Дата: ____________________
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Тема: «Описание героя в произведении Марк Твена «Том Сойер» (отдельные главы)»
Цель урока: сформировать у учащихся 4 класса умение анализировать и характеризовать литературного героя на примере образа Тома Сойера из произведения Марка Твена, развивать навыки критического мышления, совершенствовать устную и письменную речь.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- Учащиеся научатся выделять главные черты характера Тома Сойера, опираясь на его поступки, мысли и взаимоотношения с другими персонажами.
- Смогут составить подробную характеристику героя, используя цитаты из текста.
- Получат представление о творчестве Марка Твена и значении образа Тома Сойера в мировой литературе.
2. Метапредметные:
- Разовьют навыки анализа литературного произведения, смогут делать выводы и обобщения.
- Научатся работать с текстовой информацией, находить ключевые детали, необходимые для характеристики персонажа.
- Смогут связно и последовательно излагать свои мысли, участвовать в дискуссии, приводить аргументы.
3. Личностные:
- Научатся оценивать поступки и качества литературного героя с нравственно-этических позиций.
- Смогут соотнести характер и поведение Тома Сойера с собственным жизненным опытом и личностными качествами.
- Разовьют эмпатию, смогут поставить себя на место литературного героя, понять мотивы его поведения.
Ход урока:
Этап 1. Мотивационный момент
Учитель: Ребята, сегодня мы начнём наш урок с небольшого задания. Я буду показывать вам на экране портреты литературных героев, а вы постарайтесь назвать их имена и произведения, из которых они взяты. Будьте внимательны!
(На экране появляются портреты Незнайки, Гарри Поттера, Буратино, Тома Сойера. Дети называют героев и произведения.)
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Учитель: Молодцы, вы хорошо знаете литературных героев! А теперь подумайте, что объединяет всех этих персонажей? Чем они похожи?
(Ответы детей: все они главные герои известных книг, про них много написано в произведениях, у них яркие и запоминающиеся характеры и внешность.)
Учитель: Правильно! Все эти герои подробно описаны авторами, мы можем много рассказать об их внешности, характерах, поступках. Как вы думаете, зачем писатели так подробно описывают своих героев? Почему это важно?
(Ответы детей: чтобы читатель мог лучше понять героя, представить его, сопереживать ему. Через описание героя автор раскрывает главную мысль произведения.)
Учитель: Верно, ребята. Подробное описание литературного героя помогает нам лучше понять и прочувствовать произведение, проникнуться авторским замыслом. И сегодня на уроке мы будем учиться анализировать и характеризовать литературного героя на примере Тома Сойера из знаменитой повести Марка Твена. Запишите тему урока в тетрадь: "Описание героя в произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы)".
Этап 3. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Учитель: Итак, давайте вспомним, кто такой Том Сойер. Это главный герой повестей американского писателя Марка Твена "Приключения Тома Сойера" и "Приключения Гекльберри Финна". Том - обычный двенадцатилетний мальчишка, выдумщик и фантазер. У него много друзей, с которыми он постоянно попадает в какие-то истории и приключения.
Откройте учебники. Перед вами отрывок из главы "Приключений Тома Сойера", где Том впервые предстает перед читателями. Давайте прочитаем его по цепочке и постараемся найти описание внешности и характера Тома.
(Дети читают отрывок, находят и подчеркивают описание внешности (вихрастый, загорелый, веснушчатый мальчик в старой замызганной одежде) и характера (беззаботный, выдумщик, фантазер, способен наслаждаться жизнью).)
Учитель: Хорошо, мы нашли и выделили самые яркие детали портрета Тома. А теперь давайте подумаем, в чём особенность этого описания? Что необычного вы заметили?
(Ответ: Твен описывает Тома не прямо, а через его поступки, разговоры. Описание как бы "разбросано" по тексту и не сконцентрировано в одном месте.)
Учитель: Верно! В этом и заключается мастерство писателя. Через поведение героя, его слова и поступки мы можем понять его характер, мысли и чувства. Согласны? Приведите примеры таких описаний характера Тома в тексте.
(Дети приводят примеры, зачитывают предложения, комментируют, какие черты характера в них проявляются.)
2) Проверка первичного усвоения
Учитель: Молодцы! Вижу, вы хорошо поняли принцип описания героя. Теперь давайте немного обобщим наши наблюдения. Какие основные приёмы описания героя использует Твен? Что помогает нам лучше понять характер Тома?
(Ответы детей: описание внешности, поступков, речи героя, его мыслей; авторские комментарии.)
Учитель: Отлично! А как бы вы кратко охарактеризовали Тома Сойера? Какой он? Опишите его характер 3-4 словами.
(Ответы детей: озорной, любознательный, изобретательный, весёлый, смелый, независимый и т.п.)
Учитель: Согласна с вами! Том - очень яркий и колоритный персонаж, настоящий пример для подражания. Неслучайно эти повести Твена стали классикой детской литературы. Том Сойер - обычный, но в то же время особенный мальчик, который живёт в каждом из нас.
Этап 4. Физминутка
Этап 5. Применение изученного материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Учитель: Отлично подвигались! Теперь давайте потренируемся применять наши знания на практике. Перед вами задание: нужно придумать краткое описание литературного героя, чтобы остальные ребята смогли угадать, о ком идёт речь. Опишите его внешность и характер, используя разные приёмы, как это делал Твен.
(Дети сочиняют описания героев, зачитывают их, остальные отгадывают. Учитель помогает, даёт советы, комментирует ответы.)
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Учитель: Молодцы, хорошо справляетесь! А сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание на стыке литературы и изобразительного искусства. Нарисуйте рисунок-иллюстрацию к любому эпизоду из "Приключений Тома Сойера". Постарайтесь передать через рисунок характер Тома, его настроение и эмоции.
(Дети рисуют, затем демонстрируют получившиеся иллюстрации, рассказывают, какой эпизод изобразили и почему, как старались передать особенности внешности и характера Тома.)
Учитель: Какие вы молодцы! У вас получились замечательные, яркие рисунки. Всем спасибо за старание, вы настоящие художники!
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, чему мы сегодня научились, что нового узнали.
- Мы познакомились с главным героем повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера"
- Научились находить в тексте описание внешности и характера героя
- Поняли, какими приемами пользуются писатели, чтобы создать яркий и запоминающийся образ
- Потренировались сами составлять описания литературных героев
- Проявили свои творческие способности, создав рисунки-иллюстрации.
Вы все большие молодцы, хорошо работали на уроке, показали прекрасные знания!
А теперь оцените наш урок и свою работу на нём с помощью смайликов:
😊 - урок очень понравился, узнал много интересного, работал активно
😐 - урок понравился, но осталось много вопросов
☹️ - урок не понравился, было скучно, ничего не понял
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.