Конспект занятия по грамоте по теме: «Звук [Ч'], буква Ч»
Цель: знакомство детей со звуком [Ч'], буквой Ч.
Оргмомент.
В:- К нам сегодня на занятие пришёл гость. Ты узнаешь кто это, если отгадаешь загадку:
Знают взрослые и дети - Он один такой на свете. Он не зайчик и не слон, Но ушастый все же он.
Не нужна ему рубашка - Он игрушка... (Чебурашка)
Основная часть.
1.Знакомство с темой
В:- Чебурашка пришел к нам, чтобы познакомить с новым звуком [ч']! Он приготовил для тебя много разных заданий.
2.Знакомство со звуком [ч'], его характеристика .
- Давай произнесем звук [ч'].
- Как ты считаешь, этот звук гласный или согласный? (согласный)
- Почему? (Воздух встречает преграду , не поется, произносится отрывисто.)
- Звук [ч'] – глухой или звонкий? Горлышко спокойно, не дрожит.(глухой)
- Это твердый или мягкий согласный звук? (мягкий) - Он всегда мягкий!
- Каким цветом будем обозначать звук [ч']? (зелёным). Почему? (он мягкий) - Расскажи, какой звук [ч'].
Звук [ч'] – согласный, глухой, всегда мягкий.
3.Дифференциация на слух звука [ч'] в ряду звуков, слогов и слов.
Д/и «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ч'] ».
- Приготовь свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Хлопай в ладоши, когда услышишь звук [ч'] , слог со звуком [ч'] , слово со звуком [ч'] .
Ч, С, Ч, Т, Ч, П, К, Ч
ЧА, ПА , ЧУ , ТИ , ЧИ
МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА , ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ
4.Игра «Будь внимательным»
- Чебурашка нарисовал предметы, в названиях которых встречается звук [ч']. Внимательно рассмотри картинку и назови эти предметы. Посчитай сколько слогов в каждом слове.
5.Гимнастика для глаз
В:- Твои глазки хорошо потрудились. Чтобы они оставались всегда зоркими и внимательными, нужно сделать гимнастику для глаз.
Представь, что перед твоими глазами ползает черепаха. Она ползёт медленно.
Следи за ней глазами вправо-влево.
А теперь прыгает озорной кузнечик. Вверх-вниз.
Червяк длинный свернулся восьмёркой. Обведем глазами восьмёрку.
Четыре раза моргнем глазами.
Теперь по 4 раза потянемся вверх, присядем, подпрыгнем.
6.Определение места звука в слове.
Дидактическая игра «Где звук?»
В:-Чебурашка еще приготовил задание.
- Я назову слова со звуком [ч'], а ты скажи что их объединяет. - Чайка, чайник, часы, чеснок, чепчик ([ч'] в начале слова)
- Мяч, ключ, калач, печь, кирпич, врач ([ч'] в конце слова)
- Мальчик, девочка, колокольчик, кузнечик, очки, ручка ([ч'] в середине слова). Сделаем вывод: [ч'] может находиться в начале, середине и конце слова.
7. Д/и «Назови ласково» блюдце -...(блюдечко) сумка - ...(сумочка) овца - ...(овечка) собака - ...(собачка) санки - ...(саночки) кольцо - ...(колечко) белка - ...(белочка)
8.Знакомство с буквой Ч.
Ч
- На что похожа буква Ч?
/ребёнок называет, предлагает свои варианты/
Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя
9.Звуковой анализ слова
- Отгадай загадку:
Он бывает баскетбольным, Волейбольным и футбольным.
Скачет, прыгает, летает
И усталости не знает. (Мяч)
Составление схемы слова мяч.
-Раздели слово на слоги.
-Сколько в слове слогов?
-Какой 1 звук в слове? Какой он?( [м'] - согласный, звонкий, мягкий зелёный кв.)
-2 звук? ([а] — гласный, красный кв.)
-3 звук? ([ч'] -согласный, глухой, мягкий -зелёный кв.) - Сколько в слове гласных звуков?
- Сколько согласных звуков?
- Сколько всего звуков? -Нарисуй схему слова.
Рефлексия.
- Ты хорошо потрудился, и Чебурашка дарит тебе раскраску.
- Попрощаемся с нашим гостем и скажем ему «спасибо».
- Что нового ты сегодня узнал?
- Какое задание тебе понравилось больше всего?
Дополнительное задание:
1.-Послушай сказку и запомни слова со звуком [ч'], , которые встретятся.
Кто живёт в часах?
Я знаю, что чайки живут в море, чабаны в горах, а чайники на кухне. Черепахи живут в песке, червяки в земле, а чучело на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок на чердаке, а старом чемодане – мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живёт какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их не развинчивал, ничего, кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса! (Г. Юдин)
2.Тетрадь по грамоте с.54-55
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.