Тема: Сложение и вычитание вида + -1
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных при изучении темы «Нумерация чисел первого десятка»; ознакомления с терминами «сложение», «вычитание»; закрепление знаний состава чисел, в ходе практической работы и наблюдений развивать умение складывать и вычитать в пределах 10 в случаях вида □ +1, □-1.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить умение прибавлять и вычитать число 1.
Закрепить понятие предыдущее число и следующее и учить использовать их в речи.
Закрепить знание последовательности чисел от 1 до 10.
Закрепить умение сравнивать числа.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Развивающие:
Развивать математическую речь.
Развивать внимание, логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, анализировать)
Воспитательные:
Воспитывать культуру поведения в ходе фронтальной и индивидуальной работы, а также работы в паре.
С помощью занимательного материала и ИКТ воспитывать любовь к учебным предметам.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Посмотрите пожалуйста в окно, сегодня на улице солнечно? (Нет). Хоть и погода за окном хмурая, у нас в классе вот такое веселое солнышко, которое будет нам помогать на уроке. Кто из вас пришел сегодня на урок с отличным настроением, поднимите руки.
– Ну тогда вы легко отгадаете мою загадку:
Есть у радости подруга
В виде полукруга,
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится:
Грусть - тоска ее боится. (улыбка)
–Улыбка нужна всем. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Желаю всем хорошего настроения! - Посмотрите на лучики нашего солнышка, давайте возьмем у солнышка лучики, прижмем их к своему сердцу, теперь подарите лучики и улыбку друг другу, повернитесь и подарите лучики нашим гостям, а теперь подарите свои лучики мне.
- К вам на урок я пришла не одна, со мной пришли мои помощники заяц и лисичка из лесной школы. Сегодня они вместе с нами будут узнавать много нового и интересного.
II. Актуализация знаний
–Ребята, сейчас мы с вами проведем устный счет и решим «веселые задачки». Готовы? Тогда начнем! (Говорят заяц и лиса)
К двум пушистеньким зайчишкам
Прибежали три братишки.
Всем пора бы это знать,
Что их будет ровно… (5)
________________________
У белки в дупле
Пять орешков в мешке
Еще один на полке
Посчитай-ка их, сколько? (6)
____________________________
Ёжик по лесу шёл
На обед грибы нашёл:
Три под берёзой, один у осины,
Сколько их будет в плетёной корзине? (4)
________________________
У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять лягушек
Сколько было же кадушек? (5)
– Молодцы, а теперь я буду задавать вам вопросы, если вы увидите, что заяц и лиса кивают головой, значит ваш ответ правильный, если они просто смотрят, значит при ответе вы допустили ошибку. Готовы? (Да)
Назовите:
число, следующее за числом 4, 7
предыдущее число для числа 5, 8
соседей числа 6, 9
III. Постановка цели, задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Игра "Где мое место?"
Прошу выйти сюда ребят, у которых на столах лежат карточки с цифрами. Построитесь, пожалуйста у доски в порядке возрастания чисел (от маленького к большему). Карточки держим на уровне груди!
– Правильно ли построились ребята? Если да, то поднимите руки.
– Первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой – сделайте шаг вперед.
– Ребята, сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы ОТВЕЧАЙТЕ ХОРОМ
– Сколько ребят сделали шаг вперед? (7)
– Прибавим к этому числу 1. Какой ученик теперь должен сделать шаг вперед? (Восьмой)
– То есть, к 7 прибавили 1 получили 8. А если к 8 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (9)
– То есть, к 8 прибавили 1 получили 9. А если к 9 прибавим 1, ученик с какой карточкой сделает шаг вперед? (10).
– Сколько всего учеников сделали шаг вперед? (10)
– ТЕПЕРЬ ПРИ ОТВЕТЕ НА ВОПРОС ПОДНИМАЕМ РУКУ.
- Ребята, скажите, какое число мы получаем, если прибавляем к любому числу 1? (Если прибавляем к числу 1, то получаем следующее число.)
– Десятый ученик, сделай пожалуйста, шаг назад.
– Сколько было учеников? (10) ОТВЕЧАЕМ ХОРОМ
– Сколько учеников сделало шаг назад? (1)
– Сколько учеников осталось? (9) (10 - 1 = 9).
– Девятый ученик, сделай пожалуйста, шаг назад.
– Сколько было учеников? (9)
– Сколько учеников сделало шаг назад? (1)
– Сколько учеников осталось? (8) (9 - 1 = 8)
– ТЕПЕРЬ ПРИ ОТВЕТЕ НА ВОПРОС ПОДНИМАЕМ РУКУ.
–Ребята, скажите, какое число мы получаем, если отнимаем от любого числа 1? (Если отнимаем от числа 1, то получаем предыдущее число.)
– Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Правильно, на уроке мы будем учиться прибавлять и вычитать число 1).
– Теперь повернитесь к доске, прикрепите свои карточки на числовой луч по порядку. Отлично, заяц и лиса очень довольны вашей работой!
IV. Первичное усвоение новых знаний.
– Итак, продолжаем работать с числовым лучом. Если мы будем двигаться вправо (показать направление), числа возрастают или убывают? А влево?
– Запомните, при движении вправо числа увеличиваются, влево - уменьшаются.
– Откройте учебник на стр. 80, восемь ноль, найдите № 1.
– Рассмотрим числовой ряд в учебнике, по которому идут звери (заяц и белка).
– Что нужно сделать зайцу? (прибавить 1)
– Посмотрите, в какую сторону идет заяц? (вправо)
- Почему? (прибавляет число +1 (прикрепить карточку на доску), когда прибавляют - число становиться больше).
– С какого деления заяц начал движение?
– Сколько шагов вправо сделал заяц?
– На каком делении остановился?
– Как мы это можем записать, найдите в учебнике соответствующую запись. Назовите её. (1+1=2) Запись вывешивается на доске.
– Делаем вывод, чтобы прибавить к числу 1 надо назвать следующее за ним при счете число, т.е. двигаясь по числовому лучу делаем 1 шаг вправо (обратиться к лучу на доске)
– Что нужно сделать белке? (отнять 1)
– Посмотрите, в какую сторону идёт белка? (влево)
– Почему? (вычитает число - 1 прикрепить карточку на доску, когда вычитают – число становиться меньше).
– С какого деления белка начала движение?
– Сколько шагов влево сделала белка?
– На каком делении остановилась?
– Как мы это можем записать, найдите в учебнике соответствующую запись. Назовите её. (9-1=8) Запись вывешивается на доске.
– Делаем вывод, чтобы отнять от числа 1 надо назвать число, которое при счете стоит перед ним, т.е. двигаясь по числовому лучу делаем 1 шаг влево (обратиться к лучу на доске)
– Ребята, зайчик устал и предлагает вам немного отдохнуть. Встаем и повторяем движения.
Физкультминутка (проводит заяц)
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки. (Присаживаемся на места)
– Вы отдохнули, теперь продолжаем работать. В учебнике, где мы рассматривали числовой луч заяц и белка решают примеры. Давайте им поможем и решим вместе с ними.
– Работу вы будете выполнять в паре. Для начала повторим правила работы в паре.
–Посмотрите на корзинки, которые у вас на парте, возьмите оттуда в руки карточку с примерами, положите на парту. Вам необходимо решить примеры и заполнить пропуски. Считаете вместе, записывает ответ кто-то один.
(Если у всех есть пара, то на доску прикрепляется правильный образец). Проверяем. У кого ответы такие же, как у меня, поднимите руку. Отлично, молодцы! (Если нет пары, один учащийся решает примеры у доски, проверяем по его заполненной карточке)
– Откройте рабочие тетради на 29-ой стр. два девять.
– Рассмотрите картинки. Кто на них изображен? (воробьи и стрекозы)
–Наши гости лиса и заяц – жители леса (взять их в руки и продемонстрировать) Их школа находится на лесной полянке, рядом протекает речка.
– Как вы думаете, кого из этих животных в теплое время года они могут встретить, гуляя на переменке? (стрекоз)
–Действительно, на лесной полянке можно встретить стрекоз при условии, что рядом располагается водоем.
– Посмотрите на картинку и скажите, сколько всего стрекоз было? (3). Сколько улетело? (1). Какую математическую запись мы можем составить к картинке? (Проговори, что ты запишешь?).
– А где же живут воробьи? (Рядом с человеком)
– Как вы думаете, почему?
–Воробей – это одна из немногих птиц, которая живет рядом с человеком. Благодаря этому воробьи защищены от хищников и самое главное - обеспечены кормом и местами для гнездования.
–Что делают воробьи на картинке? (клюют зерна)
–Как вы думаете, когда воробьям легче найти корм, в теплое или в холодное время года?
–Действительно поздняя осень и зима - особенно трудный период в жизни птиц, которые остаются зимовать в наших краях. В это время они особенно нуждаются в нашей заботе – подкормке. И помочь им может каждый из нас. Летом же все птицы, которых мы прикормили, обязательно нас отблагодарят, поедая множество насекомых, которые приносят вред человеку и растениям.
– Еще раз рассмотрите картинку и скажите сколько птиц клюет зерно? (3). Сколько птиц прилетело? (1) Какую математическую запись мы можем составить к картинке? (Проговори, что ты запишешь?).
– Ребята, не забывайте помогать птицам зимой. Уже сейчас готовьте для них кормушки, их можно смастерить своими руками из подручного материала. Тогда птицы, которые живут рядом с нами, будут такими же жизнерадостными и веселыми как в физминутке, которую мы сейчас проведем. Наши гости заяц и лисичка тоже устали и будут делать физминутку вместе с нами.
Физкультминутка
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
Первичное закрепление новых знаний.
– А теперь давайте покажем, как слаженно вы умеете работать в группах. Для начала повторим правила работы в паре
У нас будет 3 группы. Первый ряд – первая группа выполняет задание на нахождение следующего числа, путем прибавления 1 – цы, Подходим к первой парте и приступаем к выполнению. Второй ряд – вторая группа выполняет задание на нахождение предыдущего числа, путем вычитания 1– цы, Подходим к третьей парте и приступаем к выполнению. Третий ряд – третья группа выполняет задание на нахождение следующего и предыдущего числа, путем прибавления и вычитания 1– цы, Подходим к первой парте и приступаем к выполнению.
– Чья группа справится с заданием быстрее поднимает руку. Ответственные групп выходят к доске и прикрепляют свои результаты. Остальные дети присаживаются на свои места. Отлично, молодцы! Справились с заданием. Проверяем работу групп. Я буду читать примеры, группа которая выполняла это задание хором отвечать, если вы услышите неправильный ответ, хлопните в ладоши, будьте внимательны!
IV. Итог урока. Рефлексия.
–Ребята, вы все большие молодцы, активно работали, порадовали меня, а также зайца и лису из лесной школы. Давайте с вами дружно соберем угощение для зверей из лесной школы в корзину, которая на доске.
Возьмите из корзинок, которые у каждого из вас на столе, яблоки и положите их на парту перед собой. Внимательно послушайте.
Красное означает, что урок был интересен, все было понятно, настроение у вас было отличное.
Желтое означает, что на уроке вам не все было понятно, остались вопросы, настроение было хорошее.
Зеленое означает, что на уроке вам было сложно работать, настроения совсем не было. Выберите и прикрепите к корзине то яблоко, которое отражает ваше настроение.
Итак, красное – все отлично, желтое – все хорошо, зеленое – что все непонятно и вам грустно.
|
|
|
|
|
Реши примеры Реши примеры
1 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
2 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
9 |
- |
|
= |
8 |
|
|
|
|
|
8 |
- |
|
= |
7 |
|
|
|
|
|
1 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
2 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
9 |
- |
|
= |
8 |
|
|
|
|
|
8 |
- |
|
= |
7 |
|
|
|
|
|
1 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
2 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
9 |
- |
|
= |
8 |
|
|
|
|
|
8 |
- |
|
= |
7 |
|
|
|
|
|
Реши примеры Реши примеры
1 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
2 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
9 |
- |
|
= |
8 |
|
|
|
|
|
8 |
- |
|
= |
7 |
|
|
|
|
|
1 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
2 |
+ |
1 |
= |
|
|
|
|
|
|
9 |
- |
|
= |
8 |
|
|
|
|
|
8 |
- |
|
= |
7 |
1 |
+ |
1 |
= |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
+ |
1 |
= |
3 |
|
|
|
|
|
9 |
- |
1 |
= |
8 |
|
|
|
|
|
8 |
- |
1 |
= |
7 |
|
|
|
|
|
1 |
+ |
1 |
= |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.