Методическая разработка урока физики в 9 классе по ФГОС
по теме: «Электромагнитные волны».
Учитель физики В.К. Мухотдинов Энвер Ягферович
г. Набережные Челны -2022г.
Технологическая карта урока физики по ФГОС : «Электромагнитные волны»
Учебный предмет: физика
Класс: 9 класс
УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин
Тема урока: «Электромагнитные волны»
Место и роль урока в изучаемой теме:
Тип урока: комплексное применение ЗУН учащихся
Актуальность использования средств ИКТ |
Использование ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся, расширить область применения их знаний, а также рассмотреть природу электромагнитных волн,их переменность |
||
Цель урока |
Содержательная: усвоение знаний самостоятельно, отработка универсальных учебных действий в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия; обобщение и систематизация знаний и способов деятельности. Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности: усвоение образца комплексного применение ЗУН; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания, контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков. |
||
Задачи |
Обучающие: Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при выполнении заданий и поисковой деятельности, составлять алгоритм предстоящей работы. Развивающие: Развивать логически мыслить и оценивать продукт деятельности другого учащего. Развивать адекватную самооценку личности ребёнка. Развивать мотивацию достижения успеха в учебной деятельности. Воспитательные: Создать условия для развития ценностно-смысловой сферы ребёнка: получение радости от труда, преодоления трудностей, от завершённости творческого процесса. Воспитывать чувство уважения к другому и его труду. Формирование деловой культуры общения. |
||
Планируемый результат |
Личностные УУД: • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению физики. Регулятивные УУД: • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; • формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные УУД: • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться:
Познавательные УУД: • построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей; Учащиеся получат возможность научиться:
|
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
универсальные, ЦОР |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
мультимедийный проектор, экран |
||
Организация пространства |
|||
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
|
Математика География Техника |
|
|
|
Организационная структура урока
Этап урока |
Длительность этапа |
Задачи |
Основной вид деятельности со средствами ИКТ |
Форма организации деятельности учащихся |
Функции и основные виды деятельности учителя на данном этапе |
Промежуточный контроль |
Этап 1 Организационный |
1 мин. |
Организация внимания учащихся |
Приветствие |
Организующая и направляющая |
Быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
|
Этап 2 Мотивация учащихся к работе на основном этапе |
1 мин. |
Развитие мотивации к познавательной деятельности. Актуализация субъективного опыта (личностных смыслов, ценностных отношений) |
Мультимедийная презентация |
Постановка целей в виде конечных результатов. Принятие субъектами занятия целей. |
Направляющая. Формулировка целей вместе с субъектами занятия. Показ социальной и личностной значимости занятия. |
Готовность присутствующих к активной деятельности |
Этап 3 Применение знаний и способов действий |
20 мин. |
Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
Мультимедийная презентация |
Защита учащимися своих проектных заданий. |
Обучающая. Новый вид деятельности - защита своей работы |
Умение защищать свою работу и отвечать на вопросы учителя |
Этап 4 Контроль и самоконтроль знаний и способов действий |
5 мин |
Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям |
Заполнение листа экспертной оценки |
Направляющая |
Заполненный и сданный лист |
|
Этап 5 Обобщение и систематизация знаний |
10 мин |
Обеспечить формирование у учащихся целостной системы ведущих знаний. |
Выполнение интерактивного теста |
Работа с интерактивного тестом |
Организующая |
Оценка количества правильных ответов |
Этап 6 Коррекция знаний и способов действий |
2 мин. |
Откорректировать пробелы в ЗУН |
Выполнение другого интерактивного теста переход к усложнённо-му заданию по выбору |
Работа с другим видоизменённом или усложнённом интерактивным тестом |
Обучающая. Фасилицирующая. Стимулирование учащихся на исправление своих ошибок и отработку умений не допускать ошибки |
Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний |
Этап 7 Рефлексия учащихся |
1 мин. |
Инициатировать рефлексию по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности с учителем и одноклассниками |
Самостоятельная работа учащихся. |
Направляющая Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения |
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке |
|
Этап 8. Информация о домашнем задании |
4 мин |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Пересказ своими словами задач условий домашних задач и методов их решения |
Обучающая. Осмысление хода решения домашних задач |
Мотивирован-ность на выполнение д/з |
|
Этап 9 Подведение итогов урока |
1 мин. |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Фронтальная. беседа |
Контролирующая |
Подведение итогов самими учащимися |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
1 этап – Организационный Цель: Быстрое включение учащихся в деловой ритм урока. |
|||||||||||||||
Приветствие учащихся |
_ |
_ |
Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга |
Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета |
Принятие сигнала к началу учебной деятельности |
Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности |
|||||||||
2 этап – Мотивация учащихся к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока. Цель: Подготовить присутствующих к активной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий |
|||||||||||||||
Озвучивает тему и цель урока. Создает эмоциональный настрой на защиту проекта и работу в роли эксперта |
Уточняют, кто какие этапы выполняет, и какбудет выполнятся защита проекта |
Самостоятельное рассмотрение критериев экспертной оценки. |
Взаимодействуют с учителем и классом во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме |
Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию |
Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи. |
Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. |
|||||||||
3 этап – Применение знаний и способов действий Цель: Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
Организует защиту проекта. Объясняет требования к проекту |
Активизируют информацию в соответствии с учебной задачей. |
Систематизируют и дифференцируют полученные знания. |
Обсуждают в группах, приходят к единому мнению.
Выступают с сообщением от группы. |
Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению. |
Высказывают мнения в порядке очередности
|
Контролировать время, предоставленное для работы.
|
|||||||||
4 этап Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Цель Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
Организует фронтальную оценку защиты проекта |
Развитие оценочных суждений |
Строить логические высказывания. |
Взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме. |
Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы. |
Оценочные действия по определённым критериям, концентрируют внимание на ответах собеседника. |
Корректировать ошибки, восполнять пробелы. Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль. |
|||||||||
5 этап - Обобщение и систематизация знаний Цель: Самостоятельное применение полученных знаний |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
Выполняет,функцию тьютора,в группах помогает с зашитой проекта |
Выполняют задание, , воспроизводят систематизацию материала по теме «Электромагнитные волны ».
|
Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. |
Взаимодействие с компьютером |
Интерактивное взаимодействие |
Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов.
. |
Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации. Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы. |
|||||||||
6 этап Коррекция знаний и способов действий Цель: Ликвидировать пробелы в знаниях и способах действий учащихся |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
Контролирует устранение пробелов при оформлении защиты проекта |
Воспроизводят систематизацию материала по теме «Электромагнитные волны»,в виде проекта |
Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления учебной задачи. |
Взаимодействие с компьютером |
Интерактивное взаимодействие |
Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления ответов |
Контролировать собственное время, правильность выполнения своих умственных действий в процессе работы. |
|||||||||
7 этап –Рефлексия учащихся Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
Предлагает учащимся дописать на листочках окончания фраз: В работе над проектом: Я научился____ Мне понравилось___ Мне не понравилось___ |
Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой. |
Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели. |
Транслируют оценку результатов собственной деятельности. |
Высказывать собственное мнение, слушать других. |
Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности. |
Осуществлять самоконтроль и самооценку. |
|||||||||
8 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: Мотивация на дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
Объясняет домашнее задание: выполнение дифференцированных индивидуальных задач |
Вспоминают как решаются задачи на «3» На «4» На «5» |
Определяют область своих полученных знаний |
Обсуждают, задают вопросы |
Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи. |
Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи. |
Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. |
|||||||||
9 этап – Итоги урока Цель: Ориентация учащихся на их индивидуальном образовательном маршруте |
|||||||||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||||||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
||||||||||
Организует обсуждение результатов занятия. |
Формулируют выводы о достижении своих целей урока. |
Развитие адекватной самооценки личностных достижений. |
Обсуждают результаты урока |
Развитие диалоговой речи |
Соотносят ожидаемые результаты в образовательной деятельности с реальными |
Анализ, дифференциация, сопоставление информации. |
|||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.