План –конспект урока
по теме «Железо – металл побочной подгруппы»
Химия 9 класс. Учебник О.С. Габриелян.
Учитель биологии и химии Лучинская Вера Максимовна
Тема «Железо– металл побочной подгруппы»
Девиз урока:
«Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле» (Аристотель)
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.
Цель урока: вызвать объективную необходимость изучения нового материала, для расширения знаний о металлах, способствовать овладению знаниями о железе, как металле побочных подгрупп.
Задачи:
*образовательная: расширить знания о металлах их применение, получение; умение применять раннее полученные знания в новой ситуации, сопоставлять, проводить анализ и синтез;
*развивающая: продолжить формирование умение самостоятельно приобретать, применять знания и умения в новой ситуации; выделять главное, сравнивать, делать выводы;
*воспитательная: формировать коммуникативные навыки, научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию, на основе положительного отношения к образованию.
Методические приемы: словесный, фронтальный, работа с учебником- поиск информации, проблемно- поисковый, практический- выполнение лабораторного опыта.
Форма проведения: открытие и дополнение новых знаний.
Структура урока построена в соответствии:
А) что я знаю --- что хочу узнать ---- узнал на уроке
Б) вызов ----- осмысление ---- рефлексия.
Оборудование урока: учебник Химия – 9 класс, ПСХ элементов, таблица растворимости, штатив с пробирками, вещества: соляная кислота, серная кислота, сульфат меди, гидроксид натрия, коллекция металлов.
Формирование УУД:
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между процессами получения и строения металла; уметь добывать знания и умело преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Регулятивные: умение ставить учебную задачу на основе соответствие того, что уже известно и усвоено с предыдущих тем, и того, что надо дополнить.
Коммуникативные: определение учебной цели урока, умение сотрудничать, структурировать знания, построение речевого высказывания в устной форме, участвовать в коллективном обсуждении решаемой проблемы.
Личностные: умение слушать, участвовать в обсуждении, умение анализировать, понимать целостность образовательного пространства, повышать личную мотивацию.
Ход урока.
I. Организационный этап. Проверяется готовность учащихся к уроку. (2 мин)
1.Мотивация к учебной деятельности. Учитель держит в руках корзину и спрашивает учеников, почему корзина присутствует сегодня на уроке. (Корзина знаний). Ученики высказывают свои предположения. Сегодня на уроке нам нужно достать с корзины те знания, которые мы получили при изучении общей характеристики металлов: строение атома, нахождение в природе, физические свойства, способы получение металлов, химические свойства, биологическая роль.
Актуализация знаний по теме «Алюминий»
Вариант 1. Закончить предложение.
Актуализация знаний по теме «Алюминий» (до 4 мин)
1.По распространенности в земной коре алюминий занимает …. (первое) место.
2. Алюминий можно получить электролизом… ( расплава Al2O3).
3. Красные кристаллы корунда это ….. ( рубины).
4. При добавлении к соли алюминия раствора щелочи , выпадает ….(белый студенистый осадок).
5. Во всех соединениях алюминий проявляет СОК … (+3).
Вариант 2. Определить правильные суждения.
1.На внешнем энергетическом уровне три электрона.
2. Гидроксид алюминия при нагревании не разлагается.
3. Металл и его соединения реагируют с кислотами и щелочами.
4. Алюминий, как и все металлы, легко реагирует с неметаллами в порошкообразном состоянии.
5. Алюминий активно реагирует с концентрированной азотной кислотой.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
+ |
- |
+ |
+ |
_- |
После проверки знаний ученикам предлагается послушать стих о металле. Они должны определить этот металл, назвать тему урока и спрогнозировать план работы на уроке.
II. Вызов. (3 мин)
Очень древний я металл
Счет столетий потерял!
Я давно в названии века,
В организме человека.
Называют мной характер,
Из меня почти весь трактор!
Очень в яблоке полезный,
И зовут меня (железо). ( ученики все вместе говорят «Железо»)
Проводят анализ , какую информацию можно получить из этого высказывания.
На основании этого высказывания определяют тему урока, план работы на уроке.
Тема урока «Железо».
План урока для реализации темы:
А) положение металла в ПС, строение атома;
Б) нахождение в природе;
В) физические свойства металла;
Г) способы получение металла;
Д) химические свойства металла.
III. Осмысление. (20 мин)
А) Ученики заполняют таблицу, что знают о железе как металле.
(заполняют первую и втору колонку)
Что знаю? |
Что хочу узнать? |
Что узнал? |
|
|
|
Озвучивают свои записи.
Проблема: доказать, что железо обладает общими свойствами металлов, на ряду с этими свойствами обладает индивидуальными свойствами в связи со строением атома.
Для решения задач и проблемы поставленных на уроке, класс делится на группы в соответствии с познавательными интересами: Историческая, Геологическая, Химическая и Биологическая.
Деление учеников на группы.
Б) работа в группах
1. группа – Историческая «Упавший с небес. Железный век. Железо- металл войны.»
2.группа –Геологическая «Распространение в земле, нахождение в природе, металл – созидания»
3. группа – Атомарная. Положение в ПС, строение атома, физические свойства.
3.группа – Химическая: а) получение б) свойства химические (работа с реактивами)
4. группа – Биологическая. «Основа метаболизма»
(ученики формируют группы в зависимости от образовательного уровня. В группе обязательно ученик с более высоким познавательном уровне).
Каждая группа работает с информацией для раскрытия вопроса, который характеризует особенности названия. Работают с текстом параграфа *17, выбирают информацию, анализируют, записывают в тетрадь для публичного выступления и защиты своей информации. На работу с информацией выделяется 15 мин.
(умение работать с информацией и применять информацию)
Здесь ученики используют знания, раннее полученные при изучении темы «Общая характеристика металлов: положение в ПС, строение атома, Нахождение в природе. Физические свойства металлов. Получение металлов. Химические свойства.)
В) афиширование и обмен информации, проработанной в группе по своему вопросу.
(5 мин)
После каждого выступления ученики записывают информацию в тетрадь в колонке
ЧТО Я УЗНАЛ.
После заполнения колонки в тетради, учитель проводит фронтальную беседу с учениками для закрепления.
Для итогового закрепления предлагает провести логическую цепочку, которая показывает последовательность в характеристике металла.
Каждый ученик проговаривает последовательно от строения атома до применения.
(каждый ученик должен внимательно следить за информацией ученика и продолжить его в логической последовательности, говорит одну характеристику за ним цепляется другой ученик и т.д)
Железо металл побочной подгруппы – проявляет степень окисления +2,+3 – относится ко второй группе активности – металл войны в виде копья и щита – серебристо-белый- пластичный, ковкий, прочное, твердое, намагничивается, тепло проводимый -- четвертое место в земной коре -- минералы магнитный железняк, красный железняк, бурый железняк, пирит-- получают пиро- и гидрометаллургическим способом, электролизом растворов солей – взаимодействует с простыми веществами неметаллами -- с водой образует оксиды – реагирует с кислотами вытесняет водород из кислот образуя соли – пассивирует концентрированную и азотную кислоты – основные соединения железа: оксид, соль, гидроксид, оксид – нерастворимое основание при нагревании разлагается на оксид и воду—ионы железа можно определить с помощью иона ОН (зеленая и бурая окраска осадка) – можно использовать красную и желтую кровяную соли – основа современной техники, машиностроения - элемент гемоглобина, лечение малокровия, упадок сил. (5 мин)
Во время проведения логической цепочки, ученики подтверждают, что хотели узнать, и что узнали при изучение темы «Железо».
IV.Рефлексия. (4 мин)
А) Подведение итогов урока. Выражение чувств и эмоций на уроке.
Делают вывод: на основе строения атома и нахождение в природе, способах получения и химических свойствах железо имеет общие свойства с металлами, отличается специфическими свойствам в связи строением атома и положением в ПС.
На доске написано слово ИДЕАЛ. К каждой букве ученики должны дописать слова, которые позволяют подвести итог урока и выразить свои чувства в результате полученных знаний.
И |
Интересно, через решение проблемы |
Д |
Доказали значение железа для организма и промышленности |
Е |
Есть возможность дополнить знание через дополнительную литературу |
А |
Анализируя информацию, доказали, что железо древний металл |
Л |
Любознательность, позволила решить многие вопросы для расширения знаний по теме |
Б) Информация о домашнем задании: (2 мин)
1. Параграф *17. Составить небольшой художественный образ железа ( на выбор).
2. Написать уравнения реакций по схеме на странице 119 и странице 120, характеризующие химические свойства и соединения железа +2,+3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.