«Қазтұтынуодағы Қостанай Жоғары экономика колледжі»Мекемесі
Учреждение «Костанайский Высший экономический колледж Казпотребсоюза»
Сабақтың әдістемелік әзірлемесі
Методическая разработка урока
« Биология» пәні бойынша
по дисциплине «Биология»
Тақырып: Нәтижесі жалпылау сабағы. Бақылау жұмысы
Тема: Итогово-обобщающий урок. Контрольная работа
Құрастырған оқытушы:
Составил преподаватель: Аубакирова К.Ж
Жалпы білім беру пәндердің пәндік циклдық
комиссиясының отырысында қаралды
Рассмотрены на заседании предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Хаттама№________________________________
Протокол №_______________________________
От «______»___________________ 20___ ж/г
Пәндік циклдық комиссияның төрағасы:
Председатель предметной цикловой комиссии:
___________________________ Р.Т Баирова
Содержание
Введение
1. Основная часть:
1.1Поурочный план
1.2 Технологическая карта урока
3.Заключение
4.Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Итоговые, обобщающие уроки проводятся с целью углубления, систематизации и закрепления теоретических знаний обучающихся; определения конечного результата в обучении, умении применять знания для решения поставленных задач определенного типа по данной теме или разделу биологии. В ходе урока преподаватель должен содействовать развитию навыков логического мышления, связанных с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по курсу биологии; способствовать расширению знаний обучающихся, связанных с применением биологических знаний в деятельности человека; воспитанию таких качеств личности: как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы, формирование потребности в самоконтроле. Соответственно для достижения этих целей необходимо урок построить таким образом, чтобы урок носил развивающий характер, чтобы атмосфера в учебной аудитории благоприятствовала раскрытию творческого потенциала студентов. Проводя уроки в традиционной форме мы навязываем студентам свои решения, мнение, свой способ выполнения задания, заставляя угадывать, что же хочет, какого ответа ждет на свой вопрос преподаватель, какой способ решения задачи ему понравится и заслужит одобрения, т.е. обучающегося изначально мы ставим в ситуацию неуспеха – он испытывает эмоциональный дискомфорт.
Для решения этой проблемы необходимо использовать интерактивные методы обучения, которые учат мыслить логически, нестандартно, творчески; иллюстративный метод, частично-поисковый; которые позволяют на уроках биологии осуществлять индивидуальную, парную и групповую формы работы., т.е. способствует решению многих проблем психологического характера : общения, адаптации, взаимодействия. На обобщающих уроках обучающиеся должны самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.
Структура предложенного урока:
1(разминка-кроссворд)
2 Работа по группам
2.1 «Дерево решений». Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Обучающиеся должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:
1. Озвучить проблему.
2. Перечислить все написанные решения этой проблемы.
3. Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.
4. Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.
1-е предложение Позиция.
2-е предложение Объяснение «Потому, что…»
3-е предложение Примеры.
4-е предложение Следствие «Следовательно, решение (верно или неверно).
2.2Решение дифференцированных задач
3 Выполнение контрольной работы.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Сабақ жоспары/ План занятия
Мамандық /Специальность:
Пән / Предмет: биология
Тақырып/Тема: Контрольная работа
Сабақтың түрi/ Вид занятия: обобщающий урок
Сабақтың мақсаты/ Цели занятия:
Образовательные: Углубление, систематизация и закрепление теоретических знаний обучающихся; определение конечного результата в обучении, умении применять знания для решения поставленных задач определенного типа по данной теме или разделу биологии
Развивающие: Содействовать развитию навыков логического мышления, связанных с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по курсу биологии.
Воспитательные: Способствовать расширению знаний обучающихся, связанных с применением биологических знаний в деятельности человека ; воспитание таких качеств личности: как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле
Сабақтың
жабдықтары/ Оборудование
урока:
ПК,
интерактивная доска, программа презентаций PowerPoint, таблицы по
теме.
Үлестірімді
құралдар/Раздаточный материал: маршрутные листы
Әдебиет/ Литература:
А.Сартаев.,М.Гильманов .Биология 10кл. Алматы: Мектеп 2014
А.Ковшарь.Биология 11кл. Алматы: Атамура 2015
Сабақтың мазмұны/ Содержание занятия
Кезеңдері / Этапы |
Уақыт/ Время |
1.Организационная часть |
1 мин |
2.Мотивация учебной деятельности |
2 мин |
3. Фронтальная работа с классом. Терминологическая разминка.(работа по кроссворду) |
7мин |
4. Работа по группам |
25 мин |
5.Инструктаж к контрольной работе |
1мин |
6.Контрольная работа |
40 |
7Рефлексия |
4 мин |
Сабақтың барысы/ Содержание занятия
Оқытушының іс-әрекеті Деятельность преподавателя |
Оқушының іс-әрекеті Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Орг момент: проверка посещаемости и подготовка аудитории к уроку 2.Мотивация учебной деятельности: 2.1. Озвучивание с последующей записью темы урока и цели 2.2 Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Так в чем выражается значимость биологических знаний?( возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу человека, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни) 3. Фронтальная работа с классом. Терминологическая разминка.(работа по кроссворду) 1Митоз-деление клетки, при котором образуются 2 диплоидные клетки 2Мейоз-деление соматической клетки с образованием половых клеток 3Кроссинговер - процесс обмена гомологичными участками хромосом в процессе мейоза 4Амитоз-.прямое деление клетки . 5Т.Шванн-автор клеточной теории 6Раса-популяция человека 7Гибридизация-скрещивание 8Опарин-Холдейн -авторы современной (биохимической) теории о происхождении жизни на Земле 9Антропогенез-историческое развитие человека 10Эукариоты-клетки, в строении которых ядро структуризовано 11Прокариоты –клетки,с ядерным веществом 12Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющей возможность развития отдельного элементарного признака. 4. Работа по группам 4.1«Дерево решений». Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Обучающиеся должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану: 1. Озвучить проблему. 2. Перечислить все написанные решения этой проблемы. 3. Огласить лучшее, на ваш взгляд решение. 4. Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.
1-е предложение Позиция. 2-е предложение Объяснение «Потому, что…» 3-е предложение Примеры. 4-е предложение Следствие «Следовательно, решение (верно или неверно). Тема : "Обмен веществ и энергии в клетке" Зачитывается следующий текст: «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную». Вопросы группам: 1.Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать? 2.Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы? 3 В чем же причина избыточного веса? 4Можно ли придти к единому решению этой проблемы, или проблеме решается комплексно? 2.2Решение задач: А1 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.
Пропущенные элементы: 1) ДНК 2) анатомия 3) организменный 4) хлоропласт 5) молекулярно-генетический 6) цитология А2 Максут пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ,результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера. Список ответов: 1) нарушение углеводного обмена 2) кислородная недостаточность 3) анализ крови 4) снижение иммунитета 5) анализ мочи
В1Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров. Список болезней человека: 1) ветряная оспа 2) синдром Дауна 3) инфаркт миокарда 4) дизентерия 5) малярия
С1 Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки. 1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.(ответ:0,2)
5.Инструктаж к контрольной работе 6.Контрольная работа(работа выполняется в 4 варианта по 3 задания) 7. Рефлексия: -оценивание(подсчет баллов, с заполнением таблицы маршрута) -подведение итога урока
|
Работа в парах
Работа по группам |
Оқутышы
Преподаватель: Аубакирова К .Ж.
1.2 Технологическая /маршрутная/ карта урока
Пункт |
Максимальный балл |
Набрано баллов
|
1Разминка-кроссворд
|
10 |
|
2 Работа по группам 2.1 «Дерево решений». |
12 |
|
2.2Решение задач:
|
22 |
|
3 Контрольная работа
|
8 |
|
Итого
|
52 |
|
1(разминка-кроссворд)
1деление клетки, при котором образуются 2 диплоидные клетки
2деление соматической клетки с образованием половых клеток
3прямое деление клетки
4 процесс обмена гомологичными участками хромосом в процессе мейоза 5автор клеточной теории
6-автор современной (биохимической) теории о происхождении жизни на Земле
7популяция человека
8скрещивание
9происхождение,историческое развитие человека
10клетка, в строении которой ядро структуризовано
11клеткас ядерным веществом
12участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющей возможность развития отдельного элементарного признака.
2 Работа по группам
2.1 «Дерево решений». Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Обучающиеся должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:
1. Озвучить проблему.
2. Перечислить все написанные решения этой проблемы.
3. Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.
4. Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.
1-е предложение Позиция.
2-е предложение Объяснение «Потому, что…»
3-е предложение Примеры.
4-е предложение Следствие «Следовательно, решение (верно или неверно).
Тема проблемы : "Обмен веществ и энергии в клетке".Зачитывается следующий текст: «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».
Вопросы группам:
1группа:Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать? 2группа:Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы?
3группа:В чем же причина избыточного веса?
4группа:Можно ли придти к единому решению этой проблемы, или проблема решается комплексно?
2.2Решение задач:
А1 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска выберите и запишите в таблицу
номер нужного элемента.
Уровень организации |
Наука, изучающая данный уровень |
Пример |
|
|
|
|
|
|
Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология
А2 Максут пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ ,результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109.
Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных
результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.
Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ мочи
Анализ |
Диагноз |
|
|
В1Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.
Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия
Наследственное заболевание |
Приобретённое заболевание
|
|
|
Инфекционное |
Неинфекционное |
|
|
|
С1 Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.
1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека,
который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла
и две сосиски.
Продукты |
Количество холестерина, г/100 г продукта |
Продукты |
Количество холестерина, г/100 г продукта |
Молоко пастеризованное |
0,01 |
Сосиски (одна сосиска –40г) |
0,04 |
Творог нежирный |
0,04 |
Колбаса |
0,07 |
Сыр «Голландский» |
0,51 |
Яйцо куриное (одно яйцо – 50 г) |
0,57 |
Масло сливочное |
0,18 |
Треска |
0,03 |
3.Контрольная работа(работа выполняется в 4 варианта по 3 задания)
4. Рефлексия:
-оценивание(подсчет баллов)
-подведение итога урока
Какие ключевые понятия повторили |
Что вызвало трудности, и каковы их причины |
Личная оценка качества усвоения материала |
Личная оценка активности и вклада в урок |
2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе урока обобщить учебный материал студентам позволила структура урока, которая способствовала активизации мыслительной ,учебной деятельности. В ходе урока студенты заполняли маршрутный лист, который способствовал выбору, определению учебной деятельности , ее оцениванию .
Рефлексия позволила выявить недостатки как в плане урока, так и в подготовке студента, его личной реализации деятельности.
3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.
2. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М: Просвещение, 1988.
3. Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // география в школе, 1989 №5.
4. Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // география в школе 2000 №4.
5. Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // география в школе, 1999 №1.
6. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Просвещение, 1984.
7. Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении географии сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 1980.
8. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1978.
9. Петровский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся – М: АПН РСФСР, 1990.
10. Здоровье, медицина - Смайлик gif аниhttp://vamotkrytka.ru/_ph/39/2/632213999.gif
11. ЕГЭ – 2009: Биология: реальные задания. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126 с. – (Федеральный институт педагогических измерений)
12. Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно – методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 443 с. – (Готовимся к ЕГЭ).
13. Кириленко А. А. молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С: учебно – методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 144 с. – (Готовимся к ЕГЭ)
14. Калинова Г. С., Мягков А. Н. Учебно тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Биология. – М.: Интеллект – Центр, 2003 – 160 с.
15.А.Сартаев.,М.Гильманов .Биология 10кл. Алматы: Мектеп 2014
16. А.Ковшарь.Биология 11кл. Алматы: Атамура 2015
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.