Методическая разработка урока "Лирический роман Сергея Есенина"

  • pdf
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка урока Лирический роман Сергея Есенина.pdf

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Литература» на тему: «Лирический роман Сергея Есенина».

 

Лазина Надежда Александровна, преподаватель

Центра – колледжа прикладных квалификаций,

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ,    г. Мичуринск, Тамбовской обл.

 

Тема: «Лирический роман Сергея Есенина».

Цель: формирование представлений обучающихся об основных этапах жизни и творчества С.А. Есенина.

Задачи:

образовательные: познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества С.А. Есенина, мотивами лирики; отметить художественное своеобразие, глубокий лиризм и  образность поэзии;  развивающие: развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического текста,интеллектуальные и творческие способности, совершенствовать умение составлять синквейн по изучаемому материалу; воспитательные: на примере поэзии С.А. Есенина способствовать воспитанию

гражданина – патриота, любящего свою родину.

Вид занятия: лекция с элементами литературно - музыкальной композиции Тип: изучение нового материала.

Оборудование и обеспечение занятия: мультимедийный проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

 

Ход занятия

Преподаватель: Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая – дата рождения, вторая – смерти поэта. 30 прожитых поэтом на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывать людям все, что он увидел, узнал, понял.

Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признался поэт незадолго до гибели. Но и то, что дал, - это очень много, это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это задушевная песня, это лирический роман в стихах о себе. 

Что хотел о себе рассказать Есенин-человек, вы можете прочитать в его автобиографии. «Что касается остальных автобиографических сведений – они в моих стихах», - признавался Есенин-поэт. Перелистаем вместе страницы лирического романа.

(Демонстрация отрывка из документального фильма «С. Есенин»)

Преподаватель: Эти воспоминания нашли и поэтическое отражение в его творчестве (чтение стихотворения «Все живое особой метой»).

Преподаватель:Дед поэта, Федор Андреевич Титов, по воспоминаниям сестры Екатерины, был особенно нежен к детям: «Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребенку для него было необходимостью. Сергей часто вспоминал свои разговоры с ним.

Преподаватель: Не меньшую, если не большую роль в пробуждении творческих способностей и в становлении личности Есенина сыграла его мать. Сестра поэта Александра вспоминает: «Наша мать была…  стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони… С младенческих лет мы слышали от нее прекрасные сказки, которые она рассказывала нам артистически, а подрастая, узнавали, что песни, которые она пела, зачастую были переложенные на музыку стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов». И позже, когда сын читал ей свои стихи, «мать, как всегда, слушала чтение Сергея с затаенным дыханием… Она отлично понимала и глубоко чувствовала стихи сына и многие из них запоминала…»(записи в тетрадях о детстве поэта и времени учебы).

Мы познакомились с семьей поэта. Обратимся к методу синквейн и сделаем вывод, какой же она была. Вспомним, что же это за метод.

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово - существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два прилагательных или причастия, которые дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

(студенты зачитывают образцы составленных синквейнов)

Преподаватель:Большое значение для начинающего поэта имела встреча с Блоком. Есенин так вспоминал о ней: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта».

- А. Блок явно заинтересовался молодым стихотворцем, его несомненным талантом. В дневнике он записал: «9 марта… 1915 года. Днем у меня был рязанский парень со стихами. Стихи свежие, чистые, голосистые…» (чтение стихотворения «Запели тесаные дроги…»).

Преподаватель: Родина, Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия… какое хорошее слово… и «роса», и «сила», и «синее что-то». Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее берег он самые заветные эпитеты. Слово «Русь» было для него любимой рифмой.

Ведущий. Есенин – поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство к Родине – основное в моем творчестве».Особое место в творчестве поэта занимает стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…», которое он написал в июле 1925 года (чтение стихотворения, поэтический анализ текста).

Преподаватель:Тема родины тесно связана с темой природы в творчестве поэта. Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал её: «Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком».Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Послушаем романс, который был написан на слова С. Есенина (звучит песня «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»).

Преподаватель:Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему было жаль Русь уходящую(чтение стихотворения«Край ты мой заброшенный…», записи в тетрадях о темах родины, природы и деревни в творчестве С. Есенина).

Преподаватель: Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.

Чтец. О первом чтении Есениным стихотворения «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад.

Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивал Евдокимов, - потому что зажало мне крепко и жестко горло; таясь и прячась, я плакал…»

Преподаватель:Стихотворения Есенина о любви обладают большой притягательной силой. В них запечатлено человеческое страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неполноценности, то стремлением к ее торжеству. Очень сложная гамма эмоций сопровождает это страдание.

В 1924-1925 годах на Кавказе Есенин написал изумительный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (звучит аудиозапись стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»).

Преподаватель: О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность. Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминал сам артист Василий Иванович Качалов:

«Я отыграл спектакль, прихожу домой… Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима… Тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима -  они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись друг к другу.  Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо…» Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму(чтение стихотворения «Собаке Качалова»).

Преподаватель: Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно отмечено и пожарами мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 1917 года, и октябрьским залпом «Авроры». Поэт пытался разобраться в происходящем. Ему до боли в сердце жаль разрушенную гражданской войной страну, ее русские деревни(чтение отрывка  из поэмы «Гуляй-поле» «…Россия!Сердцу милый край!»).

Преподаватель: Прекрасно понимая необходимость перемен в России, но не принимая разрушения и разорения русской земли, ее деревень, поэт всю жизнь мучился от своих противоречий.

Завершающее место в лирике Есенина цикл стихотворений, написанных в декабре 1925 года, который условно называют «зимним», так как в нем преобладает зимний ландшафт, но это только внешний, чисто зрительный признак. Главное же здесь – воспоминания поэта о своей жизни. Поэт осмысливает свою жизнь, констатирует необратимость времени и неизбежность смерти (чтение стихотворения «Снежная равнина, белая луна…»).

«Зимний цикл» - последний аккорд есенинской лирики. Прозвучал он в самый канун рокового спада сил, который кончился для поэта трагически. Времени на жизнь оставалось совсем немного (чтение отрывка из стихотворения «Синий туман.Снеговое раздолье»).

(Записи в тетрадях о теме революции и зимнем цикле в творчестве С. Есенина).

Сделаем вывод, каким же был С. Есенин в жизни. О нем написаны тысячи статей и книг. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. Его лирический роман о себе и своем времени предельно искренен и правдив. К себе он был беспощаден: «себя вынимал наиспод»(составление синквейна С. Есенин):

              Деревенский мальчик, желтоволосатый, с голубыми глазами, который впервые «схлестнулся» с рифмой и сказал себе: «Всю душу выплесну в слова».

              Кудрявый веселый юноша, бросающий со сцены упругие и размашистые слова: «Взвихренной конницей рвется к новому берегу мир».

              Человек, потерявший опору под ногами, растерянно взирающий на движение жизни: «…Куда несет нас рок событий…»

              Зрелый мастер, ясно сознающий свое призвание: «Хочу я быть певцом и гражданином».

Преподаватель: На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.

Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо поэту Кумкову, знакомому по имажинистскому кружку. Вот выдержки из письма, ярко иллюстрирующие состояние поэта: «… тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. «Помню, мне законному сыну российскому в своем государстве пасынком быть». А теперь злое уныние находит на меня».

Одинок и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии, в Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? – Нет пока точного ответа на этот вопрос. Осталось его прощальное стихотворение  (чтение стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья»).

(Демонстрация отрывка из документального фильма «С. Есенин»)

Преподаватель: 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина. По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище(преподаватель читает отрывок из стихотворения Т. Зубковой «Есенинское небо над Россией»).

Список источников:

1.    Башкатов, В.П.  В старинном селе над Окой. Путешествие на Родину Сергея Есенина: книга для учащихся ст. классов / В.П. Башкатов.– М.: Просвещение, 1991. – 159 с.: ил.

2.    Бельская Л.Л. Загадочный образ (О поэтическом миреС.А.Есенина) // Русская речь. – 1990.– N 6. – С.19-21. 3. Щетинкина, Н.Е. Литература. 11 класс. Поурочные планы по учебнику под ред. В. П. Журавлева. 1 полугодие/ Н.Е. Щетинкина. – Волгоград:Учитель, 2013.– 379с.

 

Посмотрите также