Методическая разработка студенческого мероприятия «Память о Холокосте»
Оценка 4.6

Методическая разработка студенческого мероприятия «Память о Холокосте»

Оценка 4.6
docx
28.05.2020
Методическая разработка студенческого мероприятия «Память о Холокосте»
разраб.ХОЛОКОСТ.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Череповецкий медицинский колледж имени Н.М.Амосова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методическая разработка студенческого мероприятия

«Память о Холокосте».

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила: Мартынова М.С.

воспитатель общежития

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец 2018 г.

Цель: создание условий для формирования толерантного сознания и понимания сущности понятия геноцида.                 

Задачи:

1.      Повышение информационной грамотности обучающихся через ознакомление с историческим фактом трагедии Холокоста.

2.      Формирование нравственных качеств: сочувствия к жертвам геноцида и сохранения памяти о них.

3.      Воспитание чувства патриотизма и гражданской позиции.

4.      Формирование аналитических умений обучающихся при работе с исторической художественной и документальной литературой.

5.      Развитие коммуникативных навыков.

6.      Воспитание стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире.


Ход мероприятия.

 

Вступительное слово воспитателя: каждый год в преддверии очередной годовщины Дня Победы мы проводим памятные мероприятия. Сегодня темой нашей встречи является память о Холокосте. Из поколения в поколение мы стараемся передать знания о страшных событиях тех времен, чтобы вы любили свою Родину, ценили тот вклад, который внесли люди в Победу. Жертв, которые лишились жизни ради Победы.

Давайте представим последствия, разработанного Третьим рейхом плана «Ост», главной целью которого было проведение этнических чисток на территории Восточной Европы.

1.      Все большевики, евреи, цыгане на завоеванных территориях должны быть уничтожены, а жизнь прочего населения должна была быть подчинена интересам немцев.

2.      Ставилась задача уничтожения Советского Союза как самостоятельного государства:  уничтожение, выселение и онемечивание населения. Предполагалось в течение 30 лет выселить в Западную Сибирь около 31 миллиона человек из Польши и западных районов СССР, поселить на эти земли 10 миллионов немцев. Предполагалось уничтожить 30 миллионов русских.

3.      Город Ленинград, например, планировалось сравнять с землей и передать Финляндии.

4.      Как говорил Гитлер: «Умный человек – это враг». Поэтому русские должны были уметь читать, писать по-немецки и считать до 100.

 

(Далее каждая часть мероприятия сопровождается фото или видеопрезентацией в соответствии с текстом ведущих).

Ведущая 1: (в зале приглушенный звук метронома)

Молитвою начать должны мы этот день,

Чтоб память жертв нацистских мы почтили.

Пусть души их поднимутся все выше,

Чтоб они точно знали – мы их не забыли.

 

Когда мри узнает про Холокост,

Немеет сердце, холодеют руки,

И просит Господа с рыданием душа,

Пусть никогда не повторятся эти муки!

 

На экране заставка дат Международного дня памяти жертв Холокоста и Международного дня освобождения узников фашистских концлагерей.

Ведущая 2: «Холокост» (от греческого слова всесожжение), наиболее распространенный термин, обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами после прихода к власти в Германии Гитлера и до окончания Второй Мировой войны в Европе (1933-1945).

Ведущая 1: Не перечислить всего ужаса, которое перенесли люди. Сегодня мы постараемся освятить только некоторые моменты этого страшного периода 20 века. 27 января отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В этот день солдаты Советской армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. 11 апреля – Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Ведущая 2: Антисемитская идеология была положена в основу программы национал-социалистической партии Германии. «Окончательное решение» еврейского вопроса нацистами предполагало несколько этапов.  Первый из них (1933-1939) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

Ведущая 1: В апреле 1933 нацистами был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который был присвоен евреям. Из евреев был создан образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать в паспорт «Израиль» или «Сара» (впоследствии также букву «J», от нем.Jude еврей). В книге Анатолия Рыбакова  «Тяжелый песок» рассказывается.

Ведущая 2: «В Германии евреи вне закона, лишены всех человеческих прав: права учиться, работать, владеть имуществом, о праве голоса и говорить нечего; обязаны жить только в гетто, им запрещено выходить на улицу после определенного часа, запрещено ходить по тротуару, только по мостовой, запрещено пользоваться общественным транспортом, вступать в брак с немцами, обращаться в суд, входить в определенные районы города; им ничего не продают в магазинах, и они обязаны носить на спине и на груди желтую шестиконечную звезду. Ну а о погромах, насилиях и издевательствах и говорить нечего. Заняв Вену, немцы выгнали всех евреев из домов и заставили их мыть мостовую зубными щетками. Такое праздничное представление они устроили для жителей Вены по случаю своей победы».

Ведущая 1: В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог, разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школах и учреждений. Этот самый крупный погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены.

Ведущая 2: 24 января 1939 года Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев.

Ведущая 1: После захвата Польши 21 сентября 1939 года был издан приказ о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию (платежи от населения занятой территории) и сдавать драгоценности. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Жизнь еврейских семей Украинского гетто представлены в книге Анатолия Рыбакова  «Тяжелый песок».

 

Звучит песня под гитару «Мама, отчего ты плачешь?» (слова Нателлы Болтянской) в исполнении Александровой Д. и Городничиной И.

Мама, отчего ты плачешь,

Пришивая мне на платье желтую звезду?

Вот такое украшенье надо бы щенку на шею,

Я его сейчас же приведу.

Ах, куда уводят наших,

Может там совсем не страшно?

Может там игрушки и еда?

Мне сказал какой-то дядя,

Сквозь очки в бумажку глядя

Что на завтра нас возьмут туда!

Посмотри какая прелесть,

Вот оркестр играет фреликс,

Отчего так много здесь людей?

Мама, ну скажи мне мама,

Кто тут вырыл эту ему

И зачем нас ставят перед ней?

Что ты плачешь, ты не видишь?

Их язык похож на идиш,

Ну почему все пьяные с утра?

Может быть в войну играют,

Раз хлопушками стреляют

Мама, это вовсе не игра!

Мама, отчего ты плачешь?

Мама отчего ты пла...

 

Ведущая 3: Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. Было принято решение создать 6 лагерей смерти на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме).  Вот что пишет Вахсман Н. в своей книге « История нацистских концлагерей».

Видеосопровождение - «Концлагеря во время войны»: https://www.youtube.com/watch?v=kMez_vv63Sg

Ведущая 4: «Несмотря на все различия всех концлагерей, ни один из зарегистрированных заключенных-евреев не должен быть выжить. Немецкие власти для начавшихся летом 1942 года массовых еврейских депортаций использовали товарные вагоны без окон, быстро наполнявшиеся смрадом рвоты, мочи и фекалий. Люди были так тесно прижаты друг к другу, что ни сеть, ни встать на колени, ни лечь было не возможно. В душном вагоне всех скоро стала мучить чудовищная жажда. Когда поезд ненадолго останавливался, в дверях появлялись польские полицейские и в обмен на обручальные кольца давали немного воды.

Ведущая 3: Потрясение от прибытия в Освенцим было ошеломляющим. Люди будто окаменели от продолжавшегося больше суток стояния в вагонах. Поезд остановился. Распахнулись двери, и эсесовцы вместе с заключенными в полосатых робах принялись, погоняя, выталкивать евреев из поезда. В вагонах остались лежать тела скончавшихся в давке в пути стариков и детей. Растерянных и испуганных евреев быстро отгоняли от поезда и заставляли бросить чемоданы и сумки. Эсесовцы приказали разделиться на две группы, с одной стороны – мужчины, с другой – женщины и большая часть детей.  Не было никаких четко прописанных критериев и норм для проведения селекций. Всех официально зарегистрированных евреев на делили тех, кого оставляли на принудительный труд и тех, кого сразу отправляли в газовую камеру.

Ведущая 4: Нетрудоспособных выбирал врач. Сюда входили дети, старики и больные.  Еврейские женщины с явными признаками беременности сразу же отправлялись в газовые камеры. Некоторые становились жертвами глумления уже на платформе, как летом 1943 года одна гречанка, которую эсесовец ударил ногой в живот, после чего у женщины случился выкидыш. Заключенных-евреек, беременность которых была установлена позже, отправляли в газовые камеры,  как до рождения ребенка, так и после, вместе с новорожденным.

Ведущая 3: Перед началом убийств офицер СС обычно произносил перед газовыми камерами краткую речь: «Сохраняйте спокойствие, вы сейчас будете мыться, поэтому вам следует раздеться, аккуратно сложить одежду, а затем пройти в душевые. После чего вы получите кофе и еду». После того как помещение было наполнено до отказа мужчинами, женщинами и детьми, тяжелые двери запирали и эсесовский врач приказывал санитарам бросать газ.

Ведущая 4: Нацистские власти позволяли евреям взять с собой багаж, необходимый для обещанной им «новой жизни» на Востоке, включая одежду, еду, инструмент и другие предметы личного пользования. Это имущество отсортировывалось специальной командой заключенных, после чего погружалось в кузова машин. Все съедобное доставлялось на продовольственный склад. Вторая стадия грабежа наступала с прибытием обреченных к газовым камерам. Здесь заключенные из лагерной зондеркоманды собирали одежду, обувь и другие личные вещи – очки и часы – после того, как жертвы разденутся.

Ведущая 3: По завершении отравления газом лагерная зондеркоманда также осматривала тела в поисках спрятанных на себе ценностей. Женщин перед отправлением в газовую камеру остригали наголо, волосы собирали и отправляли на просушку в помещение, располагавшееся над крематорием, чтобы впоследствии использовать их как материал для производства набивочного материала для мягкой мебели (вопреки слухам, мыло из человеческого жира не изготавливалось). Золотые зубные коронки и протезы вырывались и поступали в специальный цех на переплавку.

Ведущая 4: Заключенные-евреи были заранее обречены на медленную смерть от голода. Суточный рацион мог состоять из жидкой похлебки с куском хлеба, часто с примесью песка. Сюда следует добавить и изнуряющую жажду, побои во время работы или конвоирования, постоянные акты насилия и чудовищную антисанитарию, поэтому неудивительно, что десятки тысяч заключенных за считанные недели после прибытия в лагерь автоматически переходили в разряд потенциальных смертников.

Ведущая 3: В одном только концлагере Освенцим  погибло более 4 млн человек, среди которых – более 1,2 евреев, 140 тыс. поляков, 20 тыс. цыган, 10 тыс. советских военнопленных и десятки тысяч узников других национальностей.

Стихотворение «Пепел»  (перевод М.Алигер) читает Васильева В.

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей, - не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ножки ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, - дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней...
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимала детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой;
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой.
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, -
Слово "жить" до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы - локоны, косы, и пряди,
Что навалены мёртвой косматой горой,
Кто-нибудь расплетал, и взволнованно гладил,
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз...
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел... Пепел... Лишь пепел остался от вас.
Пролетая над проволокой колючей,
Птица мягко касается краем крыла
Дикой розы, на диво багровой и жгучей,
Что на этой кровавой земле расцвела.
Боль, которой ещё моё сердце не знало,
Превратилась в колючий солёный комок
И, как пуля, в гортани навеки застряла,
Чтоб дышать я не мог и забыть я не мог.
Я тяжёлый, невидящий взгляд поднимаю
И от нёба его не могу отвести,
Всем своим существом к человеку взываю,
Человеческий пепел сжимая в горсти.

Ведущая 5: Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр.

После взятия фашистами Киева 19 сентября 1941 года позже было расстреляно 33771 евреев. Это подробно описано в книге Анатолия Рыбакова «Бабий яр».

Ведущая 6: «ПРИКАЗ: все жиды города Киева и его окрестностей должны явиться в понедельник 29 сентября 1941 года  к восьми часам утра возле кладбища. Взять с собой документы, деньги, ценные вещи, а также теплые вещи, белье и прочее. Кто из жидов не выполнит это распоряжение и будет найден в другом месте, будет расстрелян. Кто из граждан проникнет в оставленные жидами квартиры и присвоит себе вещи, будет расстрелян». Вот воспоминания,  чудом оставшейся в живых местной актрисы кукольного театра».

Ведущая 5: «Тут стали командовать, подняли всех сидевших, подвинули дальше, и получалась какая-то немыслемая очередь. Сюда кладут одни вещи, туда – другие вещи, толкаются, выстраиваются. В этот момент люди вступили в длинный проход между двумя шеренгами солдат и собак. Этот коридор был узкий, метра полтора. Солдаты стояли плечом к плечу, у них были закатаны рукава, и у всех имелись резиновые дубинки или большие палки. Спрятаться или уклониться было невозможно. Жесточайшие удары, сразу разбивающие в кровь, сыпались на головы, на спины и плечи слева и справа. Солдаты кричали: «Шнель!» и весело хохотали».

Ведущая 6: «Голых людей строили небольшими цепочками и вели в прорезь, наспех прокопанную в обрывистой песчаной стене. Что за ней – не было видно, от туда  слышалась стрельба. Миновали коридор прокопа, и открылся песчаный карьер с почти отвесными стенами. Внизу было море окровавленных тел. Дина не столько увидела, сколько почувствовала, как с выступа повалились тела и трасса пуль приближается к ней. У нее мелькнуло: «Сейчас я…Сейчас!». Не дожидаясь, она бросилась вниз, сжав кулаки. Ей показалось, что она летела целую вечность, вероятно, было действительно высоко. При падении она не почувствовала ни удара, ни боли. Сначала ее обдало теплой кровью, и по лицу потекла кровь, так, словно она упала в ванну с кровью. Она лежала, раскинув руки, закрыв глаза. Слышала какие-то утробные звуки, стоны, икоту, плачь вокруг и из-под себя: было много недобитых. Вся эта масса тел чуть заметно пошевеливалась, оседая, уплотняясь от движения заваленных живых. Солдаты вошли на выступ и стали просвечивать вниз фонариками, постреливая из пистолетов в тех, кто казался им живым».

Ведущая 5: «18 августа 1943 года начался заключительный этап Бабьего Яра, первая попытка вычеркнуть его из истории.  Землекопы раскапывали ямы, обнажая залежи трупов, которые были сизо-серого цвета, слежались, утрамбовались и переплелись. Вытаскивать их было сущее мучение. На некоторых телах, особенно детей, не было никаких ран – это те, кого засыпали живьем. Тела некоторых женщин, особенно молодых, были, наоборот, садистски изуродованы, вероятно, перед смертью».

Ведущая 6: «Крючники вырывали трупы и волокли их к печам. Им выдали специально выкованные металлические стержни с рукояткой на одном конце и крюком на другом. Это была специально разработанная система вытаскивания трупа, чтобы он не разрывался на части. Для этого следовало втыкать крюк под подбородок и тянуть за нижнюю челюсть, тогда он шел целиком, и так волокли до места. Иногда трупы так крепко слипались, что на крюк налегали два-три человека».

Стихотворение М. Джалиля «Девочка в чулочках» читает Петряшова Н.

Их расстреляли на рассвете
Когда еще белела мгла,
Там были женщины и дети
И эта девочка была.
Сперва велели им раздеться,
Затем к обрыву стать спиной,
И вдруг раздался голос детский
Наивный, чистый и живой:
-Чулочки тоже снять мне, дядя?
Не упрекая, не браня,
Смотрели прямо в душу глядя
Трехлетней девочки глаза.
"Чулочки тоже..?"
И смятеньем эсесовец объят.
Рука сама собой в волнении
Вдруг опускает автомат.
И снова скован взглядом детским,
И кажется, что в землю врос.
"Глаза, как у моей Утины" -
В смятеньи смутном произнес,
Овеянный невольной дрожью.
Нет! Он убить ее не сможет,
Но дал он очередь спеша…
Упала девочка в чулочках.
Снять не успела, не смогла.
Солдат, солдат, а если б дочка
Твоя вот здесь бы так легла,
И это маленькое сердце
Пробито пулею твоей.
Ты человек не просто немец,
Ты страшный зверь среди людей.
Шагал эсесовец упрямо,
Шагал, не подымая глаз.
Впервые может эта дума
В сознании отравленном зажглась,
И снова взгляд светился детский,
И снова слышится опять,
И не забудется навеки
"ЧУЛОЧКИ, ДЯДЯ, ТОЖЕ СНЯТЬ?"

Заключительное слово воспитателя:  пусть этот вечер памяти ещё раз заставит нас с вами задуматься об ужасах фашизма и войны. Каждый пусть задумается, что сделать, чтобы трагедия Холокоста не повторилась вновь. Пусть навсегда в наших сердцах, в наших душах, останется память о замученных, убитых, невинных людях. О детях, которые, едва начав жить, погибли от рук нацистских палачей. Пусть каждый из вас навсегда запомнит, что на нашей планете все равны. Пусть никогда не повторится такое.

             Советуем прочитать художественную литературу по этой теме, которую мы использовали в нашем мероприятии (фотопрезентация книг).

1.      Кузнецов А. «Бабий яр».

2.      Рыбаков А. «Тяжелый песок».

3.      Стайрон У. «Выбор Софи».

4.      Элтон Б. «Два брата».

5.      Бойн Д. «Мальчик в полосатой пижаме».

6.      Зусак М. «Книжный вор».

7.      Ремарк Э.М. «Искра жизни».

8.      Быков В. «Альпийская баллада».

9.      Флеминг Л. «Девушка под сенью оливы».

 

 


 

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Цель: создание условий для формирования толерантного сознания и понимания сущности понятия геноцида

Цель: создание условий для формирования толерантного сознания и понимания сущности понятия геноцида

Международный день памяти жертв

Международный день памяти жертв

Сквозь очки в бумажку глядя Что на завтра нас возьмут туда!

Сквозь очки в бумажку глядя Что на завтра нас возьмут туда!

Это имущество отсортировывалось специальной командой заключенных, после чего погружалось в кузова машин

Это имущество отсортировывалось специальной командой заключенных, после чего погружалось в кузова машин

Я тяжёлый, невидящий взгляд поднимаю

Я тяжёлый, невидящий взгляд поднимаю

И вдруг раздался голос детский

И вдруг раздался голос детский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020