Исследовательский проект "Почему курица не летает?" (4 класс)
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Почему курица не летает?" (4 класс)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
pdf
естествознание
4 кл
10.08.2018
Исследовательский проект "Почему курица не летает?" (4 класс)
Исследовательский проект посвящен поиску ответа на вопрос, почему курица, являясь птицей, не может летать так же хорошо, как другие пернатые. Предметом исследования является строение курицы, её приспособление к полету, а целью - поиск объяснения неспособности домашней курицы подниматься высоко в небо и преодолевать большие расстояния.
Дроздова П., проект.pdf

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Приполярная средняя общеобразовательная школа

п. Приполярный,  Берёзовский район, ХМАО-Югра, 

Тюменская область

 

 

Районный конкурс творческих проектов  исследовательской направленности

«МУДРЫЙ СОВЁНОК»

 

 

                                                    

 

 

   Автор:  Дроздова Полина,                 ученица 4 класса Руководитель:    Яненко

Людмила  Васильевна, учитель начальных классов высшей категории

 

 

 

 

п. Приполярный, 2017г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I.             Введение 

II.          Изучение и сравнение строения скелета разных видов птиц

1.     Изучение строения скелета летающей птицы

2.     Изучение строения скелета курицы

3.     Сравнение строения крыла летающей птицы и курицы

III.      Изучение приспособления птиц к полёту

IV.       Происхождение домашней курицы

V.          Заключение

VI.       Литература 

 

I. Введение

Я очень люблю животных и с удовольствием ухаживаю за  любимыми домашними питомцами – котом  Пухликом, черепахой  Пашкой, рыбкой сомиком.  Подолгу наблюдаю за их повадками, привычками, предпочтениями.  

 

Своей бабушке  я помогаю ухаживать за курами. Они очень шумные, суетливые. Интересно наблюдать, как они клюют пищу, пьют, как забираются на насест. Если их что-то или кто-то напугает, то они с криком слетают с него. Мне стало интересно, почему куры не летают так высоко, как многие дикие птицы?  Мои родители не знали точного ответа на этот вопрос. Когда я спросила об этом мою учительницу, она предложила  помочь мне самой найти ответ на интересующий вопрос.

Предметом моего исследования стало строение курицы, её приспособление к полёту.

Цель исследования найти объяснение неспособности домашней курицы подниматься высоко в небо и преодолевать в полёте большие расстояния.

 

Задачи:

Ø изучить и сравнить анатомическое строение летающей птицы и курицы; 

Ø изучить приспособление птиц к полёту; Ø узнать о происхождении домашних кур;

Ø формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедии, Интернете, умение пользоваться микроскопом).

Гипотеза: если курица относится к птицам, то она должна уметь хорошо летать и преодолевать значительные  расстояния.

Методы исследования

ü проблемный;

ü наблюдения;

ü опрос;

ü поисковая работа со справочной литературой и Интернет-источниками.

Приёмы исследования:

ü Логические: анализ, сравнение, обобщение, вывод.

ü Организационные: поиск информации, практическая работа с микроскопом.

План исследования:

1.     Найти и изучить статьи об особенностях строения диких и домашних птиц в энциклопедиях о животных, в Интернете. 

2.     Сравнить строение скелета и строение крыла диких и домашних птиц.

3.     Найти информацию о происхождении домашней курицы.

4.     Сделать вывод о способности курицы к полёту.

 

Мои одноклассники, когда я им задала вопрос «если курица – птица, то почему она не летает высоко?», были озадачены. Им тоже стало интересно это узнать. В энциклопедиях, которые были у меня и у них дома, а также в школьной библиотеке, мы не нашли ответа на этот вопрос.   Поэтому актуальность и практическая значимость моей работы заключается в том, что я с помощью моего руководителя найду ответ на вопрос, который интересует не только моих одноклассников, но и многих людей.

 

II. Изучение и сравнение строения скелета разных видов птиц

Мы уже привыкли к тому, что куры не летают, а ходят по двору, собирая зернышки. Если курицу напугать, она начнет суетливо бегать зигзагами, размахивая крыльями, но вряд ли попытается улететь. Почему куры не летают?

У одного  из народов государства Бирма – народа нага – есть сказка, которая объясняет эту неспособность курицы к полёту. 

                                       

*********************

В незапамятные времена у живых существ, обитавших на земле, еще не было собственных правителей, вожаков. Всем живым управляли лишь духи - наты. Одни наты властвовали над людьми, другие — над обитателями вод, третьи — над дикими жителями лесов и гор. И птицами, и насекомыми тоже ведали наты. Каждый нат имел свой храм, куда собирались те существа, которыми он управлял.

            Храм ната, властвовавшего над птицами, был высоко в небе, под самыми облаками. Из-за этого и птицам приходилось жить очень высоко, и им было трудно добывать себе пищу. Поэтому нат птиц разрешил им раз в неделю спускаться на землю за кормом. Все птицы были довольны решением ната. Им нравилось жить в вышине, где не угрожала никакая опасность, и только раз в неделю они спускались на землю за едой.  

            Всем птицам нравилась такая жизнь, кроме курицы. Она думала только о том, чтобы побольше добыть еды. И согласна была жить даже там, где ей угрожала опасность. Поэтому курица частенько убегала в запретные места. Нат бранил курицу, но она все равно не слушалась. Однажды нат птиц отправился по своим делам, а птицам разрешил слетать на землю за едой, но чтобы быстро вернулись в храм. Птицы выполнили приказ ната и скоро возвратились с земли, одна лишь курица не вернулась.

             Когда нат птиц вернулся в храм, он проверил, все ли его подданные на месте. Курицы не было, и нат отправился на землю искать ее. А жадная курица ушла так далеко, что нат не смог ее найти. Очень рассердился нат и сказал:

— Хоть и есть у курицы крылья, в наказание за ее жадность пусть она теперь не сможет летать так далеко, как другие птицы; пусть живет только на земле.              С тех пор курица не может подняться в небо, а живет на земле.

**********************

Это только сказка, в которой неспособность птицы летать объясняется её желанием много и сытно поесть. А как же дело обстоит на самом деле?  

Птицы – высокоорганизованные  теплокровные животные, приспособленные к полету. Благодаря большой численности и широкому распространению на Земле они играют исключительно важную и многообразную роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Известно свыше 9 тыс. современных видов птиц.

Скелет диких  летающих (рис.1) птиц отличается прочностью и легкостью. Прочность обеспечивается ранним срастанием ряда костей, легкость — наличием в них воздушных полостей. 

Строение черепа птиц сходно со строением черепа пресмыкающихся, но отличается большой легкостью, объемной мозговой коробкой, которая заканчивается клювом, а с боков расположены огромные глазницы. У взрослой птицы кости черепной коробки срастаются до полного исчезновения швов. 

Рис.1

 

 Скелет птицы: 1нижняя челюсть; 2 — череп; 3шейные позвонки; 4грудные позвонки; 5

плечевая кость; 6кости пясти и пальцев; 7кости предплечья; 8лопатка; 9ребра; 10таз; 11 —хвостовые позвонки; 12копчиковая кость; 13бедренная кость; 14кости голени; 15 — цевка; 16 — фаланги пальцев; 17киль грудины; 18грудина; 19коракоид; 20ключица. 

Из-за большой подвижности и разнообразия

             Рис. 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видим, скелет курицы по своему строению очень похож на скелеты других птиц, которые хорошо летают.  У них небольшая голова,  длинная и чрезвычайно подвижная шея. Челюсти лишены зубов, вытянуты и образуют клюв, одетый роговым чехлом. Форма клюва у многих видов птиц отличается друг от друга. По бокам головы расположены крупные глаза, а ниже их имеются наружные слуховые отверстия. Передние конечности превращены в летательный орган — крылья. Задние конечности имеют разнообразное строение, которое зависит от условий обитания и способов добывания пищи. Нижняя часть ног и пальцы покрыты роговыми чешуями. Хвост короткий, снабжен веером рулевых перьев, причем у разных птиц неодинакового строения. 

Кожа птиц покрыта своеобразным роговым покровом, состоящим из перьев. У подавляющего большинства птиц имеются маховые (контурные) и пуховые перья

(рис.3). 

Рис.3

 

Расположение перьев на крыле птицы: 1первостепенные маховые перья; 2 - второстепенные маховые перья; 3плечевые перья; 4верхние кроющие перья крыла

(большие, средние, малые); 5 – крылышко.  

 

Маховое перо состоит из стержня, очина и опахала (рис. 4).

 

                             Рис. 4  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строение махового пера: аобщий вид; б – схема  строения опахала ; 1очин; 2 стержень ; 3опахало; 4бородки первого порядка; 5 – бородки  второго порядка; 6 крючочки.  

Опахало образовано многочисленными отходящими от стержня по обе стороны пластинами — бородками первого порядка, на которых расположены более тонкие, сцепленные друг с другом при помощи крючков бородки второго порядка. В результате этого сцепленное опахало представляет собой легкую упругую пластинку, которая в случае разрыва (например, ветром) легко восстанавливается. Маховые перья образуют летательные плоскости крыльев, хвоста, а также придают телу птицы обтекаемую поверхность. Пуховые перья имеют тонкий стержень и лишены бородок второго порядка, благодаря чему они не имеют цельных опахал. Пуховые перья расположены под маховыми. Основная их функция — сохранение тепла тела птицы. 

Таким образом, строение крыла летающих птиц и кур тоже одинаково. Отличие состоит в том, что у летающих птиц перья отмечены лишь на определенных участках кожи, а у нелетающих равномерно покрывают все тело. 

III. Изучение приспособления птиц к полёту

Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие: 

1.     Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета — крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения. 

2.     Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла. 

3.     Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями. Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди — килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы. В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы. 

4.     Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы — грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета – машущий  и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты. 

5.     Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта. Это достигается благодаря отсутствию зубов, уча-

стию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода – зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию. 

6.     Органы дыхания – легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается. 

7.     Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы — теплокровные животные с постоянной температурой тела. 

8.     В органах выделения отсутствует мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы. 

9.     Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными фор-

мами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха. 

Как видим, у летающих птиц и курицы нет различий и в приспособлении к полёту

 

 

IV. Происхождение домашней курицы

Птицы имеют родственную связь с пресмыкающимися. Вероятно, обособление птиц от группы пресмыкающихся, которые были предками крокодилов, динозавров и летающих ящеров, произошло приблизительно 170—190 млн. лет назад. Эволюция этой группы пресмыкающихся шла путем приспособления к лазанию по деревьям, в связи с чем, задние конечности служили для опоры тела, а передние специализировались для обхвата пальцами ветвей. В последующем развилась способность к порханию с ветки на ветку и планирующему полету. 

Непосредственные предки птиц не обнаружены. Известны палеонтологические находки промежуточного между пресмыкающимися и птицами звена – археоптерикса (рис.5). 

                                                              Рис. 5

 

Группа российских и американских ученых сообщила, что самым ближайшим родственником летающих динозавров в современном мире является обыкновенная курица (рис.6).

Рис.6

 

Учёние полагают, что перелеты птиц возникли в результате периодических перемен климатических условий, связанных со сменой времен года. Непосредственными причинами перелетов считают сложные взаимодействия как внешних (укорочение светового дня, понижение температуры, ухудшение условий добывания пищи), так и внутренних факторов (физиологические изменения в организме в связи с окончанием периода размножения). 

 

 

V. Заключение

В результате изучения и сравнения строения летающих птиц и кур можно заключить, что строение скелета (количество костей, их легкость) и строение пера не имеет существенных различий, приспособление к полёту у куриц сходно с другими видами летающих птиц. Всё различие заключается в весе. Курица много ест, поэтому у неё большое увеличение мышечной массы и подкожного жира, по сравнению с дикими летающими птицами. Курица не может хорошо летать и преодолевать значительные расстояния из-за своего большого веса. 

В результате эволюции куры  утратили способность высоко летать. У них крепкие лапы, приспособленные для быстрого бега и рытья земли. Куры могут летать, но только низко и на короткие расстояния. Таким образом, гипотеза  о том, что курица, как птица, должна хорошо летать и преодолевать значительные  расстояния, не подтвердилась. 

Вывод данного исследования немного перекликается со сказкой народа нага. Недаром говорится, что «сказка – ложь, да в ней – намёк...»

 

 

VI.  Литература

1.     Бейко В.Б., Березина М.Ф. Большая энциклопедия животного мира. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001

2.     Вильчек Г. Большая детская электронная энциклопедия. Птицы. –  М.:      

«МастерСофт»,  2004

3.     http://www.activestudy.info/skelet-domashnix-ptic/

4.     http://www.zooclub.ru/faq/show.php?id=4189

5.     http://www.baby.ru/blogs/post/95928-83225/

6.     http://www.vladtime.ru/nauka/412968-uchenye-kurica-samyy-blizkiy-rodstvennikletayuschih-dinozavrov.html

7.     http://newsroom.su/?p=36476#ixzz42oEFVuuw

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Автор: Дроздова Полина, ученица 4 класса

Автор: Дроздова Полина, ученица 4 класса

Изучение строения скелета курицы 2

Изучение строения скелета курицы 2

Своей бабушке я помогаю ухаживать за курами

Своей бабушке я помогаю ухаживать за курами

Гипотеза : если курица относится к птицам, то она должна уметь хорошо летать и преодолевать значительные расстояния

Гипотеза : если курица относится к птицам, то она должна уметь хорошо летать и преодолевать значительные расстояния

Поэтому актуальность и практическая значимость моей работы заключается в том, что я с помощью моего руководителя найду ответ на вопрос, который интересует не только моих…

Поэтому актуальность и практическая значимость моей работы заключается в том, что я с помощью моего руководителя найду ответ на вопрос, который интересует не только моих…

Всем птицам нравилась такая жизнь, кроме курицы

Всем птицам нравилась такая жизнь, кроме курицы

Птицы – высокоорганизованные теплокровные животные, приспособленные к полету

Птицы – высокоорганизованные теплокровные животные, приспособленные к полету

Скелет птицы: 1 — нижняя челюсть; 2 — череп; 3 — шейные позвонки; 4 — грудные позвонки; 5 — плечевая кость; 6 — кости пясти…

Скелет птицы: 1 — нижняя челюсть; 2 — череп; 3 — шейные позвонки; 4 — грудные позвонки; 5 — плечевая кость; 6 — кости пясти…

Рис. 2

Рис. 2

Расположение перьев на крыле птицы: 1 – первостепенные маховые перья; 2 - второстепенные маховые перья; 3 – плечевые перья; 4 – верхние кроющие перья крыла…

Расположение перьев на крыле птицы: 1 – первостепенные маховые перья; 2 - второстепенные маховые перья; 3 – плечевые перья; 4 – верхние кроющие перья крыла…

Строение махового пера : а – общий вид; б – схема строения опахала ; 1 – очин; 2 – стержень ; 3 – опахало; 4…

Строение махового пера : а – общий вид; б – схема строения опахала ; 1 – очин; 2 – стержень ; 3 – опахало; 4…

Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета — крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения

Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета — крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения

Виды полета – машущий и парящий

Виды полета – машущий и парящий

В органах выделения отсутствует моче вой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы

В органах выделения отсутствует моче вой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы

В последующем развилась способность к порханию с ветки на ветку и планирующему полету

В последующем развилась способность к порханию с ветки на ветку и планирующему полету

Учёние полагают, что перелеты птиц возникли в результате периодических перемен климатических условий, связанных со сменой времен года

Учёние полагают, что перелеты птиц возникли в результате периодических перемен климатических условий, связанных со сменой времен года

Вывод данного исследования немного перекликается со сказкой народа нага

Вывод данного исследования немного перекликается со сказкой народа нага

Исследовательский проект "Почему курица не летает?" (4 класс)

Исследовательский проект "Почему курица не летает?" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2018