Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «Описание героя в произведении Марка Твена «Том Сойер»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «Описание героя в произведении Марка Твена «Том Сойер»

Оценка 4.6
docx
18.05.2024
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: «Описание героя в произведении Марка Твена «Том Сойер»
Урок 126.Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы).docx

Дата: ____________________

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема: «Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы)»

Цель урока: сформировать у учащихся 4 класса умение анализировать и характеризовать литературного героя на примере образа Тома Сойера из произведения Марка Твена, развивать навыки критического мышления, совершенствовать устную и письменную речь.

Планируемые результаты:

1. Предметные:

- Учащиеся научатся выделять главные черты характера Тома Сойера, опираясь на его поступки, мысли и взаимоотношения с другими персонажами.

- Смогут составить подробную характеристику героя, используя цитаты из текста.

- Получат представление о творчестве Марка Твена и значении образа Тома Сойера в мировой литературе.

2. Метапредметные:

- Разовьют навыки анализа литературного произведения, смогут делать выводы и обобщения.

- Научатся работать с текстовой информацией, находить ключевые детали, необходимые для характеристики персонажа.

- Смогут связно и последовательно излагать свои мысли, участвовать в дискуссии, приводить аргументы.

3. Личностные:

- Научатся оценивать поступки и качества литературного героя с нравственно-этических позиций.

- Смогут соотнести характер и поведение Тома Сойера с собственным жизненным опытом и личностными качествами.

- Разовьют эмпатию, смогут поставить себя на место литературного героя, понять мотивы его поведения.

Ход урока:

Этап 1. Мотивационный момент

Учитель: Ребята, сегодня мы начнём наш урок с небольшого задания. Я буду показывать вам на экране портреты литературных героев, а вы постарайтесь назвать их имена и произведения, из которых они взяты. Будьте внимательны!

(На экране появляются портреты Незнайки, Гарри Поттера, Буратино, Тома Сойера. Дети называют героев и произведения.)

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Учитель: Молодцы, вы хорошо знаете литературных героев! А теперь подумайте, что объединяет всех этих персонажей? Чем они похожи?

(Ответы детей: все они главные герои известных книг, про них много написано в произведениях, у них яркие и запоминающиеся характеры и внешность.)

Учитель: Правильно! Все эти герои подробно описаны авторами, мы можем много рассказать об их внешности, характерах, поступках. Как вы думаете, зачем писатели так подробно описывают своих героев? Почему это важно?

(Ответы детей: чтобы читатель мог лучше понять героя, представить его, сопереживать ему. Через описание героя автор раскрывает главную мысль произведения.)

Учитель: Верно, ребята. Подробное описание литературного героя помогает нам лучше понять и прочувствовать произведение, проникнуться авторским замыслом. И сегодня на уроке мы будем учиться анализировать и характеризовать литературного героя на примере Тома Сойера из знаменитой повести Марка Твена. Запишите тему урока в тетрадь: "Описание героя в произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы)".

Этап 3. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Учитель: Итак, давайте вспомним, кто такой Том Сойер. Это главный герой повестей американского писателя Марка Твена "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна". Том - обычный двенадцатилетний мальчишка, выдумщик и фантазер. У него много друзей, с которыми он постоянно попадает в какие-то истории и приключения.

Откройте учебники. Перед вами отрывок из главы "Приключений Тома Сойера", где Том впервые предстает перед читателями. Давайте прочитаем его по цепочке и постараемся найти описание внешности и характера Тома.

(Дети читают отрывок, находят и подчеркивают описание внешности (вихрастый, загорелый, веснушчатый мальчик в старой замызганной одежде) и характера (беззаботный, выдумщик, фантазер, способен наслаждаться жизнью).)

Учитель: Хорошо, мы нашли и выделили самые яркие детали портрета Тома. А теперь давайте подумаем, в чём особенность этого описания? Что необычного вы заметили?

(Ответ: Твен описывает Тома не прямо, а через его поступки, разговоры. Описание как бы "разбросано" по тексту и не сконцентрировано в одном месте.)

Учитель: Верно! В этом и заключается мастерство писателя. Через поведение героя, его слова и поступки мы можем понять его характер, мысли и чувства. Согласны? Приведите примеры таких описаний характера Тома в тексте.

(Дети приводят примеры, зачитывают предложения, комментируют, какие черты характера в них проявляются.)

2) Проверка первичного усвоения

Учитель: Молодцы! Вижу, вы хорошо поняли принцип описания героя. Теперь давайте немного обобщим наши наблюдения. Какие основные приёмы описания героя использует Твен? Что помогает нам лучше понять характер Тома?

(Ответы детей: описание внешности, поступков, речи героя, его мыслей; авторские комментарии.)

Учитель: Отлично! А как бы вы кратко охарактеризовали Тома Сойера? Какой он? Опишите его характер 3-4 словами.

(Ответы детей: озорной, любознательный, изобретательный, весёлый, смелый, независимый и т.п.)

Учитель: Согласна с вами! Том - очень яркий и колоритный персонаж, настоящий пример для подражания. Неслучайно эти повести Твена стали классикой детской литературы. Том Сойер - обычный, но в то же время особенный мальчик, который живёт в каждом из нас.

Этап 4. Физминутка

Этап 5. Применение изученного материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Учитель: Отлично подвигались! Теперь давайте потренируемся применять наши знания на практике. Перед вами задание: нужно придумать краткое описание литературного героя, чтобы остальные ребята смогли угадать, о ком идёт речь. Опишите его внешность и характер, используя разные приёмы, как это делал Твен.

(Дети сочиняют описания героев, зачитывают их, остальные отгадывают. Учитель помогает, даёт советы, комментирует ответы.)

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Учитель: Молодцы, хорошо справляетесь! А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание на стыке литературы и изобразительного искусства. Нарисуйте рисунок-иллюстрацию к любому эпизоду из "Приключений Тома Сойера". Постарайтесь передать через рисунок характер Тома, его настроение и эмоции.

(Дети рисуют, затем демонстрируют получившиеся иллюстрации, рассказывают, какой эпизод изобразили и почему, как старались передать особенности внешности и характера Тома.) 

Учитель: Какие вы молодцы! У вас получились замечательные, яркие рисунки. Всем спасибо за старание, вы настоящие художники!

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, чему мы сегодня научились, что нового узнали.

- Мы познакомились с главным героем повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера"

- Научились находить в тексте описание внешности и характера героя

- Поняли, какими приемами пользуются писатели, чтобы создать яркий и запоминающийся образ

- Потренировались сами составлять описания литературных героев

- Проявили свои творческие способности, создав рисунки-иллюстрации.

Вы все большие молодцы, хорошо работали на уроке, показали прекрасные знания!

А теперь оцените наш урок и свою работу на нём с помощью смайликов:

😊 - урок очень понравился, узнал много интересного, работал активно

😐 - урок понравился, но осталось много вопросов

️ - урок не понравился, было скучно, ничего не понял


 

Дата: ____________________ Предмет: литературное чтение

Дата: ____________________ Предмет: литературное чтение

Откройте учебники. Перед вами отрывок из главы "Приключений

Откройте учебники. Перед вами отрывок из главы "Приключений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2024