Методическая разработка урока по химии " Железо -металл побочной подгруппы" 9 класс.
Оценка 5

Методическая разработка урока по химии " Железо -металл побочной подгруппы" 9 класс.

Оценка 5
Работа в классе
docx
химия
9 кл—11 кл
23.01.2022
Методическая разработка урока по химии " Железо -металл побочной подгруппы" 9 класс.
Характеристика металла с применением знаний полученных при изучении Периодической системы химических элементов, строении атомов, способы получение металлов, химические свойства металлов. Качественные реакции на ионы. Применение технологии Критического мышления.
План- конспект урока по химии Железо.docx

План –конспект урока

по теме «Железо – металл побочной подгруппы»

  Химия 9 класс. Учебник О.С. Габриелян.

Учитель биологии и химии Лучинская Вера Максимовна

 

Тема «Железо–  металл побочной подгруппы»

Девиз урока:

«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле» (Аристотель)

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цель урока: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, для расширения знаний о металлах, способствовать овладению знаниями о железе, как металле побочных подгрупп.

Задачи:

*образовательная: расширить знания о металлах их применение, получение; умение применять раннее полученные знания в новой ситуации, сопоставлять, проводить анализ и синтез;

*развивающая:  продолжить формирование умение самостоятельно приобретать, применять знания и умения в новой ситуации; выделять главное, сравнивать, делать выводы;

*воспитательная: формировать коммуникативные навыки,  научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию, на основе положительного отношения к образованию.  

Методические приемы: словесный, фронтальный, работа с учебником- поиск информации, проблемно- поисковый, практический- выполнение лабораторного опыта. 

Форма проведения: открытие и дополнение новых знаний.

Структура урока построена в соответствии:

А) что я знаю --- что хочу узнать ---- узнал на уроке

Б) вызов ----- осмысление ---- рефлексия.

Оборудование урока: учебник Химия – 9 класс, ПСХ элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, вещества: соляная кислота, серная кислота,  сульфат меди, гидроксид натрия, коллекция металлов.

Формирование УУД:

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между процессами получения и строения металла; уметь добывать знания и умело преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные: умение ставить учебную задачу на основе соответствие того, что уже известно и усвоено с предыдущих тем, и того, что надо дополнить.

Коммуникативные: определение учебной цели урока, умение сотрудничать, структурировать знания, построение речевого высказывания в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении решаемой проблемы.

Личностные: умение слушать, участвовать в обсуждении, умение анализировать, понимать целостность образовательного пространства,  повышать  личную мотивацию.

Ход урока.

I. Организационный этап. Проверяется готовность учащихся к уроку. (2 мин)

1.Мотивация к учебной деятельности. Учитель держит в руках корзину и спрашивает учеников, почему корзина присутствует сегодня на уроке. (Корзина знаний). Ученики высказывают свои предположения. Сегодня на уроке нам нужно достать с корзины те знания, которые мы получили при изучении общей характеристики металлов: строение атома, нахождение в природе, физические свойства, способы получение металлов, химические свойства, биологическая роль.

Актуализация знаний по теме «Алюминий» 

Вариант 1. Закончить предложение.

Актуализация знаний по теме «Алюминий» (до 4 мин)

1.По распространенности в земной коре алюминий занимает …. (первое) место.

2. Алюминий можно получить электролизом…   ( расплава Al2O3).

3. Красные кристаллы корунда это ….. ( рубины).  

4. При добавлении к соли алюминия раствора щелочи , выпадает ….(белый студенистый осадок).

5. Во всех соединениях алюминий проявляет СОК (+3).

Вариант 2. Определить правильные суждения.

1.На внешнем энергетическом уровне  три электрона.

2. Гидроксид алюминия при нагревании не разлагается.

3. Металл и его соединения реагируют с  кислотами и щелочами.

4. Алюминий, как и все металлы, легко реагирует с неметаллами в порошкообразном состоянии. 

5. Алюминий активно реагирует с концентрированной азотной кислотой.

1

2

3

4

5

+

-

+

+

_-

 После проверки знаний ученикам предлагается послушать стих о металле. Они должны определить этот металл, назвать тему урока и спрогнозировать план работы на уроке.

II.  Вызов.  (3 мин)

Очень древний я металл

Счет столетий потерял!

Я давно в названии века,

В организме человека.

Называют мной характер,

Из меня почти весь трактор!

Очень в яблоке полезный,

И зовут меня (железо). ( ученики все вместе говорят «Железо»)

Проводят анализ , какую информацию можно получить из этого высказывания.

На основании этого высказывания определяют тему урока, план работы на уроке.

Тема урока «Железо».

План урока для реализации темы:

А) положение металла в ПС, строение атома;

Б) нахождение в природе;

В) физические свойства металла;

Г) способы получение металла;

Д) химические свойства металла.

III. Осмысление. (20 мин)

А) Ученики заполняют таблицу, что знают о железе как металле.

 (заполняют первую и втору колонку)

Что знаю?

Что хочу узнать?

Что узнал?

 

 

 

 Озвучивают свои записи.

Проблема: доказать, что железо обладает общими свойствами металлов, на ряду с этими свойствами обладает индивидуальными свойствами в связи со строением атома.

Для решения задач и проблемы поставленных на уроке, класс делится на группы в соответствии с познавательными интересами: Историческая, Геологическая, Химическая и Биологическая.

Деление учеников на группы.

Б) работа в группах

1. группа – Историческая «Упавший с небес. Железный век. Железо- металл войны.»

2.группа –Геологическая «Распространение в земле, нахождение в природе, металл – созидания» 

3. группа – Атомарная. Положение в ПС, строение атома, физические свойства.

3.группа – Химическая: а) получение б) свойства химические (работа с реактивами)

4. группа – Биологическая. «Основа  метаболизма»

(ученики формируют группы в зависимости от образовательного уровня. В группе обязательно ученик с более высоким познавательном уровне).

Каждая группа работает с информацией для раскрытия вопроса, который характеризует особенности названия. Работают с текстом параграфа *17, выбирают информацию, анализируют, записывают в тетрадь для публичного выступления и защиты своей информации. На работу с информацией выделяется 15 мин.

(умение работать с информацией и применять информацию)

Здесь ученики используют знания, раннее полученные при изучении темы «Общая характеристика металлов: положение в ПС, строение атома, Нахождение в природе. Физические свойства металлов. Получение металлов. Химические свойства.)

В) афиширование и обмен информации, проработанной в группе по своему вопросу.

 (5 мин)

После каждого выступления ученики записывают информацию в тетрадь   в колонке

ЧТО Я УЗНАЛ.

После заполнения колонки в тетради, учитель проводит фронтальную беседу с учениками для закрепления.

Для итогового закрепления предлагает провести логическую цепочку, которая показывает последовательность в характеристике металла.

Каждый ученик проговаривает последовательно от строения атома до применения.

(каждый ученик должен внимательно следить за информацией ученика и продолжить его в логической последовательности, говорит одну характеристику за ним цепляется другой ученик и т.д)

Железо металл побочной подгруппы – проявляет степень окисления +2,+3 – относится ко второй группе активности – металл войны в виде копья и щита – серебристо-белый- пластичный, ковкий, прочное, твердое, намагничивается, тепло проводимый --  четвертое место в земной коре -- минералы магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк, пирит-- получают пиро- и гидрометаллургическим способом, электролизом растворов солей – взаимодействует с простыми веществами неметаллами --  с водой образует оксиды – реагирует с кислотами вытесняет водород из кислот образуя соли – пассивирует концентрированную и азотную кислоты – основные соединения железа: оксид, соль, гидроксид, оксид – нерастворимое основание при нагревании разлагается на оксид и воду—ионы железа можно определить с помощью  иона ОН (зеленая и бурая  окраска осадка) – можно использовать красную и желтую кровяную соли – основа современной техники, машиностроения -  элемент гемоглобина, лечение малокровия, упадок сил. (5 мин)

Во время проведения логической цепочки, ученики подтверждают, что  хотели узнать, и что узнали при изучение темы «Железо».

IV.Рефлексия. (4 мин)

А) Подведение итогов урока. Выражение чувств и эмоций на уроке.

Делают вывод: на основе строения атома и нахождение в природе, способах получения и химических свойствах железо имеет общие свойства с металлами, отличается специфическими свойствам в связи строением атома и положением в ПС.

На доске написано слово ИДЕАЛ. К каждой букве ученики должны дописать слова, которые позволяют подвести итог урока и выразить свои чувства в результате полученных  знаний.

И

Интересно, через решение проблемы

Д

Доказали значение железа для организма и промышленности

Е

Есть возможность дополнить знание через дополнительную литературу

А

Анализируя информацию, доказали, что железо древний металл

Л

Любознательность, позволила решить многие вопросы для расширения знаний по теме

 

Б) Информация о домашнем задании: (2 мин)

1. Параграф *17. Составить небольшой художественный образ железа ( на выбор).

2. Написать уравнения реакций по схеме на странице 119 и странице 120, характеризующие химические свойства и соединения железа +2,+3.


 

План –конспект урока по теме «Железо – металл побочной подгруппы»

План –конспект урока по теме «Железо – металл побочной подгруппы»

Коммуникативные: определение учебной цели урока, умение сотрудничать, структурировать знания, построение речевого высказывания в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении решаемой проблемы

Коммуникативные: определение учебной цели урока, умение сотрудничать, структурировать знания, построение речевого высказывания в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении решаемой проблемы

Счет столетий потерял! Я давно в названии века,

Счет столетий потерял! Я давно в названии века,

Химическая: а ) получение б) свойства химические (работа с реактивами) 4

Химическая: а ) получение б) свойства химические (работа с реактивами) 4

Во время проведения логической цепочки, ученики подтверждают, что хотели узнать, и что узнали при изучение темы «Железо»

Во время проведения логической цепочки, ученики подтверждают, что хотели узнать, и что узнали при изучение темы «Железо»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2022