МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области 456591, Челябинская область,
Еманжелинский район, пос..Зауральский, I квартал, д.11-а |
|
|
|
Методическая разработка урока ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА для обучающихся 4 класса, по теме «ЖИЗНЬ ЛЕСА» УМК «Школа России»
Автор: Казанцева Светлана Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Тип урока Открытие новых знаний
Цели урока:
Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.
Формируемые УУД: познавательные- умение извлекать информацию, устанавливать связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Добрый день, ребята. А что это значит? Это значит, что на уроке мы будем сотрудничать и у нас всё получится! Благодаря вашему отношению к людям, учёбе в классе станет теплее от ваших улыбок, веселее, уютней. Улыбайтесь чаще, ребята! Дарите окружающим вас людям тепло и хорошее настроение.
2. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Послушайте звуки и скажите, что вам представилось?
(Звуки леса звучат)
Вы услышали звуки леса.
С каким настроением вы гуляете в лесу?
Солнышко
Солнышко с тучкой
Тучки
Тучки с дождиком
3. Актуализация знаний
- Когда вы сегодня шли в школу, что интересного вы заметили?
- Какое было небо?
- Были ли облака? Как они выглядели?
- Был ли ветер?
- Видели ли вы птиц? Каких птиц вы видели?
-Вы заметили, как отличается ваша наблюдательность. Наблюдательность можно и нужно развивать. Сегодня, когда в пойдёте домой, попробуйте понаблюдать за природой и выявить изменения по сравнению с утренним состоянием.
3.Самоопределение к деятельности.
- Отгадайте загадку.
Весной веселит,
летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
осенью умирает,
Весной опять оживает? (Лес)
- О чем мы будем говорить на уроке? (О лесе)
Мы живём в чудесном месте, вдали от крупных городов и нас окружает лес. За ним мы можем наблюдать. В лес мы любим ходить.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои.
- Какая задача у нас сегодня на уроке?
-Что мы будем делать для достижения поставленной задачи?
4. Открытие нового знания
-Что такое лес?
Работа с картой природных зон
- Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане: белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри.
- Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является - лес.
Во время фронтальной работы появляются карточки на доске
- Что такое лес? (природное сообщество)
Лес
Природное сообщество
- Какие организмы составляют природное сообщество?
Растения
Животные
Грибы
Микробы
- Как связаны между собой организмы в сообществе? (тесно связаны)
(- с помощью микробов опавшие листья и части растений перегнивают и превращаются в перегной;
- грибы помогают растениям всасывать из почвы воду;
- растения дают пищу животным)
- Как располагаются растения в лесу? (ярусами)
- воздушное пространство
Лес можно сравнить с многоэтажным домом. На каждом «этаже» живут свои растения и животные.
По научному лесные «этажи» называют ярусами.
· 5 ярус - деревья
· 4 ярус - кусты
· 3 ярус - трава, ягоды
· 2 ярус - мхи
· 1 ярус - почва
5. Групповая работа «Засели лес»
- Весь лес от верхушки деревьев до земли заселён животными.
"Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей"
На столах лежат картинки, дети выбирают их и размещают на картинках леса
- Давайте оживим лес. По описанию узнать животного и поселить его в нужном ярусе в лесу.
- мелкое животное;
- живёт в дуплах деревьев
- зимой строит гнездо-гаюшку;
- у него пушистый хвост, на ушах кисточки;
- питается орехами, грибами, ягодами (белка - верхний ярус)
- Какие животные обитают ещё в верхнем ярусе? (птицы)
- Какие животные обитают в почве? (крот, черви)
- А в воде? (рыбы, земноводные)
- А в воздухе? (насекомые)
- Каких животных можно встретить в это время года в лесу?
(тигра, волка, лису, зайцев; птиц: дятла, синичек и др.)
6. Игра "Цветик-семицветик"
Учитель называет животное, а учащиеся с помощью "веера" показывают среду обитания этого животного.
- шмель - (4 ярус)
- ёж - (3 ярус)
- дятел - (5 ярус)
- черви - (1 ярус)
- белка - (5 ярус)
- крот - (1 ярус)
и т. д.
7. Физкультминутка
"Цапля
весело гуляла.
Всех лягушек разогнала.
Покачалась, покачалась,
Тину с лапок обобрала, обобрала,
Шейкой длинной повертела,
Всю округу оглядела.
К солнцу сладко потянулась, потянулась,
Вся встряхнулась, вся встряхнулась,
И, укрывшись в камышах,
Затаилась, улыбнулась"
7. Работа по новой теме
Работа по учебнику
На деревьях обитают птицы (сойки, дрозды, дятлы, иволги и др.). Здесь они вьют свои гнезда и находят себе корм.
Наземную жизнь ведут мыши, зайцы, лисы, лоси, косули, кабаны, волки.
В почве тоже кипит жизнь – жуки-кожееды, личинки насекомых, дождевые черви и много других насекомых.
- Вспомните, что такое цепи питания.
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
Работа в паре
Составьте цепи питания, которые складываются в лесу.
Итак, лес – место обитания крупных и мелких животных, безобидных и хищников. Все в лесу взаимосвязано.
Работа в группах
* назовите животных нашего края расскажите :
*где они обитают
* чем питаются
*как защищаются от врагов
*составьте 2-3 цепи питания
Стояли мы на крепкой ножке,
а теперь лежим в лукошке.
Нужны ли лесу грибы?
Работа по учебнику
Найдите ответ в учебнике в статье и ответьте «Нужны ли лесу грибы?»
Значение грибов для леса
- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.
- Грибами питаются и лечатся животные.
- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней, упавших сучьев, отмершей листвы)
Лесная подстилка
Это слой на поверхности почвы из опавшей листвы, остатков старой травы, сухих веточек, отмерших корней и растений, опавшей коры. Толщина лесной подстилки составляет в среднем от 5 до 20 см.
Часть старой листвы и отмерших растений под действием микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок постепенно перегнивают. Благодаря этому почва пополняется перегноем, а в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.
Польза леса
8. Итог урока
- Почему лес называют природным сообществом?
Все обитатели леса – растения, животные, грибы, микроорганизмы – тесно связаны между собой, они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом
9. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке
· Я:
· узнал
· удивился
· задумался
· запомнил
· научился
· засомневался
· повторил
· не понял
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.