Тема урока: Тема двойничества в романе.«Двойничество и система двойников в романе».
В 1846 году Достоевским написана повесть «Двойник» с главным героем Голядкиным.
1. «Преступление и наказание». Уже в названии романа заявлена тема двойничества, так как наказание есть оборотная сторона преступления.
2. В имени героя тоже присутствие этой темы. Раскольников = раскол, расколоть, расколоться = нарушение единства, раздробление на несколько частей, внесение несогласия.
3. Все события в романе, так или иначе, предваряются или повторяются. Например в снах героев. Или, прежде чем совершить убийство старухи, Раскольников
«репетирует», отнеся к ней в заклад часы.
4. Присутствие в романе героев-двойников Раскольникова. Об этом особо.
Сюжет романа схематично можно определить так:
рождение идеи --- проверка идеи (убийство старухи) --- развенчание идеи (внешне – борьба Раскольникова и Порфирия Петровича)
Повторим общую суть идеи Раскольникова:
Мир, в центре которого стоит человек, свободный от всего. Человек волен переделать мир по-своему, как ему кажется правильным. = Это точка, где сходятся идеи Раскольникова и его двойников.
Развенчание идеи происходит через идеологических двойников Раскольникова.Интересно то, что эти герои враждебны Раскольникову, он их не признает.
«Двойник – человек, имеющий сходство с другим человеком или очень похожий на другоговнешне или внутренне». (Словарь русского языка АН СССР)
Внешне совсем не похож на Раскольникова. Буржуазный предприниматель. Его теория – теория утилитарной этики. БОГА НЕТ - человек может создавать свою этику = этично все, что полезно человеку и обществу = «ТЕОРИЯ РВАНОГО КАФТАНА» (зачем делить кафтан, если от этого никто не выиграет, лучше один человек возьмет себе все и одному хотя бы будет польза)
Свидригайлов.
Переступает закон и не раз. Он доводит идею Раскольникова до крайней точки. Человек высок и он способен на высокие поступки, но он же способен и на самые низкие поступки, ради удовольствия все возможно. Свидригайлов знаток человеческой души, но он видит прежде всего подлость натуры. В центре мира ЧЕЛОВЕК и его «Я ХОЧУ».Свидригайлов несет в себе ОБАЯНИЕ ЗЛА.
Почему он гибнет в романе? Душа его мертва. И жизнь, и смерть для него одинаково омерзительны. Свидригайлов убивает себя заведомо некрасиво, на улице, на глазах жалкого будочника. Это его последняя насмешка над жизнью. Смерть Свидригайлова сопровождается сценой наводнения = потопа.
В. Шефнер.
Свидригайлов, случайный попутчик Всех, кто жжет пред собою мосты,
Не скажу, что ты – лучший из лучших, Но и худший из худших – не ты.
Ты за все свои злые удачи
И за сделки с лукавой судьбой, Не торгуясь, не требуя сдачи, Расплатиться сумеешь собой.
По Большому проспекту неспешно Ты идешь, чтоб навеки замкнуть
Путь беспутный свой, путь многогрешный, Достоевским начертанный путь.
А Всевышний играет в молчанку, Сверху сыплется влажная пыль, И вселенная мокрой мочалкой На соборный намотана шпиль.
Ты уйдешь из Петровской столицы Не в классически-огненный ад, -
В Вечность серую, в баню к мокрицам, К паукам, что на стенке кишат…
В двух шагах от такого Эреба Оглянись, передумай, должник… Петербургское мутное небо
Тихо капает за воротник.
Равнодушный к тебе, невеселый Город мокнет под мелким дождем, Шпилем, будто осиновым колом, К этой утлой земле пригвожден.
Лебезятников.
Принцип пользы доведен до абсурда (работа ассенизаторов полезнее поэзии Пушкина)
Равенство мужчин и женщин (комедия на отношения в романе Чернышевского «Что делать».) Есть черты сходства героя с революционером-демократом Добролюбовым. Но почему Лебезятников вступается за Соню в сцене обвинения в краже? В чем польза? Просто нравственный порыв.
Дуня Раскольникова.
Внешнее сходство с братом поразительное. И внутренне оба готовы к самопожертвованию. «Убить себя» ради брата и матери = выйти замуж за Лужина. Оба готовы к мученичеству.
Гордое страдание, презрительное, высокомерное.
Тоже грешница, «понапрасну умертвила и предала себя». И она и Раскольников оба
«принимают страдание».
У Сони тоже есть своя идея: БОГ ЕСТЬ! --- есть грех и вина----- нет человека без греха -
--- судить человека и мир не имеет право никто. Раскольников отстаивает принцип СПРАВЕДЛИВОСТИ, а Соня – принцип МИЛОСЕРДИЯ.
«Убивает» Катерину Ивановну своим пьянством (все пропил).
Ведет себя не как пьяница. А Раскольников ведет себя не как убийца.
Способен к состраданию и есть потребность к страданию (как и Раскольников) – женился на Катерине Ивановне из сострадания.
Так же как Раскольников хотел вывести семью из нищеты и не мог.
Проницательность подобная Раскольникову. Знает Раскольникова как самого себя.
Тоже знает и любит сына.
Страдает, но жертвует своей дочерью ради спасения сына.
Воплощает народную правду: не мир перед человеком виноват, а человек перед миром.
Несколько пародийный характер несения страдания (нет бога в ней, страдание ради наслаждения).
Кроме того, есть и другие параллели – двойничество. Дуня ===== Соня ====== Лизавета ====== Раскольников судьба на ней Соня отдает ему крест Лизаветы
жертвуют собой крест Сониради близких
Свидригайлов === господин с усиками, который охотится за пьяной девочкой на бульваре.
Марфа Петровна === ее призрак
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.