Программа "Мир возможностей" как пространство для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья обучающихся
Оценка 4.7

Программа "Мир возможностей" как пространство для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья обучающихся

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа
9 кл—11 кл
21.11.2024
Программа "Мир возможностей" как пространство для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья обучающихся
В статье рассматривается практический опыт развития коммуникации и эмоциональной сферы обучающихся в образовательном пространстве, формирования адекватной самооценки и умения выражать собственные мысли, активного командообразования в условиях определенной группы. Работа заключается в формировании психологического здоровья детей, потребности в саморазвитии, активизации процесса самопознания, где каждый участник проживает «маленькую жизнь», что позволяет получить детям опыт настоящей жизни.
Статья программы Мир возможностей.docx

Программа «Мир возможностей»
как пространство для сохранения и укрепления
психофизиологического здоровья обучающихся

 

Аннотация: в докладе рассматривается практический опыт развития коммуникации и эмоциональной сферы обучающихся в образовательном пространстве, формирования адекватной самооценки и умения выражать собственные мысли, активного командообразования в условиях определенной группы. Работа заключается в формировании психологического здоровья детей, потребности в саморазвитии, активизации процесса самопознания, где каждый участник проживает «маленькую жизнь», что позволяет получить детям опыт настоящей жизни.

 

Ключевые слова: психологическое здоровье обучающихся. Формирование психологического здоровья детей. Активизация процесса самопознания. Активное командообразование.

 

В настоящее время психологическая помощь становится все более и более востребованной. С одной стороны, это связано с возрастанием числа трудных жизненных ситуаций, спровоцированных социальными и экономическими аспектами жизни, с увеличением числа стихийных бедствий, случаев морального, физического насилия в обыденной жизни. С другой стороны, кризисное переживание может возникать не только в экстремальной ситуации. Любое значимое изменение жизненной ситуации или внутренней позиции может переживаться как кризис. Несовершеннолетние в этой ситуации являются наиболее уязвимыми, и именно им требуется помощь, чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причина других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. Поэтому создание и реализация программы «Мир возможностей» для работы с детьми школьного возраста по формированию психологического здоровья детей, потребности в саморазвитии, активизации процесса самопознания стало необходимым и своевременным. Программа была создана и реализуется с 2023 года, первая реализация была организована в летнем тренинговом лагере МБУ ДО ЦПМСС «ДРУГой мир. Создано детьми». Она является профилактической и предназначена для обучающихся образовательных учреждений как начальных, так и старших классов.

Основным направлением данной программы является коммуникация и развитие эмоциональной сферы, формирование адекватной самооценки и умения выражать собственные мысли, активное командообразование в условиях определенной группы. Больше всего времени дети проводят в школе. Учебный год длится с сентября по май, естественно, дети устают не только физически, но и морально: высокая учебная нагрузка, плотный график внеклассных занятий, завышенные ожидания со стороны взрослых, проблемы в коммуникации не только со взрослыми, но и с ровесниками и т.д. Сильная утомляемость у детей после школы приобрела весьма распространенный характер. Случается так, что учителя в школе могут запугивать детей плохими оценками. Тогда ребенок начинает волноваться, постоянно думать об этом и вспоминать грозный тон учителя. Родители тоже угрожают ему, что если он не получит хорошую отметку за этот год, то будет каким-то образом наказан. Все это вполне может привести к эмоциональному истощению.

Программа построена таким образом, что охватывает каждого отдельно взятого участника; способствует развитию мотивации детей к познанию, творческому выражению индивидуальности. Призвана всесторонне удовлетворять потребности детей, и направлена на обеспечение их полноценного и содержательного эмоционального отдыха через разнообразные виды деятельности: художественно-эстетическое творчество; декоративно-прикладное творчество; интеллектуальное развитие; досуг; социально-психологическую адаптацию.

Реализация программы позволяет организовать для детей процесс снижения эмоционального напряжения. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь. Этим и обусловлена организация данной тренинговой программы. Немаловажным фактором выступает и то, что сплочение группы способствует снижению межличностных конфликтов между подростками.

Проблемы организации тренинговых занятий вытекают из объективных противоречий:

·         между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

·         педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях образовательного процесса.

Программа ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение учебного года. 

Программа является пространством для  сохранения и укрепления психофизического здоровья. Каждый участник проживает «маленькую жизнь», что позволяет получить детям опыт настоящей жизни. Программа позволяет решить три последовательные задачи: 1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир. 2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми. 3. Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов. Так же она заложена в следующих ее качествах:

·         Социальная полезностьу детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, коммуникативные навыки.

·         Многообразие направлений деятельности – образовательная программа предлагает весь спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый воспитанник получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свою самооценку и статус.

Цель программы: формирование психологического здоровья детей, потребности в саморазвитии, активизация процесса самопознания.

Основные задачи программы:

·         Осуществление психофизического оздоровления детей (снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося за период обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии.

·         Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции, сотрудничества детей.

·         Помощь в развитии осознанного отношения к своему поведению через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего тренингового лагеря.

Чтобы профилактическая деятельность была эффективной, недостаточно только правильно определить ее целевую направленность. Необходимо также подобрать адекватные и эффективные методы достижения поставленных целей. В данной программе цели достигаются посредством погружения в игровое пространство. В игре дети могут проиграть различные ситуации. При этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно, но когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно – он уже знает, как надо поступить. Следовательно, игра способствует действенному осознанию.

Результативность проведенной работы по данной программе можно оценить изменениями в знаниях, установках, эмоциональном состоянии подростков.

Ожидаемые результаты:

1.      Приобретение базовых умений конструктивного разрешения ситуаций, требующих быстрых решений.

2.      Укрепление навыков поведенческой саморегуляции.

Опыт позитивного взаимодействия в условиях коллективной деятельности.

Данное направление работы с обучающимися эффективно и довольно популярно в образовательных учреждениях. На это указывает тот факт, что программа на данный момент реализуется в образовательном учреждении, а также адаптирована для реализации подросткового клуба при МБУ ДО ЦПМСС.

 

Литература

1.      Артамонова,  Л. Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий/Л.Е. Артамонова. – Москва: ВАКО, 2006. – 288 с.

2.      Афанасьев,  С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С.П. Афанасьев, С.В.Коморин. – Москва, 1998.

3.      Гончарова, Е. И Школьный летний лагерь / И.Е. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко – Москва: ВАКО, 2004. – 192 с.

4.      Кувватов,  С. А. Активный отдых детей на свежем воздухе / С.А. Кувватов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 311 с.

5.      Лобачёва,  С. И. Загородный летний лагерь / С.И. Лобачева, В.А. Великородная. – Москва: ВАКО, 2006. – 208 с. 

6.      Лобачёва,  С. И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы / С.И. Лобачева. – Москва: ВАКО, 2007. – 208 с.

7.      Лобачева,  С. И. Справочник вожатого / С.И. Лобачева, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2007. – 192 с.

8.      Матвеева,  Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек / Е.М. Матвеева. – Москва: Глобус, 2007. – 206 с.

9.      Обухова,  Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы) / Л. А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2008. – 288 с.

10.  Руденко,  В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых / В. И. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224 с.


 

Программа «Мир возможностей» как пространство для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья обучающихся

Программа «Мир возможностей» как пространство для сохранения и укрепления психофизиологического здоровья обучающихся

Больше всего времени дети проводят в школе

Больше всего времени дети проводят в школе

Программа является пространством для сохранения и укрепления психофизического здоровья

Программа является пространством для сохранения и укрепления психофизического здоровья

Приобретение базовых умений конструктивного разрешения ситуаций, требующих быстрых решений

Приобретение базовых умений конструктивного разрешения ситуаций, требующих быстрых решений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2024