Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по теме: «Будьте добрыми и человечными!»
Оценка 4.9

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по теме: «Будьте добрыми и человечными!»

Оценка 4.9
docx
07.02.2024
Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия по теме: «Будьте добрыми и человечными!»
111.docx

 

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

для обучающихся Ф-3В

 

 

«Будьте добрыми и человечными!»

 

 

 

Методическая разработка сценария

внеклассного мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

                                         Разработал и провел:

 преподаватель биологии и           

                                         географии Язев И.В.

 

                

 

 

                                  г. Белореченск, 2022г

 

 

Классный час

                   Тема«Будьте добрыми и человечными!»

Цели:

·                Формирование у обучающихся представлений о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм».

·                Развитие дискуссионной культуры, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

·                В эмоциональной сфере: формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм.

Методы: работа индивидуальная, групповая, беседа, рассказ, метод воспитывающих ситуаций, рефлексия.

Оборудование: карточки с ситуациями, отрывок из произведения Ю. Яковлева «Сердце матери», аудиозаписи с танцевальной музыкой.

Время: 60 мин.

Ценности, которые формируются в процессе мероприятия: доброта, человечность милосердие, терпимость.

Содержание мероприятия

1.                     Организационный момент

Прием «Общаться по правилам».

Цель: устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся.

II Разминка (завязка)

Каждому из учащихся раздается по салфетке. После этого все участники встают спиной в круг. Ведущий предлагает учащимся выполнить следующую инструкцию: «Оторвите правый верхний угол салфетки, затем сверните ее пополам, после этого оторвите левый нижний угол, затем еще раз сверните и оторвите правый нижний угол» ...

После выполнения задания всем предлагается развернуть салфетки и сравнить с друг другом полученный узор. Все участники обнаруживают, что узор у каждого разный. После этого проводится обсуждение, почему при одинаковых салфетках и инструкции у каждого получился свои рисунок.

Вывод, к которому желательно подвести учащихся: наше восприятие одной и той же информации происходит разными путями. Это говорит о нашей индивидуальности. Стало быть, и мир мы воспринимаем по-разному. Это интересно, потому что, воспринимая мир по- разному, мы можем обогатить, дополнить представления друг друга. Следующее упражнение поможет вам закрепить представление об индивидуальных взглядах на этот мир и о том, что в нем происходит.

3.                   Вступительное слово учителя

(Отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий».)

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой.

От глада жажды и страданий

Куска лишь хлеба он просил,

И взгляд являл живую муку,

И кто-то камень положил

 В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскую;

Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою.

·  Как вы думаете, о каком нравственном качестве говорит поэт? (Милосердие.)

Какие нравственные критерии включает в себя это понятие - милосердие?

 (Добро, жалость, сопереживание, сочувствие, чуткость, терпимость.)

Преподаватель:

·                     Часто мы наблюдаем равнодушие, жестокость, грубость, нетерпимость людей друг к другу. К тому же, грубые слова, насмешки могут обидеть человека и довести до ужасного состояния.

Говоря о моральных и нравственных качествах, уместно сегодня привести слова известного немецкого философа Эммануила Канта: «Две вещи наполняют душу мою все новым и все более сильным удивлением - звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас».

IV. Диалоговая рефлексия, способствующая формированию отношения ребят к нравственным законам

·                     Что значит нравственный закон внутри нас?

Древнегреческий философ и ученый Аристотель 2300 лет назад ввел термины «этика», «обычай», «нрав», «характер».

·                     Как вы понимаете эти термины?

Смысл этики - то кодекс, свод правил общения людей, выработанный поколениями.

·                     Упражнение «Правила общения». (Работа в группах.)

·         Преподаватель:

 

·                     Очень интересную мысль высказал Экзюпери: «Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения».

Задание: каждая группа определяет правила, необходимые для человеческого общения, и записывает на лист ватмана.

Презентация групп.

·                     Высказывание по кругу.

·                     Что входит в понятие «благородство»?

(Поступки людей с точки возвышенных мотивов, которыми они продиктованы; самоотверженность, верность идеалам, мужество, великодушие.)

·                     Как вы понимаете, что такое «человечность»?

(Милосердие, умение радоваться и переживать за других людей - основа человеческого счастья, сопереживание, отношение к детям, старикам, беззащитным.)

·                     Что входит в понятие «доброта»?

(Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к людям, с которыми вступаем во взаимоотношения, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявлением доброты.)

·         Преподаватель:

(Высказывания известных мыслителей, философов по теме занятия.)

- Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства, человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывает воззрения многих выдающихся мыслителей.

1.           Древнегреческий философ Платон уже в 4 веке до н. э. утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье».

2.                 Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым.

На планете Земля неспокойно.

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны,

Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,

Став над пропастью, в бездну глядим.

Как земли неразумные   дети Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба отсека,

Ни глубинное в недрах жилье.

Человек, полюби человека,

Только в этом спасенье твое!

3.           «Против всего можно устоять, но не против доброты», - утверждал французский мыслитель Ж.Ж. Руссо.

Помогают ли благородство, доброта, милосердие стать счастливым человеком

(Высказывание по кругу, примеры из личного опыта.)

V. Упражнение «Добрые слова» (Прием «Ролевые маски». Войти в роль другого человека и выступать уже не от своего имени, а от его лица.)

Преподаватель:

·           «Доброе слово и собаке приятно услышать», - слышали, наверное, такое выражение.

Задание. За 5 минут подготовить рассказ, в котором должны звучать добрые слова в адрес кого-нибудь из присутствующих. Каждый самостоятельно выбирает детей из группы, о которых будет рассказывать. Необходимо подчеркнуть, что именно он ценит в каждом из тех, о ком рассказывает.

·           Приятно говорить «добрые слова» или получать?

·           Изменилось ли ваше настроение?

        -   Трудно ли было найти ценные качества в том человеке, о ком рассказывали?

        -   Как вы реагируете, когда вам говорят комплимент или приятные слова?

Притча «Бабушкина сказка».

        Преподаватель:

- Послушайте интересную сказку- притчу.

        Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

        - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

        - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...

        Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место, к трем соснам, что стояли на краю леса. Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

        - Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

        - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

·           Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе, посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зеленые, у третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.

Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Ох, как трудно сделать выбор!

·           Кого бы из прекрасных девушек выбрали вы?

·           Почему так сложно сделать выбор?

·           Как вы думаете, почему Любовь выбрала Доброту?

·           Что значит быть добрым человеком?

·           А могут ли они вместе идти по жизненному пути и помогать друг другу?

 VI. Ролевая игра «Перед вами две дороги»

Три добровольца разыгрывают ситуацию перед ребятами с последующей рефлексией.

Молодой парень и его девушка гуляют по парку. На бордюре клумбы сидит пожилой человек в рваной грязной рубахе, обхватив левую ногу руками, слегка покачиваясь. Он тихонько стонет, а в глазах - слезы. Девушка пытается подойти, а парень ее отговаривает и не пускает.

·             Могут ли среди беженцев или бродяг оказаться люди, которые вследствие ряда причин оказались на «дне» жизни?

·             Как вы относитесь к тем, кто просит подаяния?

·             Всегда ли мы милосердны и добры к своим самым близким и родным людям?

Из далекой-далекой древности, из VI века до н.э., греческий философ Фалес послал нам мудрое предостережение: «Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями». Через два столетия к такому же умозаключению пришел другой житель Эллады, публицист и оратор Сократ. Он советует: «К родителям относитесь так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе».

• Отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери».

Преподаватель:

·             Послушайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Сердце матери».

«Дети никогда не запоминают мать молодой и красивой, так как чувство красоты к ним приходит позже. Дети никогда не говорят маме о любви своей, они не знают, как назвать это чувство, которое привязывает их к ней. В их понимании это чувство как что-то обязательное - вроде утоления жажды.

Однажды в один из суровых дней я пришел домой голодный и усталый. Я попросил колбасы, съел один кусок, мне показалось мало, мать мне дала свой, мне снова показалось мало. Я разозлился, хлопнул дверью и ушел. Нет ничего более жестокого, чем просить матери то, чего у нее нет, - последний кусок. Пройдут годы, и стыд настигнет тебя, и тебе станет мучительно стыдно от своей несправедливости. Ты будешь думать о дне своего позора, но уже поздно. Ты скажешь: «Прости!» - нет ответа. Некому прошептать многосердечное слово «Прощаю». Я глажу рукой траву Пискаревского кладбища. Здесь похоронена моя мать. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем земли».

Берегите же ее, самую добрую, самую хорошую - вашу маму, берегите ее здоровье, ее силы и нервы - и вам самим от этого станет хорошо. А если вдруг вы сорветесь и обидите маму - вспомните рассказ, который я вам только что прочитала, и сразу постарайтесь загладить свою вину.

 Резюме

  1.Делать добро другим - не обязанность. Это - радость, поскольку это улучшает здоровье и увеличивает счастье.

 2.Забудьте о своих собственных неприятностях, пытаясь дать немного счастья другим. «Делая добро другим, вы в первую очередь помогаете себе».

3. Вместо того, чтобы расстраиваться из-за неблагодарности, будьте готовы к ней.

4.Благодарность - это такая черта характера, которая является результатом воспитания, этому надо учить.

5.Когда судьба вручает вам лимон, постарайтесь сделать из него лимонад.

6.Подсчитывайте свои удачи, а не свои неприятности.

Китайская пословица гласит: «Ароматом роз всегда веет от руки, которая их дарит».

VII. Итог

 «Корзина подарков»Все участники садятся в круг, и каждый дарит от себя группе одно, доброе слово.


 

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Классный час

Классный час

Вступительное слово учителя (Отрывок из стихотворения

Вступительное слово учителя (Отрывок из стихотворения

Очень интересную мысль высказал

Очень интересную мысль высказал

Человек, полюби человека, Только в этом спасенье твое! 3

Человек, полюби человека, Только в этом спасенье твое! 3

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну…

Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну…

Однажды в один из суровых дней я пришел домой голодный и усталый

Однажды в один из суровых дней я пришел домой голодный и усталый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2024