Методическая разработка
по МДК.01.01 Устройство автомобилей
на тему
«Тормозные механизмы и тормозные приводы»
2020
ВИД ЗАНЯТИЯ: Урок
МЕТОДЫ: устное изложение, показ-демонстрация.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить назначение тормозной системы, ее общее устройство, назначение и устройство тормозного механизма, типы тормозных приводов и их общее устройство.
Воспитывать у обучающихся чувство ответственности за исправное состояние автомобильной техники.
Развивать интерес к изучению автомобильной техники, память, целеустремленность.
ВРЕМЯ: 2 часа
МЕСТО: Класс устройства автомобиля
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Наглядные пособия: плакаты «Тормозная система автомобиля ЗиЛ-131», «Тормозной механизм автомобиля КамАЗ-4310».
2. Материальная часть: Тормозной механизм автомобиля ЗиЛ-131, Ручной тормоз автомобиля ЗиЛ-131.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ЗАНЯТИЯ:
I. Вступительная часть………………………………………………. - 10 мин
II. Основная часть…………………………………………………… - 75 мин
III. Заключительная часть…………………………………………... - 5 мин
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Назначение тормозной системы и общее устройство. Принципиальная схема тормозной системы…………………………………………………..….…..- 20 мин
2. Назначение, устройство и работа тормозного механизма……….…..…- 20 мин
3. Назначение, типы тормозных приводов их общее устройство и принцип действия…………………………………………………………………...….- 15 мин
4. Устройство и работа тормозной системы с гидравлическим
приводом- 20 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- принять рапорт дежурного по группе;
- проверить наличие обучающихся и их готовность к занятию;
- ответить на вопросы, которые возникли при подготовке к занятию на самостоятельной работе;
- Провести опрос по ранее изученному материалу:
Опрос рекомендуется провести устно, задавая вопросы и вызывая одного-двух обучающихся для ответа, или с использованием подготовленных карточек.
Методические рекомендации:
При подготовке к занятию изучить учебные вопросы, содержание методической разработки, ознакомиться с методическими рекомендациями. По завершению личной теоретической подготовки составить и утвердить план проведения занятия.
Накануне занятия подготовить к показу электронный демонстрационный материал, приобрести навыки его использования с компьютером и проектором или подготовить ассистента, который будет управлять компьютером.
При изложении учебного материала использовать слайды, приводить примеры из практической деятельности и жизни. Для активизации обучающихся задавать вопросы, направленные на воспоминание ранее изученного материала, самостоятельное уяснение устройства тормозных механизмов и тормозных приводов.
– при рассмотрении первого вопроса целесообразно использовать плакаты или слайды, демонстрируя при этом принципиальную схему тормозной системы. Особое внимание обратить на место установки деталей. Для активизации, попросить их самостоятельно дать состав и назначение тормозной системы. Уделить внимание особенностям компоновки тормозной системы автомобиля, используя макеты деталей находящихся в классе.
– при рассмотрении второго вопроса необходимо обратить внимание обучающихся на принцип работы тормозной системы.
– при рассмотрении третьего вопроса необходимо обратить внимание на то, что на современных автомобилях устанавливаются и работают тормозные механизмы как с пневматическим, так и с гидравлическим приводами.
– при рассмотрении четвёртого вопроса необходимо обратить внимание на принцип работы тормозной системы с гидравлическим приводом
Подводя итоги по каждому учебному вопросу необходимо выделить главное, подчеркнув необходимость изучения данного вопроса, напомнив о необходимости своевременного и качественного технического обслуживания.
В заключении представить перспективные направления развития и конструирования автомобильной техники, подвести итоги занятия, сделать вывод о достижении учебных целей, дать задание на самостоятельную работу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Назначение тормозной системы и общее устройство.
Принципиальная схема тормозной системы.
Современные автомобили оборудуются рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной автономными тормозными системами.
Рабочая тормозная система служит для снижения скорости автомобиля с желаемой интенсивностью вплоть до полной остановки вне зависимости от его скорости, нагрузки и величины уклонов дорог, для которых он предназначен.
Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости движения или остановки автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочей тормозной системы.
Эффективность рабочей и запасной тормозных систем автомобилей с полной массой свыше 12 т оценивается величиной тормозного пути или установившегося замедления при начальной скорости торможения 40 км/ч на прямом и горизонтальном участке сухой дороги с твердым покрытием, обеспечивающим хорошее сцепление колес с дорогой.
Стояночная тормозная система служит для удержания неподвижного автомобиля на горизонтальном участке пути или уклоне даже при отсутствии водителя.
Эффективность стояночной тормозной системы должна обеспечивать удержание автомобиля на уклоне такой крутизны, который он сможет преодолеть на низшей передаче.
Вспомогательная тормозная система предназначена для поддержания постоянной скорости автомобиля при движении его на затяжных спусках горных дорог и регулирования ее самостоятельно или одновременно с рабочей тормозной системой с целью разгрузки тормозных механизмов последней.
Эффективность вспомогательной тормозной системы должна обеспечивать без применения иных тормозных систем спуск автомобиля со скоростью 30 км/ч по уклону 7 % протяженностью 6 км.
Каждая тормозная система состоит из тормозных механизмов (тормозов) и тормозного привода.
Приводы от педали тормоза к тормозным механизмам бывают двух типов: гидравлический и пневматический. Механический привод применяют только для стояночных тормозов. Гидравлический привод отличается простотой конструкции и высокой надежностью. Однако для остановки автомобиля с гидравлическим приводом тормозов водитель должен приложить большое усилие, поэтому гидравлический привод применяют на легковых автомобилях или на грузовых автомобилях и автобусах, полная масса которых не превышает 5-6 тонн. На грузовых автомобилях и автобусах с полной массой более 8 т. устанавливают пневматический привод тормозов, который сложнее и дороже гидравлического, но лишен указанного недостатка. На некоторых моделях автомобилей применяют разновидность пневматического привода – пневмогидравлический привод.
Вывод. Ввиду того, что современные автомобили оборудуются несколькими автономными тормозными системами это обеспечивает дополнительную гарантию исключения вероятности попадания в ДТП ввиду отказа тормозов.
Ответить на вопросы, привести примеры.
2.Назначение, устройство и работа тормозного механизма.
Тормозные механизмы служат для создания искусственного сопротивления вращению колес автомобиля. Эффективность торможения зависит от конструкции тормозов. Наибольшее распространение на автомобилях получили барабанные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок.
Перспективным типом являются дисковые тормоза, которые имеют преимущество перед барабанными из-за быстрой отдачи тепла, работоспособности при больших скоростях и стабильности торможения.
Барабанный тормозной механизм (рис. 1, а) с механическим приводом состоит из двух колодок 7 с фрикционными накладками. Колодки надеты на оси 8, закрепленные на неподвижном тормозном диске 9. Между собой они стягиваются пружиной 5. Все детали тормоза расположены внутри тормозного барабана 6, прикрепленного к ступице колеса или полуоси. Между колодками находится разжимное устройство — кулак 4 и рычаг 3, закрепленные на одном валике Рычаг через тягу 2 связан с педалью 1 тормоза.
При нажатии на тормозную педаль 1 (рис. 1, б) тяга 2 перемещается влево, рычаг 3 поворачивает кулак 4 (см. рис. 1, а), который разводит колодки 7, прижимая их к вращающемуся тормозному барабану 6. За счет сил трения, возникающих между накладками колодок 7 и барабаном 6, скорость вращения барабана, а следовательно, и колеса уменьшается. При отпускании педали 1 тормоза пружина педали возвращает ее в исходное положение, а пружина 5 отводит колодки 7 от тормозного барабана 6. Между колодками и барабаном образуется зазор, и колесо может свободно вращаться.
Рис. 1. Схема барабанного тормозного механизма с механическим приводом:
а — при свободном вращении; б — при торможении
В дисковом тормозном механизме с гидравлическим приводом (Рис. 2.) торможение происходит от сил трения, возникающих между закрепленным на ступице колеса чугунным тормозным диском и прижимаемыми к нему с двух сторон тормозными фрикционными накладками установленными в гнезде суппорта. Для защиты трущихся поверхностей диска и колодок от механических повреждений и загрязнения с внутренней стороны тормоз закрыт стальным штампованным кожухом, а с внешней – диском колеса.
Рис. 2. Схема дискового тормоза:
1 — наружный колесный цилиндр; 2 — наружный поршень; 3 — тормозные колодки; 4 — внутренний поршень; 5 — внутренний колесный цилиндр; 6 — соединительная трубка; 7 — тормозной диск; — движение жидкости; — давление жидкости
Тормозной механизм автомобиля ЗиЛ-131 включает тормозной барабан 3 (рис. 3) опорный диск 1, две колодки 2 с фрикционными накладками, оси колодок, стяжную пружину, разжимной кулак с валом.
Тормозной барабан чугунный, литой, крепится к ступице колеса шпильками. Опорный диск штампованный, крепится вместе с цапфой к балке моста (для среднего и заднего мостов) или к корпусу поворотного кулака (для переднего моста). Колодки литые, чугунные, установлены на осях с эксцентриковыми шейками. В отверстиях колодок запрессованы бронзовые втулки. Разжимной кулак имеет специальный профиль, изготовлен заодно с валом, на наружном конце которого установлен регулировочный рычаг 5. К рычагу присоединяется шток 9 тормозной камеры. Внутри рычага расположена червячная пара. Червяк 7 стопорится от самопроизвольного вращения фиксатором. Червячная шестерня 6 установлена на шлицах вала разжимного кулака. При вращении червяка шестерня поворачивает вал кулака, что ведет к изменению зазора между колодками и барабаном.
Рис 3. Тормозной механизм автомобиля ЗиЛ-131.
Тормозной механизм автомобиля КамАЗ-4310 (рис. 4) состоит из суппорта 6, двух колодок 3, осей колодок 14, разжимного кулака 7, рычага 9 с регулировочным механизмом и барабана 2.
Основные узлы тормозного механизма смонтированы на суппорте 6, жестко связанном с фланцем 12 моста. На эксцентриковые оси 14, закрепленные в суппорте, свободно опираются две тормозные колодки 3 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 15. Последние выполнены по серповидному профилю в соответствии с характером их износа. Эксцентриковые оси колодок позволяют при сборке тормоза правильно сцентрировать колодки с тормозным барабаном.
При торможении колодки раздвигаются S-образным кулаком и прижимаются к внутренней поверхности барабана, создавая искусственное сопротивление вращению колеса. Для повышения эффективности торможения и снижения трения между разжимным кулаком и колодками установлены ролики 4. В исходное положение колодки возвращаются четырьмя стяжными пружинами 16.
Вал разжимного кулака 7 вращается в кронштейне, на котором установлена тормозная камера 10. На конце вала разжимного кулака крепится рычаг с регулировочным механизмом червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры.
Тормозные механизмы передних колес отличаются от тормозных механизмов задних конструкцией суппорта, корпуса разжимного кулака и разжимного кулака.
Колесные колодочные тормозные механизмы рассмотренной конструкции получили самое широкое распространение в рабочих тормозных системах из-за высокой их стабильности в сохранении тормозных качеств при многократном торможении.
Рис. 4. Тормозной механизм переднего колеса
Вывод. Эффективность торможения зависит от конструкции тормозного механизма. Перспективным типом являются дисковые тормоза, которые имеют преимущество перед барабанными из-за быстрой отдачи тепла, работоспособности при больших скоростях и стабильности торможения.
Ответить на вопросы, привести примеры.
3.Назначение, типы тормозных приводов, их общее устройство и принцип действия.
Приводом тормозов называется совокупность устройств, предназначенных для передачи усилия, создаваемого водителем на педали или рычаге, к тормозным механизмам.
По конструкции тормозные приводы подразделяются на механические , гидравлические, пневматические и пневмогидравлические. Для облегчения работы водителя ножной привод может быть оборудован усилителем.
К тормозному приводу предъявляют следующие требования:
- малое время срабатывания;
- одновременность включения всех тормозных механизмов;
- соблюдение пропорциональности между усилием на педали и тормозной силы на колесах;
- минимальное усилие на педали при обеспечении заданной тормозной силы на колесах;
- распределение тормозного усилия по колесам пропорционально приходящемуся на них весу автомобиля;
- удобство и легкость управления.
Механический привод тормозов (Рис. 1.) представляет собой систему тяг и рычагов, соединяющую ножную педаль или ручной рычаг с тормозными механизмами. На современных автомобилях этот вид привода используется только для стояночных тормозов. Стояночный тормоз может иметь колодочный или ленточный тормозной механизм.
На автомобилях ЗиЛ, ГАЗ и др. установлен центральный стояночный тормоз барабанного типа, а на автомобилях «Волга», «Москвич» и др. – стояночный тормоз действует на, те же колодки задних колес, что и ножной.
Недостатками механического привода в случае использования его в качестве привода ножного тормоза является необходимость приложения большого усилия к педали для интенсивного торможения, деформация деталей в процессе торможения, частое обслуживание привода.
Рабочий тормоз с гидравлическим приводом (Рис. 5) состоит из главного тормозного цилиндра, создающего давление жидкости в гидравлической системе привода и сообщающегося с резервуаром для тормозной жидкости; колесных тормозных цилиндров, передающих давление тормозной жидкости на тормозные колодки; соединительных трубопроводов и шлангов. В отдельных случаях в гидропривод может быть включен разделитель тормозных механизмов, регулятор давления, усилитель.
|
Пневматический тормозной привод применяют на автомобилях большой грузоподъемности, автобусах большой вместимости и колесных тягачах, работающих с прицепами и полуприцепами.
Схемы пневматического тормозного привода различаются между собой по числу трубопроводов (одно- или двухпроводные), связывающих автомобиль-тягач с прицепом. В остальном между ними много общего.
В него входят компрессор, регулятор давления, предохранительный клапан , баллоны , тормозной кран , колесные тормозные камеры , педаль тормозов, соединительная головка и разобщительный кран , кран отбора воздуха, сливной кран и манометр .
Компрессор нагнетает воздух в баллоны и обеспечивает систему сжатым воздухом. Давление воздуха в системе контролируется по манометру. При нажатии на педаль тормозной кран открывает доступ сжатого воздуха из баллонов в тормозные камеры передних и задних колес, механизмы которых раздвигают тормозные колодки. Растормаживание происходит при помощи стяжных пружин колодок. От воздушной системы тормозов при помощи головки крана управления приводится в действие механизм стеклоочистителя.
Пневмогидравлический привод тормозов применяют на грузовых автомобилях Урал. В этот привод входят приборы пневматического тормозного привода: компрессор с регулятором давления, баллоны, манометр, тормозной кран и приборы гидравлического тормозного привода – главный тормозной цилиндр, бачок для жидкости и колесные тормозные цилиндры. Такой привод сочетает достоинства пневматического привода – необходимое усилие в системе создается сжатым воздухом – с достоинствами гидравлического привода. Кроме того, пневмогидравлический привод позволяет сравнительно просто осуществлять раздельное управление тормозами колес различных осей.
На автомобилях Урал один привод управляет тормозами передней и средней оси, а другой – тормозами задней оси. Для раздельного управления тормозами в системе установлено два одинаковых пневмогидравлических цилиндра. Каждый цилиндр состоит из двух пневматических цилиндров (усилители) и одного гидравлического.
Два пневматических цилиндра соединяются болтами. Перегородка между цилиндрами служит направляющей для пустотелого штока, на концах которого закреплены поршни. Шток соединен с толкателем, который упирается в поршень главного гидравлического цилиндра.
Поршни и перегородка разделяют цилиндр на четыре полости. Две полости «А» и «В» постоянно соединены с атмосферой посредством трубки, а полости «Б» и «Г» соединены с тормозным краном.
При торможении сжатый воздух из тормозного крана по трубопроводу поступает в полости «Б» и «Г» пневматических цилиндров: в полость «Г» – непосредственно, а в полость «Б» – через осевой и радиальный каналы в штоке. Давлением воздуха поршни перемещаются влево и через толкатель передвигают поршень гидроцилиндра и жидкость вытесняется в тормозные цилиндры колес.
Когда водитель прекращает торможение, трубопровод от пневмоцилиндра через тормозной кран соединяется с атмосферой и пружина пневмоцилиндра возвращает поршни в исходное положение.
Вывод. По конструкции тормозные приводы подразделяются на механические, гидравлические, пневматические и пневмо-гидравлические. В зависимости от конструкции автомобиля, его полной массы и назначения на нем установлен соответствующий тормозной привод.
Ответить на вопросы, привести примеры.
4.Устройство и работа тормозной системы с гидравлическим приводом
Гидравлический привод тормозов (рис. 5) включает в себя главный тормозной цилиндр 4 с резервуаром (бачком), колесные цилиндры 7 и 8 и соединяющие их трубопроводы. В главном тормозном цилиндре установлен поршень 3, соединенный через шток с педалью 2 тормоза. При отпущенной педали между колодками 1 и дисками 5 передних колес, а также между колодками 9 и барабанами задних колес имеются зазоры, благодаря которым колеса автомобиля могут свободно вращаться. Полости цилиндров и трубопроводов заполнены тормозной жидкостью.
Рис 6. Схема работы гидравлического привода тормозов:
1 — поршни с тормозными колодками; 2 —
педаль тормоза; 3 — поршень главного
тормозного цилиндра; 4 — главный тормозной цилиндр; 5 — диск переднего колеса;
6 — скоба; 7 и 8 — колесные цилиндры; 9 — тормозная колодка; 10 - рабочий
поршень; 11 — регулятор давления жидкости в задних тормозных механизмах; А и Б
—
дисковые тормоза передних колес с фиксированной и плавающей скобами; В — барабанный
тормоз заднего колеса; — движение жидкости; — движение деталей
При торможении замедление вращения передних колес происходит с некоторым опережением относительно задних. Это сделано с целью предотвращения заноса автомобиля. Устройство, обеспечивающее это опережение, называется регулятором давления 11 (см. рис. 6) в приводе задних тормозов. Степень опережения зависит от загрузки автомобиля, поэтому регулятор жестко связан с одним из элементов задней подвески. При выходе из строя одного из тормозных механизмов или утечке жидкости из гидропривода тормоза автомобиля не отказывают полностью. Предусмотрено разделение их на два контура, например «правый передний — левый задний тормоз» и «левый передний — правый задний тормоз». Такое разделение контуров называется диагональным. При параллельном разделении контуры делятся на передний и задний (такая схема применяется редко). При выходе из строя одного из контуров второй обеспечит торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Внимание! Любые неисправности тормозной системы — утечка жидкости из гидропривода тормозов, неэффективность замедления автомобиля при нажатии на педаль тормоза, занос или увод автомобиля в сторону при торможении, износ тормозных колодок, проявляющийся скрипом и «визгом» при торможении — должны быть немедленно устранены во избежание аварии.
Для снижения усилия при нажатии на педаль тормоза применяется вакуумный усилитель (рис. 7). Он состоит из корпуса 2 и диафрагмы 3. Диафрагма разделяет корпус на две полости: вакуумную А и атмосферную Б. Вакуумная полость соединена шлангом с впускным трубопроводом двигателя. При отпускании педали тормоза обе полости усилителя находятся под воздействием разрежения, создаваемого во впускном трубопроводе при работающем двигателе, и центральная пружина 4 прижимает клапан с диафрагмой вправо (по рисунку), закрывая отверстие трубки связи с атмосферой. При нажатии на педаль тормоза 5 через шток 6 диафрагма перемещается влево, полость Б сообщается с атмосферой, а разрежение в полости А помогает водителю осуществлять торможение автомобиля, снижая усилие на педали тормоза.
Рис. 7. Схема вакуумного усилителя:
1 — главный тормозной цилиндр; 2 — корпус; 3 — диафрагма; 4 — пружина; 5 — педаль тормоза; 6 — шток; А — вакуумная полость; Б — атмосферная полость;
— движение жидкости; — движение педали
Внимание! При неработающем двигателе вакуумный усилитель также находится в нерабочем состоянии, и усилие на педали тормоза резко возрастает.
Гидравлический привод тормозов применяется на легковых отечественных автомобилях семейства ВАЗ.
Вывод. Гидравлический привод тормозов достаточно эффективен, имеет два независимых контура, но не может быть применен на автомобилях и автобусах с полной массой более 8 т.
Ответить на вопросы, привести примеры.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- подвести итоги занятия;
- напомнить тему, цели и учебные вопросы;
- объявить оценки;
- ответить на вопросы;
- отметить активность и дисциплину на занятии;
- дать задание на самоподготовку.
Используемая литература при составлении методической разработки:
В.П.Полосков и др. «Устройство и эксплуатация автомобилей» издательство «ДОСААФ», Москва, 1987 стр. 286-269.
В.Л.Роговцев и др. «Устройство и эксплуатация автотранспортных средств». Изд. «Транспорт», Москва, 1998 г. стр. 276-279, 287, 293-294, 297-298.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.