Методическая разработка урока истории в игровой форме для 7 класса "По волнам смутного времени""
Оценка 4.7

Методическая разработка урока истории в игровой форме для 7 класса "По волнам смутного времени""

Оценка 4.7
docx
10.02.2023
Методическая разработка урока истории в игровой форме для 7 класса "По волнам смутного времени""
урок - игра по истории 7 класс по волнам смутного времени.docx

Урок- игра «Путешествие по Смутному времени»

 

Цели урока:

Образовательные:

- повторить, систематизировать обобщить исторические факты и события Смуты;

- оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю России;

- определить историческое значение, оценку «смутного времени» в истории России.

Развивающие:

- развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившим событиям (деятельность Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, восстание под руководством И. Болотникова, Первое и Второе ополчения);

- продолжить формирование умений работы с дополнительным материалом;

- продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

- продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала;

- продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям;

- способствовать воспитанию ответственности (в ходе современной деятельности) и уважения к историческому прошлому свое страны (на примере защитников «земли русской»)

Задача: Выяснить: Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии?

Оборудование: доска, ПК, портреты исторических деятелей Смутного времени (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Борис Годунов, Василий Шуйский , Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский), листы оценивания для жюри, учебник по Истории России, вторая часть)

Ход урока:

1. Организационный момент

2.  Проверка домашнего задания, актуализация знаний обучающихся

3.  Формулировка темы, постановка цели, задач урока

4. Работа с новым материалом (вступление учителя, рассадка обучающихся по командам, выбор названия, ознакомление с правилами игры, физминутка,  игра, выступление обучающегося).

 

3. Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.

4. Рефлексия (обратная связь с классом, эмоциональная оценка проведенной работы)

1.Организационный момент – (приветствие).

2. Проверка домашнего задания

Дайте определения понятиям:

Ополчение

Самозванство

Династический кризис

Восстание

“углическое дело”

“семибоярщина”

На доске обучающийся заполняет кластер, ученик из класса ставит плюсы и минусы.

Слово учителя :17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «смутой». Неурожай, голод, мор – вот чем открылось 17 столетие. Усилились крестьянские побеги и волнения, поднимались самозванцы. Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялся весь народ земли русской. Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою оценку.

 Итак, Вспомните, почему это время назвали Смутным? Вы согласны с этим выражением?  Назовите причины смутного времени, его основных правителей.  Перечислите этапы смутного времени, все ли мы изучили? Так какая же сегодня тема нашего урока? Цель урока ? Задачи ? (учащиеся формулируют тему, цель задачи, проверяем это на слайде номер 1.

 В конце урока у Вас появится маршрут Смутного времени

Итак , давайте отправимся в путешествие по волнам смутного времени. Отправляемся!!!!!!!!!!!!!!!!!! (вставляем видеоролик).

Подготовка к игре.

Для того, чтобы посетить все памятные места смутного времени, необходимо разделиться на три команды, выбрать наблюдателей, придумать название команды (соответствует тематике смутного времени). Делимся, наблюдатели – отдельное место, считайте баллы команд

Итак, мы на станции № 1«Что? Где? Когда?»

Давайте вспомним хронологию Смуты.

Учитель перечисляет основные события изученного материала. Вам нужно вспомнить и записать у себя на листе даты. На работу дается 5 минут, после этого 1 участник команды записывает варианты ответа на доске.

 

События

Ответ учеников

Введение патриаршества в России

1589

Указ «об урочных летах», начало сыска крестьян

1597

Воцарение Лжедмитрия I

1605

Убийство Лжедмитрия I

17 мая 1606

Восстание под предводительством И. Болотникова

1606- 1607

Царствование Василия Шуйского

1606-1610

Восстание под предводительством И. И. Болотникова

1606-1607

Период «семибоярщины»

1610-1612

Образование Первого ополчения

1611

Образование Второго ополчения, освобождение Москвы

1612

Избрание Михаила Романова царем

1613

Максимальное количество баллов 11

 

Записываем количество баллов у каждой команды.

Станция № 2 называется «Быстрая»

 

Учитель зачитывает вопросы сначала одной команде, затем- другой. Участники должны быстро и правильно ответить на вопрос. Если ученики не знают ответа или не правильно ответили, то учитель читает второй вопрос. Все не отвеченные вопросы прорабатывают наблюдатели

Вопросы для 1 команды:

Старший сын Ивана Грозного (Иван)

Этот указ  устанавливал 5летний срок сыска беглых крестьян (Указ «об урочных летах»)

Первый патриарх Московский и всея Руси (митрополит Иов)

Жена первого самозванца (Марина Мнишек)

Настоящее имя Лжедмитрия I (монах Григорий Отрепьев)

Прозвище Лжедмитрия II («тушинский вор»)

Вопросы для 2 команды:

Боярская дума под руководством Ф. И. Мстиславского («Семибоярщина»)

Руководитель первого ополчения (Прокопий Ляпунов)

Верный сподвижник князя Пожарского во Втором ополчении (Кузьма Минин)

 Младший сын Ивана Грозного (Царевич Дмитрий)

Брат жены Федора Ивановича (Борис Годунов)

Место гибели царевича Дмитрия (город Углич)

Вопросы для 3 команды:

Имя первого самозванца (Лжедмитрий I)

Он запрещал свободный переход крестьян от одного хозяина к другому (Указ «о заповедных летах»)

Почему Борис Годунов стал управлять от имени Федора (Федор не обладал крепким здоровьем, мало интересовался государственными делами, большую часть времени проводил в молитвах)

Занял престол после смерти Лжедмитрия I (Василий Шуйский)

Возглавил второе ополчение (князь Дмитрий Пожарский)

Первый царь династии Романовых (Михаил Федорович Романов)

Максимальное количество баллов – 6

 

 Станция  № 3«О ком идет речь?»

Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века.(Борис Годунов)

Царь, впервые присягнувший своим подданным; свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении.(Василий Шуйский)

Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от

иноземных захватчиков.(Кузьма Минин)

 “… молод, разумом еще не дошел и боярам будет поваден”

(Михаил Романов)

 

Максимальное количество баллов - 4

 

 

Последняя станция  № 4«Темная лошадка»

На доске висят портреты исторических деятелей Смутного времени, ученики получают конверты с листами, на которых написаны имена. Необходимо правильно сопоставить имена и личности. Сопоставление без ошибки  – 1 балл.

 

Царь Борис Федорович Годунов

 

Лжедмитрий I

 

Царь Василий Иванович Шуйский

 

Лжедмитрий II

 

Дмитрий Пожарский

 

Кузьма Минин

 

 

 Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке.(5мин)

Вот и завершилось наше с вами путешествие по Смутному времени.

Учитель выставляет оценки ученикам и подводит итого урока

А вот о политике Михаила Романова нам предстоит с вами поговорить уже на следующем уроке. Почему в истории России царя Михаила прозвали «кроткий», а его сына – Алексея – «тишайшим»?

 

Домашнее задание: запись домашнего задания :подготовить сообщение на тему «Царь Михаил Федорович Романов »

 

Спасибо за внимание!

0

(дополнительное задание)

 « Путешествие в историческую Москву»

« разгадайте кроссворд»

Вопросы.

В каком городе стоит памятник , на котором есть такая надпись: « Гражданину Минину и князю Пожарскому- благодарная Россия, в лето 1818 года» ( Москва)

Кто хозяйничал в Москве в начале 17 века? ( Поляки)

Какой город заняли шведы в начале 17 века? ( Новгород)

Место, где проходили собрания новгородцев? ( Площадь)

Что должно было защищать народное ополчение? ( Отечество)

Что стали собирать новгородцы для создания народного ополчения? ( Деньги)

Кто занимался хозяйством ополчения и его казной? ( Минин)

Верховной воеводой пригласили князя… ( Пожарский)

Войска Пожарского штурмом взяли Китай –город, а затем сдался и гарнизон… ( Кремль)


 

 

 

 

 

 

 

1

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

н

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 


 

Урок- игра «Путешествие по Смутному времени»

Урок- игра «Путешествие по Смутному времени»

Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке

Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке

Учитель перечисляет основные события изученного материала

Учитель перечисляет основные события изученного материала

Старший сын Ивана Грозного (Иван)

Старший сын Ивана Грозного (Иван)

Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков

Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения от иноземных захватчиков

Спасибо за внимание! 0 (дополнительное задание) «

Спасибо за внимание! 0 (дополнительное задание) «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2023