Представляем Вашему вниманию занятие по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста : «Свойства воды»
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Задачи : -познакомить детей со свойствами воды
- развить внимание, наблюдательность, логическое мышление и умение делать выводы
Разработали воспитатели детского сада №1 «Березка» Дурнова Татьяна Владимировна и Опейкина Евгения Анатольевна.
Здравствуйте, дорогие ребята.
я очень рада приветствовать вас в нашей лаборатории новых исследователей,
мы будем с вами исследовать воду, делать с ней разные опыты, эксперименты, и я очень надеюсь, что вам будет интересно и вы узнаете много нового о свойствах воды. Давайте с вами выясним, какой бывает вода.01:07
Для этого нам понадобится прозрачная чашка с водой
я положу в чашку с водой, например, камешек, шуруп и игрушечную обезьянку
ответьте мне на вопрос, ребята, почему же я их вижу?
я думаю, что вы догадались абсолютно правильно, мы можем увидеть предметы, находящиеся в воде, потому что вода прозрачная.
посмотрите, вот мы все прекрасно видим, что там находится.
если, например, в озере или в речке вода чистая, то мы можем рассмотреть, что находится на дне.
Мы делаем вывод: вода прозрачная. (кладем карточку 1)
какая же еще у нас вода? давайте с вами подумаем.
есть ли у воды форма? какой она формы?
может быть она квадратная или круглая?
а давайте мы сейчас это проверим, например, возьмем чашку, стакан, чашку прямоугольной формы, тарелку и нальем в них по очереди воду.
наливаем, и вода, которая только что была вот такой формой как стакан, стала формой как чашка, а если мы нальем воду, ну, например, в тарелку, то вода примет форму этой тарелки, она станет плоской.
какой же вывод, ребята, мы можем сделать? есть ли у воды своя постоянная форма?
подумайте и запишем правильный ответ.
второе свойство воды- у нее нет своей формы. (кладем карточку 2)
вы согласны? я думаю, что у вас точно такой же вывод.
ну а теперь давайте еще подумаем, какая вода на вкус?
сделайте несколько глоточков воды и ответьте на этот вопрос.(Дети отвечают)
Правильно у воды нет вкуса. (кладем карточку 3),
а теперь давайте понюхаем воду, как она пахнет? .(Дети отвечают)
Правильно у воды нет запаха. это новое свойство воды. у нее нет запаха. (кладем карточку 4),
А давайте сейчас попробуем немножко поиграть с водой.
для опыта нам понадобится вода, прозрачная чашка и ложка.
ну и, конечно сахар, смотрите, ребята, берем буквально одну чайную ложку, и теперь ее добавляем в воду.
теперь мы тщательно перемешаем. и посмотрим, что изменилось?
посмотрите. сначала мы еще видели в стакане крупицы сахара, но через некоторое время они исчезли.
. и в самом деле, сахар куда- то пропал.
дело в том, ребята, что в воде растворяются некоторые вещества, например, сахар или соль.
но некоторые вещества даже воде не подвластно растворить, как вы видели это в самом начале занятия, поэтому мы узнали новое свойство воды.
вода является растворителем некоторых веществ. (кладем карточку 5)
Вот мы и выяснили, какой бывает вода. Дети назовите свойства воды.(Дети отвечают)
Вода бывает прозрачной, у нее нет формы, нет вкуса, нет запаха.
еще вода может растворять некоторые вещества.
Ну а теперь настало время для опытов с водой.
для этого опыта нам понадобятся салфетки, фломастеры и вода.
давайте посмотрим, вот у нас уже есть небольшие заготовки опускаем нашу салфетку в воду. (тучка 6)
посмотрите, вода окрашивает нашу салфетку в разные цвета.
по- моему, пошел удивительный радужный дождь, да, вот так чудо.
как же это получилось? хотите, чтобы я показала еще один такой волшебный опыт.
посмотрите, здесь нарисован цветочный горшок. (Горшок 7)
но как только мы опустим нашу салфетку в воду, начнется чудо,
посмотрите, появляется цветок, прямо вырастает в горшке на наших глазах.
ну что, нравится вам такой опыт?
у меня еще для вас есть несколько сюрпризов.
мы для вас приготовили вот такое яичко? (яичко 8)
Опустим его в воду и появится такой смешной цыпленок.
мы его видим за скорлупкой, поэтому не очень четко.
а на полянке появилась еще зеленая трава, а в углу мы видим солнышко.
Я обязательно научу вас делать такое же волшебство, и вы сможете удивить и маму, и папу, и своих друзей.
А еще у нас нарисовано дерево, давайте тоже посмотрим, что с ним произойдет в воде (дерево 9)
посмотрите, на нашем дереве появляются листья.
наверное, это после зимы наступает в природе весна.
Все дело в том, что вода пропитывает салфетку, краски фломастеров
растекаются, размываются, получается такой акварельный рисунок.
Сейчас я вас научу, как делать такой секрет,
нам понадобится салфетка и фломастеры рисуем сердечко (сердечко10)
теперь сложим салфетку пополам, обводим сердечко, которое мы нарисовали, фломастерами и разукрашиваем его
и положим на поверхность воды нашу салфетку и она у нас на глазах сама раскрасится.
по- моему, очень просто, но зато интересно. Хочу показать вам еще один опыт с водой.
для этого нам понадобится бумага и вода. (цветочки 11)
ой- ой- ой, смотрите, смотрите, что- то происходит.
посмотрите, как плавно и медленно они раскрывают свои лепестки.
наверное, вы тоже немножко удивлены, ребята, я обязательно расскажу.
можно взять цветную, а можно белую бумагу, мы вырезали вот такие цветочки, у него много лепесточков, можно сделать сколько вы захотите,
в серединке и на лепесточках можно нарисовать узор, а можно написать какое- нибудь послание, например мама, вот так вот получается вот такая заготовка с сюрпризом, и все, что нам останется опустить цветок в воду.
Смотрите ребята, мы нарисовали стрелки и самолет. некоторые из них смотрят направо другие налево. (стрелки и самолет 12 и 13)
Поставим рисунок за стакан с водой, посмотрите, они меняют свое направление, можно поставить например за стакан с водой, под углом набор фломастеров , они тоже поменяют свое направление.
Все дело в том, что луч света, преломляясь через стекло и через воду, дает такую оптическую иллюзию и получается такой интересный фокус.
У нас есть письмо в котором написано что- то не очень понятное, может быть, волшебная вода нам поможет, чтобы разгадать. (МАМА, ПАПА 14)
Мы смогли расшифровать тайное послание при помощи воды.
А вот и последний опыт для расшифровки еще одного тайного послания.
Давайте попробуем, получится ли у нас, прочитать, что же мы сегодня делали? (ОПЫТЫ с ВОДОЙ 15)
А делали мы сегодня с вами опыты с водой, и мы думаем, что у нас с вами все прекрасно получилось, надеемся, что вам было интересно.
Можете повторить эти опыты сами, при помощи мамы или папы.
до новых встреч ребята.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.