Методическая разработка урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Черепаха"

  • docx
  • 28.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта Л.Н.Толстой Черепаха.docx

Технологическая карта урока открытия новых знаний по литературному чтению

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4

Тема: научно – познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Черепаха».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления детьми новой информации о творчестве Л.Н. Толстого.

Задачи урока:

обучающие:

·         сформировать представление о жанрах произведений Л.Н. Толстого;

·         ввести понятие «научно – популярный рассказ».

    предметный результат:

·         самостоятельно выделять познавательную цель урока и формулировать проблему;

·         уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

·         самостоятельно создавать способ решения проблемы творческого характера.

    развивающие:

·         называть произведения Л.Н. Толстого и определять их жанр;

·         использовать выразительные средства языка для понимания произведений;

·         выразительно читать эпизоды из рассказа, выражая отношение к героям.

    метапредметный результат:

·         сотрудничать в решении проблемы творческого характера;

·         уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

·         выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

    воспитательные:

·         повторить правила работы в группе, обратить особое внимание обучающихся на бережное отношение к природе.

   Личностный результат:

·         самоопределение и эмоционально-ценностная ориентация.

     Методы обучения: деятельностный, словесный, проблемный.

     Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

     Средства обучения:

     Для учителя: текст рассказа Л.Н.Толстого «Черепаха», презентация, компьютер, выставочный стенд с книгами Л.Н. Толстого.

    Для обучающихся: текст рассказа Л.Н.Толстого «Черепаха», карандаши, листочки для проведения групповой работы, кубик   

   Блума, карточки для самостоятельного целеполагания и рефлексии, рабочий лист.

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

- Приятно видеть вас, ребята! Улыбнитесь, подарите очаровательную улыбку соседу. Присаживаемся. Итак,

начинается урок, он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять, учитесь тайны открывать,

ответы полные давать.

-Чем необычно расположение парт в классе?

-Как мы будем сегодня работать?

Учитель организует повторение правил работы в группах:

-     умей выслушать каждого;

-     уважай собеседника;

-     приди к единому мнению;

- добивайся успеха.

Подготовка класса к работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают правила работы в группах:

-     умей выслушать каждого;

-     уважай собеседника;

-     приди к единому мнению;

- добивайся успеха.

 

·         самоопределение (Л);

·         смыслообразование (Л);

·         целеполагание (П);

·         планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

 

Учитель выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Методический прием «Корзина сведений».

-Вы узнали кто это? (Показ фотографии Л.Н.Толстого на слайде).

- Соберём сведения об авторе, интересные факты из биографии Л.Н.Толстого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

1 группа

Лев Николаевич Толстой принадлежа к древнему русскому роду. Он находился в родстве с

А. С. Пушкиным. Прабабка Пушкина и прабабка матери Л. Н.Толстого были сестрами.

 

2 группа

Толстой рано потерял отца и мать. Он рос очень способным: изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много читал. Всю свою жизнь Лев Николаевич пополнял свои знания и был высокообразованным человеком.

 

3 группа

Толстой был на военной службе на Кавказе, а после окончания войны, подал в отставку и посвятил свою жизнь литературе. Лев Николаевич поселился в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Именно там он организовал школу для крестьянских детей, создал «Азбуку» для них. Сам же преподавал в этой школе. Написал для детей очень много произведений. Прожил Лев Николаевич 82 года. Умер в поезде от воспаления легких.

 

·         умение оформлять свои мысли в устной форме (П, К);

·         умение доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (П, К);

·         поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (П);

·         осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К);

·         рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

·         определение основной и второстепенной информации (П);

·         знаково-символическая деятельность (П);

·         владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (П, К);

·         анализ схемы, перевод информации из одной формы в другую (П);

·         выявление причинно-следственных связей.

3. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи).

 

Учитель активизирует знания учащихся.

Составление «кластера»

«Л.Н. Толстой».

 -С какой басней вы знакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её. Нам в этом поможет волшебный Куб Блума.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани куба — с него и должен начинаться вопрос. Будем работать в группах.

На гранях куба:

Назови…

Почему…

Объясни…

Предложи…

Придумай…

Поделись…

Создаёт проблемную ситуацию.

Учащиеся ставят цели.

Формулируют (уточняют) тему урока.

·         адекватное восприятие критики в свой адрес (Л);

·         проявление познавательной инициативы (Л);

·         умение обобщить и сделать вывод (П);

·         самоопределение к деятельности (Л);

·         определение круга своего незнания (П);

·         корректное участие в общем обсуждении (К).

4. Построение проекта выхода из

       затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Все одеты черепашки

В неудобные рубашки.

Тяжело в таких рубашках

Бегать, прыгать черепашкам.

 

 

 

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Продолжим работу. Рассказы бывают художественные. Они вызывают чувства, например, «Акула», а ещё какие рассказы писал Л.Н.Толстой? СФОРМУЛИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА. ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ УЗНАТЬ?

А для того, чтобы узнать тему урока, отгадайте загадку.

Носит домик на себе
И на суше и в воде.
Домик крепкий, без калитки
Ходит чуть быстрей улитки.

 

Прием «Говорящий заголовок».

 

 

При чтении рассказа вам встретятся малознакомые слова.

Словарная работа

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см

Пуд – старинная русская мера веса, равная 16 кг 580г

Пестик – закругленная внизу палочка для размельчения какого-либо вещества в ступе (путем толчения или растирания).

Скорлупа – твердая, природная оболочка.

Пользуясь словарями, каждая группа находит значение слов.

 

Физкультминутка

 

 

Теперь приступаем к чтению с пометами (или «Инсерт»): при чтении рассказа карандашом выставлять пометки над незнакомыми словами

+ это я знаю

- новая для меня информация

? непонятно, надо спросить

 

- Какие особенности есть в этом рассказе?

Рассказ

Л.Н.Толстого «Черепаха» содержит сведения (факты) о черепахе, её жизни, о видах черепах. Это научно-популярный (научно-познавательный) рассказ.

Учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).

Дети работают со словарями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отгадывают загадку (черепаха).

 

 

 

 

 

Дети предполагают о ком пойдет речь в произведении.

 

Читают, выделяют особенности.

 

Работают на рабочих листах (выписывают значения незнакомых слов).

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация

 

 

При чтении дети делают пометки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         умение формулировать тему и цель урока (Л, Р);

·         анализ своих впечатлений (Л, П, Р, К);

·         определение необходимых источников информации (П);

·         работа в отведенное время по группам с текстом произведения, словарями (П, Р, К);

·         анализ, структурирование

полученной информации (П,Р);

·         установление связей между используемыми понятиями и прошлым опытом детей (П);

·         умение формулировать вывод по итогам деятельности (П);

·         определение круга своего незнания (Л, П, Р, К) умение оформлять свои мысли в устной форме (П, К);

·         умение доказывать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении (П, К);

·         поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (П);

·         осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (К);

·         рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

·         определение основной и

второстепенной информации (П);

·         знаково-символическая деятельность (П);

·         владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (П, К);

·         освоение умений проводить наблюдения в природе (П, Р).

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Вторичное чтение.

Прием «Чтение по кругу». (Текст читается по абзацам. После каждого абзаца читающему перекрестно задают вопросы по содержанию прочитанного).

Работа в группах.

Решают типовые задания

с проговариванием алгоритма вслух.

·         анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

·         поиск необходимой информации (П);

·         моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

·         осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

·         доказательство (П);

·         нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

·         выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точность (К);

·         учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);

·         подведение под понятие (П);

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз.

 

 

 

Прием «Дырявое письмо» (1 группа)

(Нужно заполнить пропуски в карточке). 

Выборочное чтение

(2 группа).

Ответить на вопросы из РЛ предложениями из текста.

Составление плана рассказа.

(3 группа).

 

Вставляют в текст пропущенные слова.

 

 

Выборочное чтение.

(Ответить предложениями из текста – задание на РЛ)

 

Составляют план рассказа «Черепаха».

 

План

1.         Начало охоты.

2.         Первая встреча с черепахой.

3.         Борьба черепахи и Мильтона.

4.         Черепаха в земле.

5.         Описание жизни черепах.

·         анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, оценивание(П);

·         использование знаково-символических средств (П).

 

 

 

7. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель устанавливает осознанность ситуации.

- Какие научные факты, сведения вы узнали из рассказа?

Обсуждение.

Воспитательный момент: бережное отношение к природе.

 

Осуществляет повторение в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

·         поиск необходимой информации (П);

·         моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

·         осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

·         доказательство (П).

 

8. Рефлексия учебной деятельности
на уроке.

Учитель организует рефлексию.

Метод «Шесть шляп»

Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» шляпу и поразмышляет шестью разными способами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляет самопроверку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

·         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К);

·         рефлексия (Л, Р);

·         смыслообразование (Л).

 


 

Скачано с www.znanio.ru