Технологическая карта урока по литературе в 7 классе
Тема: "Нравственные проблемы в произведении в рассказе Л.Н Андреева «Кусака»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока
· Обучающая – знакомство с произведением Л. Н. Андреева «Кусака», учить сопоставлять восприятие мира писателя, художника и композитора со своим о прочитанном и увиденном. Помочь ученикам понять изобразительные и наглядно-выразительные средства литературы, живописи и музыки.
· Развивающая – развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, способствовать развитию речи учащихся, обогащая и пополняя активный словарь; развивать навыки составления плана по произведению и совершенствовать навыки анализа текста.
· Воспитательная – воспитывать эмоционально-ценностное отношение к литературе, музыке, живописи, способствовать формированию языкового вкуса детей; воспитание чувства сострадания и милосердия ко всему живому на земле.
Оборудование: Рассказ Л. Андреева «Кусака», иллюстрации к рассказу.
Методические приёмы: рассказ учителя, работа с текстом учебника, составление плана и беседа по вопросам, работа в группе.
Методы: иллюстративно-наглядный, словесный, наблюдения.
Ход урока
1. Организационно- мотивационный. 5мин |
Мотивация учащихся. Положительный настрой на урок.
Погружение в тему Определение темы и целей работы на уроке. Работа направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний и мотивации к дальнейшей работе. |
Учитель приветствует детей.
- Что значит выражение «собачья жизнь?
Почему жизнь собаки бывает трудной?
В русском языке существуют слова нравственность, сострадание, ответственность, милосердие, предательство, проблема. Знаете ли вы значение этих слов? |
Дети приветствуют учителя.
-Дети высказывают свои предположения. (составление кластера)
Собачья жизнь – тяжелая, трудная, печальная…
- Дети высказывают свои предположения.
Учащиеся соединяют слово и его лексическое значение (работа с карточкой - работа в паре) Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения определяемые этими качествами. Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Предательство – нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо. Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. |
|
2. Актуализация знаний.
6 мин
3. Проблемное объяснение нового знания
10 мин
1.Расширение знаний по анализу текста |
Создание проблемной ситуации, формулирование и согласование цели урока.
Совершенствовать формирование навыков смыслового чтения |
Просмотр картинок по произведениям, фильмам, в которых затронуты нравственные проблемы
Определите направление проблемы. Как вы думаете в рассказе Л.Андреева «Кусака», с которым вы познакомились дома, есть нравственные проблемы? Можете ли вы их озвучить? Какая проблема встает перед вами? Цель нашего урока? Учитель записывает цель на доске.
Обратимся к рассказу. -Кто главный герой рассказа? -Герой рассказа является собака, а почему? (Л. Андреев подчеркивал: "Мне не важно, кто "он" - герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе "Кусака" героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни"). -Какова тема рассказа «Кусака»?
-Как долго проходит перед нами жизнь собаки? Изменялась её жизнь? Композиция рассказа кольцевая, так |
Учащиеся просматривают видео о брошенных собаках.
Проблема брошенных собак, …
Нравственная проблема, жизнь собак зависит от людей.
Ученики отвечают на вопрос учителя, фиксируют проблему. - Самостоятельно формулируют цель урока. Цель урока: выявить нравственные проблемы в рассказе «Кусака». Называют тему урока Тема урока: Нравственные проблемы в рассказе Л.Андреева «Кусака».
- Собака.
- о жизни собаки, о взаимоотношениях человека и собаки - Жизнь собаки мы рассматриваем в рамках одного года: зима - весна – лето - осень- зима. |
Личностные установка на отношение к проблеме
Познавательные поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний Регулятивные целеполагание
Личностные учебно- познавательный интерес
Познавательные (логические) установить причинно- следственные связи |
2.Тренировка элементов анализа текста. ( сочетается с динамической паузой)
4. Первичное закрепление
5 мин
5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой
10 мин
6. Повторение, включение в систему знаний
5 мин. |
Совершенствовать навыки смыслового чтения
Проверить восприятие понятий
По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. ( в случае если в работе допущена ошибка, ситуация успеха заключается в её нахождении и исправлении) |
как на протяжении этого года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, и счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям…. Жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в течение этого года. Поработаем в парах (группах): - Как выглядит Кусака в определенное время года? - Каков внутренний мир Кусаки?
- Попытайтесь назвать трудности, с которыми столкнулась собака? - Можно ли это назвать проблемой? - Перечитайте значение слова нравственность. - Собака – друг человека. А человек – друг Кусаке? Аргументируйте данный тезис.
- Работая в парах, заполните схему (скелет рыбы): в голове проблема- тезис; вверху – предполагаемый «друг», внизу – нравственные категории; в хвосте – вывод.
-Почему в конце рассказа собака выла? -Это физическая или душевная боль? |
Работа с частями текста: перечитывают, отвечают на вопросы учителя.
Формулируют ответы на поставленные вопросы.
- Работают в парах по заполнению схемы фишбоун.
- Ей было очень больно, ее предали те, кому она доверилась. - Это душевная боль, которая сильнее физической (в начале рассказа собаку избил человек, но раны прошли), Кусака, наверное, больше не будет |
Регулятивные прогнозирование
Логические Структурирован ие знаний
Коммуникатив- ные формулировать собственное мнение; строить понятное для партнера высказывание
Коммуникатив- ные умение строить учебное сотрудничество в группе, формулировать собственное мнение; строить понятное для партнера высказывание |
|
|
Выть – 1. Выводить голосом звонко, протяжно и жалобно; 2. Плакать голосом, рыдая заунывно, протяжно. Как выла собака? Только ли у собаки в рассказе показана тяжёлая, собачья жизнь?
- Видео «Песня брошенных собак» - О чём говорят глаза собаки? Что мы можем почувствовать, глядя в них? |
доверять людям. - Собака плакала, рыдала
- Собачья жизнь, т.е. тяжёлая, может быть и у человека. Пример этому – отношение толпы к деревенскому дурачку Илюше. Люди дразнили его. Он просил копеечку, но толпа хохотала в ответ.
Смотрят и слушают. Делятся своими мыслями. |
Познавательные осознанное построение речевых высказываний в устной форме |
7. Рефлексивный
Итог урока
4 мин. |
Подвести итог |
- Какую цель мы ставили? Удалось ли её достичь? С какими трудностями столкнулись? - Затронула ли вас судьба Кусаки? - Напишите несколько слов пожеланий о том, чтобы такая история не повторилась - Как мы должны относиться к братьям нашим меньшим и к людям тоже, чтобы не причинять им боль? Какие качества характера нам в этом помогут? - Любовь! Весь мир держится на любви. Нужно любить всё живое не за то, что оно приносит пользу, а за то, что оно есть рядом с нами. Придерживайтесь этого принципа сами и учите этому других. Изгоняйте из своей жизни равнодушие и жестокость, и тогда вы станете богаче духовно, а это дороже любых денег. Будьте милосердны!
Поработайте дома над созданием творческой работы (по выбору): 1.Письмо Лёле. 2.О чём меня заставил задуматься рассказ Л.Андреева «Кусака»? |
- Ответы учащихся
- Любовь, доброта, забота, участие, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость.
Записывают домашнее задание |
Регулятивные осознание качества и уровня усвоения знаний; самооценка и самоанализ |
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения определяемые этими качествами.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Предательство – нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.