Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему: "Нравственные проблемы в произведении Л.Н. Андреева "Кусака"

  • docx
  • 11.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТК Литература 7 класс. Кусака.docx

 

 

Технологическая карта урока по литературе в 7 классе

 

Тема: "Нравственные проблемы в произведении в рассказе Л.Н Андреева «Кусака»

 

Тип урока: Урок открытия нового знания  

Цели урока

·         Обучающая – знакомство с произведением Л. Н. Андреева «Кусака», учить сопоставлять восприятие мира писателя, художника и композитора со своим о прочитанном и увиденном. Помочь ученикам понять изобразительные и наглядно-выразительные средства литературы, живописи и музыки.

·         Развивающая – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.

·         Воспитательная – воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.

Оборудование: Рассказ Л. Андреева «Кусака», иллюстрации к рассказу.

Методические приёмы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, составление плана и беседа по вопросам, работа в группе.

Методы: иллюстративно-наглядный, словесный, наблюдения.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

1. Организационно- мотивационный.

5мин

Мотивация учащихся.

Положительный настрой на урок.

 

Погружение в тему Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже

имеющихся знаний и мотивации к

дальнейшей работе.

Учитель приветствует детей.

 

 

- Что значит выражение «собачья жизнь?

 

 

 

Почему жизнь собаки бывает трудной?

 

 

В русском языке существуют слова нравственность, сострадание,

ответственность, милосердие, предательство, проблема. Знаете ли вы значение этих слов?

Дети приветствуют учителя.

 

 

 

-Дети высказывают свои

предположения. (составление кластера)

 

Собачья жизнь – тяжелая, трудная, печальная…

 

- Дети высказывают свои предположения.

 

 

Учащиеся соединяют слово и его лексическое значение (работа с карточкой - работа в паре) Нравственность внутренние,

духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения определяемые этими качествами.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Предательство – нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания,

человеколюбия.

 


 

2.  Актуализация знаний.

 

6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.   Проблемное объяснение нового

знания

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Расширение знаний по анализу текста

 

Создание проблемной ситуации,

формулирование и согласование цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать формирование

навыков смыслового чтения

 

Просмотр картинок по произведениям, фильмам, в которых затронуты нравственные проблемы

 

Определите направление проблемы.

Как вы думаете в рассказе Л.Андреева «Кусака», с которым вы познакомились дома, есть

нравственные проблемы? Можете ли вы их озвучить? Какая проблема

встает перед вами? Цель нашего урока?

Учитель записывает цель на доске.

 

 

Обратимся к рассказу.

-Кто главный герой рассказа?

-Герой рассказа является собака, а почему?

(Л. Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни").

-Какова тема рассказа «Кусака»?

 

-Как долго проходит перед нами жизнь собаки? Изменялась её жизнь?

Композиция рассказа кольцевая, так

 

Учащиеся просматривают видео о брошенных собаках.

 

Проблема брошенных собак,

 

Нравственная проблема, жизнь собак зависит от людей.

 

 

Ученики отвечают на вопрос учителя, фиксируют проблему.

-  Самостоятельно формулируют цель урока.

Цель урока: выявить нравственные проблемы в рассказе «Кусака».

Называют тему урока

Тема урока: Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева «Кусака».

 

-  Собака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  о жизни собаки, о взаимоотношениях человека и собаки

-  Жизнь собаки мы рассматриваем в рамках одного года: зима - весна – лето

-  осень- зима.

 

Личностные установка на отношение к проблеме

 

 

 

Познавательные поиск и

выделение необходимой информации,

структурирование знаний Регулятивные целеполагание

 

Личностные учебно-

познавательный интерес

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные (логические)

установить причинно-

следственные связи


 

 

 

 

 

 

 

 

2.Тренировка элементов анализа текста.

( сочетается с динамической паузой)

 

 

4.  Первичное закрепление

 

5 мин

 

 

 

 

 

5.  Самостоятельная работа с

взаимопроверкой

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

6. Повторение, включение в систему знаний

 

5 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Совершенствовать навыки смыслового чтения

 

 

 

Проверить восприятие понятий

 

 

 

 

 

По результатам выполнения

самостоятельной работы создать

ситуацию успеха. ( в случае если в работе допущена ошибка, ситуация

успеха заключается в её нахождении и исправлении)

как на протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям….

Жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в течение этого года.

Поработаем в парах (группах):

-  Как выглядит Кусака в определенное время года?

-  Каков внутренний мир Кусаки?

 

 

-  Попытайтесь назвать трудности, с которыми столкнулась собака?

-  Можно ли это назвать проблемой?

-  Перечитайте значение слова

нравственность.

-    Собака – друг человека. А человек – друг Кусаке?

Аргументируйте данный тезис.

 

-  Работая в парах, заполните схему (скелет рыбы): в голове проблема- тезис; вверху предполагаемый

«друг», внизу – нравственные категории; в хвосте вывод.

 

 

 

 

 

 

-Почему в конце рассказа собака выла?

-Это физическая или душевная боль?

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с частями текста: перечитывают, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

-  Работают в парах по заполнению схемы фишбоун.

 

 

 

 

 

 

 

-  Ей было очень больно, ее предали те, кому она доверилась.

-    Это душевная боль, которая сильнее физической (в начале рассказа собаку избил человек, но раны прошли),

Кусака, наверное, больше не будет

 

Регулятивные прогнозирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логические Структурирован ие знаний

 

 

Коммуникатив- ные формулировать собственное

мнение;

строить понятное для партнера

высказывание

 

Коммуникатив- ные

умение строить учебное

сотрудничество в группе, формулировать собственное

мнение;

строить понятное для партнера

высказывание


 

 

 

Выть 1. Выводить голосом звонко, протяжно и жалобно; 2. Плакать голосом, рыдая заунывно, протяжно. Как выла собака?

Только ли у собаки в рассказе показана тяжёлая, собачья жизнь?

 

 

 

-  Видео «Песня брошенных собак»

-   О чём говорят глаза собаки? Что мы можем почувствовать, глядя в них?

доверять людям.

-  Собака плакала, рыдала

 

 

-  Собачья жизнь, т.е. тяжёлая, может быть и у человека. Пример этому – отношение толпы к деревенскому

дурачку Илюше. Люди дразнили его. Он просил копеечку, но толпа хохотала в ответ.

 

Смотрят и слушают. Делятся своими мыслями.

 

Познавательные осознанное построение речевых

высказываний в устной форме

7. Рефлексивный

 

Итог урока

 

4 мин.

Подвести итог

-  Какую цель мы ставили? Удалось ли её достичь? С какими трудностями

столкнулись?

-  Затронула ли вас судьба Кусаки?

-  Напишите несколько слов пожеланий  о том, чтобы такая история не повторилась

-       Как мы должны относиться к братьям нашим меньшим и к людям тоже, чтобы не причинять им боль? Какие качества характера нам в этом помогут?

-      Любовь! Весь мир держится на любви. Нужно любить всё живое не за то, что оно приносит пользу, а за то, что оно есть рядом с нами. Придерживайтесь    этого        принципа сами и учите этому других. Изгоняйте из    своей        жизни      равнодушие         и жестокость, и тогда вы станете богаче духовно, а это дороже любых денег. Будьте милосердны!

 

 

Поработайте дома над созданием творческой работы (по выбору): 1.Письмо Лёле.

2.О чём меня заставил задуматься рассказ Л.Андреева «Кусака»?

-  Ответы учащихся

 

 

-  Любовь, доброта, забота, участие, сочувствие, сострадание,

сопереживание, жалость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

Регулятивные осознание

качества и уровня усвоения знаний;

самооценка и самоанализ


Нравственность внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения определяемые этими качествами.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Предательство – нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://kartinkin.net/uploads/posts/2022-12/1670638313_48-kartinkin-net-p-empati-sobaki-vkontakte-49.jpg