Программа
«Мир возможностей»
как пространство для сохранения и укрепления
психофизиологического здоровья обучающихся
Аннотация: в докладе рассматривается практический опыт развития коммуникации и эмоциональной сферы обучающихся в образовательном пространстве, формирования адекватной самооценки и умения выражать собственные мысли, активного командообразования в условиях определенной группы. Работа заключается в формировании психологического здоровья детей, потребности в саморазвитии, активизации процесса самопознания, где каждый участник проживает «маленькую жизнь», что позволяет получить детям опыт настоящей жизни.
Ключевые слова: психологическое здоровье обучающихся. Формирование психологического здоровья детей. Активизация процесса самопознания. Активное командообразование.
В настоящее время психологическая помощь становится все более и более востребованной. С одной стороны, это связано с возрастанием числа трудных жизненных ситуаций, спровоцированных социальными и экономическими аспектами жизни, с увеличением числа стихийных бедствий, случаев морального, физического насилия в обыденной жизни. С другой стороны, кризисное переживание может возникать не только в экстремальной ситуации. Любое значимое изменение жизненной ситуации или внутренней позиции может переживаться как кризис. Несовершеннолетние в этой ситуации являются наиболее уязвимыми, и именно им требуется помощь, чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причина других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. Поэтому создание и реализация программы «Мир возможностей» для работы с детьми школьного возраста по формированию психологического здоровья детей, потребности в саморазвитии, активизации процесса самопознания стало необходимым и своевременным. Программа была создана и реализуется с 2023 года, первая реализация была организована в летнем тренинговом лагере МБУ ДО ЦПМСС «ДРУГой мир. Создано детьми». Она является профилактической и предназначена для обучающихся образовательных учреждений как начальных, так и старших классов.
Основным направлением данной программы является коммуникация и развитие эмоциональной сферы, формирование адекватной самооценки и умения выражать собственные мысли, активное командообразование в условиях определенной группы. Больше всего времени дети проводят в школе. Учебный год длится с сентября по май, естественно, дети устают не только физически, но и морально: высокая учебная нагрузка, плотный график внеклассных занятий, завышенные ожидания со стороны взрослых, проблемы в коммуникации не только со взрослыми, но и с ровесниками и т.д. Сильная утомляемость у детей после школы приобрела весьма распространенный характер. Случается так, что учителя в школе могут запугивать детей плохими оценками. Тогда ребенок начинает волноваться, постоянно думать об этом и вспоминать грозный тон учителя. Родители тоже угрожают ему, что если он не получит хорошую отметку за этот год, то будет каким-то образом наказан. Все это вполне может привести к эмоциональному истощению.
Программа построена таким образом, что охватывает каждого отдельно взятого участника; способствует развитию мотивации детей к познанию, творческому выражению индивидуальности. Призвана всесторонне удовлетворять потребности детей, и направлена на обеспечение их полноценного и содержательного эмоционального отдыха через разнообразные виды деятельности: художественно-эстетическое творчество; декоративно-прикладное творчество; интеллектуальное развитие; досуг; социально-психологическую адаптацию.
Реализация программы позволяет организовать для детей процесс снижения эмоционального напряжения. Для восполнения энергозатрат необходима комплексная поддержка и помощь. Этим и обусловлена организация данной тренинговой программы. Немаловажным фактором выступает и то, что сплочение группы способствует снижению межличностных конфликтов между подростками.
Проблемы организации тренинговых занятий вытекают из объективных противоречий:
· между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
· педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях образовательного процесса.
Программа ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуется в течение учебного года.
Программа является пространством для сохранения и укрепления психофизического здоровья. Каждый участник проживает «маленькую жизнь», что позволяет получить детям опыт настоящей жизни. Программа позволяет решить три последовательные задачи: 1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир. 2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми. 3. Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов. Так же она заложена в следующих ее качествах:
· Социальная полезность – у детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, коммуникативные навыки.
· Многообразие направлений деятельности – образовательная программа предлагает весь спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый воспитанник получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свою самооценку и статус.
Цель программы: формирование психологического здоровья детей, потребности в саморазвитии, активизация процесса самопознания.
Основные задачи программы:
· Осуществление психофизического оздоровления детей (снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося за период обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии.
· Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции, сотрудничества детей.
· Помощь в развитии осознанного отношения к своему поведению через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего тренингового лагеря.
Чтобы профилактическая деятельность была эффективной, недостаточно только правильно определить ее целевую направленность. Необходимо также подобрать адекватные и эффективные методы достижения поставленных целей. В данной программе цели достигаются посредством погружения в игровое пространство. В игре дети могут проиграть различные ситуации. При этом оценка своего состояния и поведения осуществляется подспудно, но когда возникнет необходимость сделать выбор, он поступит правильно – он уже знает, как надо поступить. Следовательно, игра способствует действенному осознанию.
Результативность проведенной работы по данной программе можно оценить изменениями в знаниях, установках, эмоциональном состоянии подростков.
Ожидаемые результаты:
1. Приобретение базовых умений конструктивного разрешения ситуаций, требующих быстрых решений.
2. Укрепление навыков поведенческой саморегуляции.
Опыт позитивного взаимодействия в условиях коллективной деятельности.
Данное направление работы с обучающимися эффективно и довольно популярно в образовательных учреждениях. На это указывает тот факт, что программа на данный момент реализуется в образовательном учреждении, а также адаптирована для реализации подросткового клуба при МБУ ДО ЦПМСС.
Литература
1. Артамонова, Л. Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий/Л.Е. Артамонова. – Москва: ВАКО, 2006. – 288 с.
2. Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С.П. Афанасьев, С.В.Коморин. – Москва, 1998.
3. Гончарова, Е. И Школьный летний лагерь / И.Е. Гончарова, Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко – Москва: ВАКО, 2004. – 192 с.
4. Кувватов, С. А. Активный отдых детей на свежем воздухе / С.А. Кувватов. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 311 с.
5. Лобачёва, С. И. Загородный летний лагерь / С.И. Лобачева, В.А. Великородная. – Москва: ВАКО, 2006. – 208 с.
6. Лобачёва, С. И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы / С.И. Лобачева. – Москва: ВАКО, 2007. – 208 с.
7. Лобачева, С. И. Справочник вожатого / С.И. Лобачева, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2007. – 192 с.
8. Матвеева, Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек / Е.М. Матвеева. – Москва: Глобус, 2007. – 206 с.
9. Обухова, Л. А. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы) / Л. А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. – Москва: ВАКО, 2008. – 288 с.
10. Руденко, В. И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы для вожатых / В. И. Руденко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.