Министерство науки и образования Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Миасский геологоразведочный колледж»
Методическая разработка урока математики на тему
«Решение простейших тригонометрических уравнений»
Выполнила преподаватель:
Новикова Светлана Ивановна
г. Миасс, 2022
Тема урока: Решение простейших тригонометрических уравнений
Учебный предмет: ОУП 04 Математика
Место урока в системе уроков: заключительный урок по теме «Решение простейших тригонометрических уравнений» Цель: Создание условий для:
- обобщения и закрепления понятия и свойств акрфунций; - закрепления навыков решения простейших тригонометрических уравнений;
- определение степени усвоения темы обучающимися.
Задачи урока:
• образовательные - обобщить и систематизировать знания, умения и навыки обучающихся по решению простейших тригонометрических уравнений;
• развивающие - развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у обучающихся знания; развивать логическое мышление, память, математическую речь;
• воспитательные - воспитывать у обучающихся чувство ответственности, формировать навыки самостоятельной деятельности. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Требования к результатам освоения:
Предметные:
- знать понятие арксинуса, арккосинуса, арктангенса;
- уметь применять свойства аркфункций при решении уравнений;
- знать решение простейших тригонометрических уравнений;
- владеть устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования и освоения избранной профессии на современном уровне. Метапредметные:
- овладение разнообразными способами деятельности,
- приобретение и совершенствование опыта проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов,
- использования различных языков математики (словесного, символического, графического) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- опыт самостоятельной работы с источниками информации, - анализа, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования её в личный опыт.
Личностные:
- развитие самостоятельного мышления в учебной деятельности, навыков самоконтроля;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание культуры поведения, сопереживания успехам и неудачам товарищей.
Методы обучения: репродуктивный с опорой, наглядно-иллюстративный. Оборудование урока: сводная таблица решений простейших тригонометрических уравнений, таблица значений тригонометрических функций, ноутбук, мультипроектор.
Этап, время |
Деятельность |
|
Обоснование |
|||||||||||
преподаватель |
|
обучающиеся |
||||||||||||
Организацион ный момент 1 мин. |
Приветствует обучающихся, отмечает отсутствующих. |
|
Слушают преподавателя, проверяют свою готовность к уроку. |
Создание рабочей обстановки в классе, мобилизация обучающихся для включения в учебный процесс. Воспитание дисциплины и организованности. |
||||||||||
Актуализация опорных знаний 12мин |
1. Повторим свойства функции – четность и нечетность. Это нам нужно при решении самостоятельной работы. arcsinarcsin arccosarccos arctgarctg arcctgarcctg 2. Заполнить таблицу. Эти значения arcsin и arccos нужны при решении тригонометрических уравнений. |
|
Прослушали эти формулы и зрительно зафиксировали
|
Повторение и корректировка опорных знаний. |
||||||||||
|
|
- 1 |
3 2
|
2 2
|
|
0 |
|
|
|
1 |
||||
arcsin
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
arccos
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к
|
|
|
|
3. Вспомнить основные формулы решения тригонометрических уравнений, чтобы не допускать ошибо при решении тригонометрических уравнений. cost a ; t arccosa2k ; kZ sint a ; t 1k arcsinak kZ tgt a ; t arctgak ; kZ 4. Вспомнить частные случаи решения тригонометрических уравнений. Закончите, пожалуйста, запись, и будьте внимательны потом, при решении уравнений. |
|||||||||||||||
cosx1 |
х=… |
||||||||||||||
cosx1
|
х=… |
||||||||||||||
cosx0 |
х=… |
||||||||||||||
sin x1 |
х=… |
||||||||||||||
|
|
sin x1
|
х=… |
|
|
|
sin x0 |
х=… |
|||||
Постановка цели урока. 2 мин. |
Французский писатель Анатоль Франс (1844–1924) заметил: «Что учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Последуем совету писателя: будем на уроке активны, внимательны, будем «поглощать» знания с большим желанием, ведь они скоро нам понадобятся для успешной сдачи экзамена. Сегодня у нас заключительный урок по теме “Решение простейших тригонометрических уравнений”. Повторяем, обобщаем, приводим в систему приемы решения простейших тригонометрических уравнений. Перед вами стоит задача – показать свои знания и умения по решению данных уравнений. |
|
Внимательно слушают. |
Постановка целей и задач урока. |
||
Подготовка к обобщающей деятельности. 8 мин
|
Решение уравнений по теме. а) sin2x 0 2xk;kZ xk ;kZ 2 б) cos2x 2x arccos 2k;k Z 2x 2k;k Z 3 |
|
Обучающиеся работают вместе с отвечающим у доски или решают уравнения самостоятельно и сверяют решение с записями на доске.
|
Повторение и анализ основных фактов.
|
|
x k;k Z 6
в) 2cosx 3 3 cosx 2 3 xarccos 2k;kZ 2 x 2k;k Z 6 5 x 2k;k Z 6
г) 3tgx 1 2 3tgx 1 tgx x arctg k;k Z xk;kZ 6
|
|
|
Воспроизведе |
Самостоятельная работа: |
Обучающиеся выполняют |
Проверка степени усвоения материала, выявление пробелов в знаниях |
ние знаний на новом уровне 11 мин
3мин
|
Вариант 1 2 1)cosx 2 2) 2cosx 3 0 3) 2sin x1 0 4) tgx 3 0
Вариант 2 1)sin x 2) 2 cosx1 0 3) 2sin x 3 0 4) tgx Решение:
Вариант 1 1)cosx xarccos 2n;nZ 2 x 2n;nZ 4
|
самостоятельную работу,
По команде учителя обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Верное решение показывается на экране.
|
обучающихся.
|
|
2) 2cosx 3 0 2cosx cosx 2 3 x arccos 2n;nZ 2 x 2n;nZ 6 3) 2sin x1 0 2sin x1 sin x x 1k arcsin 2 k;k Z x 1kk;kZ 4 x 1k1k;k Z 4
|
|
|
|
3) 2sin x 3 0 2sin x 3 3 sin x 3 x 1k arcsin 23 k;k Z x 1kk;kZ 3 x 1k1k;k Z 3 4) tgx 0 tgx x arctg k;k Z x k;k Z 6 |
|
|
5 мин.
|
Проверим усвоенные вами знания с помощью кроссворда (Приложение 1) |
Устно отгадывают слова в кроссворде |
Проверка теоретических знаний |
Рефлексия 3 мин. |
Преподаватель подводит итоги урока. Выставляет отметки. Благодарит за работу на уроке. |
Делятся впечатлениями |
Подведение итогов работы, формулирование выводов |
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе.
Приложение 1
2. Угол, синус которого равен единице, а косинус – нулю.
3. Тригонометрическая функция, область значений которой – вся числовая прямая.
4. Название четной тригонометрической функции.
5. Единица измерения угла.
6. Составитель четырехзначных таблиц.
7. Смысл приставки “arc-“
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.