Методическая разработка урока литературного чтения во 2А классе на тему Н. Н. Носов «Живая шляпа»

  • docx
  • 09.02.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Н. Носов Живая шляпа.docx

Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа»

Тип урока: урок  изучения нового материала.

Цель урока: знакомство с произведением и первичный анализ рассказа.

Задачи:

Обучающие: учить осознанному чтению, давать характеристику героям, восстанавливать последовательность событий, соотносить пословицы с содержанием прочитанного;         

Развивающая: развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, развивать логическое мышление, память и внимание, развивать умение слушать и запоминать информацию на слух, развивать умение ориентироваться в тексте.

Воспитательная: прививать интерес к чтению.

Планируемый результат: обучающиеся научатся читать выразительно по ролям, работать с текстом, выбирать нужную информацию.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные:

принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий.

Познавательные:

прогнозировать содержание текста по его заголовку; воспринимать на слух художественное произведение; понимать содержание прочитанного произведения; находить в тексте информацию,  отвечать на вопросы к тексту;  уметь производить анализ, синтез и сравнение, соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении поставленной проблемы; слушать ответы одноклассников; работать в паре; определять авторское отношение и формулировать свое отношение к прочитанному.

Личностные:

проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома; Развивать творческие способности, чувство юмора; развивать интерес к творчеству Н.Носова.

Ход урока

I Организация начала урока.

II Психологический настрой.

-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Это учителя нашей школы,  пришли посмотреть на учеников 2 класса, послушать, как они умеют читать, выражать свои мысли, фантазировать, работать друг с другом.

-Давайте улыбнемся нашим гостям,  друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

III  Проверка домашнего задания.

- В гостях какого рассказа мы были на прошлом уроке?

 -(Затейники) Кто автор этого рассказа?

- Подберите синонимы к слову затейники.

(Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки)

-Подумайте, за что вы  могли  бы похвалить ребят?

(Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

-За что можно их поругать?

(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)

-Какова тема (идея) этого рассказа?

(Ребята затейники. Они могут организовывать свой досуг, но не надо нагонять на себя страх и  громко кричать.)

 

-Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечиывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

-На предыдущем уроке я рассказывала биографию Н. Носова.

-Что вы запомнили?

1)      Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена.

   2) Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. По окончании школы работал рабочим на заводе. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. В годы Великой Отечественной войны Носов занимается режиссурой учебных военно-технических фильмов. За эту деятельность он награждён  орденом Красной Звезды.     

   3)       Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н. Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

      Сам Николай Николаевич говорил, что начал писать для детей совершенно случайно — сначала просто рассказывал сказки своему маленькому сынишке и его друзьям. «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа, она требует очень много знаний, и не только литературных…»

      IV. Узнавание рассказов по отрывкам (работа в группах)

- Николай Носов  написал очень много рассказов, попробуйте некоторые из них узнать  по его отрывку (зачитывают ребята)

-Какие рассказы Николая Носова вам знакомы?

 – Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова.

1 «Фантазёры»

«-Я один раз купался в море,- говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову и откусила.

- Врёшь!

- Нет, правда!

- Почему же ты не умер?

- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».

2 «Затейники»

« Вдруг меня кто- то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной.

 -Чего ты? – спрашивает.

- Меня - говорю – кто то схватил за ногу. Может быть серый волк?

 Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

- Давай -  говорю дверь держать, чтобы он не открыл».

4 «Мишкина каша»

«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

- Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

5 «Телефон»

«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:

- Слушаю!

А из трубки в ответ:

- Ты чего хрюкаешь?

- Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, - говорю я.

- Брось хрюкать! Говори по-человечески! – кричит Мишка!»

6. «Приключения Незнайки»

     В  одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень  маленькие.  Каждый  коротышка  был  ростом  с  небольшой огурец.  В городе у них было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались  именами  цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался Цветочным  городом.  Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

3 «На горке»

«Только полез на горку – бух носом!

- Ого! – говорит. – Скользкая!

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

- Что делать? – думает.

Думал, думал – и придумал:

- Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.

- О ком рассказывает Носов в своих произведениях?

   - О детях

   - Какие у него рассказы?

  -  Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.

  - Самые  обычные  жизненные  ситуации  превращаются  в  рассказах  Носова  в необычайно смешные, поучительные истории, юмористические, комичные.

Сегодня мы познакомимся еще  с одним  из его рассказов, где описана комичная ситуация- которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.  А рассказ называется…вы скажите, когда отгадаете загадку. 0тгадайте загадку( «Живая шляпа».) .

 V.   Целеполагание


1.Отгадайте загадку:

Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
(Шляпа)


VI.    Актуализация знаний.


Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Что такое шляпа? (головной убор)

Какие бывают шляпы?


(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Прогнозирование содержания по заголовку.

-Можете ли вы по названию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-А вот автор считает, что может.

 - Главными героями рассказа, (посмотрите на рисунок),как вы думаете, кто будет? (Ребята и кот).

Тема урока «Живая шляпа» Н Носов.

VII.  Постановка цели

5.Прежде чем начать работу, мы должны поставить перед собой  учебные задачи, которые будем решать в процессе урока . Соберём «солнышко задач» сообща.(дети  зачитывают и прикрепляют, образуется «солнышко задач»)

http://s0.tchkcdn.com/cards/g2/s/1/1/0/4/104/fc686ea310791809249c7d637fba8de6.gif

Читать текст осознанно, выразительно

Анализировать поступки героев

Находить ответы на вопросы

Работать в парах

Развивать устную речь.

VIII.   Словарная работа

-В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение:

Комод – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга –  толстый железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть – ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть. Плюхнулось – тяжело упало

Трястись (от страха)- дрожать, бояться

Соскочить (с дивана)- спрыгнуть вниз

Швырять- бросать с силой

Фыркать- с шумом выпускать воздух

IX.    Стратегия “Чтение с предугадыванием” ((Читают учитель и хорошо читающие дети, остальные учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети в парах думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

    - Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками.

1.  (Ученик читает до слов «…что-то плюхнулось – упало на пол…»

-Как думаете, что будет дальше? ( высказывают мнения )

2. - Читаем дальше.( До слов «…прибежали на кухню и дверь за собой закрыли…»)

-Что же так испугало ребят?

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

-Почему шляпа оказалась живая?

-Как думаете, что будет шляпа делать дальше?

- Смогут ли мальчики победить свой страх?

3. Учитель читает 3 часть до слов «…шляпа как подскочит кверху…»

- Оправдались ваши прогнозы? Смогли ли мальчики победить страх?

 - Какие действия предпринимали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»? ((брали кочергу, лыжную палку, стучали по полу, швыряли картошкой)

- Кто из мальчиков оказался посмелее: Володя или Вадик? (Вадик.  Докажите предложениями из текста.( Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет. Я ее клюшкой тресну.)

- Предположите, чем закончится эта история?

4. Учащиеся дочитывают рассказ до конца

- Верны ли оказались ваши предположения?

- Вы рады, что ребята раскрыли всё-таки секрет живой шляпы?

-Понравился ли вам рассказ?

-Как зовут главных героев?

-Чего испугались мальчики?

- Почему нам при чтении рассказа смешно, а мальчикам страшно?  ( Автор,  так написал рассказ, что читатели знают, почему шляпа стала «живой», а герои – нет.

X.                   Вторичное восприятие  произведения и его анализ  по частям.  

               а) Чтение  отрывка. Игра «Молния» (заканчивается  предложением  «Вовка  за ним»)

         Игра «Да-нет»

   Так  или  не  так  всё  было  в  рассказе  Н  Носова  «Живая шляпа».

  Утверждение

      ДА

     НЕТ

1. Шляпа лежала на столе.

(на комоде)

+

2. Котенка звали Васька.

+

 

3. Котёнок Васька сидел на шкафу.

(на полу)

+

4. Вовка и Вадик лепили из пластилина.

(раскрашивали

+

5. Ребята видели, как Васька попал под шляпу.

 

+

6. Вадик хотел поднять шляпу.

(Володя)

+

7. Шляпа подползла к Вадику.

+

 

8. Ребята, испугавшись шляпы запрыгнули на кровать.

(на диван

+

- Давайте проверим, как вы выполнили это задание.

- Поднимите руку, кто правильно выполнил задание.

          б)  Чтение  2  части  по цепочке (Часть  заканчивается  предложением  «Шляпа  как  подскочит кверху!»),  выборочное чтение, ответы на вопросы,  иллюстрации к рассказу и подобрать подписи к ним предложениями из текста (СЛАЙД)

 

Выборочное чтение

         1 - Почему шляпа оказалась на котенке? (зачитайте)

         2.  - Найдите и зачитайте предложения, где передано состояние ребят (Ребята смотрят на неё и трясутся от страха)

         3.   -  Почему Вовка решил уйти домой? (зачитайте) - 

          4. - Найдите  и  зачитайте  предложения,  где  мальчики  уверенно  говорят  и угрожают шляпе. (Сейчас я ее как тресну кочергой! Пусть только подлезет ближе.)

          - Как  изменилось    их  поведение?  А  интонация  и  громкость  голоса?             

        5.  -Какие  маленькие  слова  Н.  Носов  употребил,  чтобы  передать  «боевое» состояние мальчиков (Ага, исругалась! Эй ты, шляпа!) Зачитайте. 

          Самостоятельное чтение (от слов «Мяу!-закричало что-то)

- Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

-Как вы думаете, какие чувства испытал котенок?

- Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

XI.   Составить  пословицы. (Работа в группах) Слайд

У страха                                 глаза  велики.

Без труда                                не выловишь и рыбку из пруда.

Делу  время                            потехе  час. 

Повторенье                            мать ученья.

«Храбрость стоит – трусость бежит»

«У страха глаза велики»

«Трусливому зайке и пенёк волк»

Какой пословицей вы можете  выразить главную мысль рассказа?

С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

Учит детей не поддаваться страхам, а сначала выяснить их природу: возможно они беспочвенны и являются не чем иным, как плод воображения.

Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх  может превратиться в комическую ситуацию.

Как менялось настроение мальчиков?
(страх перерос в смех ).
- Помогает ли смех в сохранении здоровья?
- Смех - полезен, смейтесь на здоровье. Но смех - дело серьезное. Плохо смеяться над ошибками и неудачами товарищей. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, уметь самому посмеяться над собой. В этом помогают нам рассказы Носова.

Знаете ли вы,ребята,что при помощи шляпы можно выражать и злость, и радость?

-Может слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились,высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх.Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

XII.            Итог урока. Рефлексия

– Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

– Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

– Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

– Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)

-Оцените свою работу на уроке.

-Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что …

 XIII.     Домашнее задание: прочитать текст по ролям, ответы на вопросы, пересказ текста по плану.