Методическая разработка урока №6 по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в 10 классе

  • docx
  • 02.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок 6 достоевский.docx

Урок 6

Тема урока: Время и пространство в романе. Система героев.

Ход урока:

«Преступление и наказание», созданный в 60-е годы, особенный роман, где художественная система Достоевского сложилась целиком и полностью. Самый гармоничный из романов Достоевского. Подготовлен всеми поисками Достоевского 40-50-х годов:

герой – петербургский интеллигент, идеолог; тема народной жизни, народной души;

момент потрясения;


система персонажей – центральный герой + побочные герои роман, сначала задуманный как повесть ДНЕВНИК УБИЙЦЫ.

В основе романа авантюрный сюжет (для русской классической системы не

очень характерен). ЗАЧЕМ? Дает возможность полной свободы героя, неожиданные повороты, резкие изменения поступков. 560 раз употребляется слово ВДРУГ.

 

Художественное время и пространство в романе.

Время.

1.      Историческое время июль 1865 года. Действие разворачивается в течение 15 дней. Это важно!

2.      Время развивается скачками. Иногда замедлено, иногда стянуто в одну точку. Это обусловлено психологическими факторами + действует время трагедии. Иногда время останавливается. Особое время дня в романах Достоевского ЗАКАТ, происходит что-то необычайное, решается судьба героя, рок, стихия вторгается в жизнь героя.

3.      Сны героев. Сон Раскольникова о лошади, сон о золотом веке. Сон в эпилоге об апокалипсисе, сны Свидригайлова.

4.      Особое эпическое библейское время торжествует в эпилоге.

 

Пространство.

Где происходит действие романа?

1.      Пространство города. Но нет социальных контрастов, не изображается Невский проспект, а Петербург Мещанской улицы и Сенной площади.

2.      Конкретное пространство в деталях.

3.      Особое мифологическое пространство:

·         закрытое пространство (центр его каморка Раскольникова)

·         углы, комнаты героев. Образ угла, тупик.

·         Открытое пространство (площади) как сцена. Екатерина Ивановна на площади с детьми, Мармеладов под лошадь, Раскольников узнает о старухе, Раскольников выходит на площадь для покаяния. Но не свободное пространство = давка, теснота.

·         Максимально открытое пространство эпилога.

 

Задание. Герои романа

1)  По одному участнику команды выполняют следующее задание:

с помощью электронной документ - камеры на экране высвечивается таблица, необходимо соединить имена и фамилии.

 

Имена

Фамилии

Екатерина Ивановна

Раскольников

Софья Семеновна

Лужин

Марфа Петровна

Свидригайлов

Авдотья Романовна

Разумихин

Семён Захарыч

Мармеладов

Родион Романович

Лебезятников

Аркадий Иванович

Заметов

Дмитрий Прокофьевич

 

Порфирий Петрович

 

Андрей Семёнович

 

Петр Петрович

 


2)  Отношение героев к религии.

«…Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть», - писал Достоевский своему большому другу Н.Д.Фонвизиной.

Вопросы этого конкурса связаны с христианским вероисповеданием.

Каждой команде читается характеристика одного из героев. Необходимо отгадать, кто этот герой и ответить на вопросы.

 

Задания для первой команды.

Она … «была малого роста, лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… Теперь это была скромно и бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, со скромною и приличною манерою, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». ( Соня Мармеладова)

Вопросы:

1. Раскольников однажды поинтересовался, часто ли Соня бывает в церкви. Ответьте, когда она в последний раз ходила туда. (Нечасто, ходила на прошлой неделе панихиду служить по Лизавете).

2. Когда Раскольников попросил прочесть с ним отрывок из Евангелия, голос

Сони звучал звонко, как металл. Какой отрывок Соня читала наизусть? Почему именно ему она придавала такое большое значение? (Соня читала главу о воскресении Лазаря. « И он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же», - мечталось ей).

 

Задания для второй команды.

«…Он был замечательно хорош собой, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу».

(Родион Раскольников)

Вопросы:

1.      Зайдя к Соне перед тем, как идти в полицейский участок, Раскольников говорит: «…я за твоими крестами, Соня». Соня вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь крестик. Какой из двух? Почему этот?(Медный Лизаветин себе взяла, кипарисный, то есть простонародный, символ того, что крест взял на себя).

2.      На каторге герой романа переживает духовное возрождение, меняется отношение к религии. «Под подушкой его лежало Евангелие…Эта книга принадлежала Соне,была та самая…» Чем знаменательно это Евангелие? Какие главы читал Раскольников?

(Это Евангелие попало к Соне от Лизаветы, которую убил Раскольников. Из неё читала Соня о воскресении Лазаря. Сам Раскольников её не читал).

 

Задания для третьей команды.

«Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный. Был он щёгольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином… Волосы были белокурые и чуть с проседью, а широкая густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво».

(Аркадий Иванович Свидригайлов).

Вопросы:

1.      Как Свидригайлов представлял себе жизнь после смерти? (…будет там одна комната, вроде деревенской бани, закоптелая, а по углам пауки и вот и вся вечность).

2.      В одном из романов Достоевский рассказывал притчу о грешнице,

прощенную Богом за единственно доброе дело она подала нищенке луковку. В


жизни Свидригайлова было много грехов, а были ли луковки? (Он пожалел и

отпустил Дуню, представил Марфе Петровне Дунино, письмо как доказательство невиновности; пристроил в приют детей Мармеладова и пожертвовал наих

содержание 10 тысяч; три тысячи выделил Соне; 15 тысяч перед отъездом отдал

«невесте»)