Абрамова Таисия Ивановна, учитель начальных классов КГОБУ школа-интернат, с. Покровка
Методическая разработка учебных заданий по формированию универсальных учебных действий (УУД) на уроках в начальной школе
(учебные задания по формированию УУД «классификация» и «планирование выполнения учебной задачи»)
Учебные действия классифицируются в свете ФГОС по трём основаниям:
· самоопределение: жизненное, профессиональное, личностное;
· смыслообразование, предполагающее установление детьми взаимосвязи между целью учебного процесса и его мотивом;
· нравственная и этическая ориентации, обеспечивающие моральный выбор на основе личностных и социальных ценностей морального выбора.
По целевым установкам (дидактическим функциям) могут быть выделены три группы познавательных универсальных учебных мини-действий:
- отражающие мыслительные операции;
- «участвующие» в поисковой и исследовательской деятельности;
- обеспечивающие работу с информацией различного вида.
К мыслительным операциям относятся следующие действия: анализ, синтез, сравнение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
Классификация - выделение оснований классификации (признак для выделения групп) и разбиение на классы (группы) на основе родовидовых отношений.
Учебные задания по формированию УУД «классификация».
1.Окружающий мир (учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков).
Раздел курса: «Как устроен мир»
Тема урока: «Природа. Ценность природы для людей»
2. Класс 3.
3. Цель урока: познакомить с разнообразием природы.
4. Планируемый предметный результат обучения: научить классифицировать объекты природы.
5. Формулировка и текст задания.
- Что вы видите на экране? (На экране рисунки: кот, солнце, берёза, туча, бабочка, гора, гриб, сосна, дождь.)
- Объекты природы.
— На какие группы можно разделить эти объекты?
6. Характеристика хода выполнения заданий.
Шаг (этап) |
Действия ученика |
Действия учителя |
1, Определить цель классификации |
Рассматривают рисунки на экране. |
Демонстрирует рисунки. Ставит вопрос: «На какие группы можно разделить эти рисунки?» |
2. Определить множество элементов, подлежащих классификации |
Поиск основания для деления на группы: на живую и неживую природу. |
Слушает высказывания. Обобщает ответы. Вопрос: «Как отличить живую природу от неживой?» |
3. Выбрать признак для классификации |
Ответы детей: живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают. |
Слушает объяснения, доказательства. |
4. Формулирование вывода о результатах классификации. |
Объекты живой природы: кот, берёза, бабочка, гриб, сосна, Объекты неживой природы: солнце, туча, дождь, гора. |
Слушает ответы, распределяет рисунки по группам. |
1. Русский язык (учебник «Русский язык» В.П. Канакина)
Раздел курса: «Правописание частей слова».
Тема урока: «Правописание слов с разделительными твёрдым и мягким знаками».
2. Класс 3.
3. Цель урока: развивать умение различать в словах разделительные твёрдый и мягкий знаки.
4. Планируемый предметный результат обучения: научить классифицировать слова с изучаемыми орфограммами.
5. Формулировка и текст задания.
На доске запись: об..ём, с..езд, раз..яснение, обез..яна, под..ём, об..явил, с..ехал, с..ёжился.
- Прочитайте слова. Какое слово «лишнее»?
6. Характеристика хода выполнения заданий.
Шаг (этап) |
Действия ученика |
Действия учителя |
1, Определить цель классификации |
Читают слова, объясняют значение. |
Слушает высказывания. Вопросы: - Какое слово лишнее? - Когда нужно писать разделительные твёрдый и мягкий знаки? |
2. Определить множество элементов, подлежащих классификации |
Рассказывают правила правописания разделительных твёрдого и мягкого знаков, |
Слушает ответы. |
3. Выбрать признак для классификации |
Доказывают выбор, используя слова, записанные на доске. |
Слушает объяснения, вставляет пропущенную букву. |
4. Формулирование вывода о результатах классификации. |
Составляют схему правила о правописании разделительного твёрдого знака. |
Слушает, помогает. |
Учебные задания по формированию УУД «планирование выполнения учебной задачи».
Регулятивные универсальные учебные действия – способы решения элементарных рефлексивных задач, обеспечивающие успешность планирования, контроля, оценки и учебного взаимодействия.
Планирование предусматривает составление «программы» - последовательности операций и фиксацию этой последовательности.
Учебные задания по формированию УУД «планирование выполнения учебной задачи».
1.Литературное чтение (учебник «Литературное чтение» 2 часть Л.Ф. Климанова).
Раздел курса: «Поэтическая тетрадь 1»
Тема урока: «Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?..»
2. Класс 3.
3. Цель урока: способствовать формированию навыка правильного выразительного чтения
4. Планируемый предметный результат обучения: выучить стихотворение наизусть . Прием «Обсуждение готового плана решения учебной задачи».
5. Формулировка и текст задания.
Используя готовую памятку, выучить стихотворение.
Памятка
Как выучить стихотворение
1. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
2. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
3. Представь себе то, что написано в стихотворении.
4. Читай стихотворение выразительно, с интонацией.
5. Учи не построчно, а столбиками.
6. Повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. Характеристика хода выполнения заданий.
Шаг (этап) |
Действия ученика |
Действия учителя |
1, Определить цель учебной задачи. |
Слушают. |
Сообщает о цели учебной задачи: как выучить стихотворение наизусть. |
2.Выстраивание последовательности решения учебной задачи. |
Читают памятку (у каждого ученика – карточка с памяткой). |
Слушает чтение, выясняет понимание. |
3. Отражение последовательности решения учебной задачи в словесном виде. |
Повторяют словесно содержание памятки. |
Слушает, акцентируя внимание на главном. |
4. Высказывание предположения о том, какие операции наиболее целесообразны. |
Высказывают предположения. |
Слушает высказывания. Напоминает о цели учебной задачи. |
2. Математика (учебник «Математика» М.И. Моро).
Раздел курса: «Умножение и деление»
Тема урока: «Умножение двузначного числа на однозначное»
2. Класс 3.
3. Цель урока: закреплять изученные приёмы умножения двузначного числа на однозначное.
4. Планируемый предметный результат обучения: составить план решения задачи на вычисление периметра многоугольника с использованием приёма умножения двузначного числа на однозначное.
Прием «Использование деформированного плана с избыточными пунктами».
5. Формулировка и текст задания.
Найти периметр многоугольника (изображение дано на экране)
Шаг (этап) |
Действия ученика |
Действия учителя |
1, Определить цель учебной задачи. |
Читают задание: найти периметр многоугольника. |
- Что значит «найти периметр многоугольника»? - Как будем действовать? |
2. Выстраивание последовательности решения учебной задачи. |
Называют порядок действий, убирая лишнее: - измерить стороны многоугольника, - определить число сторон многоугольника, - умножить длину стороны многоугольника на количество сторон, . |
Предлагает порядок работы с избыточными пунктами: - определи число сторон многоугольника, - найди сумму двух сторон многоугольника, - умножь длину стороны многоугольника на количество сторон, - измерь длину стороны многоугольника. |
3. Отражение последовательности решения учебной задачи в графическом виде. |
Р = а • 6 |
- Почему целесообразно периметр этого многоугольника находить умножением? |
4. Высказывание предположения о том, какие операции наиболее целесообразны. |
- Так как данный многоугольник – это шестиугольник с одинаковыми сторонами. |
Выслушивает, проверяет вычисление. |
1.Окружающий мир (учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков).
Раздел курса: «Наша безопасность»
Тема урока: «Опасные места»
2. Класс 3.
3. Цель урока: познакомить с опасными для человека местами дома и ближайших окрестностей.
4. Планируемый предметный результат обучения: научить правильно вести себя в квартире, дома, в ближайших окрестностях..
Приём «Составление плана решения учебной задачи с использованием поиска информации в предложенных источниках».
5. Формулировка и текст задания.
Задание. Подготовить сообщение об опасных местах в квартире, дома, в ближайших окрестностях.
- Наметим план наших действий. Представьте, что вам нужно объяснить однокласснику, как выполнить это задание.
6. Характеристика хода выполнения заданий.
Шаг (этап) |
Действия ученика |
Действия учителя |
1, Определить цель учебной задачи. |
Рассматривают страницы учебника (20-23) |
Сообщает тему урока: «Опасные места». - Подготовить сообщение об опасных местах в квартире, дома, в ближайших окрестностях. |
2 Выстраивание последовательности решения учебной задачи. |
Высказывают последовательность: - познакомиться с текстом учебника, - рассмотреть иллюстрации, - объяснить, чем могут быть опасны эти объекты, - сформулировать правила безопасного поведения, используя частицу не. |
Слушает высказывания. Обобщает ответы.
|
3. Отражение последовательности решения учебной задачи в словесном и графическом виде. |
В словесной форме проговаривают последовательность выполнения учебной задачи |
На доске составляет кластер из пунктов последовательности: - текст - иллюстрации - ! - правило |
4. Высказывание предположения о том, какие операции наиболее целесообразны. |
В группе обсуждают, какие операции наиболее целесообразны. |
Слушает ответы. Оказывает помощь. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.