Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА для обучающихся 4 класса, по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА» УМК «Школа России»
Оценка 4.6

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА для обучающихся 4 класса, по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА» УМК «Школа России»

Оценка 4.6
docx
29.01.2020
Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА    для обучающихся 4 класса, по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА» УМК «Школа России»
урок окружающего мира 4 класс.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

456591, Челябинская область, Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а
телефон 4-00-91,
E-mail: school15em@mail.ru ИНН 7403004829, КПП 743001001

 

 

 

Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА    для обучающихся 4 класса, по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА» УМК «Школа России»

Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

 

Тип урока Открытие новых знаний

Цели урока:

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.

Формируемые УУД: познавательные- умение извлекать информацию, устанавливать связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.

 

1.      Организационный момент. Самоопределение к деятельности

 

Добрый день, ребята. А что это значит? Это значит, что на уроке мы будем сотрудничать и у нас всё получится! Благодаря вашему отношению к людям, учёбе в классе станет теплее от ваших улыбок, веселее, уютней. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.

2.      Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 

Послушайте звуки и скажите, что вам представилось?

(Звуки леса звучат)

Вы услышали звуки леса.

С каким настроением вы гуляете в лесу?

Солнышко

Солнышко с тучкой

Тучки

Тучки с дождиком

3.      Актуализация знаний

       - Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?

       - Какое было небо?

       - Были ли облака? Как они выглядели?

       - Был ли ветер?

       - Видели ли вы птиц? Каких птиц вы видели?

-Вы заметили, как отличается ваша наблюдательность. Наблюдательность можно и нужно развивать. Сегодня, когда в пойдёте домой, попробуйте понаблюдать за природой и выявить изменения по сравнению с утренним состоянием.

3.Самоопределение к деятельности.

- Отгадайте загадку.

Весной веселит,

летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

осенью умирает,

Весной опять оживает? (Лес)

- О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)

Мы живём в чудесном месте, вдали от крупных городов и нас окружает лес. За ним мы можем наблюдать. В лес мы любим ходить.

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои.

- Какая задача у нас сегодня на уроке?

-Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?

4. Открытие нового знания

-Что такое лес?

Работа с картой природных зон

- Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане: белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри.

- Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является - лес.

Во время фронтальной работы появляются карточки на доске

- Что такое лес? (природное сообщество)

Лес

Природное сообщество

- Какие организмы составляют природное сообщество?

Растения

Животные

Грибы

Микробы

- Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно связаны)

(- с помощью микробов опавшие листья и части растений перегнивают и превращаются в перегной;

- грибы помогают растениям всасывать из почвы воду;

- растения дают пищу животным)

- Как располагаются растения в лесу? (ярусами)

- воздушное пространство

Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.

По научному лесные «этажи» называют ярусами.

·         5 ярус - деревья

·         4 ярус - кусты

·         3 ярус - трава, ягоды

·         2 ярус - мхи

·         1 ярус - почва

5. Групповая работа «Засели лес»

- Весь лес от верхушки деревьев до земли заселён животными.

"Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей"

На столах лежат картинки, дети выбирают их и размещают на картинках леса

- Давайте оживим лес. По описанию узнать животного и поселить его в нужном ярусе в лесу.

- мелкое животное;

- живёт в дуплах деревьев

- зимой строит гнездо-гаюшку;

- у него пушистый хвост, на ушах кисточки;

- питается орехами, грибами, ягодами (белка - верхний ярус)

- Какие животные обитают ещё в верхнем ярусе? (птицы)

- Какие животные обитают в почве? (крот, черви)

- А в воде? (рыбы, земноводные)

- А в воздухе? (насекомые)

- Каких животных можно встретить в это время года в лесу?

(тигра, волка, лису, зайцев; птиц: дятла, синичек и др.)

6. Игра "Цветик-семицветик"

Учитель называет животное, а учащиеся с помощью "веера" показывают среду обитания этого животного.

- шмель - (4 ярус)

- ёж - (3 ярус)

- дятел - (5 ярус)

- черви - (1 ярус)

- белка - (5 ярус)

- крот - (1 ярус)

и т. д.

7. Физкультминутка

"Цапля весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу оглядела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась"

7. Работа по новой теме

Работа по учебнику

На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.

Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси, косули, кабаны, волки.

В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.

- Вспомните, что такое цепи питания.

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

Работа в паре

Составьте цепи питания, которые складываются в лесу.

Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.

Работа в группах

* назовите животных нашего края расскажите :
*где они обитают
* чем питаются
*как защищаются от врагов
*составьте 2-3 цепи питания

Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке.

Нужны ли лесу грибы?

Работа по учебнику

Найдите ответ в учебнике в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»

Значение грибов для леса

- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.

- Грибами питаются и лечатся животные.

- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы)

Лесная подстилка

Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.

Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

Польза леса

8. Итог урока

- Почему лес называют природным сообществом?

Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом

9. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке

·         Я:

·         узнал

·         удивился

·         задумался

·         запомнил

·         научился

·         засомневался

·         повторил

·         не понял

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Вы заметили, как отличается ваша наблюдательность

Вы заметили, как отличается ваша наблюдательность

Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно связаны) (- с помощью микробов опавшие листья и части растений перегнивают и превращаются в перегной; - грибы…

Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно связаны) (- с помощью микробов опавшие листья и части растений перегнивают и превращаются в перегной; - грибы…

Физкультминутка "Цапля весело гуляла

Физкультминутка "Цапля весело гуляла

Работа по учебнику Найдите ответ в учебнике в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»

Работа по учебнику Найдите ответ в учебнике в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020