Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)"Россия-наша Родина"(4 класс)
Оценка 4.8

Методическая разработка урока ОРКСЭ (модуль Основы православной культуры)"Россия-наша Родина"(4 класс)

Оценка 4.8
docx
19.04.2020
Методическая  разработка  урока  ОРКСЭ (модуль  Основы православной  культуры)"Россия-наша Родина"(4 класс)
Россия - наша Родина.docx

 

Муниципальное  казенное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя  общеобразовательная  школа  №2»им.генерала армииВ.И.Исакова

249440,г. Киров, Калужская  область, ул. Пролетарская , д.259    тел. 5-16-18

 

 

                              «Россия - наша  Родина »

 

Методическая  разработка  урока  ОРКСЭ

( модуль Основы православной  культуры )

Возраст детей: 10 лет

 

 

                                                                                  Борисова Людмила  Георгиевна

                                                                        учитель начальных  классов

                                                         МКОУ «СОШ №2»

                                                            

 

 

 

                                                         

Тема:

«Россия – наша  Родина »(4 класс, урок 1)

Цель урока:

 

Расширить представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека; познакомить  с понятиями  «духовный  мир  человека», «культурные  традиции»; показать связь истории нашей страны с православными традициями, роль духовного воспитания знаменитых русских людей для  Отечества.

Задачи:

формирование  представления о России как о многонациональной стране; знакомство  с понятием «патриот»; развитие  стремления быть патриотом своей страны; воспитание  чувства гордости за свою страну, ее народ  и историю; 
 систематизирование  знания о государственной символике РФ;

воспитание уважительного  и бережного отношения к своей малой Родине.

Обучающиеся научатся:

гордиться за свою страну, ее народ и историю; анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

У учащихся будут сформированы:

 

Познавательные УУД: умение осуществлять информационный поиск для выполне­ния учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов; овладение логическими действиями анализа, построения рассуждений; формирование умений планировать, контролировать и оце­нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника, вести диалог, аргумен­тировать свою точку зрения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; .

Личностные УУД: вызвать положительное отношение к уроку; формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками;  формирование основ российской гражданской идентичнос­ти, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.

Планируемый результат:

Дети должны научиться  уважительно  относиться к своей Родине, своему народу, получить установку на интерес к новому предмету через понятия любви к Родине, связи истории нашей страны  с православными традициями, духовным воспитанием великих русских людей.

Тип урока:

изучение  нового

Основные понятия:

Россия, Родина, столица, патриот, духовный  мир, культурные  традиции, президент, государство, символы , малая Родина.

Виды деятельности:

Беседа,  игра, работа  с  картой, с иллюстративным материалом презентации  и  книг, с текстом  учебника, с пословицами, работа в парах.

 

Техническое оснащение: презентация «Мы  здесь  живём», карта России, картины  природы России, выполненные на эту тему рисунки детей, портреты  кировчан  Героев Советского  Союза ,книга Владимира  Скрипкина  «Генералы - уроженцы  земли  Калужской».

                                                     Ход урока:

1.Организационный момент.

Активно    в  работу  включайся  ,  дружок,

Чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок!

2.Актуализация  знаний  и  фиксация  затруднений  в  деятельности.

Игра «Чем мы похожи». Учитель  приглашает в круг одного из детей на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Диана, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (мы одного роста и другое)». Девочка  выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены  группы не окажутся в кругу.

- Посмотрите, ребята, мы все оказались в одном большом круге, а это значит, что мы все чем-то похожи друг на друга. А еще мы держимся за руки – мы друзья  и   есть  ещё   что-то ,  что  нас  объединяет. И  об  этом  мы  узнаем  сегодня  на  уроке.

3.Выявление    причин  затруднения   и  постановка  цели  деятельности

Чтобы определить тему сегодняшнего урока, нужно догадаться, какое  слово пропущено в пословице «Нет в мире краше _______  нашей» . 

Попробуйте сформулировать тему урока. (Наша Родина)
— Как вы понимаете, что такое Родина? (Место,  где  мы родились.  Страна,   в которой  ты живешь.) Итак, тема сегодняшнего урока: «Россия - наша Родина».

4.Построение  проекта  выхода  из  затруднения («открытие» нового  знания)

Сегодня на уроке вы узнаете о на­шем Отечестве, чем оно богато.

Не все в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать сво­их родителей. Я не могу выбрать Родину. Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россией. Что она - самая большая страна в мире. Что Россия - страна с древней историей. С первых лет моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется: родственники, друзья, соседи...И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна:

                    Я прошу, только вслушайся в имя Россия.

                    В нем и росы, и синь, и сиянье, и сила...

1)Работа с  картинами  и  рисунками, изображающие  красоту  природы  России.  Комментарий к рисункам, посвящённым природе родного края. Нужно упомянуть, что есть несколько версий возникновения земли. Одна из них религиозная –  «Идея  сотворения»)

-Каких русских писателей, художников, композиторов  вы  знаете, чем они знамениты?

Главная ценность России - люди, их жизнь, труд, культура.

2)Всегда на Руси особым почетом и уважением пользовались защитники Отечества.

-   Назо­вите известные вам имена великих  полководцев России.

- Можно ли сказать, что они являются гордостью нашего государства? Почему?

( Князь Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков и дру­гие).

-  Верно. Эти великие полководцы - гордость и слава России. Например, Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы над немецки­ми и шведскими рыцарями, когда они вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец: он несколько десятилетий удерживал Русь и орду от столкновений. Он причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов. В нашем городе  так же есть храм,  расположенный около нашей школы, который носит имя Александра Невского. Это один из самых красивых храмов нашего города.

(Показ  слайдов  презентации  «Мы  здесь  живём»)

Маршал  Победы Георгий Константинович Жуков – уроженец  нашей  земли  калужской  , выдающийся русский полководец, герой Великой Отечественной войны. Эту войну он встретил уже генералом. Жукову доверяли самые трудные и ответственные операции. Во время войны все знали; если на фронт прибывает Жуков - жди наступления и разгрома врага. Именно маршал Жуков подписывал Акт о безоговорочной ка­питуляции фашистской Германии и принимал в Москве Парад Победы.

Работа  с  книгой  Владимира  Скрипкина  «Генералы-уроженцы  земли  Калужской»

3) Кто из вас может назвать известных людей, проживающих на террито­рии  нашего района? (Ответы детей)

- Много отважных, смелых  и достойных людей выросло на нашей земле. Это Владимир  Ильич  Исаков, посвятивший  всю  свою  жизнь  ратному служению  Отечеству  и  прошедшему  путь  от  командира  взвода  до  начальника  тыла  Вооружённых  Сил  Российской  Федерации. О  нём  мы  можем  прочитать в   книге  «Честь  и  слава  земли  Калужской»  , а  так  же  познакомиться  с другими  Почётными  гражданами  Калужской  области.

( Чтение с доски)

Берегите Россию, без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой

Берегите Россию - нет России другой.

4)Учитель  знакомит детей с новым предметом  и  учебником,  говорит о задачах, которые будут решать совместно с учителем на уроках  ОПК, о связи предмета с воспитанием духовной, гармонично развитой личности, о воспитании чувства патриотизма через примеры служения России в различные периоды истории знаменитых людей нашей страны на примере ратного, духовного и светского подвига.

5.Первичное  закрепление   с  комментированием  во  внешней  речи

1)Работа с текстом учебника (чтение текста о Родине );

2)Словарная работа  (ключевое слово – Родина,  патриот).

3) Развивающая игра «С какими словами и чувствами у вас ассоциируется слово – «Родина»?

3)  Работа  с  картой . Найдите и покажите на карте России нашу малую родину -  Калужскую область.

4)На территории нашего района живет много людей достойных уважения. Благодаря их труду развивается и хорошеет наш город. В час трудных испытаний времен Великой Отечественной  войны жители нашего города, как и всей страны, встали на защиту своей Родины. Девяти  кировчанам   было присвоено звание Героя Советского Союза – это самая высокая награда Родины. Их именами  названы улицы нашего города- ул. Жмакина  и  др.

( демонстрация  портретов героев)

6.Этап  самостоятельной  работы  с  самопроверкой  по  эталону

1)Беседа .

-Откуда произошло слово Родина?

Слово Родина произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством.

 -Подберите  однокоренные слова с корнем РОД  ( родители, родственник,  родня , родословная ).

Родина - это отечество, страна, и место рождения человека, народ - на­ция, жители страны.

-  Как называется наше государство? (Россия, Российская Федера­ция.)

-  Россия - семья многих народов. Какие народы населяют нашу страну? (Русские, украинцы, белорусы, татары, удмурты, башкиры, осетины и многие другие)

-  У каждого народа свои традиции, культура, религия. Мы все очень раз­ные, но важнейшие ценности у нас одни:  семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота и гармония. Без этого жизнь человека обесценивается, теряет смысл.

2)У каждого государства есть свои символы.

- Кто знает символы РФ? ( ответы детей)

Работа в парах
На партах у детей по две карточки с текстами (о гербе — для детей, сидящих на первом варианте, о флаге страны — на втором варианте).
— Прочитайте свой текст, постарайтесь запомнить его содержание, а затем расскажите своему соседу.

Проверка :

-  Что такое флаг? Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флего», что означает «сжигать, озарять, гореть». Наиболее древнее название флага – «стяг».

У вас на партах лежат полоски цветной бумаги. Они разного цвета. Вам нужно выбрать только необходимые и собрать флаг нашего государства.

Показ флага РФ.

Бело – сине – красный флаг появился при царе Петре 1.Верхняя полоса флага белая, нижняя – красная, а между ними находится синяя полоса. Как вы думаете, что обозначают эти полосы?

Красный символизирует отвагу, защиту веры, героизм, великодушие. Синий – небо, верность, духовность. Белый – мир, чистоту, благородство.

Кроме флага государственным символом является герб.( Показ герба РФ)

Герб появился очень давно, более четырех тысяч лет назад.  В переводе с немецкого «эрбе» означает «наследство».

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного дракона.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет, как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Третьим символом нашей страны  является гимн. Гимн в переводе с греческого языка «торжественная песнь».

Гимн Российской Федерации написан известными людьми: автор С.Михалков, музыка А.Александрова.

Когда гимн можно услышать?

( гимн исполняется при открытии торжественных заседаниях ,при встрече зарубежных гостей правительством нашей страны, на Олимпийских играх).

-Как надо слушать  гимн?(Стоя)

(Исполнение гимна РФ)

-А какой самый главный город нашей страны? (Москва)

Как мы его называем?(Столица) Показ слайдов о Москве

-А что является символом нашей столицы?( Картина Кремля)

7.Этап  включения  в  систему  знаний  и  повторения

1)Наше Отечество богато своими духовными традициями. Например, самые про­стые - поздравить родных и близких с днем рождения, с праздником и другие.

-Расскажите  о  традициях  вашей  семьи.

-  Россия стала такой большой и сильной потому, что она никогда не за­прещала людям быть разными. Помните, что у разных людей могут быть раз­ные традиции и святыни и надо с уважением к этому относиться. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство (прежде всего, русское православие), ислам, буддизм, иудаизм.

2)Знаете ли вы пословицы и поговорки о Родине.,  о  Москве (работа  в  парах)

«У народа один дом — _______»

«Для ________ своей ни сил, ни жизни не жалей»

«Кто в___________не бывал – красоты не видал»

«__________ – столицей – весь мир гордиться»

«______________ – всем городам мать »

3)Рисунок – пятиминутка «Наша Родина».

4)Итак, мы  узнали   и  можем  рассказать  по  плану:

1.     Название страны.

2.     Столица.

3.     Глава государства.

4.     Государственный язык.

5.     Символы государства.

6.     Географическое положение.

7.  Достопримечательности.

8.  Выдающиеся люди страны.

     9.  Моя малая Родина.
С.Орлова «Родное»:

Я узнал, что у меня есть огромная страна.

И тропинка, и  лесок, в поле каждый колосок,

Речка, небо голубое - это всё моё родное!

Это Родина моя, всех люблю на свете я!

Мы  все  разные,  но  мы  все  вместе  живём, трудимся,  учимся  и  гордимся  своей  Родиной.

-Что полезного может сделать каждый из вас сегодня для своей родины?

(Предположительный ответ – хорошо, добросовестно учиться,  хранить  культурные  традиции)

 

— Вставьте пропущенные слова:
Патриот –  это человек, который любит свою ______, гордится _______, бережет ______, уважает ______, стремится ______, защищает______ .
— Кто из вас может сказать : «Я - патриот своей Родины»?

 

8.Рефлексия  учебной  деятельности

Сегодня на уроке я узнал  и  сумел ________

На этом уроке я похвалил бы себя за ________

После урока мне захотелось ________

9.Домашнее задание

Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?

Какие книги о нашей Родине  они посоветовали бы тебе прочитать?


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»им

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»им

Тема: «Россия – наша Родина »(4 класс, урок 1)

Тема: «Россия – наша Родина »(4 класс, урок 1)

У учащихся будут сформированы:

У учащихся будут сформированы:

Техническое оснащение: презентация «Мы здесь живём», карта

Техническое оснащение: презентация «Мы здесь живём», карта

С первых лет моей жизни меня окружают родные люди

С первых лет моей жизни меня окружают родные люди

Во время войны все знали; если на фронт прибывает

Во время войны все знали; если на фронт прибывает

Работа с картой . Найдите и покажите на карте

Работа с картой . Найдите и покажите на карте

Прочитайте свой текст, постарайтесь запомнить его содержание, а затем расскажите своему соседу

Прочитайте свой текст, постарайтесь запомнить его содержание, а затем расскажите своему соседу

Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты

Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты

Итак, мы узнали и можем рассказать по плану: 1

Итак, мы узнали и можем рассказать по плану: 1

Домашнее задание Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях

Домашнее задание Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2020