Технологическая карта урока открытия новых знаний по литературному чтению
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4
Тема: научно – познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Черепаха».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления детьми новой информации о творчестве Л.Н. Толстого.
Задачи урока:
обучающие:
· сформировать представление о жанрах произведений Л.Н. Толстого;
· ввести понятие «научно – популярный рассказ».
предметный результат:
· самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;
· уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
· самостоятельно создавать способ решения проблемы творческого характера.
развивающие:
· называть произведения Л.Н. Толстого и определять их жанр;
· использовать выразительные средства языка для понимания произведений;
· выразительно читать эпизоды из рассказа, выражая отношение к героям.
метапредметный результат:
· сотрудничать в решении проблемы творческого характера;
· уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
· выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
воспитательные:
· повторить правила работы в группе, обратить особое внимание обучающихся на бережное отношение к природе.
Личностный результат:
· самоопределение и эмоционально-ценностная ориентация.
Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Для учителя: текст рассказа Л.Н.Толстого «Черепаха», презентация, компьютер, выставочный стенд с книгами Л.Н. Толстого.
Для обучающихся: текст рассказа Л.Н.Толстого «Черепаха», карандаши, листочки для проведения групповой работы, кубик
Блума, карточки для самостоятельного целеполагания и рефлексии, рабочий лист.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент. |
- Приятно видеть вас, ребята! Улыбнитесь, подарите очаровательную улыбку соседу. Присаживаемся. Итак, начинается урок, он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать, ответы полные давать. -Чем необычно расположение парт в классе? -Как мы будем сегодня работать? Учитель организует повторение правил работы в группах: - умей выслушать каждого; - уважай собеседника; - приди к единому мнению; - добивайся успеха. |
Подготовка класса к работе.
Учащиеся вспоминают правила работы в группах: - умей выслушать каждого; - уважай собеседника; - приди к единому мнению; - добивайся успеха.
|
· самоопределение (Л); · смыслообразование (Л); · целеполагание (П); · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
|
Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Методический прием «Корзина сведений». -Вы узнали кто это? (Показ фотографии Л.Н.Толстого на слайде). - Соберём сведения об авторе, интересные факты из биографии Л.Н.Толстого.
|
Учащиеся выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. 1 группа Лев Николаевич Толстой принадлежа к древнему русскому роду. Он находился в родстве с А. С. Пушкиным. Прабабка Пушкина и прабабка матери Л. Н.Толстого были сестрами.
2 группа Толстой рано потерял отца и мать. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.
3 группа Толстой был на военной службе на Кавказе, а после окончания войны, подал в отставку и посвятил свою жизнь литературе. Лев Николаевич поселился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Именно там он организовал школу для крестьянских детей, создал «Азбуку» для них. Сам же преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений. Прожил Лев Николаевич 82 года. Умер в поезде от воспаления легких.
|
· умение оформлять свои мысли в устной форме (П, К); · умение доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (П, К); · поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (П); · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К); · рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р); · определение основной и второстепенной информации (П); · знаково-символическая деятельность (П); · владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (П, К); · анализ схемы, перевод информации из одной формы в другую (П); · выявление причинно-следственных связей. |
3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи).
|
Учитель активизирует знания учащихся. Составление «кластера» «Л.Н. Толстой». -С какой басней вы знакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её. Нам в этом поможет волшебный Куб Блума. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани куба — с него и должен начинаться вопрос. Будем работать в группах. На гранях куба: Назови… Почему… Объясни… Предложи… Придумай… Поделись… Создаёт проблемную ситуацию. |
Учащиеся ставят цели. Формулируют (уточняют) тему урока. |
· адекватное восприятие критики в свой адрес (Л); · проявление познавательной инициативы (Л); · умение обобщить и сделать вывод (П); · самоопределение к деятельности (Л); · определение круга своего незнания (П); · корректное участие в общем обсуждении (К). |
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Физкультминутка Все одеты черепашки В неудобные рубашки. Тяжело в таких рубашках Бегать, прыгать черепашкам.
|
Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Продолжим работу. Рассказы бывают художественные. Они вызывают чувства, например, «Акула», а ещё какие рассказы писал Л.Н.Толстой? СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА. ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ? А для того, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку. Носит домик на себе
Прием «Говорящий заголовок».
При чтении рассказа вам встретятся малознакомые слова. Словарная работа Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см Пуд – старинная русская мера веса, равная 16 кг 580г Пестик – закругленная внизу палочка для размельчения какого-либо вещества в ступе (путем толчения или растирания). Скорлупа – твердая, природная оболочка. Пользуясь словарями, каждая группа находит значение слов.
Физкультминутка
Теперь приступаем к чтению с пометами (или «Инсерт»): при чтении рассказа карандашом выставлять пометки над незнакомыми словами + это я знаю - новая для меня информация ? непонятно, надо спросить
- Какие особенности есть в этом рассказе? Рассказ Л.Н.Толстого «Черепаха» содержит сведения (факты) о черепахе, её жизни, о видах черепах. Это научно-популярный (научно-познавательный) рассказ. |
Учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель). Дети работают со словарями.
Дети отгадывают загадку (черепаха).
Дети предполагают о ком пойдет речь в произведении.
Читают, выделяют особенности.
Работают на рабочих листах (выписывают значения незнакомых слов).
Релаксация
При чтении дети делают пометки.
|
· умение формулировать тему и цель урока (Л, Р); · анализ своих впечатлений (Л, П, Р, К); · определение необходимых источников информации (П); · работа в отведенное время по группам с текстом произведения, словарями (П, Р, К); · анализ, структурирование полученной информации (П,Р); · установление связей между используемыми понятиями и прошлым опытом детей (П); · умение формулировать вывод по итогам деятельности (П); · определение круга своего незнания (Л, П, Р, К) умение оформлять свои мысли в устной форме (П, К); · умение доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (П, К); · поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (П); · осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К); · рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р); · определение основной и второстепенной информации (П); · знаково-символическая деятельность (П); · владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (П, К); · освоение умений проводить наблюдения в природе (П, Р).
|
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Вторичное чтение. Прием «Чтение по кругу». (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного). Работа в группах. |
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. |
· анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); · поиск необходимой информации (П); · моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); · осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); · доказательство (П); · нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); · выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К); · учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); · подведение под понятие (П); |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Гимнастика для глаз.
|
Прием «Дырявое письмо» (1 группа) (Нужно заполнить пропуски в карточке). Выборочное чтение (2 группа). Ответить на вопросы из РЛ предложениями из текста. Составление плана рассказа. (3 группа).
|
Вставляют в текст пропущенные слова.
Выборочное чтение. (Ответить предложениями из текста – задание на РЛ)
Составляют план рассказа «Черепаха».
План 1. Начало охоты. 2. Первая встреча с черепахой. 3. Борьба черепахи и Мильтона. 4. Черепаха в земле. 5. Описание жизни черепах. |
· анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, оценивание(П); · использование знаково-символических средств (П).
|
7. Включение в систему знаний и повторение. |
Учитель устанавливает осознанность ситуации. - Какие научные факты, сведения вы узнали из рассказа? Обсуждение. Воспитательный момент: бережное отношение к природе.
|
Осуществляет повторение в группе.
|
· анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); · поиск необходимой информации (П); · моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); · осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); · доказательство (П).
|
8. Рефлексия учебной деятельности |
Учитель организует рефлексию. Метод «Шесть шляп» Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» шляпу и поразмышляет шестью разными способами.
|
Осуществляет самопроверку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К); · рефлексия (Л, Р); · смыслообразование (Л). |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.