Проект для детей группы раннего возраста "Ты мой друг, я твой друг"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Играть не ссорясь. Помогать друг другу. Обращаться с просьбой спокойно
Иконка файла материала Ты мой друг, я твой друг.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практико-ориентированный проект в группе раннего возраста.

Тема "Ты мой друг, я твой друг".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  1. Паспорт проекта.

Тип проекта: познавательный, игровой.

Сроки проведения: с 9.12.2024 г. по 11. 12.2024 г.

Участники проекта: дети, воспитатели.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Цель проекта: Формирование у детей готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Задачи проекта:

1.Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

  1. Развивать общение и взаимодействие со сверстниками.
  2. Воспитывать отрицательное отношение к грубости и жадности.

 

Актуальность темы.

Социально-коммуникативное развития детей дошкольного возраста — это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент, без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем. Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становится неспособным выстраивать, даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.

Проблема.

Дети раннего возраста не могут самостоятельно усвоить нормы и ценности, принятые в обществе. И тем более, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Почти любое их взаимодействие, приводит к конфликтам. Дети ссорятся из-за игрушек, применяют физическую силу и даже кусают друг друга. На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили, ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцируют конфликт. Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И вряд ли, такой ребенок вырасти общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.

Формы организации работы с детьми по проекту.

  • Совместная деятельность педагога с детьми (познавательная, игровая, продуктивная).
  • Самостоятельная деятельность детей: рассматривание фотоальбомов с изображениями детей группы, совместные игры в разных центрах группы (кукольный уголок, уголок творчества, музыкальный и т. д.)

 

Прогнозируемые результаты.

Дети должны знать:

Правила безопасного поведения в быту.

Элементарные правила вежливого обращения (здороваться, прощаться).

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Дети должны уметь: 

Играть не ссорясь.

Помогать друг другу.

Обращаться с просьбой спокойно.

Дети должны иметь представление

О многообразии совместных игр.

О моральных и нравственных качествах.

 

Продукты проекта: 

Фотоальбом «Играем вместе дружно»

Картотеки: коммуникативных, подвижных игр, игры с музыкальным сопровождением, аудиозаписи к ним, художественного слова.

Методы проекта.

  • Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения, словесные инструкции.
  • Игровые: хороводные игры, подвижные игры, коммуникативные игры, игры по социализации.

Ресурсное обеспечение.

  • Материально-техническое (компьютер, фотоаппарат, музыкальный центр, аудиозаписи).
  • Методический инструментарий.
  • Наглядный материал: иллюстрации «Игры детей».

 

Базисный компонент: Работа по проекту проводилась в рамках программы «От рождения до школы» авторов Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

 

  1. Этапы работы над проектом.

Проект «Ты мой друг, а я твой друг» реализуется в ІV этапа:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей 

І этап-подготовительный

Формирование цели и задач проекта.

Сбор и анализ литературы по данной теме.

Составление плана работы.

Определение содержания, методов, форм работы с детьми.

Подборка художественного слова, хороводных, подвижных, коммуникативных игр, иллюстративного материала.

Вхождение в проблему.

Принятие цели, задач.

Содействуют в дополнении задач, видов деятельности, материала, пособий, атрибутов.

ІІ этап-

практический

Создают условия.

Планирование и организация деятельности.

Беседы, чтение художественной литературы.

Картотеки подвижных, хороводных, коммуникативных игр.

Продуктивная деятельность.

Анкетирование родителей.

Формирование специфических знаний, умений и навыков.

ІІІ этап-

оценочно-рефлексивный

Фотоальбом «Играем вместе дружно»

Анализ, выводы по реализации проекта

Оформление опыта работы.

Участвуют в мероприятиях.

Рефлексия, вопросы к детям по реализации проекта.

 

Содержание работы над проектом по этапам

I этап – подготовительный

Цель: формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, подборка необходимого материала по теме проекта.

Содержание: 

  • Формирование  мотива к деятельности детей, родителей.
  • Подбор фотоматериала, иллюстрации по теме. 
  • Подбор познавательной детской художественной литературы по теме.
  • Подбор методической литературы.
  • Разработать план недели проекта.
  • Составить план взаимодействия с родителями.
  • Составление анкет для родителей.
  • Разработка конспектов ООД.
  • Подбор игр и атрибутов для них.
  • Подбор ТСО
  • Подбор учебно-наглядных пособий.

 

ІІ этап – практический

Цель: Формирование у детей опыта поведения в среде сверстников.

Содержание работы по образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»

Содействовать развитию совместной игровой деятельности.

Приобщать к правилам безопасного поведения в процессе игровой деятельности.

Формировать умение согласовывать свои действия во время игр с другими детьми.

Беседы:

Беседа «Что такое доброта»

Беседа «Игры без ссор»

Беседа «Каким должен быть друг»

Беседа «Давай помиримся»

Беседа «Вежливые слова»                                              (Приложение №1)

 

Коммуникативные игры: «Ласковое имя», «Покажу, как я люблю», «Ласковый ребёнок», «Вместе играем», «Наше солнце».           

 (Приложение №2)  

 

Игры по социализации: «Вот Я», «Я – Ты», «Передай мяч», «Кто это?», «Кто спрятался?».                                                                (Приложение №3)

«Познавательное развитие»

Формирование познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

 

ООД «Рассматривание фотографий детей». О.Э. Литвинова стр. 76 «Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста».

«Речевое развитие»

Обогатить и активизировать тематический словарь детей.

Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» В.В.Гербова стр.33 «Развитие речи в детском саду» 

Игра – занятие: Чтение немецкой народной песенки «Три весёлых братца» В.В.Гербова стр.37 «Развитие речи в детском саду».

Чтение художественной литературы: 

Сказки: «Теремок», «Репка», «Под грибом».

Стихи: «Про дружбу», «Подарок», «Подружки», «Много у меня друзей», «В детском садике детишки».                                         (Приложение №4)

«Физическое развитие»

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

Подвижные игры: «Поезд», «Саночки-парный»,

Хороводные игры: «Карусели», «Каравай», «Шарик», «Пузырь»

(Эти игры могут проводиться, под музыкальное сопровождение, аудиозапись.)

ІІІ этап – оценочно-рефлексивный

Цель: Обобщение знаний детей о совместных играх со сверстниками. 

      Проект «Ты мой друг, а я твой друг» реализовался с воспитанниками второй группы раннего возраста № 1 «Ромашки». В ходе реализации проекта игровой опыт детей обогащался. Совместная игровая деятельность обогащалась яркими впечатлениями, эмоциями, активизацией словаря. Дети стали проявлять интерес к совместным играм, а так же развились и их коммуникативные способности.

      Дети стали более, внимательно и доброжелательно, относиться к друг, другу. Появилось желание помочь товарищу. 

      Мы уверены, что полученные знания дети будут использовать в своей дальнейшей социальной жизни. 

ІV этап – презентационный

Оформление фотоальбома «Играем вместе дружно».

Оформление опыта работы в пед.кабинет по проекту «Ты мой друг, а я твой друг».

Презентация проекта на Педагогическом совете.

Приложение к проекту «Ты мой друг, а я твой друг».

Приложение №1

БЕСЕДЫ

«Что такое доброта»

Цель: Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки.

« Давай помиримся»

Цель: Развивать умение сдерживать негативное побуждение,  избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

«Игры без ссор»

Цель: Формировать представление о том, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш, не дразнить его.

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий.

«Каким должен быть друг»  

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.                   

 

Приложение №2

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

Игра «Ласковое имя»

Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребёнка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребёнка, стоящего в центре круга. 

 

Игра «Покажу, как я люблю»

Цель: способствовать формированию у детей умение любить окружающих. 

Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один и ребят превращается в маму,  другой – в её сыночка, и показывает, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.

 

Игра «Ласковый ребёнок»

Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером. 

Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая» Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить  все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребёнка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.

 

Игра «Вместе играем»

Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Оборудование: парные игрушки (шарик-желобок, паровозик-вагончик, машинка-кубики). 

Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».

 

Игра «Наше солнце»

Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе. 

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

 

Приложение №3 

ИГРЫ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ

Игра «Кто это?»

Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».

Игра «Вот Я!»

Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит он и присаживается за спинкой стула. — Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.

Вариант. Игра проводится с использованием шляпы.

Игра «Передай мяч»

Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка.

Оборудование: большой легкий мяч.

Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя «то по имени (на, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.

 

Игра «Я – ТЫ»

Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ребенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя — «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. «Скажи, я — Петя, ты — Ваня.» Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребенка (местоимение «я»), затем на сверстника (местоимение «ты»). Такая же процедура проводится и со вторым ребёнком.

Игра «Кто спрятался?»

Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: яркий платок.

Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.

Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка.

Игру можно повторить несколько раз.

 

Приложение №4

Стихи про дружбу

Про дружбу

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

(Юрий Энтин)

Подарок

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей:

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки –

Любимая была!

Но всё же я подружке

Игрушку отдала. (Елена Благинина)

Подружки

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без дружки!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала –

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам!».

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!».

(А. Кузнецова)

Много у меня друзей

Много у меня друзей:

Лена, Танечка, Сергей.

С Леной песенки поём,

С Таней мы гулять пойдём,

А Серёжке целый день

Нас дразнить совсем не лень!

В школе дружно мы живём:

Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,

О других таких же детях,

Как они живут и чем

Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –

Ане, Вите, Насте, Диме,

Все мы – лучшие друзья,

Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём,

В школе весело живём.

Пусть учительница верит –

Мы её не подведём!

(Валентина Бережная)

 

 

В детском садике детишки…

В детском садике детишки

Все такие шалунишки!

На прогулку вышли дети.

Раз! – несётся с горки Петя.

Два! – за ним летит Ванюша.

Три! – на карусели Ксюша.

А четыре! – в доме Коля.

Пять! – стоит с ведёрком Оля.

Шесть! – с мячом играет Митя.

Семь! – с коня слезает Витя.

Восемь! – с куклою Наташа.

Девять! – рядом скачет Маша.

Десять! – по дорожке Федя

Едет на велосипеде.

А теперь наоборот:

Десять! – на велосипеде

По дорожке едет Федя!

Девять! – бойко скачет Маша.

Восемь! – c куклою Наташа.

Семь! – с коня слезает Витя.

Шесть! – бросает мячик Митя.

Пять! – ведёрком машет Оля.

А четыре! – в доме Коля.

Три! – на карусели Ксюша.

Два! – с горы летит Ванюша.

Раз! – внизу хохочет Петя.

Нет дружней ребят на свете!

(Сергей Волков).


 

Скачано с www.znanio.ru