Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Приполярная средняя общеобразовательная школа
п. Приполярный, Берёзовский район, ХМАО-Югра,
Тюменская область
Районный конкурс творческих проектов исследовательской направленности
«МУДРЫЙ СОВЁНОК»
Автор: Дроздова Полина, ученица 4 класса Руководитель: Яненко
Людмила Васильевна, учитель начальных классов высшей категории
п. Приполярный, 2017г.
I. Введение
II. Изучение и сравнение строения скелета разных видов птиц
1. Изучение строения скелета летающей птицы
2. Изучение строения скелета курицы
3. Сравнение строения крыла летающей птицы и курицы
III. Изучение приспособления птиц к полёту
IV. Происхождение домашней курицы
V. Заключение
VI. Литература
Я очень люблю животных и с удовольствием ухаживаю за любимыми домашними питомцами – котом Пухликом, черепахой Пашкой, рыбкой сомиком. Подолгу наблюдаю за их повадками, привычками, предпочтениями.
Своей бабушке я помогаю ухаживать за курами. Они очень шумные, суетливые. Интересно наблюдать, как они клюют пищу, пьют, как забираются на насест. Если их что-то или кто-то напугает, то они с криком слетают с него. Мне стало интересно, почему куры не летают так высоко, как многие дикие птицы? Мои родители не знали точного ответа на этот вопрос. Когда я спросила об этом мою учительницу, она предложила помочь мне самой найти ответ на интересующий вопрос.
Предметом моего исследования стало строение курицы, её приспособление к полёту.
Цель исследования – найти объяснение неспособности домашней курицы подниматься высоко в небо и преодолевать в полёте большие расстояния.
Задачи:
Ø изучить и сравнить анатомическое строение летающей птицы и курицы;
Ø изучить приспособление птиц к полёту; Ø узнать о происхождении домашних кур;
Ø формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедии, Интернете, умение пользоваться микроскопом).
Гипотеза: если курица относится к птицам, то она должна уметь хорошо летать и преодолевать значительные расстояния.
Методы исследования:
ü проблемный;
ü наблюдения;
ü опрос;
ü поисковая работа со справочной литературой и Интернет-источниками.
Приёмы исследования:
ü Логические: анализ, сравнение, обобщение, вывод.
ü Организационные: поиск информации, практическая работа с микроскопом.
План исследования:
1. Найти и изучить статьи об особенностях строения диких и домашних птиц в энциклопедиях о животных, в Интернете.
2. Сравнить строение скелета и строение крыла диких и домашних птиц.
3. Найти информацию о происхождении домашней курицы.
4. Сделать вывод о способности курицы к полёту.
Мои одноклассники, когда я им задала вопрос «если курица – птица, то почему она не летает высоко?», были озадачены. Им тоже стало интересно это узнать. В энциклопедиях, которые были у меня и у них дома, а также в школьной библиотеке, мы не нашли ответа на этот вопрос. Поэтому актуальность и практическая значимость моей работы заключается в том, что я с помощью моего руководителя найду ответ на вопрос, который интересует не только моих одноклассников, но и многих людей.
Мы уже привыкли к тому, что куры не летают, а ходят по двору, собирая зернышки. Если курицу напугать, она начнет суетливо бегать зигзагами, размахивая крыльями, но вряд ли попытается улететь. Почему куры не летают?
У одного из народов государства Бирма – народа нага – есть сказка, которая объясняет эту неспособность курицы к полёту.
*********************
В незапамятные времена у живых существ, обитавших на земле, еще не было собственных правителей, вожаков. Всем живым управляли лишь духи - наты. Одни наты властвовали над людьми, другие — над обитателями вод, третьи — над дикими жителями лесов и гор. И птицами, и насекомыми тоже ведали наты. Каждый нат имел свой храм, куда собирались те существа, которыми он управлял.
Храм ната, властвовавшего над птицами, был высоко в небе, под самыми облаками. Из-за этого и птицам приходилось жить очень высоко, и им было трудно добывать себе пищу. Поэтому нат птиц разрешил им раз в неделю спускаться на землю за кормом. Все птицы были довольны решением ната. Им нравилось жить в вышине, где не угрожала никакая опасность, и только раз в неделю они спускались на землю за едой.
Всем птицам нравилась такая жизнь, кроме курицы. Она думала только о том, чтобы побольше добыть еды. И согласна была жить даже там, где ей угрожала опасность. Поэтому курица частенько убегала в запретные места. Нат бранил курицу, но она все равно не слушалась. Однажды нат птиц отправился по своим делам, а птицам разрешил слетать на землю за едой, но чтобы быстро вернулись в храм. Птицы выполнили приказ ната и скоро возвратились с земли, одна лишь курица не вернулась.
Когда нат птиц вернулся в храм, он проверил, все ли его подданные на месте. Курицы не было, и нат отправился на землю искать ее. А жадная курица ушла так далеко, что нат не смог ее найти. Очень рассердился нат и сказал:
— Хоть и есть у курицы крылья, в наказание за ее жадность пусть она теперь не сможет летать так далеко, как другие птицы; пусть живет только на земле. С тех пор курица не может подняться в небо, а живет на земле.
**********************
Это только сказка, в которой неспособность птицы летать объясняется её желанием много и сытно поесть. А как же дело обстоит на самом деле?
Птицы – высокоорганизованные теплокровные животные, приспособленные к полету. Благодаря большой численности и широкому распространению на Земле они играют исключительно важную и многообразную роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Известно свыше 9 тыс. современных видов птиц.
Скелет диких летающих (рис.1) птиц отличается прочностью и легкостью. Прочность обеспечивается ранним срастанием ряда костей, легкость — наличием в них воздушных полостей.
Строение черепа птиц сходно со строением черепа пресмыкающихся, но отличается большой легкостью, объемной мозговой коробкой, которая заканчивается клювом, а с боков расположены огромные глазницы. У взрослой птицы кости черепной коробки срастаются до полного исчезновения швов.
Рис.1
Скелет птицы: 1 —нижняя челюсть; 2 — череп; 3 —шейные позвонки; 4 — грудные позвонки; 5
— плечевая кость; 6 — кости пясти и пальцев; 7—кости предплечья; 8—лопатка; 9 —ребра; 10 — таз; 11 —хвостовые позвонки; 12 — копчиковая кость; 13 — бедренная кость; 14 — кости голени; 15 — цевка; 16 — фаланги пальцев; 17 — киль грудины; 18 — грудина; 19 — коракоид; 20 — ключица.
Из-за большой подвижности и разнообразия
Рис. 2
Как видим, скелет курицы по своему строению очень похож на скелеты других птиц, которые хорошо летают. У них небольшая голова, длинная и чрезвычайно подвижная шея. Челюсти лишены зубов, вытянуты и образуют клюв, одетый роговым чехлом. Форма клюва у многих видов птиц отличается друг от друга. По бокам головы расположены крупные глаза, а ниже их имеются наружные слуховые отверстия. Передние конечности превращены в летательный орган — крылья. Задние конечности имеют разнообразное строение, которое зависит от условий обитания и способов добывания пищи. Нижняя часть ног и пальцы покрыты роговыми чешуями. Хвост короткий, снабжен веером рулевых перьев, причем у разных птиц неодинакового строения.
Кожа птиц покрыта своеобразным роговым покровом, состоящим из перьев. У подавляющего большинства птиц имеются маховые (контурные) и пуховые перья
(рис.3).
Рис.3
Расположение перьев на крыле птицы: 1 – первостепенные маховые перья; 2 - второстепенные маховые перья; 3 – плечевые перья; 4 – верхние кроющие перья крыла
(большие, средние, малые); 5 – крылышко.
Маховое перо состоит из стержня, очина и опахала (рис. 4).
Рис. 4
Строение махового пера: а – общий вид; б – схема строения опахала ; 1 – очин; 2 – стержень ; 3 – опахало; 4 – бородки первого порядка; 5 – бородки второго порядка; 6 – крючочки.
Опахало образовано многочисленными отходящими от стержня по обе стороны пластинами — бородками первого порядка, на которых расположены более тонкие, сцепленные друг с другом при помощи крючков бородки второго порядка. В результате этого сцепленное опахало представляет собой легкую упругую пластинку, которая в случае разрыва (например, ветром) легко восстанавливается. Маховые перья образуют летательные плоскости крыльев, хвоста, а также придают телу птицы обтекаемую поверхность. Пуховые перья имеют тонкий стержень и лишены бородок второго порядка, благодаря чему они не имеют цельных опахал. Пуховые перья расположены под маховыми. Основная их функция — сохранение тепла тела птицы.
Таким образом, строение крыла летающих птиц и кур тоже одинаково. Отличие состоит в том, что у летающих птиц перья отмечены лишь на определенных участках кожи, а у нелетающих равномерно покрывают все тело.
III. Изучение приспособления птиц к полёту
Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие:
1. Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета — крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения.
2. Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла.
3. Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями. Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди — килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы. В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы.
4. Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы — грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета – машущий и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты.
5. Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта. Это достигается благодаря отсутствию зубов, уча-
стию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода – зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию.
6. Органы дыхания – легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.
7. Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы — теплокровные животные с постоянной температурой тела.
8. В органах выделения отсутствует мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы.
9. Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными фор-
мами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.
Как видим, у летающих птиц и курицы нет различий и в приспособлении к полёту.
Птицы имеют родственную связь с пресмыкающимися. Вероятно, обособление птиц от группы пресмыкающихся, которые были предками крокодилов, динозавров и летающих ящеров, произошло приблизительно 170—190 млн. лет назад. Эволюция этой группы пресмыкающихся шла путем приспособления к лазанию по деревьям, в связи с чем, задние конечности служили для опоры тела, а передние специализировались для обхвата пальцами ветвей. В последующем развилась способность к порханию с ветки на ветку и планирующему полету.
Непосредственные предки птиц не обнаружены. Известны палеонтологические находки промежуточного между пресмыкающимися и птицами звена – археоптерикса (рис.5).
Группа российских и американских ученых сообщила, что самым ближайшим родственником летающих динозавров в современном мире является обыкновенная курица (рис.6).
Рис.6
Учёние полагают, что перелеты птиц возникли в результате периодических перемен климатических условий, связанных со сменой времен года. Непосредственными причинами перелетов считают сложные взаимодействия как внешних (укорочение светового дня, понижение температуры, ухудшение условий добывания пищи), так и внутренних факторов (физиологические изменения в организме в связи с окончанием периода размножения).
В результате изучения и сравнения строения летающих птиц и кур можно заключить, что строение скелета (количество костей, их легкость) и строение пера не имеет существенных различий, приспособление к полёту у куриц сходно с другими видами летающих птиц. Всё различие заключается в весе. Курица много ест, поэтому у неё большое увеличение мышечной массы и подкожного жира, по сравнению с дикими летающими птицами. Курица не может хорошо летать и преодолевать значительные расстояния из-за своего большого веса.
В результате эволюции куры утратили способность высоко летать. У них крепкие лапы, приспособленные для быстрого бега и рытья земли. Куры могут летать, но только низко и на короткие расстояния. Таким образом, гипотеза о том, что курица, как птица, должна хорошо летать и преодолевать значительные расстояния, не подтвердилась.
Вывод данного исследования немного перекликается со сказкой народа нага. Недаром говорится, что «сказка – ложь, да в ней – намёк...»
1. Бейко В.Б., Березина М.Ф. Большая энциклопедия животного мира. – М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001
2. Вильчек Г. Большая детская электронная энциклопедия. Птицы. – М.:
«МастерСофт», 2004
3. http://www.activestudy.info/skelet-domashnix-ptic/
4. http://www.zooclub.ru/faq/show.php?id=4189
5. http://www.baby.ru/blogs/post/95928-83225/
6. http://www.vladtime.ru/nauka/412968-uchenye-kurica-samyy-blizkiy-rodstvennikletayuschih-dinozavrov.html
7. http://newsroom.su/?p=36476#ixzz42oEFVuuw
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.