ЧПОУ «Гуманитарный колледж «Эдельвейс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
теоретического занятия
Гражданская война в России
По дисциплине: ОУД.05 История
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Автор: Эдильханова Мадина Багаудиновна,
преподаватель
Грозный
2023
Пояснительная записка
Данная методическая разработка занятия выполнена по теме: «Гражданская война в России», сопровождаемая слайдами презентации (Приложение 1).
Занятие по типу – систематизация и углубление знаний. В ходе занятия актуализируются знания обучающихся, сообщаются новые знания, идет закрепление знаний в виде выполнения рефлексивных заданий.
На слайдах размещается необходимая информация в соответствии с последовательностью изучения материала на занятии. Элементы на слайдах повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала.
Методическая разработка занятия предназначена для преподавателей как начинающих свою педагогическую деятельность, так и имеющих стаж работы. Данная разработка может быть использована для проведения занятий по предмету история.
История одна из наук, знание которой необходимо для плодотворной деятельности современного специалиста. Изучение истории вносит свой вклад в формирование научного мировоззрения студентов. Современная история развивается в тесном контакте с такими науками, как политология, философия, социология, обществознание, право. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста, использование разнообразных форм обучения, способности и умения самостоятельно овладевать системой знаний, развитие навыков поиска информации умение с ней работать. В современных условиях требуется подготовить студента к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, извлечению необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделению основной информации от второстепенной, критическому оцениванию достоверности полученной информации, передаче содержания информации, переводу информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др. Студенты должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Технологическая карта
теоретического занятия
Тема: Гражданская война в России
Продолжительность занятия: 90 мин.
Тип занятия: комбинированный
Цели занятия:
Предметные:
Углубить и систематизировать знания студентов о Гражданской войне. Рассмотреть периоды основные события и участников Гражданской войны. Выяснить причины поражения белого движения и причины побед красного движения в Гражданской войне.
умеет:
1.Характеризовать причины Гражданской войны и интервенции, целей и тактики белого и красного движения.
2. Проводить поиск информации о событиях Гражданской войны.
3. Сравнивать политику «военного коммунизма» и НЭПа, выявлять общие черты и различие.
знает:
1.Причины Гражданской войны.
2. Политические ориентации, лозунги, социальную опору красных и белых.
3.Цели и этапы иностранной интервенции в Гражданской войне.
4. Ход военных действий на фронтах в 1918-1920 гг.
5. Даты, события и итоги завершающего периода Гражданской войны. Причины победы красных.
6. Экономическую политику большевиков, процесс национализации экономики, политику «военного коммунизма» в годы Гражданской войны в России.
7. Последствия и итоги гражданской войны.
Метапредметные:
· развивать мышление, память, внимание, аналитические способности студентов;
· развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;
· определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;
· соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· совершенствование умений публичного выступления, ведения дискуссии.
Личностные:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности;
· развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок;
· осмысление гражданской войны как подлинно народной трагедии.
Оснащение занятия:
· рабочая программа учебной дисциплины,
· технологическая карта теоретического занятия,
· рабочая тетрадь студента для теоретических занятий.
технические, наглядные, аудиовизуальные средства:
· компьютер;
· система мультимедиа;
· презентация по теме «Гражданская война в России» (Приложение 1).
дидактический материал:
· раздаточный материал с тест-заданиями (Приложение 2);
· раздаточный материал – карта «Гражданская война в России» (Приложение 3);
· раздаточный материал – контурная карта «Гражданская война в России» (Приложение 4).
Междисциплинарные связи: литература, обществознание.
Ход занятия
№ п/п |
Название и содержание этапа теоретического занятия
|
Методы, формы деятельности |
Время (мин) |
|
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
|||
1 1. |
Организационный этап |
беседа |
2 мин. |
|
приветствует студентов; заполняет журнал (записывает тему, отмечает отсутствующих); сообщает план занятия; |
группа приветствует преподавателя; староста сообщает об отсутствующих; |
|||
2. |
Формулирование темы и постановка целей занятия. Мотивация учебной деятельности |
проблемная ситуация поисковая беседа |
5 мин. |
|
Подводит студентов к самостоятельной формулировке темы предстоящего занятия и цели Мотивирует студентов на освоение темы. |
Слушают преподавателя и осмысливают сказанное преподавателем; формулируют тему занятия и цель Записывают тему занятия. |
|||
3. |
Актуализация опорных знаний |
Письменная работа |
10 мин. |
|
|
Проводит опрос в форме теста (Приложение №2) |
Выполняют тестовые задания на карточках |
||
4. |
Ознакомление с новым материалом и первичное его осмысление |
Лекция, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником, работа в парах с контурной картой, выступления студентов. |
55 мин. |
|
ÿ знакомит студентов с основными понятиями темы, сопровождая демонстрацией мультимедийной презентации ÿ предлагает самостоятельно с помощью учебника записать в тетради причины Гражданской войны ÿ предлагает заслушать сообщения студентов (опережающее задание) о руководителях белого и красного движения ÿ знакомит с лекционным материалом ÿ предлагает поработать в парах с контурной картой (Приложения 3 и 4) ÿ предлагает самостоятельно с помощью учебника записать в тетради причины победы красных ÿ знакомит с политикой «военного коммунизма» ÿ предлагает подумать о тех последствиях, которые могла вызвать Гражданская война, помогает правильно их сформулировать ÿ формулирует и предлагает записать итоги Гражданской войны |
ÿ записывают основные понятия, даты, схемы в тетрадь ÿ самостоятельно работают с учебником ÿ работают в парах с контурной картой ÿ отвечают на вопросы ÿ делают сообщения ÿ размышляют ÿ пытаются самостоятельно сформулировать ответы на задания преподавателя |
|||
5. |
Первичное закрепление нового материала |
Беседа |
10 мин. |
|
проводит устный опрос по пройденной теме |
Отвечают на вопросы |
|||
6. |
Рефлексия (оценка деятельности студентов, подведение итогов) |
Беседа |
5 мин. |
|
подводит итоги занятия поощряет отдельных студентов за активную работу |
слушают преподавателя анализируют свою деятельность |
|||
7. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Объяснение |
3 мин. |
|
Задает домашнее задание. Отвечает на вопросы
|
Записывают домашнее задание. Задают вопросы. |
Приложение 2
Задания для актуализации знаний
1) Первые Декреты, принятые на II Съезде Советов в ноябре 1917 г. были:
А) Декреты о мире и земле В) Декреты о собственности и буржуазии
Б) Декреты о рабочих и крестьянах Г) Декреты о комитетах и собраниях
2) Соотнесите органы государственной власти периода двоевластия и исторических деятелей, принимавших участие в их деятельности:
1. Временное правительство |
А) В.И.Ульянов-Ленин, Л.Д.Троцкий, Л.Б.Каменев. |
2. Исполком Петроградского Совета |
Б) Г.Е.Львов, А.И.Гучков, П.Н.Милюков |
3) Выступление генерала Корнилова состоялось:
А) 27.07.1917 г. Б) 25.08.1917 г. В) 25.10.1917 г. Г) 08.03.1918 г.
4) Высшим органом советской государственной власти в октябре 1917 г. стал:
А) ВЦИК Б) ВСНХ В) СНК Г) Учредительное собрание
5) 02.11.1917 г. ВЦИК принял документ, который назывался:
А) Декрет о рабочем контроле
Б) Декрет об учреждении народных судов
В) Декрет о создании ВЧК
Г) Декларация прав народов России
6) Мир между Россией и Германией был подписан
А) 16.12.1917 г. в Берлине В) 01.01.1918 г. в Вене
Б) 31.12.1917 г. в Варшаве Г) 03.03.1918 г. в Брест-Литовске
Приложение 3
Приложение 4
Задания к контурной карте:
1) Обведите границы России к 1918 г. Подпишите моря, реки, города.
2) Красной линией обведите территории Советской Республики в кольце фронтов в августе 1918 г.
3) Стрелками разного цвета покажите действия Красной Армии, войск белого движения и интервентов Антанты.
4) Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.