться механизм «Я учусь», а не «Меня учат».
Т.о. условием организации учебной деятельности для формирования регулятивного развития, будет самообразование себя и организация своей деятельности для собственного самообразования.
4. Коммуникативное развитие.
Это развитие умения общаться, слушать друг друга, вступать в диалог, взаимодействовать и сотрудничать с другими «Я».
Основным механизмом формирования коммуникативного развития будет включение в диалоговую ситуацию в разных формах: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-группа, группа-группа. Это будет возможно только при организации на уроке учебного диалога.
Меняются не только цели, задачи и результаты. Все это будет невозможно, если не менять методические приемы организации работы на уроке. На первый план выходят гуманистический и системно-деятельностный подходы. С одной стороны, мы должны строить учебный процесс на основе 3 «Д»: доброжелательность, добропорядочность, доступность; и организовывать свою работу гуманно. С другой стороны, мы не учим детей как раньше, а даем им возможность учиться им самим; деятельность – основной механизм обучения. Дети учатся самостоятельно достигать результатов и активно обсуждать свои успехи и неудачи с другими детьми, с учителями, с родителями.
Основными методами обучения становятся:
· Продуктивный метод (дети не воспроизводят как раньше информацию и действия за учителем, а стараются сами придумать и найти верный способ решения той или иной учебной задачи);
· Метод проектирования (в целом отвечает за самостоятельную деятельность учащихся, дети не только создают проекты, но и учатся использовать в обычной жизни предыдущий опыт);
· Метод диалога (используется два типа диалога: ситуативный – разговор в форме беседы и смысловой – содержательный обмен пониманием основания предмета общения. Учащиеся при помощи диалога ищут ответ на поставленный вопрос и каждый для себя делает вывод о пользе беседы);
· Частично-поисковый метод (учащиеся ищут верный способ для себя);
· Исследовательский способ (предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования, это путь к знанию через собственный творческий исследовательский путь).
Меняются и типы уроков. Если раньше это были уроки изучения нового материала, комбинированный урок, контрольный и т.д., то теперь типы уроков д.б. следующие (в зависимости от запланированной темы уроков):
· Вводный урок;
· Урок решения учебных задач;
· Урок конкретизации;
· Урок контроля;
· Урок коррекции;
· Урок рефлексивный.
Структура урока (кроме вводного, контрольного, рефлексивного)
I Демонстрация учащимися изученного ранее учебного материала (ситуация успеха)
II Самооценка
III Постановка учебной задачи
IV Решение учебной задачи
V Самооценка
VI Рефлексия
В структуре урока меняется все. Основная, ведущая роль отводится детям. Именно они ищут ответы на поставленные ими самими же вопросы. Учитель лишь координирует их действия. Фронтальная работа используется лишь изредка, в основном, работа д.б. групповой или индивидуальной. Еще одной особенностью в новой структуре урока является включение такого важного этапа, как самооценка, после каждого этапа урока (или даже во время какого-либо этапа).
Пример урока
3 класс
Учитель Нестеренко Юлия Сергеевна
УМК: В.И.Лях, А.А.Зданевич
Тема: Строевые упражнения. Построение и перестроение. Группировка. Перекаты
Цель урока: создание условий для формирования УУД
· Личностные: Стремление к физическому совершенству: развитие и укрепление правильной осанки, координации;
· Познавательные: Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений (строевые упражнения). Осваивать ОРУ с предметами;
· Коммуникативные: Осваивать универсальные умения по взаимодействию в мини-группах при разучивании и выполнении упражнений с гимнастическими палками, построения, перестроения, группировок и перекатов;
· Регулятивные: Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений с гимнастическими палками, на гимнастических матах.
Учебная задача: уметь выполнять строевые действия и акробатические элементы.
Этапы |
Содержание этапа |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
Орг. момент |
Вход в спортивный зал |
Присаживайтесь |
Инструктаж
|
|
Вводный
|
Ситуация успеха
|
Постройтесь по росту сначала мальчики, затем девочки на время (меньше 15 секунд) Выполнение команд «Равняйся!» «Смирно!» «По порядку номеров рассчитайся!» |
Продуктивный (Дети выполняют уже отработанные действия, которые не вызывают у них затруднений)
|
Сформированность учебного действия
|
Самооценка
|
|
Ученики отвечают на вопросы: «У меня возникли сложности в выполнении данных команд» (Показывают знаками +,- ,?) |
Оценка степени знаний и умений |
Сформированность конкретных учебных действий |
Выполнение упражнений по кругу |
Ученик проводит разминку по кругу |
Ученик предлагает остальным детям варианты ходьбы и бега, комментируя их выполнение |
Продуктивный метод |
Ходьба например: (на носках – вытянутые прямые руки вверх; на пятках – руки согнуты за головой; на внешней и внутренней стороне стопы – руки на поясе) Бег например: (с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием голени, приставным шагом правое и левое плечо вперед)
После учащиеся возвращаются в колонну, рассчитываются на 1 – 2 и объединяются по парам |
Постановка учебных задач |
ОРУ с предметом |
А) Придумайте упражнение с гимнастической палкой |
Частично-поисковый метод Работа в парах |
Ученики по очереди представляют свои упражнения с гимнастической палкой (по одному из каждой пары) |
|
Перестроение |
Б) Разделитесь на две группы: мальчики и девочки: «Придумайте, как можно еще построиться и перестроится?(с использованием разных приемов: рост, рассчитывание по номерам и т.д.)» «Свой выбор обоснуйте» |
Метод проектирования |
Каждая группа представляет свой вариант перестроения |
Тренировочные действия. Группировка. Перекаты
|
В) Сами разделитесь по парам (мальчик-мальчик, девочка-девочка) Задание: придумать свой способ группировки и переката |
Частично-поисковый Учащиеся на гимнастических ковриках придумывают свои упражнения |
Презентация своих упражнений. Другие ученики выполняют их
|
|
Самооценка |
Постановка вопросов себе |
Все ли мне удалось выполнить на уроке? Что мне удалось лучше всего? Что мне понравилось больше всего? Чему я научился на уроке? |
Диалог с самим собой Обсуждение результата работы каждого, сделать вывод об общей работе класса |
Выставление оценки себе, классу |
Рефлексия |
Рефлексия собственных достижений |
Над чем мне еще можно поработать? |
Сравнение я-реального с я-предыдущим |
Оценка степени трудности, удовлетворенности своим результатом |
Оценочные карты
Оценочная деятельность обучающихся переходит на новый уровень, в том числе и по физической культуре. Основными особенностями становится то, что теперь следует применять только индивидуальные эталоны, совместно выработанные критерии, вести учет индивидуально-личностной динамики каждого ученика и сравнивать его можно только с самим собой, а не со всеми учениками. Это в свою очередь облегчит задачу оценивания тех учеников, которые не дотягивают до уровня общепринятых норм (ЭРЭЛ, ГТО и т.д.), но, которые год от года будут показывать развитие своих физических качеств.
Предметное МО должно разработать свои критерии оценивания физических достижений учеников, кроме существующих стандартных, общепринятых для всех. Например, как можно оценить работу ученика и его развитие на уроках гимнастики? Ведь бег за определенное время, прыжки в длину на определенное расстояние или на определенную высоту, лазание по канату и т.д. – это все оценить можно и без особых усилий. А вот умение ребенка найти выход из предложенной ситуации, решение конкретной поставленной задачи – это ранее не оценивалось, а теперь это становится необходимым условием в работе, т.к. целью оценивания становится не характеристика качества ЗУН, а характеристика достижений учащихся в результате обучения: личностных, предметных, метапредметных. Это становится понятным, когда мы вспоминаем о планируемых результатах (УУД), где мы планируем увидеть не только достижение предметной цели, но и развитие ребенка в личностном, познавательном, регулятивном и коммуникативном плане. Конечно, это не означает, что за каждое правильное слово или движение, мы должны ставить положительные отметки и даже наоборот. Кроме знаний и умений, сейчас следует оценивать отношение учащихся к выполняемой работе (старательность, процесс поисковой активности, сформированные ценности, степень затраченных сил: упорство, внимание в достижение цели).
По частоте оценивания, отметка – это только итог обучения и ставится по завершении темы, раздела, четверти, года. Но тогда у нас будет только 15 в лучшем случае оценок в год, а это не допустимо. Поэтому и необходимы те самые критерии, по которым мы будем ставить оценки ученикам так сказать за промежуточные итоги. Оценка – это не только средство контроля и стимулирование ученической активности ученика, теперь оценка нужна для ликвидации проблемных зон. Оценивает не только учитель, как раньше, но и ученики, и родители.
Ранее оценка сковывала инициативу учащихся, особенно тех, которым нелегко давался предмет. Теперь в результате оценивания у учеников должно возникнуть желание преодолеть затруднение. Ученик должен четко осознавать свои пробелы и должен знать, как их исправить. Оценка должна побуждать учащегося к активной деятельности, помогать развивать чувство самокритики и привычки анализировать свою работу.
В работе необходимо использовать следующие приемы:
· Взаимоконтроль;
· Взаимооценка в парах, группах, взаимопроверка;
· Ребенок может сам выбирать задание по уровню сложности, но и знать при этом критерии оценивания того, или иного уровня;
· Сопоставление индивидуального ответа с эталонным образцом (способом сдачи того или иного зачета, «все ли я сделал правильно», «уложился ли я в отведенное время» и т.д.);
· Без ошибок, но с отметкой;
· Без отметки, но с ошибками (прием ловушек);
· Без отметок, без ошибок (в данном случае учитель следит за выполнением задания и выставляет оценку в свой журнал, дети об этом не знают; затем предлагается ученику самому себе выставить оценку; затем оценки сравниваются, и дети вновь анализируют свои действия);
· Оценочная шкала, о которой дети вместе с учителем договариваются в начале четверти, изучения новой темы, года и т.д. (Особенно это прием можно использовать в оценке каждого ученика в работе в группе на рефлексивных уроках.) Ученик адекватно выражает свои согласия и несогласия.
Кроме оценки, следует широко в работе использовать самооценку. Учить детей самим оценивать свою деятельность на уроке по плану:
1. Какое было задание?
2. Ты смог его выполнить?
3. Правильно выполнил или с ошибкой?
4. Сам выполнил или с чьей-то помощью?
Это этап постановки вопросов самому себе (удалось или не удалось получить положительный результат, не вопрос «нравится – не нравится»). Ребенок должен уметь фиксировать оценки в разных формах: словесно, критериально, балльно и т.д. Должен уметь сравнивать «Я – реальное» с «Я – предыдущим».
Урока физическая культура в 3 классе
(теоретический)
УМК: В.И.Лях, А.А.Зданевич
Тема: Составление режима дня
Цель урока: создание условий для формирования УУД
· Личностные: Учиться организовывать свою деятельность, рационально использовать время;
· Познавательные: Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых и досуг в течение дня с использованием средств ФК;
· Коммуникативные: Взаимодействовать с окружающими, находить с ними общий язык и общие интересы;
· Регулятивные: Стремление к ЗОЖ, способы достижения цели.
Учебная задача: составить режим дня для каждого ученика
Этапы |
Содержание этапа |
Задания и вопросы |
Методические приемы |
Результат |
Орг. момент |
Проверка готовности к уроку
Подготовка к работе |
Проверьте всё ли готово к уроку. Садитесь
Приготовьте листочки, ручки, карандаши, большой лист ватмана |
Инструктаж
|
Готовность к уроку |
Вводный Демонстрация детьми владения старого способа
Самооценка
|
Ситуация успеха
|
Распределение ролей в группе Обсудите в группах, какие виды спорта вам известны и наиболее близки
Ученики отвечают на вопросы: «Какие спортивные секции посещаете?» «Какие группы мышц вы развиваете? »
|
Продуктивный Обсуждение вариантов ответов Выступления
Оценка степени знаний и положительного влияния на работу организма
|
Установление уровня владения способом
Сформированность учебного действия
|
Постановка учебной задачи
|
Организация ситуации разрыва |
«Этого достаточно, чтобы быть здоровым?» «Что вы можете еще предложить, чтобы укрепить свое здоровье, свой организм?» |
Частично-поисковый метод Обсуждение в группе, выяснение причин, почему не могут решить задание, выступление в форме диалога
|
Учитель фиксирует на доске ответы учеников |
Планирование действий |
Составление плана |
Как мы будем это делать? Давайте составим план действий |
Диалог Ученики предлагают свои критерии, учитель фиксирует на доске |
На доске план работы для группы |
Отработка найденного способа |
Тренировочные действия |
Работа по критериям (примерным, которые предложили дети): - Всегда ли необходимо соблюдать режим дня? - Какие основные положения соблюдают абсолютно все люди? - Составьте от каждой группы режим дня для ученика 3 класса! |
Метод проектирования Работа в группах, оценка проделанной работы, выступление от групп |
Презентация проектов групп у доски (остальные ученики оценивают данные проекты)
|
Самооценка |
Постановка вопросов себе |
Удалось или нет составить план? Я сам выполняю это режим дня? Чем мой режим дня отличается от режима дня моих одноклассников? Если не соблюдать режим дня, к чему это может привезти? |
Обсуждение результата работы каждого, сделать вывод об общей работе группы |
Выставление оценки себе, группе |
Рефлексия |
Рефлексия собственных достижений |
Над чем мне еще можно поработать? |
Сравнение я-реального с я-предыдущим |
Оценка степени трудности, удовлетворенности своим результатом |
Д/з: Составить каждому ученику свой режим дня (на листе, ватмане, в виде презентации и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.