методическая разработка урока

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 05.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

контрольная работа по биологии
Иконка файла материала методическая разработка урока контрольная работа.docx

«Қазтұтынуодағы Қостанай Жоғары экономика колледжі»Мекемесі

Учреждение «Костанайский Высший экономический колледж Казпотребсоюза»

 

 

 

 

 

 

 

Сабақтың әдістемелік әзірлемесі

Методическая разработка урока

 

 

 

 

 

« Биология»        пәні бойынша

по дисциплине     «Биология»

 

Тақырып:   Нәтижесі жалпылау сабағы. Бақылау жұмысы

Тема: Итогово-обобщающий урок.  Контрольная работа

 

 

 

                                                      Құрастырған оқытушы:

 

                                                      Составил преподаватель: Аубакирова К.Ж

 

 

 

 

 

 

                                                          Жалпы білім беру пәндердің пәндік циклдық    

                                                          комиссиясының отырысында қаралды          

                                                                     Рассмотрены на заседании предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

                                                                Хаттама№________________________________

                                                          Протокол №_______________________________

                                                               От «______»___________________ 20___ ж/г

                                                               Пәндік циклдық комиссияның төрағасы:

                                                               Председатель предметной цикловой комиссии:

                                                               ___________________________ Р.Т Баирова

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

1. Основная часть:

           1.1Поурочный план

           1.2 Технологическая карта урока

           3.Заключение

           4.Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Итоговые, обобщающие уроки проводятся с целью углубления, систематизации и закрепления  теоретических  знаний обучающихся; определения конечного результата в обучении, умении применять знания для решения поставленных задач определенного типа по данной теме или разделу биологии. В ходе  урока преподаватель должен  содействовать  развитию навыков логического мышления, связанных с определением  качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по курсу биологии; способствовать  расширению знаний обучающихся, связанных с применением биологических знаний  в деятельности человека; воспитанию  таких качеств личности: как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы, формирование потребности в самоконтроле. Соответственно для достижения этих целей необходимо урок построить таким образом, чтобы урок  носил  развивающий характер, чтобы атмосфера в учебной аудитории благоприятствовала раскрытию творческого потенциала  студентов. Проводя уроки в традиционной форме мы навязываем студентам свои решения, мнение, свой способ выполнения задания, заставляя угадывать, что же хочет, какого ответа  ждет на свой вопрос преподаватель, какой способ решения задачи ему понравится и заслужит одобрения, т.е. обучающегося изначально мы ставим в ситуацию неуспеха – он испытывает эмоциональный дискомфорт.

Для решения этой проблемы необходимо использовать интерактивные методы обучения, которые учат мыслить логически, нестандартно, творчески; иллюстративный метод, частично-поисковый; которые позволяют на уроках  биологии осуществлять индивидуальную, парную и групповую формы работы., т.е. способствует решению многих проблем психологического характера : общения, адаптации, взаимодействия. На обобщающих уроках обучающиеся должны  самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию.

Структура предложенного урока:

1(разминка-кроссворд)

2 Работа по группам

2.1 «Дерево решений». Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Обучающиеся должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:

1.      Озвучить проблему.

2.      Перечислить все написанные решения этой проблемы.

3.      Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.

4.      Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.

1-е предложение Позиция.

2-е предложение Объяснение «Потому, что…»

3-е предложение Примеры.

4-е предложение Следствие «Следовательно, решение (верно или неверно).

2.2Решение дифференцированных задач

3 Выполнение контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

Сабақ жоспары/ План занятия

Мамандық /Специальность:

Пән / Предмет: биология

Тақырып/Тема: Контрольная работа

Сабақтың түрi/ Вид занятия: обобщающий урок

Сабақтың мақсаты/ Цели занятия: 

 

Образовательные:  Углубление, систематизация и закрепление  теоретических  знаний обучающихся; определение конечного результата в обучении, умении применять знания для решения поставленных задач определенного типа по данной теме или разделу биологии

Развивающие: Содействовать  развитию навыков логического мышления, связанных с определением  качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками предусмотренных программой по курсу биологии.

 Воспитательные: Способствовать  расширению знаний обучающихся, связанных с применением биологических знаний  в деятельности человека ; воспитание  таких качеств личности: как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле

 

Сабақтың жабдықтары/ Оборудование урока:  ПК, интерактивная доска, программа презентаций PowerPoint, таблицы по теме.
Үлестірімді құралдар/Раздаточный материал: маршрутные листы

Әдебиет/ Литература:

А.Сартаев.,М.Гильманов .Биология 10кл. Алматы: Мектеп 2014

 А.Ковшарь.Биология 11кл. Алматы: Атамура 2015

 

Сабақтың мазмұны/ Содержание занятия 

Кезеңдері / Этапы

             Уақыт/ Время

1.Организационная часть

1 мин

2.Мотивация учебной деятельности

2 мин

3. Фронтальная работа с классом. Терминологическая разминка.(работа  по кроссворду)

7мин

4. Работа по группам

25 мин

5.Инструктаж к контрольной работе

1мин

6.Контрольная работа

40

7Рефлексия                       

4 мин

 

 

 

Сабақтың барысы/ Содержание занятия

Оқытушының іс-әрекеті                                             Деятельность преподавателя

Оқушының іс-әрекеті    Деятельность обучающихся

1.Орг момент: проверка посещаемости и подготовка аудитории к уроку

2.Мотивация учебной деятельности:

2.1. Озвучивание с последующей записью темы урока и цели

2.2 Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира.

Так в чем выражается  значимость биологических знаний?( возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу человека, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни)

3. Фронтальная работа с классом. Терминологическая разминка.(работа  по кроссворду)

1Митоз-деление клетки, при котором образуются 2 диплоидные клетки

2Мейоз-деление соматической  клетки с образованием  половых клеток

3Кроссинговер - процесс обмена  гомологичными участками хромосом в процессе мейоза

4Амитоз-.прямое деление клетки .

5Т.Шванн-автор клеточной теории

6Раса-популяция человека

7Гибридизация-скрещивание

8Опарин-Холдейн -авторы современной (биохимической) теории о происхождении жизни на Земле

9Антропогенез-историческое развитие человека

10Эукариоты-клетки, в строении которых ядро структуризовано

11Прокариоты –клетки,с ядерным веществом

12Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющей возможность развития отдельного элементарного признака.

4. Работа по группам

4.1«Дерево решений». Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Обучающиеся должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:

1.      Озвучить проблему.

2.      Перечислить все написанные решения этой проблемы.

3.      Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.

4.      Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.

 

1-е предложение Позиция.

2-е предложение Объяснение «Потому, что…»

3-е предложение Примеры.

4-е предложение Следствие «Следовательно, решение (верно или неверно).

Тема : "Обмен веществ и энергии в клетке"

 Зачитывается  следующий текст: «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».

Вопросы  группам: 1.Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать? 2.Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы?   3 В чем же причина избыточного веса?

4Можно ли придти к единому решению этой проблемы, или проблеме решается комплексно?

2.2Решение задач:

А1 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска выберите и запишите в таблицу

номер нужного элемента.

Уровень организации

 Наука, изучающая данный уровень

Пример

5

6

1

 

 

 

Пропущенные элементы:

1) ДНК

2) анатомия

3) организменный

4) хлоропласт

5) молекулярно-генетический

6) цитология 

А2 Максут пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ,результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109.

Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных

результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) нарушение углеводного обмена

2) кислородная недостаточность

3) анализ крови

4) снижение иммунитета

5) анализ мочи

Анализ

 Диагноз

3

1

 

В1Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) ветряная оспа

2) синдром Дауна

3) инфаркт миокарда

4) дизентерия

5) малярия

 

Наследственное заболевание

Приобретённое заболевание

 

 

Инфекционное

 Неинфекционное

2

1,4,5

3

 

С1 Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека,

который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла   и две сосиски.(ответ:0,2)

 

 

Продукты

 Количество

холестерина,

г/100 г продукта

Продукты

Количество

холестерина,

г/100 г продукта

Молоко

пастеризованное       

0,01

Сосиски

(одна сосиска –40г)

0,04

Творог нежирный

0,04

Колбаса

 0,07

Сыр «Голландский»

0,51

Яйцо куриное

(одно яйцо – 50 г)

0,57

Масло сливочное

 0,18

 Треска

0,03

5.Инструктаж к контрольной работе

6.Контрольная работа(работа выполняется в 4 варианта по 3 задания)

7. Рефлексия:

-оценивание(подсчет баллов, с заполнением таблицы маршрута)

-подведение итога урока

Какие ключевые понятия повторили

Что вызвало трудности, и каковы их причины

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности и вклада в урок

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

Работа по группам

Оқутышы

Преподаватель:   Аубакирова К .Ж.

 

 

 

 

 

1.2 Технологическая /маршрутная/ карта урока

 

Пункт

Максимальный балл

Набрано баллов

 

1Разминка-кроссворд

 

10

 

2 Работа по группам

2.1 «Дерево решений».

12

 

2.2Решение задач:

 

22

 

3 Контрольная работа

 

8

 

Итого

 

52

 

 

1(разминка-кроссворд)

1деление клетки, при котором образуются 2 диплоидные клетки

2деление соматической  клетки с образованием  половых клеток

 3прямое деление клетки

4 процесс обмена  гомологичными участками хромосом в процессе мейоза  5автор клеточной теории

6-автор современной (биохимической) теории о происхождении жизни на Земле

 

7популяция человека

8скрещивание

9происхождение,историческое развитие человека

10клетка, в строении которой ядро структуризовано

11клеткас ядерным веществом

12участок молекулы ДНК, отвечающий за структуру определенной молекулы белка и определяющей возможность развития отдельного элементарного признака.

 

2 Работа по группам

2.1 «Дерево решений». Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. Обучающиеся должны записать не менее трех решений данной проблемы, затем у каждого решения найти положительные и отрицательные стороны, выявить самое оптимальное, правильное на ваш взгляд решение и выступить по плану:

1.      Озвучить проблему.

2.      Перечислить все написанные решения этой проблемы.

3.      Огласить лучшее, на ваш взгляд решение.

4.      Объяснить свой выбор, пользуясь ПОПС-формулой. ПОПС-формула – это 4 предложения, доказывающие правильность принятого решения.

1-е предложение Позиция.

2-е предложение Объяснение «Потому, что…»

3-е предложение Примеры.

4-е предложение Следствие «Следовательно, решение (верно или неверно).

Тема проблемы : "Обмен веществ и энергии в клетке".Зачитывается  следующий текст: «Нарушения обмена веществ часто приводят к избыточному весу. Диеты по снижению веса очень популярны среди женщин и девушек. Установлено, что резкая смена типа питания на небольшой срок дает кратковременный эффект, замедляя обмен веществ и усиливая аппетит. Обычно после диет масса тела быстро восстанавливается, а порой даже превышает исходную».

Вопросы  группам:

1группа:Как вы думаете, действительно ли эта проблема так важна, и надо ли ее решать?      2группа:Какие способы решения этой проблемы можете предложить вы? 

 3группа:В чем же причина избыточного веса?

4группа:Можно ли придти к единому решению этой проблемы, или проблема решается комплексно?

 

2.2Решение задач:

А1 Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска выберите и запишите в таблицу

номер нужного элемента.

Уровень организации

 Наука, изучающая данный уровень

Пример

 

 

 

 

 

 

Пропущенные элементы:

1) ДНК

2) анатомия

3) организменный

4) хлоропласт

5) молекулярно-генетический

6) цитология  

А2 Максут пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ ,результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109.

Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных

результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) нарушение углеводного обмена

2) кислородная недостаточность

3) анализ крови

4) снижение иммунитета

5) анализ мочи

Анализ

 Диагноз

 

 

 

В1Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) ветряная оспа

2) синдром Дауна

3) инфаркт миокарда

4) дизентерия

5) малярия

 

 

Наследственное заболевание

Приобретённое заболевание

 

 

Инфекционное

 Неинфекционное

 

 

 

 

С1 Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека,

который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла

и две сосиски.

 

Продукты

 Количество

холестерина,

г/100 г продукта

Продукты

Количество

холестерина,

г/100 г продукта

Молоко

пастеризованное       

0,01

Сосиски

(одна сосиска –40г)

0,04

Творог нежирный

0,04

Колбаса

 0,07

Сыр «Голландский»

0,51

Яйцо куриное

(одно яйцо – 50 г)

0,57

Масло сливочное

 0,18

 Треска

0,03

 

3.Контрольная работа(работа выполняется в 4 варианта по 3 задания)

4. Рефлексия:

-оценивание(подсчет баллов)

-подведение итога урока

Какие ключевые понятия повторили

Что вызвало трудности, и каковы их причины

Личная оценка качества усвоения материала

Личная оценка активности и вклада в урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе урока обобщить учебный материал студентам позволила структура урока, которая способствовала активизации мыслительной ,учебной деятельности. В ходе урока студенты заполняли маршрутный лист, который способствовал  выбору, определению учебной деятельности , ее оцениванию .

Рефлексия  позволила  выявить  недостатки   как в плане урока,  так и в подготовке студента, его личной реализации деятельности.

 

                                      3 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметки. – М: Знание, 1980.

2.     Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М: Просвещение, 1988.

3.     Баймуханов Б. Б. Тематический контроль и учет знаний // география в школе, 1989 №5.

4.     Борода Л.Я. Некоторые формы контроля на уроке // география в школе 2000 №4.

5.     Вахламова А. П., Рабунский Е. С. О систематической взаимопроверке знаний учащихся на уроках // география в школе, 1999 №1.

6.     Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Просвещение, 1984.

7.     Калинина М.И. К вопросу о контроле и оценке знаний учащихся/ сб. статей “Организация контроля знаний учащихся в обучении географии сост. Борчугова З. Г., Батий Ю. Ю. – М: Просвещение, 1980.

8.     Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. Скаткина М.Н., Краевского М.Н. – М: Педагогика, 1978.

9.     Петровский Е. И. Проверка и оценка знаний учащихся – М: АПН РСФСР, 1990.

       10.  Здоровье, медицина - Смайлик gif аниhttp://vamotkrytka.ru/_ph/39/2/632213999.gif

      11.        ЕГЭ – 2009: Биология: реальные задания. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 126 с. – (Федеральный    институт педагогических измерений)

       12.       Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. Подготовка к ЕГЭ – 2012: учебно – методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 443 с. – (Готовимся к ЕГЭ).

        13.      Кириленко А. А. молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ЕГЭ: уровни А, В и С: учебно – методическое пособие – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 144 с. – (Готовимся к ЕГЭ)

        14.      Калинова Г. С., Мягков А. Н. Учебно тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Биология. – М.: Интеллект – Центр, 2003 – 160 с.

      15.А.Сартаев.,М.Гильманов .Биология 10кл. Алматы: Мектеп 2014

     

       16. А.Ковшарь.Биология 11кл. Алматы: Атамура 2015