Методическая разработка урока по истории «Великая война и Великая Победа»
Оценка 5

Методическая разработка урока по истории «Великая война и Великая Победа»

Оценка 5
docx
08.03.2022
Методическая разработка урока по истории  «Великая война и Великая Победа»
урок 7.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хасавюртовского района «Средняя общеобразовательная школа с.Кокрек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по истории

 «Великая война и Великая Победа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Магомедова Заира Абакаровна,

 

учитель истории МБОУ «Кокрекская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

 

 

Тип урока: урок-практикум.

 

Цель урока: формирование  представления учащихся о Великой Отечественной войне, углубление знаний учащихся о событиях 1941-1945 гг. на основе изучения первоисточников

 

Задачи:

Образовательные.

 Углубить и систематизировать знания учащихся о событиях, которые привели к началу Великой отечественной войны. Ознакомить обучающихся с  причинами Победы СССР в Великой Отечественной войне.

Развивающие.

 Формировать умения и навыки анализа исторических фактов на основе документов. Развивать представления о сложности и противоречивости исторических событий и умение аргументировать свою точку зрения.

 Воспитательные.

 Создавать условия для осознания обучающимися чувства сопричастности к событиям истории своей Родины. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну.

Методы и формы:

Методы: словесно-наглядный; практический.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

 

Планируемые результаты.

Предметные:

знать основные события, даты, периодизацию: 1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.;

19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;

январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.

развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

-  осваивать общие принципы постановки и решения познавательных  задач, выявлять причины исторических событий, объяснять факты;

-  вырабатывать умения давать оценку историческим событиям

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

-вырабатывать способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

-вырабатывать умения работать с учебной информацией;

-проявлять готовность к сотрудничеству с учениками;

-формировать умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

-выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

-осуществлять самоконтроль и самооценку;

-  делать выводы из сформулированных знаний.

Личностные УУД: формировать историко-географический образ, включая представление о ходе сражений;

-  проявлять уважение к  истории Отечества;

-  формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемой теме.

 

 

Ход урока.

 

Организуется работа с источниками.

Учащиеся получают доку­ментальный материал и «Вопросы для сравнения источников».

Время выполнения задания 20—25 минут.

 

 

  Документ 1

Из выступления А. Гитлера по радио, 22 июня 1941 г.:

«Немецкий народ! Национал-социалисты!

... Вы все, вероятно, почувствовали, что этот шаг был для меня горь­ким и тяжелым. Никогда немецкий народ не питал враждебных чувств к народам России. Однако уже более двух десятилетий еврейско-большевистское правительство из Москвы пытается разжечь огонь враж­ды не только в Германии, но и во всей Европе. Не Германия пыталась привнести в Россию свое национал-социалистское мировоззрение, а именно... правители в Москве непрестанно предпринимали попыт­ки навязать нашему и другим европейским народам свое господство, причем не только идеологическими, но и милитаристскими метода­ми. Последствиями деятельности такого режима во всех странах были лишь хаос, нищета и голод...

Поэтому мне стоило больших усилий послать в августе 1939 года своего министра в Москву для того, чтобы попытаться противодей­ствовать британской политике изоляции Германии. Я сделал это толь­ко из сознания ответственности перед немецким народом и, прежде всего, в надежде на то, что в конце концов удастся достичь длитель­ной разрядки и, может быть, как-то уменьшить количество востре­бованных от нас жертв.

В то время... было заключено еще одно особое соглашение на тот случай, если бы Англии удалось фактически спровоцировать Польшу на войну с Германией. Но и здесь имело место ограничение прав не­мецкой стороны, которое было несоизмеримо с мощностью немец­ких вооружений.

...Но уже во время нашего наступления на Польшу советские пра­вители вопреки договору неожиданно предъявили претензии на Лит­ву... Несмотря ни на что, я примирился и с этим новым требованием русских. Но это было только начало новых беспрерывных попыток шантажа, которые с тех пор постоянно повторялись...

В то время, как Германия весной 1940 года, соблюдая так называ­емый договор о дружбе, отвела свои войска далеко от восточной гра­ницы.., уже тогда началось стратегическое сосредоточение и развер­тывание русских сил в таком масштабе, что это могло быть расценено только как демонстрация силы по отношению к Германии.

...Весной 1940 года только в балтийских странах находились 22 русские дивизии.

В то время, когда русское правительство постоянно утверждало, что они якобы призваны тамошним населением, на самом деле целью их пребывания там являлась демонстрация военной мощи Германии.

Когда наши солдаты с 10 мая 1940 года прорвали оборону француз­ско-британских вооруженных сил на Западе, на нашей восточной границе продолжалось развертывание сил русских во все более угро­жающем масштабе. А потому с августа 1940 года я полагал, что... не может быть больше допустимо... оставить незащищенными наши и без того опустошенные восточные провинции. Угрожающее наступление России против Румынии в конечном счете должно было также служить выполнению задачи по заполучению важного базиса не только немецкой, но и всей хозяйственной жизни Европы...

Вопреки нашим законам и обычаям я дал совет... ради мира под­чиниться советско-русскому давлению и уступить Бессарабию...

Немецкий народ!

В этот момент происходит сосредоточение и развертывание во­енных сил такого объема и размаха, которого до сих пор не видел мир. В союзе с финскими соратниками стоят воины ...на Север­ном Ледовитом океане. Немецкие дивизии... совместно с фински­ми героями-освободителями... защищают финскую землю. От Вос­точной Пруссии до Карпат простираются воинские подразделения восточного немецкого фронта. На берегах Прута, в нижнем тече­нии Дуная, до морского побережья Черного моря под руководством главы государства Антонеску объединяются немецкие и румынс­кие солдаты. Задачей этого фронта не является только защита отдельных госу­дарств, но обеспечение безопасности Европы и тем самым спасение всех и вся. И поэтому я решился сегодня снова передать судьбу и бу­дущее Германского рейха и нашего народа в руки наших солдат. И да поможет нам Бог в этой борьбе!»

 

Документ 2 

Из выступления В.М. Молотова по радио, 22 июня 1941 г.:

«Граждане и гражданки Советского Союза!

Советское правительство и его глава тов. Сталин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напа­ли на нашу страну, атаковали нашу границу во многих местах и под­вергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек. Налеты вражеских самолетов и артиллерийс­кий обстрел были совершены также с румынской и финляндской тер­риторий...

Уже после совершившегося нападения германский посол в Моск­ве Шуленбург в 5 часов 30 минут утра сделал мне... заявление... о том, что германское правительство решило выступить с войной против СССР в связи с сосредоточением частей Красной Армии у восточной германской границы.

В ответ на это... мною было заявлено, что до последней минуты германское правительство не предъявляло никаких .претензий к Советскому правительству, что Германия совершила нападение на СССР, несмотря на миролюбивую позицию Советского Союза, и что тем самым фашистская Германия является нападающей сторо­ной...

Теперь, когда нападение на Советский союз уже совершилось, Советским правительством дан нашим войскам приказ — отбить раз­бойничье нападение и изгнать германские войска с территории на­шей Родины...

Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападаю­щим врагом. В свое время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной... То же будет и с зазнавшимся Гитле­ром... Красная Армия и весь наш народ поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу...

Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной боль­шевистской партии, вокруг нашего Советского правительства, вок­руг нашего великого вождя товарища Сталина.

Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!

 

 

Документ 3

Из выступления У. Черчилля по радио, 22 июня 1941 г.:

«Нацистскому режиму присущи худшие черты коммунизма. У него нет никаких устоев и принципов, кроме алчности и стрем­ления к расовому господству. По своей жестокости и яростной агрессивности он превосходит все формы человеческой испор­ченности. За последние 25 лет никто не был более- последова­тельным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его пре­ступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молят­ся— да, ибо бывают времена, когда молятся все, — о безопасно­сти своих близких, о возвращении своего кормильца, своего за­щитника и опоры... Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, толь­ко что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную, послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам пол­зущей саранчи...

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацист­ского режима... Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем...

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британс­кая империя и Содружество наций без различия расы, вероисповеда­ния или партии.

Его вторжение в Россию — это лишь прелюдия к попытке вторже­ния на Британские острова. Он... надеется, что сможет снова повто­рить ... процесс уничтожения своих врагов поодиночке...

Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозя­щая нам и Соединенным Штатам, точно также, как дело каждого рус­ского, сражающегося за свой очаг и дом, — это дело свободных лю­дей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни».

 

Документ 4 Из выступления И.В. Сталина по радио, 3 июля 1941 г.:

«Товарищи! Граждане!

Братья и сестры!

Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается...

Как могло случиться, что наша славная Красная Армия сдала фа­шистским войскам ряд наших городов и районов? Неужели немец­ко-фашистские войска в самом деле являются непобедимыми войс­ками, как об этом трубят неустанно фашистские хвастливые пропа­гандисты?

Конечно, нет! История показывает, что непобедимых армий нет и не бывает... То же самое можно сказать о нынешней немецко-фаши-стской армии Гитлера. Эта армия не встречала еще серьезного сопро­тивления на континенте Европы. Только на нашей территории встре­тила она серьезное сопротивление...

Что касается того, что часть нашей территории оказалась все же захваченной немецко-фашистскими войсками, то это объясняется главным образом тем, что война фашистской Германии против СССР началась при выгодных условиях для немецких войск и невыгодных для советских войск. Дело в том, что войска Германии, как страны, ведущей войну, были целиком отмобилизованы... Немаловажное зна­чение имело здесь и то обстоятельство, что фашистская Германия неожиданно и вероломно нарушила пакт о ненападении, заключен­ный в 1939 году... Могут спросить: как могло случиться, что Советс­кое правительство пошло на заключение пакта о ненападении с та­кими вероломными людьми и извергами, как Гитлер и Риббентроп? Не была ли здесь допущена... ошибка? Конечно, нет!... Я думаю, что ни одно миролюбивое государство не может отказаться от мирного со­глашения с соседней державой, если во главе этой державы стоят лаже такие изверги, как Гитлер и Риббентроп... Враг жесток и неутомим. Он ставит своей целью захват наших земель... захват нашего хлеба и нашей нефти... Он ставит своей целью восстановление власти поме­щиков, восстановление царизма, разрушение национальной культу­ры и национальной государственности... свободных народов Совет­ского Союза, их онемечивание, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти наря­дов СССР, о том — быть народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение. Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и пере­строили всю свою работу на новый, военный лад, не знающий поща­ды врагу…  Мы должны организовать всестороннюю помощь Красной Ар­мии...

Мы должны организовать беспощадную борьбу со всякими дезор­ганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов, уничтожать шпионов, диверсантов...

При вынужденном отходе частей Красной Армии нужно угонять подвижной железнодорожный состав.., не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего... Все ценное имущество... ко­торое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться.

В занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды...

Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем великой войной всего советского народа против немец­ко-фашистских войск.

Целью этой всенародной отечественной войны против фашистс­ких угнетателей является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма... В этой освободительной войне мы не будем одиноки... Наша война за свободу нашего Отечества сольется с борьбой народов Европы и Америки за их независимость, за демок­ратические свободы. Это будет единый фронт народов, стоящих за свободу против порабощения и угрозы порабощения со стороны фа­шистских армий Гитлера...

В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР... создан Государственный комитет Обороны, в руках которого сосредоточена вся полнота власти в государстве. Все силы народа — на разгром врага! Вперед за нашу победу!»

 

Вопросы для сравнения документов

 

Каков характер источников? К кому и как обращаются выступаю­щие? Какова их главная задача?

Определите главные идеи документов. Выделите ключевые слова каждого источника.

Какие расхождения есть в источниках относительно причин вой­ны?

Оцените степень достоверности каждого документа, используя известные вам факты. С чем связано, по вашему мнению, использование ложной информации или фальсификация фактов?

Какие пропагандистские приемы использованы в каждом из выс­туплений?

Какое воздействие, на ваш взгляд, произвел каждый выступающий на аудиторию? Насколько выполнили они свою задачу?

Как вы оцениваете значение этих источников для изучения Вели­кой Отечественной войны?

В ходе работы заполните сравнительную таблицу

 

Учащиеся заполняют таблицу по ходу урока.

 

Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Документ 1

Документ 2

Документ 3

Документ 4

Характер и специфика источника.

 

 

 

 

 

 

 

 

К кому и как обращается автор.

 

 

 

 

Главная идея документа, ключевые слова.

 

 

 

 

Причины войны.

 

 

 

 

Характер войны.

 

 

 

 

Главная задача выступления.

 

 

 

 

Пропагандистские приемы.

 

 

 

 

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Фронтальная работа. Беседа

Вопросы учителя:

Что сегодня вы узнали?

Что для вас имело наибольший интерес?

Выполнение, каких заданий вызвало у вас затруднение?

Чему вы на уроке  научились?

Что у вас получилось?

Как наглядно и практически возможно использовать таблицу

 

 

 

 

Использованные источники:

 

1. https://ru.wikisource.org/wiki/Выступление_И._В._Сталина_по_радио_3_июля_1941_г

2. http://vivovoco.astronet.ru/VV/E_LESSON/22-6-41.HTM

3. https://texts.news/prepodavaniya-istorii-metodika/vyistupleniya-agitlera-radio-iyunya-62761.html

4. https://ru.wikisource.org/wiki/Выступление_В._М._Молотова_по_радио_22_июня_1941_г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тип урока: урок-практикум.

Тип урока: урок-практикум.

Организуется работа с источниками

Организуется работа с источниками

Дуная, до морского побережья Черного моря под руководством главы государства

Дуная, до морского побережья Черного моря под руководством главы государства

Я вижу также серую вымуштрованную, послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам пол­ зущей саранчи

Я вижу также серую вымуштрованную, послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам пол­ зущей саранчи

При вынужденном отходе частей

При вынужденном отходе частей

Что для вас имело наибольший интерес?

Что для вас имело наибольший интерес?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2022