п. Приполярный Березовского района
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению для учащихся 1-2 классов
Срок реализации: 2 года
2017г.
Программа внеурочной деятельности разработана на основе:
• Федерального Закона РФ «ОБ образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373);
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ;
• Программа воспитания и социализации обучающихся (основное общее образование);
• Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
• Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки РФ от 04.10.2010г)
• Рабочих программ для 1-4 классов по УМК «Школа России»;
• Учебного плана школы.
Программа «Азбука общения» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Государственный образовательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е.
создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию.
Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата.
С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. А поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Перед каждым учеником стоит задача адаптации к непривычным условиям обучения.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности.
Большие изменения происходят и в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.
Младший школьный возраст – уникальный, самоценный этап развития ребенка. Именно в это время в полной мере завершается построение психической и социальной индивидуальности ребенка, определяется его место среди окружающих людей.
Участвуя в коллективном взаимодействии, ребенок приобретает опыт выбора более верного способа вхождения в жизнь общества. Дети, объединенные в деятельный коллектив, развиваются гораздо быстрее, приобретают самостоятельность, приобщаются к культуре поведения, познают и признают законы общества, становятся личностью со своим мнением и чувством уважения мнения других, приобретают навыки управления собой.
Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Актуальность программы в её способности помочь детям младшего школьного возраста приобрести навыки общения с окружающими людьми, предупредить трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения учащихся в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
Ø познакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;
Ø развивать коммуникативные УУД школьников;
Ø формировать навыки общения и сотрудничества;
Ø формировать адаптивный тип взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительное и тактичное отношение к личности другого человека; Ø формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Смыслообразующие идеи программы:
1. наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
2. умение жить в коллективе, если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого;
3. умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
4. умение осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
5. умение быть самостоятельным – целостное проявление человека, в котором выражается индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Принципы построения программы: § личностно - ориентированные принципы:
- принцип адаптивности;
- принцип развития;
- принцип психологической комфортности; § культурно - ориентированные принципы:
- принцип смыслового отношения к миру;
- принцип ориентировочной функции знаний;
- принцип овладения культурой;
§ деятельностно - ориентированные принципы:
- принцип опоры на предшествующее развитие;
- принцип обучения деятельности;
- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
- принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности.
Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятиях производится коррекция эмоционально-личностной сферы детей. Реализация данной программы также позволяет разнообразить жизнь детей во внеурочное время и наполнить её содержанием: изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций и т.д.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, социального педагога, психолога из МДОУ детский сад «Сказка», а также проведение совместных занятий и мероприятий с участием педагогов дополнительного образования ЦДТ «Мастер» и работников поселковой библиотеки СКК «Олимп». Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 класс – 28 часов за год (1ч в неделю); 2 класс – 34 часа за год (1 ч в неделю).
Возрастная категория детей - учащиеся 1-2 классов.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные:
знать правила этикета в разных общественных местах;
– использовать в речи разные этикетные формы приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности;
- решать коммуникативные ситуации и задачи;
- использовать правила эффективного общения в повседневной жизни;
- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение.
Личностные результаты:
- знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- считаться с мнениями и интересами других людей, проявлять внимание к ним и толерантность;
- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты;
- уважать взрослых.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
Познавательные:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.
Коммуникативные:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Планируемые результаты работы по программе:
1. Первый уровень (изменения в модели поведения школьника):
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Второй уровень (изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики):
- использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Третий уровень (изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности):
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Отслеживание и оценивание результатов обучения по программе производится в следующих формах:
Ø традиционная (опрос, наблюдение, тест, самостоятельная работа, анкетирование учащихся и родителей);
Ø нетрадиционная (соревнование, деловая игра, КВН, викторина, аукцион знаний, турнир, смотр знаний и т.д.)
1 класс (28 ч)
№
|
Тема занятия |
Количество часов |
|
теоретических |
практических |
||
1 |
Для чего люди общаются. |
1 |
|
2 |
Устное и письменное общение. |
1 |
|
3 |
Учимся представляться. |
|
1 |
4 |
Мимика и жесты. |
1 |
|
5 |
Мимика и жесты. |
|
1 |
6 |
Слова приветствия. |
1 |
|
7 |
Правила расставания. |
1 |
|
8 |
Вежливая просьба. |
1 |
|
9 |
Благодарность. |
1 |
|
10 |
Этикет вежливого общения с друзьями. |
1 |
|
11 |
Этикет вежливого общения с друзьями. |
|
1 |
12 |
Правила поведения дома. |
|
1 |
13 |
Твои поступки и твои родители |
1 |
|
14 |
Приглашение на день рождения. |
1 |
|
15 |
Правила поведения за столом. |
|
1 |
16 |
Правила гостеприимства. |
1 |
|
17 |
Правила гостеприимства. |
|
1 |
18 |
Мы – пассажиры. |
1 |
|
19 |
Мы – зрители. |
1 |
|
20 |
Мы – зрители и пассажиры. |
|
1 |
21 |
Правила поведения в общественных местах. |
|
1 |
22 |
Правила поведения в библиотеке. |
|
1 |
23 |
Разговор по телефону. |
1 |
|
24 |
Разговор по телефону. |
|
1 |
25 |
Как нужно себя вести во время разговора. |
1 |
|
26 |
Как нужно себя вести во время разговора. |
|
1 |
27 |
О вежливости по отношению к девочкам. |
1 |
|
28 |
Устный журнал «О невежах и вежливости» |
1 |
|
|
Итого: 28 |
17 |
11 |
2 класс (34 ч)
№
|
Тема занятия |
Количество часов |
|
теоретических |
практических |
||
1 |
Зачем быть вежливым. |
1 |
|
2 |
Правила культурного поведения с окружающими. |
|
1 |
3 |
Обращение к знакомым и незнакомым людям. |
1 |
|
4 |
Этикетные выражения при знакомстве. |
|
1 |
5 |
Что такое конфликт? |
1 |
|
6 |
Стили поведения в конфликте. |
1 |
|
7 |
Давайте договоримся. |
|
1 |
8 |
Правила настоящих друзей. |
1 |
|
9 |
Слово-это тоже поступок |
1 |
|
10 |
Умей понять другого. |
1 |
|
11 |
Искусство делать подарки. |
1 |
|
12 |
Искусство делать подарки. |
|
1 |
13 |
Этикетные диалоги, речевые привычки. |
1 |
|
14 |
Просьба, предложение. Скрытая просьба. |
1 |
|
15 |
Просьба, предложение. Скрытая просьба. |
|
1 |
16 |
Согласие, неопределённый ответ на просьбу, отказ. |
1 |
|
17 |
Согласие, неопределённый ответ на просьбу, отказ. |
|
1 |
18 |
Искусство делать комплименты. |
1 |
|
19 |
Комплимент и ответ на него. |
|
1 |
20 |
Школьный этикет. |
|
1 |
21 |
Чувство, характер и настроение. |
1 |
|
22 |
Настроение, чувства, тон говорящего. |
1 |
|
23 |
Моё настроение. |
1 |
|
24 |
Вежливый слушатель. |
|
1 |
25 |
Я – неповторимый человек. |
1 |
|
26 |
Мои достоинства. |
1 |
|
27 |
Мои недостатки. |
1 |
|
28 |
Как превратить недостатки в достоинства. |
1 |
|
29 |
Как стать прилежным и старательным. |
1 |
|
30 |
Я - глазами других людей. |
1 |
|
31 |
Посеешь характер – пожнёшь судьбу. |
1 |
|
32 |
Тренинг «Научись смотреть на себя со стороны» |
|
1 |
33 |
Помни о других- ты не один на свете. |
1 |
|
34 |
Театральная гостиная «Театр вежливых ребят» |
|
1 |
|
Итого: 34 |
23 |
11 |
1 класс 28 часов (1 час в неделю)
Для чего люди общаются (1ч). Речь как средство общения. Значение речи в жизни человека, её функции.
Устное и письменное общение (1ч). Виды речи – устная и письменная, их использование в повседневной жизни. Отличительные признаки разных видов речи.
Учимся представляться (1ч). Правила знакомства. Этикетные речевые выражения при знакомстве, правила вежливого общения.
Мимика и жесты (2ч). Понятие о мимике и жестах. Использование мимики и жестов в повседневной жизни. Правила их использования при общении с другими людьми. Отражение в мимике, жестах человека его характера и отношения к людям.
Анализ и разыгрывание ситуаций общения.
Слова приветствия (1ч). Этикетные формы приветствия с людьми разных возрастов и разного пола.
Правила расставания (1ч). Этикетные формы прощания с людьми разных возрастов.
Вежливая просьба (1ч). Этикетные формы выражения просьбы, адресованной незнакомому или близкому человеку.
Благодарность (1ч). Этикетные формы выражения благодарности.
Этикет вежливого общения с друзьями (2ч). Правила вежливого общения с ровесниками в разных жизненных ситуациях. Анализ и разыгрывание ситуаций общения.
Правила поведения дома (1ч). Правила поведения дома, а также правила безопасного поведения в ситуации «Один дома» (сам.раб.).
Твои поступки и твои родители (1ч). Взаимоотношения между членами семьи. Любовь, взаимопонимание и взаимопомощь в семье.
Приглашение на день рождения (1ч). Разные формы приглашения на день рождения (устная и письменная).
Правила поведения за столом (1ч). Знакомство с правилами культурного поведения за столом, их практическое закрепление в ролевой игре.
Правила гостеприимства (2ч). У тебя в гостях. Правила гостеприимства. Как вести себя в гостях. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто» Мы – зрители и пассажиры (3ч). Правила поведения в театре, кинотеатре. Правила поведения в общественном транспорте. Анализ и разыгрывание ситуаций общения.
Правила поведения в общественных местах (1ч). Магазин. Поликлиника.
Кафе. Анализ и разыгрывание ситуаций общения.
Правила поведения в библиотеке (1ч). Правила поведения в библиотеке.
Экскурсия в поселковую библиотеку.
Разговор по телефону (2ч). Правила вежливого общения по телефону.
Практикум по телефонному этикету.
Как нужно себя вести во время разговора (2ч). Правила культурного общения. Зачем нужны правила общения. Законы общения. Разыгрывание речевых ситуаций с учетом партнёра, целей и задач общения. Тест–игра «С тобой приятно общаться».
О вежливости по отношению к девочкам (1ч). О вежливом отношении к девочкам, женщинам. Правила общения и поведения в различных ситуациях (приветствие, прощание, поведение в общественных местах и общественном транспорте).
Устный журнал «О невежах и вежливости» (1ч). Итоговое занятие (групповая работа).
2 класс 34 часа (1 час в неделю)
Зачем быть вежливым (1ч). Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Этикетные речевые жанры (сам.раб.).
Правила культурного поведения с окружающими (1ч). Правила эффективного общения. Оценка своих речевых привычек. Групповая работа «Портрет культурного человека».
Обращение к знакомым и незнакомым людям (1ч). Обращение к взрослому знакомому человеку. Обращение к незнакомому человеку. Разговор с незнакомцем на улице. Разговор по телефону.
Этикетные выражения при знакомстве (1ч). Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку, предупредительность и вежливость. Обращение по фамилии, имени, отчеству, уменьшительному и полному имени. Тренинг «Здравствуй, это я»
Конфликт (3ч). Понятие «конфликт». Причины возникновения конфликта и способы его разрешения. Компромисс. Как предотвратить конфликт. (сам.раб.)
Правила настоящих друзей (1ч). Понятие «друг», «товарищ», «приятель».
Каким должен быть настоящий друг. Групповая работа «Правила дружбы».
Слово-это тоже поступок (1ч). Слово веселит, огорчает, утешает. О важности каждого сказанного слова. Ответственность человека за свои слова и поступки.
Умей понять другого (1ч). Правила эффективного общения. Как нужно вести себя во время разговора. Начало разговора, умение говорить и слушать других. Анализ и разыгрывание речевых ситуаций.
Искусство делать подарки (2ч). Зачем и когда делают подарки. Как выбрать и вручить подарок. Тест «Памятка дарителя». Занятие-практикум «Искусство делать подарки» (совместное мероприятие с родителями).
Этикетные диалоги, речевые привычки (1ч). Этикетные речевые жанры. Этикетные диалоги, речевые привычки. Роль вежливого, тактичного взаимодействия для решения коммуникативных задач. Оценка своих речевых привычек.
Просьба, предложение. Скрытая просьба (2ч). Этикетные формы выражения просьбы, предложения. Особенности «скрытой» просьбы. Анализ и разыгрывание речевых ситуаций.
Согласие, неопределённый ответ на просьбу, отказ (2ч). Этикетные формы выражения согласия в ответ на просьбу, формулировка неопределённого ответа.
Вежливый отказ. Категоричный отказ. Анализ и разыгрывание речевых ситуаций.
Комплимент (2ч). Комплимент как особая форма похвалы, выражения одобрения, восхищения внешним видом человека, его манерами, чертами характера. Занятие-практикум «Искусство делать комплименты» (совместное мероприятие с родителями).
Школьный этикет (1ч). Этикет школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вежливый диалог учителя и ученика. Вежливое и доброжелательное отношение к сверстникам. Типичные этикетные ошибки (грубость, ябедничество и др.).
Анализ и разыгрывание речевых ситуаций.
Чувство, характер и настроение (3ч). Понятия «чувство», «эмоции»,
«настроение». Что такое «характер» человека. Определение настроения, тона и чувств говорящего по мимике, жестам, словам и поведению во время разговора. Определение своего настроения. Тренинг «Способы регулирования своего настроения».
Вежливый слушатель (1ч). Этикет говорящего и слушающего. Представление о правилах хорошего слушания, восприятие собеседника, проявление доброжелательности к людям. Умение внимательно выслушивать взрослых и ровесников. Тест «Умеете ли вы слушать».
Я – неповторимый человек (5ч). Уникальность и неповторимость каждого человека. Умение определить свои достоинства и недостатки по мыслям и поступкам. Тест «Каков я». Как бороться со своими недостатками (сам.раб.).
Я - глазами других людей (1ч). Игровое занятие. Игра «Ромашка» (что о тебе думают другие люди).
Посеешь характер – пожнёшь судьбу (2ч). Влияние положительных и отрицательных черт характера человека на его дальнейшую судьбу. Тренинг «Научись смотреть на себя со стороны».
Помни о других - ты не один на свете (1ч). Поведение в коллективе, в семье, в кругу друзей. Умение встать на место другого человека. Речевые формулы, помогающие избежать конфликтов между друзьями.
Театральная гостиная «Театр вежливых ребят» (1ч). Итоговое
Каждое занятие по данной программе – это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Благодаря специально разработанным играм, упражнениям и тренингам у детей формируются эмоционально –мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
На занятиях используются следующие современные образовательные технологии:
• технологии личностно-ориентированного обучения;
• игровые технологии;
• технологии интегрированного обучения;
• проблемное обучение;
• здоровьесберегающие технологии;
• технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения;
• информационные технологии;
• технология обучения в сотрудничестве.
Использование данных современных образовательных технологий позволяет проводить занятия так, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником, а не пассивным слушателем.
Для решения поставленных задач используются следующие методы и приёмы:
1. Методы словесной передачи информации и слухового её восприятия (беседа, рассказ, дискуссия, тренинг общения);
2. Методы наглядной передачи информации и зрительного её восприятия
(презентация, видеофильм, аудиозапись);
3. Методы стимулирования и мотивации:
а) эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха, выбор задания);
б) познавательные (создание и разыгрывание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры – драматизации), выполнение творческих заданий, упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера );
в) социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы);
4. Методы контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, взаимоопрос, тест, самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Используемые методы и приёмы организации обучения способствуют совершенствованию навыков культурного общения и поведения учащихся начальной школы, повышению культуры речи, её выразительных возможностей, развивают такие полезные качества, как умение считаться с интересами и вкусами людей, доброжелательность по отношению к окружающим, умение анализировать свои поступки, оценивать свои ошибки.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Для отработки речевых умений и навыков применяются различные формы организации:
• коллективное и групповое выполнение задания;
• выполнение задания в парах;
• самостоятельное выполнение поставленной задачи, задания;
• самостоятельное выполнение задания с последующим обсуждением.
Большое внимание уделяется обсуждению различных речевых ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и тестированию.
Поскольку одной из задач данной программы внеурочной деятельности является развитие коммуникативных УУД, а также навыков эффективного общения, важной необходимостью является интеграция с уроками литературного чтения, русского языка, в частности, с уроками развития речи. Некоторые темы занятий по данной программе совпадают с темами предмета «Окружающий мир» в 1 и 2 классах, поэтому результативны интегрированные занятия с этим предметом.
В ходе реализации программы используются следующие типы занятий:
• вводное занятие;
• занятие-исследование по углублению и совершенствованию знаний, умений и навыков;
• практическое занятие;
• интегрированное занятие;
• занятие-игра по обобщению и систематизации знаний;
• занятие по контролю знаний, умений и навыков;
• комбинированная форма организации занятий, включающая элементы игры.
При обучении используются современные учебные материалы:
§ аудио- и видеоматериалы;
§ учебные пособия;
§ электронные учебные пособия;
§ электронные тесты;
§ презентации;
§ дидактический материал для индивидуальной, парной и групповой работы.
Для того чтобы программа могла быть успешно реализована, учебные занятия строятся так, чтобы каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорил, слушал, анализировал, делал выводы.
Занятия по программе позволяют проявить и сформировать лучшие человеческие качества: взаимопомощь, открытость новому опыту, коммуникабельность, способность принимать конструктивные решения, неконфликтность. Они помогут понять детям, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни человека.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Печатные пособия
- дидактический материал (карточки с заданиями, памятки, алгоритмы выполнения заданий, тесты)
- демонстрационный материал (предметные и сюжетные картинки).
Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя:
- классная доска с креплением для таблиц;
- магнитная доска;
- персональный компьютер с принтером;
- ксерокс;
- мультимедийный проектор; - интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
- видеоматериалы; - мультимедийные ОР; - презентации.
Оборудование класса
- ученические столы двухместные с комплектов стульев;
- стол учительский с тумбой;
- компьютерный стол;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования.
1. Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: учеб. Для 1 кл. четырёхлет. нач. шк.- Москва:Просвещение, 1997
2. Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н.В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: учеб. Для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. - Москва:Просвещение,
1997
1. Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М: Просвещение, 1990
3. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. - Москва: Просвещение, 1980
4. Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах. - Москва: Просвещение, 1996 5. Григорян А.Б., Зуева У.Н. Воспитание учащихся на этикетных традициях народов: Речевой этикет. Пособие для учителя. – Москва: Просвещение, 2006 6. Жизненные навыки / Под.ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения.- Москва: Просвещение , 2000
7. Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996
8. Максименко Н.А. Практический курс обучения детей младшего школьного возраста основам коммуникации.//Спутник классного руководителя. 1 - 4 классы.// - Волгоград: Учитель, 2007
9. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы.- Ярославль: Академия развития, 2004
10. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. - Москва: АРКТИ, 2007.
11. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Кн. для учащихся - Москва: Просвещение, 2008
12. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. – Москва: Просвещение, 1997
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.