Методическая разработка урока по кубановедению 3 класс по теме: " Грибы"
Оценка 4.9

Методическая разработка урока по кубановедению 3 класс по теме: " Грибы"

Оценка 4.9
docx
14.09.2023
Методическая разработка  урока по кубановедению 3 класс по теме: " Грибы"
Методическая разработка урока по кубановедению.docx

Урок по кубановедению 3 класс.


Тема: «Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора».


Цели: дать понятие о грибах как особом царстве живой природы. Научить распознавать грибы, познакомить с видами грибов; научить осторожности при сборе грибов, объяснить, чем грозят последствия неправильного сбора и употребления грибов; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: Учебник ,рабочие листы,таблички: съедобные, несъедобные, съедобные и несъедобные грибы; 12 таблиц о грибах; карточки с правилами «Найди ошибку»;2 корзины, плакат «Полянка» и 26 грибов, клей. 


Ход урока: 
1. Организационный момент.

(Учитель включает запись песни Д.Тухманова «Как прекрасен этот мир»)

-отгадайте загадку

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (Гриб)

 Учащиеся подбирают ассоциации, к слову, грибы.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите, какое сейчас время года за окном? (Осень.)
- Что появляется в лесу осенью? (Грибы.)

- Когда наступает грибное время? Как узнать, не заходя в лес, есть там грибы или нет?

- Что можно сказать о грибах? Какие они? На доске рисунок лесной поляны, отдельно рисунки грибов. Дети говорит слово и рисунок гриба «прикалывают» к полянке.
- Молодцы! Какие грибы насобирали в осеннем лесу. На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)
3. Сообщение темы, цели, мотива.
- Кто догадался изучению какой темы будет посвящён наш урок. Скажите.
(Грибы съедобные и несъедобные. Правила сбора.)
- Определите цель нашей работы на уроке.
(Научиться различать какие грибы можно принимать в пищу.)
- Для чего необходимо владеть такой информацией?
(Чтобы не отравиться, знать какой гриб можно собирать и как его заготавливать)
а) создание проблемной ситуации.
- Перед нами грибы, которые мы собрали и нам необходимо приготовить из них пищу.
б) постановка проблемы.
-Какая проблема встанет перед нами? Как выбрать грибы нужные для приготовления пищи?
в) постановка проблемного вопроса. 

На какой проблемный вопрос нужно будет найти ответ? Все ли собранные грибы можно есть?
г) выдвижение предположений.
У. Сформулируйте предположения со следующими словами
1) СЪЕДОБНЫЕ ( Все грибы в корзине съедобные, значит их можно есть.)
2) НЕСЪЕДОБНЫЕ ( Все грибы в корзине несъедобные, значит их есть нельзя.)
3) СЪЕДОБНЫЕ И НЕСЪЕДОБНЫЕ (Среди грибов в корзине есть съедобные и несъедобные, значит одни можно есть, другие нельзя.)
-Что будем делать?

4. Работа над новым материалом.
Работа с учебником.
рассмотрите схему и расскажите, как устроен гриб.

Грибы, которые мы обычно видим в лесу , состоят из шляпки и ножки. А под землей от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница- подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду и питательные вещества. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу.

            Грибы очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти , болеть и даже погибать.

(Учитель показывает фотографии и муляжи грибов.)

Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. Трубчатый слой шляпки похож на поролон или губку,  а пластинчатый на странички книги.

- найдите на фотографиях трубчатые и пластинчатые грибы. (трубчатые – белый,  подберезовик, масленок. Пластинчатые- сыроежка, лисичка, сморчок.)

 

5. Физминутка. Пальчиковая гимнастика


6. Закрепление нового материала.
- Прочитайте, какие грибы собраны в корзине.

Груздь, лисички, мухомор, волнушка, опята, боровик, рыжик.

Игра да-«+», нет «-».

- Я задаю вопросы, а вы отвечаете :да или нет

1.Грибы –это растения?(нет)

2.Бледная поганка –несъедобный гриб? (да)

3.Рыжик, лисичка-съедобные грибы? (да)

4. Может ли гриб вырасти на дереве? (да)

5.Животные едят несъедобные грибы? (да)

6.Самый ядовитый гриб-мухомор? (нет)

7. Работа над новым материалом.

 Памятка. Правила при сборе грибов

- Чем нам грозит сбор несъедобных грибов?( Отравлением.)

-  Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых. Отравление грибами может привести к смерти. Поэтому при сборе грибов нужно быть очень внимательным и брать только те, которые всем известны, а незнакомые лучше не трогать.

- Так, если грибы ядовиты, может они не нужны, и их надо уничтожать?

 (Высказывания детей)

- Правильно они служат кормом для лесных обитателей. Лоси могут лечиться грибами.

Кто может рассказать о первой помощи при отравлении грибами?
 (Выступает учащийся и рассказывает о первой помощи при отравлении).
1. Немедленно вызвать скорую помощь.
2. До приезда врача оказать первую помощь: очистить желудок и кишечник от пищи.
Надо дать пострадавшему 2-3 стакана подсоленной воды, а затем вызвать рвоту.
Рекомендуется давать холодный чай, мёд, молоко.
3. Остатки грибов и очистки от них следует сохранить до приезда врача. Это поможет выяснить причину отравления и принять соответствующие меры.

- Как мы будем собирать грибы? (Высказывания детей).

-Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца может высохнуть и погибнуть. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный яд для человека. НЕЛЬЗЯ собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия. Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей
Работа в группах.
- Что нужно знать, чтобы собрать грибы пригодные для еды и не нанести вред природе? (Правила сбора и заготовки.)
- Каждой группе нужно прочитать 2 часть темы на указанной странице в учебнике и найти ошибки в предложенных формулировках правил, записанных на листах. 
Проверка: чтение правил с исправленной ошибкой.
«Найди ошибку».
1. Собирай только те грибы, которые не знаешь.
2. Не надо собирать молодые съедобные грибы. В них может накопиться опасный для человека яд.
3. Когда ищешь грибы можно разрывать и раскидывать лесную подстилку. Грибница под лучами солнца не может высохнуть и погибнуть. Поэтому грибы надо вырывать или выкручивать из земли.
4. Ядовитые грибы нельзя уничтожать, т.к. они могут быть полезны для животных.
5. Ядовитые грибы не нужно знать «в лицо».
6. Если мы будем рвать, тянуть гриб из земли, мы не повредим грибницу, на этом месте вырастет гриб.
8. Закрепление нового материала.
Какое основное правило нужно соблюдать, чтобы не отравиться грибами?
(Собирать только те грибы, в которых абсолютно уверен.)
-Съедобные грибы нашего края

Опята - Растут преимущественно на пнях.

«Опёнок» — значит «округ», вокруг пня растёт. Заберётся какой-нибудь буро-крапчатый проныра- долгоножка на тёплый пенёк, на высокое сытное место и тянет за собой ватагу чешуйчатых грибов.

Белый гриб - гриб из рода Боровик. Растет у дубов и елей. http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=5fb8bcd41bc4d650&mb=imgdb_preview_1437

 

Маслята и рыжики - встречаются под соснами и елями. Эти грибы растут всегда россыпью, семейкой.

http://business-poisk.com/wp-content/uploads/2015/10/Na_uchastke.jpg

 

Подосиновики - соседствуют не только с осиной, но и с сосной, елью. Но ещё больше любят эти грибы забираться в папоротники.

http://poliksal.ru/uploads/posts/2016-07/14689501362masljonok-listvennichnyj.jpeg http://nexplorer.ru/load/Image/0613/gri1.jpg

  

- Помни! Некоторые редкие виды грибов занесены в Красную книгу Краснодарского края. Их сбор запрещен!
Съедобные: Цезарский гриб

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=7abcec1755095c80&mb=imgdb_preview_591  

 

 

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=19156739b001ead3&mb=imgdb_preview_805   Гриб-баран

 

Гриб-каштановикhttp://f17.ifotki.info/org/0ab1d3a7c15e7cb884892541316c6c17539509194299524.jpghttp://udec.ru/images/1609a-2.jpg 

 

 

http://worldmushroom.info/design/images/grib/gyroporus_cyanescens2.jpg    Гриб-синяк

 

 

- Несъедобные грибы, встречающиеся в нашем крае.

 

Ложные опята - название нескольких видов ядовитых или несъедобных грибов, внешне похожих на съедобные опята.

[Укажите здесь источник.]
http://ymadam.ru/wp-content/uploads/2011/10/lozhnie-opjata.jpg2_.jpg  

 

 

Бледная поганка - это лесная смерть. Бледную поганку путают с шампиньонами, сыроежками. Пластинки у белой поганки гибкие, эластичные.

http://agrodelo.com.ua/wp-content/uploads/2014/5/blednaya-poganka-1.jpg 

.

Мухомор – значит «мух морить». Красив, но ядовит. Для людей отрава, для мух погибель, если настойку из этого гриба приготовить. Но уничтожать его нельзя, для некоторых животных это лекарствоhttp://poradumo.pp.ua/uploads/posts/2015-12/thumbs/muhomor-opis-vidi-ta-foto_482.jpeg http://mycoweb.narod.ru/fungi/Agaricales/Amanita_pantherina_1_small.jpg

 

 

9. Итог урока.

- К какой группе относятся грибы? (царство грибов)
- Что нового узнали по этой теме? (Какие грибы можно есть, как их собирать, какую помощь оказывать при отравлении.)

– Как правильно собирать грибы?

– Как человек использует грибы?

– Какие ядовитые грибы вы знаете?

– Почему нельзя уничтожать ядовитые грибы?

Почему «дружат» гриб и дерево?

Сделаем вывод: итак, грибы – это не растения, а особая группа живых существ. Часть гриба – шляпа, ножка, грибница. Грибы играют важную роль в жизни леса. Различают съедобные и несъедобные грибы.
10. Рефлексия.
- Так как тема нашего урока была посвящена грибам, по пусть сегодня на нашей лесной поляне появится целая семейка съедобных или несъедобных грибов. Ребята, кому урок понравился, ему было интересно, пусть выйдет к доске и приклеит съедобный гриб, а кому урок не понравился, ему было скучно, пусть приклеит несъедобный гриб, и мы посмотрим, каких грибов в нашем осеннем лесу окажется больше всего. 

11. Домашнее задание.

Подготовить сообщение с иллюстрациями «Связь гриба и дерева.»


 

Урок по кубановедению 3 класс.

Урок по кубановедению 3 класс.

Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу

Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу

Собирай только те грибы, которые не знаешь

Собирай только те грибы, которые не знаешь

Гриб-баран Гриб-синяк -

Гриб-баран Гриб-синяк -

Итог урока. - К какой группе относятся грибы? (царство грибов) -

Итог урока. - К какой группе относятся грибы? (царство грибов) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2023