Методическая разработка Урок - игра "Битва знатоков"

  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок игра Битва знатоков.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«БАЛАШОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»

 

    

 

 

 

 

 

Методическая разработка по теме

Урок - игра «Битва знатоков»

по УП.01 Ввод и обработка цифровой информации

по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 
Виденина Наталья Анатольевна
Мастер производственного обучения 
высшей квалификационной  категории
 

 

 

 

 

 

 


2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Методические рекомендации по проведению учебного занятия

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАТЬ

2. План учебного занятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Задача мастера производственного обучения состоит в том, чтобы включить каждого обучающегося в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Также  в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно.

Помочь обучающимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу и самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современного образования. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательных интересов.

Мастер производственного обучения на занятиях учебной практики и во внеучебное время в значительной мере содействует формированию и дальнейшему развитию личности обучающегося. Учитывая индивидуальные особенности обучающихся необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый обучающийся мог овладеть знаниями, навыками и умениями по профессии.

    Чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, мастеру производственного обучения приходится изучать и использовать новые инновационные методики.

В данной методической разработке представлена методика проведения занятия по УП в нестандартной форме (урок-игра) по профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации.

Нестандартный урок – одна из форм импровизированного учебного занятия, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Это возможность показать обучающимся, что обучение – это не только работа на занятиях и выполнение домашних заданий, но может быть интересным и захватывающим.

 

1. Методические рекомендации по проведению учебного занятия.

Урок проводится по УП. 01 Ввод и обработка цифровой информации по теме «Настоящие знатоки своего дела», для обучающихся 1 курса, продолжительность занятия 45 минут.

Для проведения урока требуется кабинет «Информатики и информационных технологий» оборудованный ноутбуком со звуковыми колонками, мультимедийным проектором, экраном.

Урок сопровождается показом презентации. Форма проведения урока – интеллектуальная игра (группа делится на две команды по 6 человек).

При проведении урока используются методы – словесный, наглядный, частично-поисковый, репродуктивный.

Использование технологии игрового обучения также направленно на развитие творческой самостоятельности обучающихся, а также на приобретения нового практического опыта.

Игра в учебном процессе является взаимосвязанной технологией совместной обучающей и учебной деятельности мастера п\о и обучающегося. Учебная игра, направленная на усвоение конкретных знаний, умений и навыков. В процессе активной игровой деятельности спонтанно создаются все необходимые условия для возникновения и разрешения проблемных ситуаций. Главная цель игрового обучения – в тщательно разработанных учебных условиях научить обучающихся эффективно работать в коллективе (в группе) и на разрешения проблемных ситуаций. 

 

 

 

 


 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАТЬ

2. План учебного занятия

Тема занятия: «Битва знатоков»

Тип занятия: урок применения знаний и умений.

Ресурсы для проведения занятияноутбук, звуковые колонки, MS PowerPoint, мультимедийный проектор, раздаточно-дидактический материал.

Ход занятия

1.     Организационный момент, этап урока, 5 мин.

- выявление отсутствующих обучающихся;

2.     Вводный инструктаж 

 - формирование темы;

  - постановка   целей занятия ;

  - мотивация деятельности обучающихся;

- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (знакомство с правилами игры, объяснение приемов, способов работы);

 - объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера п/о;

 - закрепление требований ТБ;

 - сообщение норм времени, критериев оценок;

 - жеребьевка (формирование команд).

3. Текущий инструктаж:

         Деятельность обучающихся – выполнение задания, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;

        - самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ;

        - самостоятельная работа, выполнение поставленных целей.

  4. Заключительный инструктаж:

        - сообщение о достижении целей урока;

        - анализ, самоанализ выполнения задания и разбор типичных ошибок;

        - анализ выполнения ТБ, норм времени;

        - подведение итогов, награждение победителей, рефлексия        


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УП 01

ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации

 

Тема

Настоящие знатоки своего дела!

Цель

Образовательная:

-   обобщить и систематизировать знания обучающихся по изученному материалу;

-   способствовать запоминанию цифрового материала;

-   раскрыть творческий потенциал и стимулировать познавательную активность студентов;

-   способствовать формированию интереса к профессии, а также понимание важности профессии и связь с жизнью;

Развивающие:

-   способствовать развитию речи у студентов и умения выступать перед аудиторией.

-   способствовать развитию мышления студентов и умения сравнивать, анализировать;

-   способствовать формированию и развитию самостоятельности студентов;

Воспитательные:

-   способствовать формированию ответственности, старательности, аккуратности при работе в коллективе;

-   способствовать формированию сознательной дисциплины, взаимоуважения;

Планируемые результаты          

1.Формирование и развитие компетентности (ОК и ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ПК 1.1 . Ввод средств вычислительной техники в эксплуатацию

Личностные:

готовность и способность к самостоятельной, совместной деятельности

Межпредметные связи

«Информатика», «Основы информационных технологий», МДК01.01, русский язык, литература.

Средства обучения

Мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, задания,

Формы организации учебной деятельности

Коллективная (работ в малых группах), индивидуальная

Тип урока

урок применения знаний и умений

 

 

 

Ход занятия

 

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа

Действия

преподавателя

Действия

студента

ОК, ПК

Знать, уметь, владеть

1.

Организационный момент

Приветствие.

Рефлексия.

Организует начало урока, приветствует. Проводит начальную рефлексию. Мотивирует студентов. Создает ситуацию успеха.

Приветствуют.

Проходят тест на собственное эмоциональное состояние. Сосредотачиваются. Настраиваются на урок.

 

 

2.

Мотивация учебной деятельности через осознание обучающимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задачи урока.

Мотивация на урок.

Совместное целеполагание.

Создаёт  условия для возникновения у студентов  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Побуждает студентов к высказыванию своих пожеланий по изучению темы урока.

Озвучивает сценарий проведения учебного занятия (Правила игры)

Формулируют свои пожелания по изучению темы урока. Соглашаются с поставленными целями.

ОК 1-3, 5-6.

ПК 1.1

 

3.

Проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания по основам информатики (первый тур игры)

Задает вопросы (Приложение 1)

Стимулирует действия студентов

Отвечают на вопросы.

ОК 1-3, 5-6.

З.1.-З-4

4.

Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем педагога.

Основная часть учебного занятия (игры – со второго по четвертый туры)

Озвучивает задания второго - четвертого туров (Приложение 2 - 4)

Осмысляют содержание, последовательно применяют знания при выполнении предложенных заданий.

ОК 1-3, 5-6.

З.1.-З-4

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий

ОК 1-3, 5-6.

5.

Физминутка

Проведение физминутки.

Демонстрирует видео с физминуткой.

Выполняют упражнения.

 

 

6.

Самостоятельное выполнение обучающимися заданий под контролем мастера п/о.

Продолжение игры

(с пятого по седьмой туры)

Озвучивает задания пятого - седьмого туров (Приложение 5 - 7)

Осмысляют содержание, последовательно применяют знания при выполнении предложенных заданий

ОК 1-3, 5-6.

ПК 1.1

З.1.-З-4

У.1.-У.2.

 

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий

7.

Подведение итогов. Награждение победителей. Рефлексия

Подведение итогов. Награждение победителей. Применение методики «Эмоциональная».

Подводит итоги. Награждает победителей. Предлагает выразить свои эмоции связанные с пройденной игрой, с помощью смайликов.

Подсчитывают заработанные баллы. Выбирают подходящий по эмоции смайлик и закрепляют на магнитной доске.

 

 

Исполнение шуточного стихотворения.

Мотивирует студентов на положительные эмоции.

Слушают.

 

 


Сценарий учебного занятия

1.                 Добрый день уважаемые ребята, уважаемое жюри!

Для начала, ребята, я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста, уважаемое жюри, вы тоже может поучаствовать. (Презентация №1). Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует. А теперь оцените своё эмоциональное состояние (щелчок). Хорошо!

И так, начинаем! Сегодня наш урок пройдет в форме игры.

Давайте совместно определим цели нашего занятия. Ответьте мне на вопросы: - что нового вы хотите узнать, чему хотите научиться? (обучающиеся дают ответы на поставленные вопросы, педагог обобщает и формулирует цели учебного занятия). Целью нашей игры будет (проговаривают цели):

Вы знаете, что вся жизнь и деятельность человека непосредственно связана с обработкой информации. Как говорил философ Френсис Бекон «Кто владеет информацией – тот владеет миром».

Мы с вами являемся свидетелями интереснейшего этапа в развитии современного общества – процесса информатизации – пятой информационной революции. Человек живет в информационном пространстве, и сам является его частью. А компьютер – это незаменимый помощник человека при работе с информацией различного вида и свойств.

А теперь предлагаю проверить ваши уже имеющиеся знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, а также приобрести новые.

Давайте поиграем в интерактивную игру «Битва знатоков». Разрешите огласить вам условия игры:

https://sun9-28.userapi.com/impg/y0M85XtVQyaYmdWhaAzva08zqSB-jpJAeveWGQ/4Ezh291ddtQ.jpg?size=1280x590&quality=95&sign=c8e6b051c594379a3732259dc437eb7a&type=album1.      Группа делится на две команды по 6 человека, в каждой команде. Игра состоит из 7 туров

2.      Командам задаются вопросы на скорость, или сообразительность. Вопросы профессиональные и интеллектуальные.

3.      За каждый правильный ответ, команде присуждается один балл (жетон).

4.      Команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается дипломом.

Для начала придумайте названия вашим командам и выберите капитанов.

(капитаны объявляют название команд). А сейчас давайте проведем жеребьевку, какая команда будет отвечать первой (проводится жеребьевка)

По жребию выпала честь отвечать первыми команде____________________

Первый тур! Он называется «Дальше, дальше, дальше...»  (3 минуты) (домашнее задание).Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать «дальше». (1 правильный ответ – 1 балл) – 3 минуты.

Вопросы для команды №1.

1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации /информатика/

2. Организованная последовательность действий /алгоритм/

3. Устройство ввода информации /клавиатура/

4. Набор символов алфавита русского языка /кириллица/

5. Сколько байт в одном килобайте /1024/

6. Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа /сканер/

7. Как называется устройство, заменяющее мышь на ноутбуке? /тачпад/

8. Значок, который перемещается по экрану, следуя за перемещением мыши /курсор/

9. «Почерк» компьютера /шрифт/

10. Рожица смешная /смайлик/

Вопросы для команды №2.

1. Минимальная единица измерения кол-ва информации /бит/

2. Перечень файлов /каталог/

3. Пересылка данных с носителя данных в основную память /загрузка/

4. Универсальное электронное устройство обработки информации /ЭВМ/

5. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране /курсор/

6. Алгоритм, записанный на языке программирования /программа/

7. Назовите самый «религиозный» элемент графического интерфейса ОС Windows /иконка/

8. Устройство для получения твердых копий? /принтер/

9. Остальные символы называют его «невидимкой» /пробел/

10. В Интернете это не дом, и не улица, и даже не Советский Союз. Обычно содержит особое животное – собаку /адрес/

Молодцы, ребята! Вижу, здесь собрались настоящие знатоки своего дела! А мы продолжаем, и я объявляю второй тур! Он называется «Распознай пословицу» (5 минут). Условия: Перед вами карточки с заданиями, вам надо написать (а потом огласить) ответы на эти задания, подобрав подходящие пословицы. Время на выполнение этого задания 5 минут. Удачи!

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Компьютер памятью не испортишь

Кашу маслом не испортишь.

Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают.

Дареному коню в зубы не смотрят.

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят.

В Тулу со своим самоваром не ездят.

Утопающий за F1 хватается

Утопающий за соломинку хватается.

Бит байт бережет

Копейка рубль бережет.

Что из Корзины удалено, то пропало

Что с возу упало, то пропало.

Вирусов бояться – в Интернет не ходить

Волков бояться – в лес не ходить

За одного хакера семь кандидатов наук дают.

За одного битого семь небитых дают.

Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит.

Всяк кулик свое болото хвалит.

 

Молодцы! Очень радует, что наша современная молодежь знает старые, русские пословицы! Переходим к третьему туру «Компьютерные добавлялки» (5 минут). В этом туре я буду читать стихотворения, а заканчивать их будете вы. Кто первый из команд дает правильный ответ, получает 1 жетон.

Внимание на экран!

Слайд-1


С ним мы в игры поиграем,

С ним мы тексты набираем,

Он оформит их красиво

И разложит по архивам.

Он работу нам облегчит,

Связь мгновенно обеспечит.

Он рисует и поет,

В Интернет с собой ведет.

Друг что надо! Просто супер!

Персональный наш… (Компьютер.)

 


Слайд-2


Он для нас так много значит!

И под стол его не спрячешь.

Хоть он вовсе не шпион,

У него полно имен.

Есть дороже, есть скромней.

Он компьютерный… (Дисплей


 


Слайд-3

Только поздно или рано

Назовут его… (Экраном.)

Слайд-4

Для фантазии простор:

Третье имя… (Монитор.)


 

Слайд-5


Монитор — всего полдела.

Чтоб работа закипела,

Чтобы диски ты смотрел,

Чтоб без связи не сидел,

Чтоб компьютер нам помог,

Должен быть… (Системный блок.


 

Слайд-6


Кто б подумать только мог,

Заглянув в системный блок,

Как серьезно там внутри:

Блок питанья, проводки,

Есть винчестер, дисковод,

Шлейфы тянутся вперед.

Что под кожухом главней,

Объяснить кто может мне?

И отвечу просто я… (Плата материнская.)


 

Слайд-7


Был он матричным сначала,

Но жизнь на месте не стояла:

Лазерным бесшумным став,

Печатал быстро, не устав.

Чтоб иметь и текст, и фото

Без проблем и без заботы,

Вы к компьютеру купите

Новый, очень нужный… (Принтер.)

 


Слайд-8


Очень уж она стремится

Быть богиней и царицей!

Строит лазерные глазки,

Хочет верной быть указкой:

Что нам взять, куда нести,

Что закрыть, куда войти…

А по сути — хвастунишка

Та компьютерная… (Мышка.)

 


Слайд-9


С телефонами он дружен

И для связи очень нужен,

Ведь к компьютерным сетям

Доступ разрешает нам.

Там где он, там нет проблем!

И зовется он… (Модем.


 

Слайд-10


В руки взяли ноутбук

И заметили мы вдруг:

Здесь есть маленький экранчик.

На него поставим пальчик,

И помочь нам будет рад

Добрый труженик… (Тачпад.)


Слайд-11


Здесь почти что сотня клавиш.

Лучше, коль с умом надавишь.

Есть поменьше, есть побольше.

Присмотрись ты к ним подольше:

Цифры, буквы, знаки, стрелы,

Есть здесь Shift, Caps Losk, пробелы.

Да, богатая натура

У моей… (Клавиатуры.)


Слайд-12


Он в компьютерные файлы

Все и вся переведет.

Что ему хозяин задал —

Сделает, не подведет:

Фотографию иль текст

Он воспроизвел и замер.

И незаменим в работе

Наш помощник — новый… (Сканер.)


 

Молодцы, ребята! Все знаете! Ну, а теперь задачка посложнее! четвертый тур  «Территория Ошибок» (5 минут).Каждой команде я раздам лист с клавиатурой. В течение 5 минут необходимо определить какие клавиши стоят не на своем месте и дать верный ответ /какая клавиша где должна быть расположена/. За каждую найденную ошибку вы получаете 1 балл. (24 ошибки)

Молодцы! А сейчас давайте немного разомнемся. Что-то мы засиделись…(физминутка) (2 мин. 17 с.) Здорово! Молодцы! И так, немного размялись, и снова в бой!

Пятый тур (5 минут) Участники продолжают соревноваться друг против друга. Побеждает тот, кто больше коротких слов составил из одного длинного слова «Форматирование». За каждое слово, команда игроков получает 1 очко.

Время на выполнение этого задания 5 минут.  Отлично! Идем дальше.

Шестой тур (5 минут) . Я раздам вам таблицы с двумя, в первой колонке представлены высказывания. Если высказывание верное, то во второй колонке поставьте знак «+», если нет – знак «-». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Время на выполнение этого задания 5 минут.

1. Клавиатура – это клавишное устройство ввода информации

+

2. Устройство ввода в компьютер информации непосредственно с листа – это принтер

-

3. Компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией

+

4. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране – курсор

+

5. Устройство, предназначенное для обработки информации – процессор

+

6. Жесткий магнитный диск для хранения информации в компьютере называется дискетой

-

7. Манипулятор ручного управления курсором – мышь

+

8. Чтобы переместить курсор на новую строку в тексте надо нажать клавишу Shift

-

9. Элемент клавиатуры – это клавиша

+

10. Микрофон – это устройство вывода информации

-

Ответы: 1 – (+), 2 – (-), 3 – (+), 4 – (+), 5 – (+), 6 – (-), 7 – (+), 8 – (-), 9 – (+), 10 – (-).

Хорошо! А теперь поменяйтесь уже заполненными таблицами, и проверьте результаты друг друга по эталону ответов, которые я вам сейчас раздам. Капитаны команд, огласите, пожалуйста, сколько правильных ответов у ваших противников.И вновь все молодцы! Не устали? Тогда продолжим.

Седьмой тур Попробуй, угадай» (5 минут) При любом обмене информации должны существовать приемник и источник  информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов. Сейчас по 2 члена команды по очереди будут выступать в роли  приемника и источника информации. А оценить этот конкурс я попрошу вас, уважаемое жюри. Кто из членов команды, по вашему мнению, будет более артистичным, тот и получает 1 балл в пользу своей команды.

Задание:


1.                  Команде «_____________»:

1.                  Принтер

2.                  Компьютер завис

2.Команде «_____________»:

1. Мышь

2. Злобный вирус


 

Подведение итогов (5 минут) Вот и подошло время подвести итоги. Капитаны команд, посчитайте, сколько жетонов набрала ваша команда за всю игру. Итак! Победила команда ___________! Поздравляю! (вручается диплом).Все ребята молодцы!

smajlik.jpgКартинки по запросу скучающий смайликРефлексия. У вас на столах лежат смайлики, прошу вас наклеить на доску (плакат) смайлик, соответствующий вашему настроению.

В заключении я хочу сказать –в наши дни обществу требуется много людей, профессиональная деятельность которых тесно связана с компьютерными технологиями и информационными системами. Вот почему профессия мастер по обработке цифровой информации так необходима.

Высокий уровень информационной культуры, развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.

И сегодня мы убедились в том, что вы обладаете всеми этими качествами и с легкостью устроитесь на работу и будете востребованы на рынке труда. Я благодарю вас всех за участие! Спасибо! До свидания!

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из главных задач мастера п/о является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение обучающихся к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Высокая познавательная активность возможна только на интересном занятие, когда обучающемуся интересен предмет изучения. Любой мастер п/о, пробуждая интерес к своему предмету и своей профессии, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы независимо от способностей обучающегося. Следует развивать творческие возможности у слабых обучающихся, не давать остановиться в своем развитии более способным. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, зависит от дальнейшего совершенствования работы по развитию творческого потенциала обучающегося. Профессиональное становление личности невозможно без творческого подхода. Квалифицированный специалист сегодня – это конкурентоспособный специалист.

 


 

5. Список используемой литературы.

1. ФГОС СОО СПО про профессии 230103.0 Мастер по обработке цифровой информации (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 №854).

2. В.А. Карсонов «Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах»: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.С. Замиловой, В.А. Ширяевой – Саратов 2005.-100 с.

3. http://bookap.info

4. http://www.informio.ru

5. https://infourok.ru/

6. https://moluch.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru