Тема: Анна Ахматова «Мужество».
Цель: познакомить детей с биографией А. Ахматовой и её произведением «Мужество»; проанализировать стихотворение.
Задачи:
Образовательные:
формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме;
Развивающие:
развивать умение осмысливать лирическое произведение, навыки анализа стихотворения; определять средства художественной выразительности, используемые автором; выразительно читать стихотворение;
Воспитательные:
вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, мужественность.
Тип урока: урок “открытия” новых знаний.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок и мы начинаем урок литературы.
- Давайте повернёмся к своему соседу по парте, улыбнёмся, возьмёмся за руки и зарядим друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. У нас всё получится.
2. Постановка учебной задачи.
Тему нашего урока помогут сформулировать синонимы к этому слову.
Мужество — смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, стоицизм, неколебимость.
Тема нашего урока стихотворение «Мужество». Автор Анна Андреевна Ахматова
Зная тему урока. Поставьте цели урока.
Познакомиться…(со сведениями из биографии А.А.Ахматовой)
Прочитать…(стихотворение «Мужество»)
Проанализировать…(это произведение)
Учиться….(выразительно читать новое произведение)
3. Актуализация знаний учащихся.
-А что означает слово «Мужество»? ( ответы детей)
-Обратимся к словарю русского языка Ожегова и узнаем значение слова. «Мужество- храбрость, присутствие духа в опасности, в беде; душевная стойкость и смелость»
На протяжении всей многовековой истории человечества все народы мира превыше всего ценили верность Отечеству, мужество и отвагу героев. Мужество особо почиталось в России. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших условиях, в которых им чаще всего приходилось жить- в годы войны.
Читаю 1 куплет и припев «Священная война».
· О какой войне идёт речь? (народная, священная - это ВОВ).
· Как вы понимаете эти слова?
(на защиту Родины встал весь народ, защита Родины священный долг каждого гражданина, Отечественная – защита Отечества)
· Какой город оказался в блокаде? (Ленинград)
· А что такое блокада? Давайте обратимся к орфографическому словарю.
(Блокада-окружение войск противника с целью уничтожения, изоляция враждебного государства. Города с целью прекращения отношений с внешним миром.)
Предлагаю представить себе историю блокадного Ленинграда в числах. Попробуйте догадаться, что обозначает та или иная цифра.
· 872 дня
· 125 г.
· 1 200 000 человек
Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944
У немцев был простой приказ относительно города: стереть с лица земли. Все защитники должны были быть уничтожены. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей.
4. Формирование новых знаний.
1)Знакомство со сведениями из биографии А.А.Ахматовой
Посмотрите на портрет поэтессы Анны Андреевны Ахматовой, блокада застала её в родном Ленинграде.
Прочитайте, пожалуйста, статью об Анне Ахматовой, обращая внимание на военные годы её жизни.
Что вы узнали о жизни Анны Ахматовой? (Ответы детей)
Анна Ахматова родилась под Одессой, в семье морского инженера-механика . Детские годы она провела в Царском Селе, в котором когда-то учился А. С. Пушкин. Позднее Анна Ахматова написала много статей и стихов о великом поэте.
Писать стихи Анна начала в 11 лет. Анна Андреевна закончила гимназию в Киеве, затем Высшие историко-литературные курсы в Петербурге. Уже первые сборники произведений принесли ей всероссийскую известность.
С Петербургом связана почти вся ее жизнь. В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Анна Ахматова своими глазами видела блокаду Ленинграда, страдания и мужество его жителей, не отдавших город фашистам.
В годы войны она писала стихотворения, в которых говорила о преодолении беды , о подвиге людей, о том,что помогает русскому народу вынести все несчастья.)
В те дни, когда ленинградцы переживали тяжёлые годы блокады, Анна Ахматова как и все жители Ленинграда вносила посильный вклад в укрепление обороны: шила мешки для песка, которыми обкладывали баррикады и памятники на площадях, выступала на радио с обращениями к ленинградцам, хотя это было опасно, таких людей немцы брали на заметку.
2)Знакомство со стихотворением «Мужество»Чтение произведения учителем.
А сейчас я прочту стихотворения А.Ахматовой «Мужество», написанное в 1942 году в окружённом фашистами Ленинграде.
3)Проверка первичного понимания.
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение?
- Почему стихотворение названо «Мужество»?
5)Анализ произведения.
Прочитайте, пожалуйста, первые две строчки стихотворения.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
-Какой символ упоминается в этих строчках?( Весы )
– Имеются в виду весы древнегреческой богини правосудия Фемиды. Весы – древний символ меры и справедливости.
-А что же лежит на весах, о которых пишет Анна Ахматова, как вы думаете?(ответы детей)
- Судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война.
-Почему Анна это страшное военное время Анна Ахматова называет часом мужества?
-Как Анна Ахматова описывает мужество наших людей? Зачитайте.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова…
- Ради чего, по мнению Ахматовой, совершался героизм? (зачитать).
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
- Что подразумевают слова «русская речь»? (ответы детей)
-Конечно, это образ нашей Родины – России. Нельзя сдаваться и утерять русскую речь, культуру. Ведь в русской речи раскрывается душа народа. Нельзя забывать, что мы – русские, а для этого надо оставаться свободными.
6)Выделение рифмы в стихотворении.
· Скажите, а чем стихотворение отличается от прозы? (в стихотворении есть рифма)
· Прочитайте рифмующиеся слова.
В последней строке стихотворения только одно слово. Оно не имеет рифмы и после него стоит восклицательный знак .
· Как вы думаете, какой смысл вложила в это Ахматова? (Это слово подводит итог произнесенной клятвы )
7)Работа над средствами художественной выразительности.
Ребята, сейчас попробуем определить, какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении.
Давайте их вспомним (сравнение, олицетворение, эпитет)
- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове?
(Великое, свободное, чистое)
7.Итог урока
· С каким произведением познакомились на уроке? Что интересного узнали об авторе?
· Можно ли назвать ленинградцев патриотами своей Родины? Почему? (ответы)
Да, эти люди – патриоты. В тяжелейших условиях город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Даже во время налётов немецкой авиации рабочие не покидали рабочих мест, рискуя своей жизнью. Да, безусловно, жители Ленинграда – патриоты!
· Как вы думаете, а в обычной жизни человек может проявлять мужество?
· Что произвело на вас наибольшее впечатление?
8.Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите предложения.
Я познакомился…
Я научился…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.